ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-270/11 от 03.12.2012 АС Чукотского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Анадырь Дело № А80-270/2011

10 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 03.12.2012

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дедова Андрея Валерьевича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобановой Юлией Владимировной,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению от 27.07.2011 № 20/53-04-1922 открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Истец, ОАО «Чукотэнерго», Общество)

к Администрации городского округа Анадырь, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – первый Ответчик, Администрация ГО Анадырь, Администрация)

к Чукотскому автономному округу в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – второй Ответчик, Департамент)

третье лицо: Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа

о взыскании задолженности по выплате субсидии на компенсацию выпадающих доходов за поставленную населению тепловую энергию в общей сумме 7 646 356,03 руб. (с учетом объяснений от 28.09.2012 – 7 646 225,01 руб.),

при участии:

от Истца - представители: ФИО1 по доверенность от 11.11.2011 № 20/53-04-2929, ФИО2 по доверенность от 11.11.2011 № 20/53-04-2925;

от Администрации ГО Анадырь - представитель ФИО3 по доверенности от 25.09.2012 № 0536/29;

от Департамента - представители: ФИО4 по доверенность от 25.10.2011 № 05-01-16/10, ФИО5 по доверенность от 23.05.2011 № 05-01-16/2;

от третьего лица - Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа - представитель ФИО6 - распоряжение от 26.07.2012 № 112-лг,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Чукотэнерго» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Анадырь о взыскании задолженности по выплате субсидии на компенсацию выпадающих доходов за поставленную населению тепловую энергию в общей сумме 7 646 356,03 руб. (с учетом объяснений от 28.09.2012 – 7 646 225,01 руб.).

По ходатайству Истца, определением от 12.10.2011, суд привлёк к участию в деле в качестве соответчика субъект Российской Федерации - Чукотский автономный округ в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Решением суда от 31.01.2012 с муниципального образования городской округ Анадырь в лице Администрации городского округа Анадырь за счёт средств муниципальной казны в пользу ОАО «Чукотэнерго» взыскано 7 646 356,03 руб. в возмещение убытков в виде межтарифной разницы и 61 231,78 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а всего 7 707 587,81 руб., в иске к Чукотскому автономному округу в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа отказано.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 решение суда от 31.01.2012 оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.07.2012 № Ф03-3030/2012 решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 31.01.2012 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Чукотского автономного округа.

Определением от 07.09.2012 дело принято к производству арбитражного суда.

Определением от 04.10.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа.

В судебное заседание обеспечена явка представителей лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель Истца поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом дополнительных объяснений, указав, что поскольку решение о компенсации ОАО «Чукотэнерго» в 2008 году выпадающих доходов в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, было принято Администрацией ГО Анадырь, а не органом государственной власти Чукотского АО, а также принимая во внимание то обстоятельство, что с января по август 2008 года выпадающие доходы компенсировались Истцу именно Администрацией, сумма выпадающих доходов должна быть выплачена ОАО «Чукотэнерго» за счет средств муниципальной казны муниципального образования городского округа Анадырь. Отказ от иска в части требований к Департаменту, Обществом не заявлялся.

Представитель Администрации исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, с учетом письменных объяснений, дополнив, что требования заявлены Истцом о взыскании выпадающих доходов за август 2008 года, а постановлением Главы городского округа Анадырь от 31.03.2008 № 11 в постановление Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для населения в городе Анадырь и селе Тавайваам на 2008 год», в соответствии с которыми были признаны утратившими силу приложения, устанавливающие тарифы на отопление. Кроме того, указал, что согласно решению Анадырского городского суда от 07.06.2008, постановление Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 признано недействующим с 13.08.2008.

Представитель Департамента исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, со ссылкой на правовую позицию, приведенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2012 № 14489/11.

Представитель Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в отзыве от 18.10.2012 и устном выступлении указал, что постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 04.09.2007 № 16-э/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО «Чукотэнерго» на 2008 год» и от 27.03.2008 № 3-э «О тарифах на тепловую энергию, применяемых для определения размера платы граждан за услуги отопления на 2008 год» приняты в рамках своих полномочий и в судебном порядке не оспаривались.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела и пришел к следующим выводам.

Основными видами деятельности Истца являются производство электрической и тепловой энергии, их реализация по установленным тарифам.

В соответствие с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и приказом ФСТ от 11.04.2007 № 67-э; «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год», постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 04.09.2007 № 16-э/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО «Чукотэнерго» на 2008 год» для Общества установлены тарифы на тепловую энергию - 1 821,97 руб./Гкал, на услуги по её передаче - 462,63 руб./Гкал, а также одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям - 2 284,6 руб./Гкал.

Постановлением Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 для населения г. Анадырь и с. Тавайваам на 2008 год установлены тарифы: на отопление на один квадратный метр в г. Анадырь - 1 061,66 руб. (с учётом НДС), в с. Тавайваам - 564,1 руб. (с учётом НДС), на горячее водоснабжение за один кубический метр - 169,38 руб. ( с учётом НДС).

Таким образом, Администрацией на 2008 год для населения были установлены тарифы на отопление и горячее водоснабжение в меньшем размере, чем экономически обоснованные и установленные уполномоченным органом государственной власти Чукотского автономного округа тарифы для Истца.

В этой связи, между Администрацией и Обществом были заключены соглашения на предоставление субсидий из бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с предоставлением услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2008 (далее – Соглашения). В соответствие с условиями Соглашений, подготовленных Администрацией, ОАО «Чукотэнерго» из бюджета городского округа Анадырь в возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению услуг горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, предоставляется субсидия, в размере 17 015 000 руб., в возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек - субсидия, в размере 145 514 000 руб.

В соответствие с пунктом 1.3. Соглашений, выпадающими доходами, подлежащими возмещению, является разница между фактическими расходами по отпуску горячего водоснабжения (тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления) в соответствие с договором от 01.01.2007 № 100 и полной суммой начисленных платежей от населения по тарифам, утверждённым постановлением Администрации от 25.12.2007 № 60.

Договор на возмещений выпадающих доходов, связанных с реализацией населению тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2007 № 100 регулировал взаимоотношения сторон в 2007 году по возмещению Обществу убытков от выпадающих доходов, связанных с реализацией населению тепловой энергии в горячей воде и горячего водоснабжения в связи с применением государственных регулируемых цен (на тепловую энергии) и льготными тарифами для населения города, установленных Администрацией. По условиям данного договора расчёт расхода тепла осуществлялся в соответствие с «Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального водоснабжения» МДК 4-05.2004, утверждённых Госстроем РФ 12.08.2003.

В пункте 1.4. Соглашений установлено, что под фактическими расходами понимаются расходы, произведённые по фактическому отпуску горячего водоснабжения (тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления) жилищного фонда (кроме частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц) в пределах окружных стандартов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, по действующим тарифам на соответствующие коммунальные услуги и исходя из фактического объёма их потребления.

В соответствие с пунктом 2.1.2. Соглашений Общество обязано предоставлять Администрации акт реализации и отчёт о выпадающих доходах, связанных с предоставлением населению соответствующих коммунальных услуг, согласно приложениям №№ 1, 2, 3.

По Соглашению, регулирующему предоставление субсидий по предоставлению населению услуг теплоснабжения:

приложение № 1 предусматривает расшифровку фактических расходов, с указанием расчётной тепловой нагрузки, включающей в себя жилой фонд; прочих потребителей, фактическую передачу тепловой энергии (по прибором учёта ЦТП), включающей в себя жилой фонд; прочих потребителей (срок сдачи - ежемесячно);

приложение № 2 предусматривает расшифровку фактических данных доходов помесячно, с указанием поступления доходов от предоставляемых услугах отопления по жилью (второму жилью) с учётом отапливаемой площади исходя из утверждённого норматива потребления в г.Анадырь и с.Тавайваам (срок сдачи - ежемесячно);

приложение № 3 - отчёт о выпадающих доходах Общества в связи с предоставлением населению городского округа Анадырь услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (срок сдачи - ежемесячно).

По Соглашению, регулирующему предоставление субсидий по предоставлению населению услуг горячего водоснабжения:

приложение № 1 предусматривает расшифровку фактических расходов, с указанием фактического потребления ГВС, количества тепловой энергии на подогрев воды, суммы расходов по потреблению воды, суммы расходов на подогрев воды, итоговой суммы расходов, начисленных доходов от населения, возмещения из бюджета (срок сдачи - ежемесячно);

приложение № 2 предусматривает расшифровку фактических расходов помесячно, с указанием характеристик потребления, количества человек, данных приборов учёта и возможного перерасчёта, суммы начисленных доходов от населения (срок сдачи - ежемесячно);

приложение № 3 в материалы дела Администрацией и Обществом не представлены.

Согласно пункту 3.2. Соглашений, в случае отсутствия замечаний по предоставленной отчётности, в течение пяти рабочих дней Администрация направляет суммы субсидии на расчётный счёт Общества.

Обществом Соглашения были подписаны с протоколами разногласий (идентичными по обоим Соглашениям).

Пункт 1.3. Соглашений Общество предложило принять в редакции, где договор от 01.01.2007 № 100 был заменён на договор от 01.01.2008 № 100.

Пункт 1.4. Соглашений Общество предложило принять в следующей редакции: «Под фактическими расходами понимаются расходы, произведённые по фактическому отпуску горячего водоснабжения (тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления) жилищного фонда в пределах окружных стандартов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, по действующим тарифам на соответствующие коммунальные услуги и исходя из фактического объёма их потребления.».

В пункте 2.1.2. Соглашений Общество предложило исключить Приложение № 1.

Пункт 3.2. Соглашений Общество предложило принять в следующей редакции: «Администрация проверяет правильность предоставленной отчётности в течение пяти рабочих дней. В случае отсутствия замечания по представленной отчётности со стороны Администрации, принимаются данные Общества».

Администрация в протоколах согласования разногласий пункты 1.3. Соглашений приняла в редакции Общества, предложения по изменениям пунктов 1.4., 2.1.2. и 3.2. отклонила.

Из объяснений сторон следует, что договор от 01.01.2008 № 100 был подготовлен Обществом, но Администрация его не подписала и в настоящее время отсутствует и сам проект данного договора.

При этом, проект договора от 01.01.2008 № 100 содержал условие о расчёте расхода тепла в соответствие с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

Общество предоставляло Администрации ежемесячно один отчёт (информацию) о расчётах доходов по отоплению и горячему водоснабжению. В данной информации указывались общая полезная площадь квартир в г.Анадырь и с. Тавайваам, количество зарегистрированных граждан, в том числе производящих оплату потреблённых услуг по приборам учёта, а также в разрезе различного благоустройства квартир, а также доходы Общества, от начисленной населению оплаты за потреблённые тепловую энергию и горячее водоснабжение.

С 01.09.2008 года функции реализации и сбыта тепловой энергии и горячего водоснабжения были переданы специально созданной управляющей организации, в связи с чем, действие Соглашений прекратилось.

08.12.2008 стороны подписали акт сверки взаимных расчётов по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за период с 01.01.2008 по 31.08.2008, где указана переплата в пользу Истца в сумме 13 056 427,37 руб.

Аналогичный акт сверки взаимных расчётов от 08.12.2008 по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за период с 01.01.2008 по 31.08.2008, где указана задолженность Администрации в сумме 13 753 994,4 руб., Администрацией не подписан.

Этим же числом (08.12.2008) сторонами подписан акт сверки взаимных расчётов по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за период с 01.01.2008 по 31.08.2008, где указана задолженность Администрации в сумме 6 022 957,68 руб.

Из материалов дела и пояснений Общества и Администрации следует, что согласованные акты сверок взаимных расчётов подписаны сторонами исходя из расчёта объёмов отпущенной тепловой энергии на муниципальный жилищный фонд исходя из МДС-41-4.2000 «Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утверждённой приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее - Методика № 105) и расчёта потреблённого населением горячего водоснабжения, исходя из показаний индивидуальных приборов учёта и нормативов потребления с учётом перерасчётов в связи с временным отсутствием граждан, то есть, в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).

На основании подписанных актов сверок, были проведены взаиморасчёты, и Общество перечислило Администрации 13 056 432,18 руб., Администрация, в свою очередь, перечислила Обществу 6 022 957,68 руб.

В результате применения ручного метода расчёта потребляемой тепловой энергии муниципальным жилищным фондом городского округа Анадырь в соответствие с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 сторонами подписан акт сверки взаимных расчётов по состоянию от 26.12.2008 по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за период с 01.01.2008 по 31.08.2008, где указана задолженность в пользу Истца в сумме 6 639 477,16 руб. Данный акт со стороны Администрации подписан и.о. Главы ФИО7 и и.о. главного бухгалтера ФИО8

В дальнейшем, в 2009 году между сторонами продолжались переговоры с целью урегулирования имеющихся разногласий по суммам выпадающих доходов Общества в связи реализацией населению городского округа Анадырь услуг по горячему водоснабжению и отоплению и 25.06.2009 сторонами подписан акт сверки взаимных расчётов на возмещение убытков (выпадающих доходов), связанных с реализацией населению тепловой энергии в горячей воде по состоянию на 01.09.2009, где указана задолженность Администрации перед Обществом в сумме 6 416 955,02 руб. Данный акт со стороны Администрации подписан и.о. Главы ФИО7, подпись и.о. главного бухгалтера ФИО8 отсутствует.

Письмом от 20.07.2009 № 03-03/2221 Администрация отозвала подписи своих уполномоченных лиц в актах сверок взаимных расчётов, где указывается на наличии задолженности по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за период с 01.01.2008 по 31.08.2008. В указанном письме Администрацией подтверждены данные актов сверок от 08.12.2008, где признаётся задолженность Администрации по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек - 6 022 957,68 руб., задолженность Общества по предоставлению субсидий из бюджета городского округа Анадырь на компенсацию выпадающих доходов Обществу в связи с предоставлением населению услуги отопления по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек - 13 056 432,18 руб.

Помимо этого, Администрацией было принято постановление от 11.02.2008 № 11 «Об утверждении Условий предоставления в 2008 году субсидий из бюджета городского округа Анадырь» (далее - Условия). Данным нормативным актом определены условия предоставлений отдельных субсидий из бюджета городского округа Анадырь в целях возмещения затрат или недополучения доходов лицам, производителям товаров (работ, услуг), в пределах бюджета городского округа Анадырь, утверждённого постановлением Совета депутатов городского округа Анадырь от 07.12.2007 № 362.

В соответствие с пунктом 45 названных Условий, Общество, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчётным, предоставляет в Администрацию отчёт о выпадающих суммах доходов в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек по установленной форме.

В материалы дела представлены две копии отчётов о выпадающих доходах Общества в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения (отопления) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Первая - в качестве приложения к отзыву Администрации, где указана задолженность Истца (переплата субсидии) в сумме 13 056 432,18 руб. и общее количество тепловой энергии поставленной населению за период январь - август 2008 года - 63 082,39 Гкал. Вторая - в качестве приложения к пояснениям Общества, где указана задолженность Администрации в сумме 6 416 955,01 руб. и общее количество тепловой энергии поставленной населению за период январь - август 2008 года - 65 891,17 Гкал.

Оценивая заключенные между Администрацией и Обществом Соглашения на предоставление субсидий из бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2008, суд приходит к выводу о несогласовании сторонами определения выпадающих доходов и условий расчёта расходов по отпуску коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Определение выпадающих доходов и расчёт расходов регулируется пунктами 1.3. и 1.4. Соглашений, однако, редакция пункта 1.3. согласована сторонами на основании незаключённого договора от 01.01.2008 № 100, а редакция пункта 1.4. несогласованна в целом.

Таким образом, Соглашения не создали для Истца и Администрации прав и обязанностей и не повлекли для Администрации правовых последствий в виде необходимости компенсации выпадающих доходов.

Как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2012 года № Ф03-3030/2012 «при новом рассмотрении дела суду необходимо проверить, кем из публичных органов власти в спорный период осуществлялась тарифное регулирование в части обеспечения населения коммунальными услугами по теплоснабжению, и в зависимости от этого определить надлежащего ответчика по заявленному иску.

Суду также необходимо исследовать полномочия администрации по вопросу утверждения для населения платы за отопление на момент издания постановления от 25.12.2007 № 60, и в случае их отсутствия, выяснить повлекли ли такие действия причинение истцу убытков с учетом добровольных выплат из муниципального бюджета за 2008 год. При этом суду следует учитывать правовую позицию, приведенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2012 № 14489/11, размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 01.05.2012, в соответствии с которой возложение ответственности за понесенные ресурсоснабжающей организацией убытки, возникшие вследствие неполной компенсации разницы между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта соответствующего органа, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ».

При исследовании вопроса о надлежащем ответчике по заявленному иску, суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком является Чукотский автономный округ в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, поскольку:

- предметом исковых требований является компенсация выпадающих доходов за поставленную населению тепловую энергию за август 2008 года (это обстоятельство следует из расчета суммы иска, объяснений Истца от 28.09.2012 и подтверждено представителем Истца в судебном заседании). Как следует из письменных пояснений Истца, имеющихся в материалах дела, по данным Общества, при возмещении межтарифной разницы по горячему водоснабжению допущена переплата субсидии со стороны Администрации в сумме 2 619 983,25 руб. и задолженность по отоплению в сумме 10 266 339,25 руб., а сума иска определена ОАО «Чукотэнерго» из сложившейся разницы;

- постановлением главы городского округа Анадырь от 31.03.2008 № 11 в постановление Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для населения в городе Анадырь и селе Тавайваам на 2008 год», внесены изменения, в соответствии с которыми признаны утратившими силу приложения, устанавливающие тарифы на отопление (т. 5 л.д. 109). Указанное постановление вступило в силу с 01.04.2008;

- согласно решению Анадырского городского суда от 07.06.2008, постановление Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 признано недействующим с 13.08.2008, как принятое с нарушением компетенции;

- Федеральным законом № 41-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. В силу статьи 6 Федерального закона № 41-ФЗ регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Из утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, допускающих применение льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население (пункт 26);

- согласно постановления Правительства Чукотского автономного округа от 07.06.2007 № 75 «Об утверждении структуры, предельной штатной численности и Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в новой редакции» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1.1. Положения);

- постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27.03.2008 № 3-э «О тарифах на тепловую энергию, применяемых для определения размера платы граждан за услуги отопления на 2008 год» установлены энергоснабжающим организациям тарифы на тепловую энергию, применяемые для определения размера платы граждан за коммунальные услуги отопления, обеспечивающие соблюдение предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных для муниципальных образований на 2008 год, в соответствии с приложением. В соответствии с данным постановлением, тарифы введены в действие с 01.04.2008. Данным постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа тарифы на тепловую энергию установлены в тех же размерах, что ранее были установлены Постановлением Главы Администрации от 25.12.2007 № 60.

Таким образом, на территории Чукотского автономного округа в спорный период, тарифное регулирование в части обеспечения населения коммунальными услугами по теплоснабжению осуществлялось Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа.

Рассматривая по существу исковое требование о взыскании задолженности по выплате субсидии на компенсацию выпадающих доходов за поставленную населению тепловую энергию в общей сумме 7 646 356,03 руб. (с учетом объяснений от 28.09.2012 – 7 646 225,01 руб.), судом установлено следующее.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

В рассматриваемом деле Общество основывает свои требования на том, что постановлением Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для населения в городе Анадырь и селе Тавайваам на 2008 год» установлены тарифы в меньшем размере, чем экономически обоснованные тарифы.

Однако, как установлено судом, фактически тарифы на тепловую энергию в августе 2008 года регулировались постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27.03.2008 № 3-э «О тарифах на тепловую энергию, применяемых для определения размера платы граждан за услуги отопления на 2008 год».

Как указывалось выше, исходя из письменных пояснений Истца, по данным Общества, при возмещении межтарифной разницы по горячему водоснабжению допущена переплата субсидии со стороны Администрации в сумме 2 619 983,25 руб. и задолженность по отоплению в сумме 10 266 339,25 руб., а сума иска определена ОАО «Чукотэнерго» из сложившейся разницы.

Таким образом, судом не принимаются доводы Истца о том, что невыплаченная сумма выпадающих доходов за поставленную населению тепловую энергию должна быть взыскана из средств муниципальной казны муниципального образования городской округ Анадырь.

Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.

Установление незаконности нормативного правового акта в процессе о возмещении вреда в качестве условия удовлетворения соответствующего требования не может привести к прекращению действия такого акта в отношении неопределенного круга лиц (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и способствует созданию правовой неопределенности в этом вопросе. В связи с этим требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только в том случае, если соответствующий нормативный правовой акт признан недействующим судебным решением по другому делу, либо если истцом требование о возмещении вреда соединено с требованием о признании нормативного правового акта недействующим и судом последнее признано подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что, Общество, либо иные заинтересованные лица в установленном порядке не оспаривали постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27.03.2008 № 3-э «О тарифах на тепловую энергию, применяемых для определения размера платы граждан за услуги отопления на 2008 год», ввиду чего отсутствуют основания для возложения на публично-правовое образование (Чукотский автономный округ) обязанности возместить Истцу убытки.

Такой вывод суда, соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 № 14489/11, согласно которой возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные организацией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.

По вопросу исследования полномочий Администрации на утверждение для населения платы за отопление на момент издания постановления от 25.12.2007 № 60, и в случае их отсутствия, выяснения вопроса о том, повлекли ли такие действия причинение Истцу убытков с учетом добровольных выплат из муниципального бюджета за 2008 год, суд приходит к выводу о том, что, как указывалось выше, согласно решению Анадырского городского суда от 07.06.2008, постановление Главы Администрации от 25.12.2007 № 60 признано недействующим с 13.08.2008, как принятое с нарушением компетенции.

Однако, принимая во внимание добровольные выплаты из муниципального бюджета за 2008 год по июль 2008 года включительно, наличие переплаты при возмещении межтарифной разницы по горячему водоснабжению в сумме 2 619 983,25 руб., а также учитывая то обстоятельство, что постановлением главы городского округа Анадырь от 31.03.2008 № 11 были признаны утратившими силу приложения, устанавливающие тарифы на отопление (данные изменения вступили в силу с 01.04.2008), принятие Администрацией постановления от 25.12.2007 № 60 не повлекло для Истца убытки по теплоснабжению за август 2008 года.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы относятся на Истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чукотского автономного округа

РЕШИЛ:

1. В исковых требованиях открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

2. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьей 276, частью 2 статьи 181, частью 4 статьи 228 АПК РФ.

Судья А.В. Дедов