Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-28/2017
22 марта 2017 года
Резолютивная часть объявлена 22.03.2017
В полном объеме изготовлено 22.03.2017
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: судьи Овчинниковой Марии Юрьевны
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваль Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 26.01.2017 № 01-16/187 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700603247, ИНН 8709010211)
к государственному предприятию Чукотского автономного округа «Птицефабрика «Северная» (ОГРН 1158709000229, ИНН 8709906738)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии:
от заявителя - представитель Пушаева Б.В. по доверенности от 20.12.2016 № 01-16/2191
заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением от 26.01.2017 № 01-16/187 к государственному предприятию Чукотского автономного округа «Птицефабрика «Северная» (далее – ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная», заинтересованное лицо, предприятие) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 27.01.2017 заявление принято, возбуждено производство по делу с назначением предварительного судебного заседания на 14 часов 30 минут 28.02.2017.
Определением суда от 28.02.2017 рассмотрение спора по существу судом первой инстанции назначено на 22.03.2017.
Явка заинтересованного лица, в судебное заседание не обеспечена. Между тем суд располагает доказательствами его уведомления о месте и времени проведения настоящего судебного заседания (заявление от заинтересованного лица от 28.02.2017 № 21).
Заинтересованным лицом определение суда от 27.01.2017 не исполнено, мотивированный отзыв не представлен.
Судебное заседание проводится в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Выслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, статьями 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд установил следующее.
ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» создано 10.11.2015, включено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1158709000229.
Основным видом деятельности предприятия является разведение сельскохозяйственной птицы (ОКВЭД 01.47), дополнительными - производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы (ОКВЭД 10.13); торговля оптовая и розничная продуктами из мяса и мяса птицы, яйцами (ОКВЭД 46.32.2, 46.33.2, 47.29.12, 47.22.2).
Из материалов дела следует, что на основании заявления гражданина Кульговец А.П. Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу с 19..12.2016 по 20.01.2017 в соответствии с приказом от 14.12.2016 № 187 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная», место нахождения: 689000 Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 24, по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (в области обращения с отходами производства и потребления).
В ходе проверки Управлением установлено, что в период с 19.12.2016 по 20.01.2017, кроме иных выявленных нарушений законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, у предприятия отсутствует лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV класса опасности, что является нарушением пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Указанный факт расценен Управлением, как осуществление Предприятием предпринимательской деятельности в отсутствие необходимой лицензии, в связи с чем, 23.01.2017 Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу в отношении ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» составлен протокол № 02-005/2017 об административном правонарушении (далее - протокол об административном правонарушении), по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства явились основанием для обращения Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу условий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Судом проверено наличие соответствующих полномочий Управления на составление протокола об административном правонарушении.
С учетом положений части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, пункта 4.39 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу, утвержденного приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 541, пункта 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Росприроднадзора от 19.03.2015 № 224, приказа Управления Росприроднадзора от 24.03.2016 № 18-л/с протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом Управления, с соблюдением установленной процедуры, в отсутствие законного представителя юридического лица, уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении Управлением внеплановой проверки предприятия, согласованной с прокурором, не установлено.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о соблюдении Управлением Росприроднадзора процедуры при проведении внеплановой проверки, оформления ее результатов и составлении протокола об административном правонарушении.
Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
Юридическое лицо, осуществляющее вид предпринимательской деятельности, требующей наличия лицензии, может быть субъектом ответственности за названные выше правонарушения. Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что в качестве нарушения заинтересованному лицу вменяется осуществление предпринимательской деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Закона об отходах отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Из содержания названной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
В силу статьи 14 Закона об отходах опасные отходы в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии в порядком, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На отходы I - IV класса опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 куриный помет является отходом производства, отходом от содержания животных и птиц и имеет код: 1 12 711 01 33 3 (помет куриный свежий - 3 класс опасности), 1 12 711 02 29 4 (помет куриный перепревший - 4 класс опасности).
Из материалов дела видно и Предприятием не оспаривается, что от осуществляемого им основного хозяйственного вида деятельности - разведение сельскохозяйственной птицы, образуются отходы (куриный помет), что подтверждается паспортами отходов I-IV класса опасности, то есть отходы образуются как результат производственной деятельности самого предприятия.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложено в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ на административный орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В нарушение статьей 65, 205 АПК РФ Управлением Росприроднадзора в материалы дела не представлены доказательства того, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, и, соответственно, получает от такой деятельности прибыль (например, реализует куриный помет для удобрения).
Накопление и временное размещение опасных отходов (в частности, помета куриного свежего и перепревшего) не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью Предприятия; опасные отходы, обращение с которыми имело место, образованы в результате производственной деятельности самого общества.
Из установленного следует, что деятельность Предприятия не связана ни с одним из видов деятельности по обращению с отходами, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 № 16692/10 по делу № А56-18482/2010, от 17.03.2009 № 14561/08 по делу № А32-330/2008-13/3-3АЖ.
Следовательно, наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Управлением не доказано.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу о привлечении к административной ответственности государственного предприятия Чукотского автономного округа «Птицефабрика «Северная» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Ю. Овчинникова