ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-239/2008 от 26.11.2008 АС Чукотского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                          Дело № А80-239/2008

«01» декабря 2008 г.

Резолютивная часть оглашена 26 ноября 2008 г.

В полном объеме изготовлено 01 декабря 2008 г.

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

в составе:

судьи Овчинниковой Марии Юрьевны

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кольцюком М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия «ЧукотАВИА»

о признании незаконным решения № 86/11-56 от 05.06.2008 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа и обязании включить в сведения о работе бортоператоров Ручкина И.А. и Матвеева В.И. коды стажа на соответствующих видах работ

при участии представителей

от заявителя –  Малов  П.В. по доверенности от 10.07.2007 № 2740,

от ответчика – Зюкин А.Ю. по доверенности от 01.10.2007 № 26,

                          Литвинова Л.В. по доверенности от 20.12.2007 № 32

у с т а н о в и л :

Федеральное  государственное унитарное предприятие «ЧукотАВИА» обратилось (далее – ФГУП «ЧукотАВИА», Предприятие) в суд с заявлением о признании незаконным решения № 86/11-56 от 05.06.2008 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа (далее – Управление) и обязании включить в сведения о работе бортоператоров Ручкина И.А. и Матвеева В.И. коды стажа на соответствующих видах работ для исчисления льготной пенсии.

Определением суда от 08.09.2008 заявление оставлено без движения в связи с несоблюдением заявителем при обращении в суд с заявлением требований, установленных ст.ст. 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением суда от 22.09.2008 заявление принято к производству.

Определением суда от 20.11.2008 в судебном заседании объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 26.11.2008 в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.

В обоснование своих требований заявитель указал, что по итогам работы Комиссии о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнении индивидуального лицевого счета в части трудового (страхового) стажа, было вынесено решение № 86/11-56, которым исключено из индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц - бортоператоров, поданных Предприятием в Управление, кодов стажа, дающего право на льготную пенсию, на соответствующих видах работ, что нарушает права и законные интересы заявителя. Заявитель считает, что все необходимые документы в подтверждение стажа работников были представлены Управлению, и  изменение кодов в отношении застрахованных лиц противоречит п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 3, ч. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», п. 34 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, Постановлению от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Представитель ответчика требования о незаконности вынесенного решения не признал, сославшись на то, что бортоператоры не относятся к категории лиц, трудовая деятельность которых дает право на льготную пенсию как летному составу, ввиду того, что они относятся к кабинному экипажу воздушных судов, а право на льготную пенсию, предусмотренную п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют только лица, осуществляющие свою трудовую деятельность в составе летного экипажа. Установив, что Предприятие подало недостоверные сведения в отношении застрахованных лиц, Управление вынесло оспариваемое решение, которым откорректировало коды стажа работы бортпроводников.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 18 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно возлагает на них какие-либо обязанности.

С учетом вышеназванных норм суд проверяет правомерность действий Управления по исключению из сведений о застрахованных лицах по расчетному периоду 2007 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, проставленного страхователем кода «самолет», стаж работы по которому дает право на досрочное назначение пенсии.

Из материалов дела следует, что в Отделение ПФР по Анадырскому району поступили документы, представленные страхователем – сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год, в том числе данные о стаже на соответствующих видах работ бортоператоров, работающих в ФГУП «ЧукотАВИА».

При проведении камеральной проверки, по мнению страховщика, в представленных документах выявлены недостоверные индивидуальные сведения  на соответствие специального стажа, в связи с чем, 07.03.2008 составлен протокол проверки, в котором указано, что Предприятию в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Отделения ПФР по ЧАО от 23.04.2007 предлагалось, для зачета периодов работы бортоператоров, в льготный стаж в соответствии с п.п.13, п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», представить документальное подтверждение выполнения бортоператорами специальных работ. На момент проведения проверки,  ФГУП «ЧукотАВИА» документы не представлены. На основании этого начальник Отдела ПФР по Анадырскому району просит исключить у бортоператоров из представленных сведений специальный стаж (код «СПЕЦАВ», «САМОЛЕТ») у бортоператоров.

На вышеуказанный протокол проверки, Предприятие своим письмом указало на то, что внесение корректировки в индивидуальные сведения по бортоператорам противоречит  п.п. 13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В связи с неисполнением решения заседания Комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан ГУ – Отделения ПФ РФ по Чукотскому автономному округу (Протокол № 3 от 23.04.2007) Управлением было принято решение  по итогам работы Комиссии о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнении индивидуального лицевого счета в части трудового (страхового) стажа № 86/11-56 от 05.06.2008, которым  произведена корректировка сведений в отношении бортоператоров и из сведений о работе исключены коды стажа на соответствующих видах работ.

При этом в тексте решения отсутствует решение о непринятии конкретного периода работы в зачет специального стажа в отношении рассматриваемых работников. Как следует из текста оспариваемого решения, основанием этому послужил факт письменного отказа Предприятия от 20.03.2008 № 269 внести исправления в недостоверные данные о стаже бортоператоров, выявленные при проверке ИС за 2007 год.

Права и обязанности страхователя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, регламентированы ст.ст. 15 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также Инструкцией «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной постановлением правительства РФ от 15.03.1997 № 318.

Согласно перечисленным нормам указанного Федерального закона, а также положениям Инструкции, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. Он также имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом органы Пенсионного фонда РФ вправе требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки,  территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях, а также о необходимости их устранения и представления в территориальный орган в двухнедельный срок уточненных данных.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений о застрахованных лицах. Корректировка сведений о застрахованных лицах осуществляется территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации. Решение сообщается страхователю и застрахованным лицам.

Исследуя правомерность действий территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по принятию решения о корректировке данных по коду стажа работы в сведениях, представленных Предприятием по основанию, указанному в оспариваемом решении, суд пришел к следующему.

Протоколом № 3 заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ОПФ по Чукотскому автономному округу от 23.04.2007 было признано, что периоды работы бортоператоров в особых условиях труда в соответствии с п.п. 13, п. 1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (работа в летном составе ГА) могут быть засчитаны в указанный стаж при условии документального подтверждения выполнения ими специальных работ и предложено ФГУП «ЧукотАВИА» представить в Управление  корректирующие ИС за  1999-2006 г.г. дополнительные документы, подтверждающие выполнение ими специальных работ. Указанным протоколом предписано, что в случае непредставления дополнительных документов, Управление обязано произвести корректировку, исключив у бортоператоров стаж на соответствующих видах работ.

 Как указано в оспариваемом решении, следует из представленных доказательств и подтверждается сторонами,  Ручкин Игорь Анатольевич и Матвеев Виктор Иванович осуществляют свою трудовую деятельность в ФГУП «ЧукотАВИА» в должностях  бортоператоров воздушных судов Ан-24 и Ан-26.  Согласно сведениям о годовом налете часов за 2006 год, и это  не оспаривается Управлением, вышеуказанные работники осуществляли полеты в летном составе воздушных судов, и их налет составил: Ручкин И.А. – 251,15 час., Матвеев В.И. – 377,45 час. В представленных Предприятием в Управление индивидуальных сведениях о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (форма СЗВ-4-1) от 23.01.2008 по бортоператорам Ручкину И.А. и Матвееву В.И. указан стаж работы за расчетный период с 01.01.2007 по 31.12.2007 и как основание для досрочного назначения трудовой пенсии проставлен код «САМОЛЕТ». 

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по  их заполнению», установлен порядок заполнения форм, в том числе и ф. СЗВ-4-1.

С 01.01.1996 для заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета введен код «САМОЛЕТ», который проставляется при учете трудового стажа у граждан в связи с их работой в летном составе на самолетах гражданской авиации. Основанием к этому является установленный подпунктом «а» пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 456 «Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» список должностей, в которых поименована должность бортоператора.

Управлением при принятии оспариваемого решения,  данный перечень применен не был, при этом корректировка данных была произведена на основании статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, которой дано определение экипажа воздушного судна,  состоящего из летного и кабинного экипажа. Суд считает, что Управлением неправомерно на основании нормы статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации из представленных сведений по бортоператорам исключен код «САМОЛЕТ».

В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и  женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Согласно п. 2 ст. 27 главы VI «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 № 239) установлено, что  при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.09.1991  № 459  (п.п. 3 п.1). Данное Постановление на настоящий момент не утратило своей силы.

Согласно списку должностей, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.09.1991, а именно п. 1 предусмотрено, что в список должностей летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет все члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов без каких-либо оговорок. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Указание кода «САМОЛЕТ» в сведениях представленных Предприятием в отношении бортпроводников в данном случае основано на тех нормативных актах, которые регулируют данные правоотношения.

При принятии решения Управление сослалось на ст. 56 Воздушного кодекса РФ, определяющую, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и каминного экипажа (бортоператоров и бортпроводников) и разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в котором указано, что у бортоператоров отсутствует право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как должность бортоператора не относится к членам экипажа из числа летного состава.

Суд считает данные выводы Управления в оспариваемом решении неправомерными, нарушающими конституционное право заявителя на социальное обеспечение своих работников, гарантированное ст. 39 Конституции РФ. Определение условий и порядка реализации конституционного права относится к компетенции законодателя. Право ФГУП «ЧукотАВИА» на подачу сведений по коду стажа на соответствующих видах работ в отношении Ручкина И.А. и Матвеева В.И. дающего право на досрочный выхода на пенсию, в отношении бортоператоров установлен п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».  Данный закон не устанавливает разграничений в зависимости от характера, условий и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей.

Бортоператоры не относятся к членам летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации, но относятся к летному составу гражданской авиации. Случаи, когда члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации имеют дополнительные по сравнению с другими работниками летного состава гражданской авиации льготы и компенсации, предусмотрены соответствующими законами, в том числе «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», который устанавливает членам летных экипажей, но не всем гражданам, работавшим в летном составе, ежемесячную доплату к пенсии. Только в этом случае законодатель устанавливает дифференциацию между должностями, относящимися к летному экипажу, и другими должностями летного состава.

Как указано в преамбуле Воздушного кодекса Российской Федерации, он устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации. В силу статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» установлены специальным законом – Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Из этого следует, что доводы заявителя, что главным основанием для отнесения должности бортоператора воздушного судна к категории должностей дающих право на досрочное пенсионное обеспечение является непосредственное выполнение своих должностных обязанностей при осуществлении полетов и непосредственном налете часов на борту воздушного судна. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 100-О  прямо указано, что в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам, работавшим в летном составе гражданской авиации (в том числе бортовым операторам), трудовая пенсия по старости назначается досрочно.

Также необоснованно в решении делается ссылка на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.12.2005 № 3963-19, так как разъясняющие письма не могут применяться для установления трудового стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 03.08.2007 по делу № А80965/2007, которое не обжаловано и вступило в законную силу 03.09.2007, при рассмотрении иска Управления к ФГУП «ЧукотАВИА» о взыскании излишне выплаченной пенсии в сумме 275 125,43 руб. судом установлено, что в отношении Ручкина И.А. Предприятие на момент обращения за назначением льготной пенсии представило достоверные сведения, содержащиеся в справке и представлении, на основании которых бортоператору выплачивалась досрочно назначенная пенсия до 01.12.2006 г.  Решением Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 31.05.2007 по делу 2-57/07 по иску Ручкина И.А. к Управлению, вступившим в законную силу, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (Протокол № 10 от 13.02.2007) о прекращении с 01.12.2006 выплаты Ручкину И.А. признано незаконным. Суд общей юрисдикции обязал Управление возобновить выплату пенсии Ручкину И.А. досрочной пенсии с 01.12.2006.

Вышеназванными решениями установлены обстоятельства с которыми заявитель в настоящем деле связывает свое материально-правовое требование, из чего следует, что факты правомерного предоставления сведений о стаже бортоператоров, по коду, в соответствии с которым бортоператор на дату вступления решений в законную силу – 03.09.2007, имеет право на досрочное пенсионное обеспечение является доказанным и не нуждается в повторном доказывании.

Из изложенного следует, что решение  от 05.06.2007 № 86/11-56 по итогам работы Комиссии о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнении индивидуального лицевого счета в части трудового (страхового) стажа  принято в нарушение требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», так как из предоставленных Предприятием сведений о застрахованных лицах, незаконно исключен по стажу «особые условия» код «САМОЛЕТ».

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных гл. 9 АПК РФ. Уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с Управления, как стороны по делу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа от 05.06.2008 № 86/11-56 по итогам работы Комиссии о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнении индивидуального лицевого счета в части трудового (страхового) стажа.

Признать незаконными действия  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа по исключению у застрахованных лиц Матвеева Виктора Ивановича и Ручкина Игоря Анатольевича из сведений о работе коды стажа по периоду работы в должности бортоператоров грузовых самолетов летного отряда по расчетному периоду с 01.01.2007 по 31.12.2007 и обязать устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя по вступлении настоящего решения в законную силу.

2. Взыскать  с  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «ЧукотАВИА» расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче заявления в сумме 2 000 руб.,  для чего выдать исполнительный лист.

3. Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным  решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анадырь и Анадырскому району Чукотского автономного округа от 05.06.2008 № 86/11-56.

5. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия  (изготовления в полном объеме) в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

6. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной  или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа http://www.fasdvo.ru.

          Судья                                                               М.Ю. Овчинникова