ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-242/17 от 19.07.2017 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь. Дело № А80-242/2017

24 июля 2017 года

резолютивная часть решения объявлена 19.07.2017

полный текст решений изготовлен 24.07.2017

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Шепуленко М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к сельскохозяйственному перерабатывающему снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу «Чукотка» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании суммы гранта


при участии:

от истца – представитель ФИО1 (доверенность от 16.01.2017)

от ответчика – исполнительный директор ФИО2 (паспорт гражданина РФ),

установил:

Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением от 25.05.2017 № 16/01-14/3823 к сельскохозяйственному перерабатывающему снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу «Чукотка» (далее – ССПК «Чукотка», Кооператив) о взыскании гранта в размере 7 349 804,05 руб.

Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значения для дела.

В целях реализации мероприятия «Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы» подпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014 – 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 № 411 и в соответствии с Порядком предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы, утверждённым постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 03.08.2015 № 426, между Департаментом и Кооперативом были заключены соглашения о предоставлении последнему гранта для развития материально-технической базы от 16.12.2015 № 114 (далее - Соглашение №114) и от 23.05.2016 № 56 (далее – Соглашение № 56).

В соответствии с разделом 1 Соглашения № 114, Департамент предоставляет Кооперативу за счёт средств федерального бюджета грант в сумме 75 793 700 руб., а последний обязуется реализовать программу развития ССПК «Чукотка» в соответствии с этапами и в сроки, установленные календарным планом работ (приложение № 1 к Соглашению № 114) и в соответствии с планом расходов (приложение № 2 к Соглашению № 114).

Грантополучатель обязуется использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня их поступления на расчётный счёт (пункт 2.2.2 Соглашения № 114), обеспечивать исполнение плана расходов и выполнение календарного плана работ в установленные сроки (пункт 2.2.9 Соглашения№ 114).

Приложением № 1 к Соглашению № 114 утверждён календарный план работ по реализации Программы развития ССПК «Чукотка», Приложением № 2 утверждён план расходов.

В соответствии с разделом 1 Соглашения № 56, Департамент предоставляет Кооперативу грант в сумме 97 019 000 руб., из которых 23 239 000 руб. за счёт средств федерального бюджета и 73 780 000 руб. за счёт средств окружного бюджета, а последний обязуется реализовать программу развития ССПК «Чукотка» в соответствии с этапами и в сроки, установленные календарным планом работ (приложение № 1 к Соглашению № 56) и в соответствии с планом расходов (приложение № 2 к Соглашению № 56).

Грантополучатель обязуется использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня их поступления на расчётный счёт (пункт 2.2.2 Соглашения № 56), обеспечивать исполнение плана расходов и выполнение календарного плана работ в установленные сроки (пункт 2.2.9 Соглашения № 56).

Приложением № 1 к Соглашению № 56 утверждён календарный план работ по реализации Программы развития ССПК «Чукотка», Приложением № 2 утверждён план расходов.

ССПК «Чукотка» 03.08.2016 направил в адрес ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (далее – Банк) подтверждение о присоединении к общим условиям банковского обслуживания в данном Банке и в эту же даты между ССПК «Чукотка» и Банком было заключено дополнительное соглашение, в соответствие с которым в Банке был открыт расчётный счёт ответчика, на который были перечислены неиспользованные на тот момент денежные средства грантов в общей сумме 113 629 918,09 руб.

Договор банковского счёта, заключенный между ответчиком и Банком предусматривает начисление процентов на денежные средства, находящиеся на расчётном счёте ССПК «Чукотка», в связи с чем в декабре 2016 года были начислены 7 349 804,05 руб. процентов.

Заявляя исковые требования, Департамент указал на нарушение ССПК «Чукотка» условий Соглашения №№ 56, 114 и сослался на статьи 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отзыве и письменных пояснениях на иск ССПК «Чукотка» заявленное Департаментом требование не признал. Соглашения № 114 и № 56 не предусматривают обязанность получателя гранта размещать полученные средства на одном расчётном счёте. Условия договора банковского счёта, заключенного с ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», являются стандартными, открытый в Банке счёт – расчётный, не депозитный, что позволяет Кооперативу производить все необходимые для исполнения заключенных с Департаментом Соглашений. Действия Кооператива по размещению предоставленных средств на расчётный счёт в Банке не нарушают условий Соглашений и не противоречат нормам бюджетного законодательства.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу пунктов 1 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.

Таким образом, правоотношения сторон при заключении Соглашений № 56 и № 114 необходимо квалифицировать как бюджетные.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, исходя из основания заявленного иска и в соответствии с разделом 2 Соглашений № 56 и № 114, предметом доказывания по делу со стороны Департамента является:

- нецелевое использование ответчиком предоставленных грантов;

- неиспользование грантов в установленные сроки;

- непредставление установленной Соглашениями № 56 и № 114 отчётности по использованию предоставленных грантов.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств того, что Кооператив нарушил условия Соглашений № 56 и № 114 в части предоставления отчётности по использованию предоставленной субсидии, либо не использовало её в установленные сроки, использовал не по целевому назначению, Департаментом в материалы дела не представлено.

В судебном заседании представитель истца подтвердила, что всю предусмотренную Соглашениями № 56 и № 114 отчётность Общество представляет в установленные сроки.

Суд находит обоснованными доводы Кооператива о том, что расчётный счёт в Банке был им открыт на общем основании и стандартных условиях договора банковского счёта для ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк».

Кооперативом представлены в материалы дела дополнительные соглашения с АО «Россельхозбанк», в котором ранее был открыт расчётный счёт, на который Департаментом были перечислены средства грантов по Соглашениям № 56 и № 114. Как видно из представленных документов, условия договора банковского счёта АО «Россельхозбанк» также предусматривали начисление и выплату процентов на сумму остатка денежных средств.

Более того, Кооператив письмом от 18.07.2016 № 49, то есть до открытия расчетного счёта в Банке, уведомил Департамент о предстоящем размещении средств грантов на открываемом в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» расчётном счёте. В данном уведомлении Кооператив указал также причину открытия расчётного счёта в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» - открытия кредитной линии для закупки дикоросов и сельхозпродукции оленеводческих хозяйств.

Какой-либо запрет, либо предупреждение о невозможности перевода денежных средств, полученных в виде грантов, на расчётный счёт в Банке, Департамент не высказал.

В материалы дела Кооперативом представлена копия договора о кредитной линии от 21.09.2016, заключенного с Банком, что подтверждает доводы, изложенные в письме ответчика в адрес истца от 18.07.2016 № 49.

Как пояснил в судебном заседании представитель Кооператива, при открытом расчётном счёте в АО «Россельхозбанк», аналогичный договор о кредитной линии не удавалось заключить в течение всего предыдущего периода.

В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Кодекса об относимости и допустимости доказательств. Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Представленные Кооперативом доказательства и доводы, обосновывающие действия по открытию расчётного счёта в Банке и размещению на данном счёте средств грантов, Департаментом не оспорены.

Судом отклоняются доводы Департамента об отсутствии необходимости перевода Кооперативом средств гранта с расчётного счёта одного банка на расчётный счёт другого банка, поскольку Соглашения № 56 и № 114 не содержали запрета на такие действия и, помимо того, указанные действия ССПК «Чукотка» не выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности, направленной, в первую очередь, на достижение уставных целей, так и целей, установленных подпрограммой «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014 – 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2014 № 411.

Учитывая, что гранты предоставлялась Кооперативу на безвозмездной и безвозвратной основе, фактов нецелевого использования средств, либо нарушения календарных планов расходов полученных средств, непредставления установленной отчётности, Департаментом не представлено, суд находит заявленного требование подлежащим отклонению.

Руководствуясь статьями 162, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чукотского автономного округа

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении иска отказать.

2. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 181, статьёй 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья М.Ю. Шепуленко