ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-290/19 от 19.11.2019 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                                  Дело № А80-290/2019

21 ноября 2019 года

резолютивная часть решения объявлена 19.11.2019

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению от 24.05.2019

общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (ОГРН 1162724089560, ИНН 2721228326)

к Департаменту промышленной политики Чукотского автономного округа (ОГРН 1168709050080, ИНН 8709906858);

третьи лица:

- Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700587508, ИНН 8709005388),

- Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700587244, ИНН 8709008861)

о взыскании субсидии для компенсации недополученных доходов в размере 46385235,02 руб.,

при участии:

  от ответчика - представитель Крупин А.В. по доверенности от 20.08.2019 № 22-Д, диплом, представитель Онхонов А.В. по доверенности от 15.10.2019 № 27-Д, диплом;

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ирбис» (далее – истец, ООО «Ирбис», общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением от 24.05.2019 к Департаменту промышленной политики Чукотского автономного округа (далее – ответчик, Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа, Департамент) о взыскании 46385235,02 руб. компенсации недополученных доходов в соответствии с заключенным сторонами соглашением от 19.05.2017 № 144 о предоставлении субсидии из окружного бюджета на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2017 году (далее - Соглашение о предоставлении субсидии № 144 от 19.05.2017).

Определениями суда:

- от 13.06.2019 заявление оставлено без движения, в связи с нарушением заявителя при подаче иска в суд требований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 125, пунктом 3 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

- от 26.06.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу № А80-290/2019 с назначением предварительного судебного заседания на 21.08.2019;

- от 26.06.2019 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа и Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа;

- от 21.08.2019 подготовка дела к судебному разбирательству завешена, дело назначено к судебному разбирательству арбитражного суда первой инстанции на 19.09.2019;

- от 19.09.2019 судебное заседание отложено на 17.10.2019;

- от 17.10.2019 протокольным определением в судебном заседании объявлен перерыв до 23.10.2019;

- от 23.10.2019 судебное заседание отложено на 13.11.2019 на 16 час. 00 мин.

- от 11.11.2019 по делу № А80-290/2019 произведена замена судьи М.Ю. Овчинниковой на судью Ю.В. Дерезюк.

Лица, участвующие в деле о времени и месте проведения судебного заседания и начавшемся процессе извещены надлежащим образом.

В судебное заседание обеспечена явка представителей ответчика. В судебном заседании объявлялся перерыв.

На основании частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца и третьих лиц.

В обоснование заявленных требований ООО «Ирбис» указано на то, что являясь ресурсоснабжающей организацией и одним из исполнителей услуг на территории Чукотского автономного округа истец понес затраты, представляющие собой разницу в стоимости тарифов коммунальных ресурсов по установленным экономически обоснованным тарифам и тарифами, не обеспечивающими возмещение издержек (льготные тарифы).

         На основании заключенного Соглашения о предоставлении субсидии из окружного бюджета на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунального ресурса  по централизованному водоотведению (очистка выгребных ям) в 2017 году обществу была выделена субсидия в размере 50026700 руб.  Ответчик выплатил субсидию частично в размере 31209554,80 руб. Несмотря на предоставление всех необходимых документов, подтверждающих  произведенные расходы на сумму 46385235,02 выплачены не были. Неполучение  субсидии истец квалифицирует как убытки.

Ответчиком представлен письменный отзыв, в соответствии с которым он возражает по заявленным требованиям, указывая, что задолженность перед истцом по заключенному Соглашению о предоставлении субсидии составляет 18817145,20 руб., а в 2018 году обращения от ООО «Ирбис» на заключение соглашения по возмещению недополученных доходов из окружного бюджета, в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек не поступало. Предоставление населению услуг в сфере водоснабжения и водоотведения по тарифам для населения в 2018 году осуществляло муниципальное предприятие муниципального образования Чукотского муниципального района «Айсберг». Дополнительно ответчиком представлены документы по проверке Департамента Счетной палатой Чукотского автономного округа и в судебном заседании пояснено, что ранее в 2016 году аналогичная субсидия предоставлялась ООО «Ибрис», документы, подтверждающие потребность в финансовых средствах и величину тарифов на 2016 год указанной организацией не представлены. Истец по настоящему делу – ООО «Ирбис», директором является то же лицо, что и в ООО «Ибрис». По указанным основаниям Департамент полагает, что перечисление средств субсидии приостановлено правомерно.

Третье лицо, не заявляющее требований относительно предмета спора - Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее - Комитет по ценам) в своем отзыве указал на то, что уполномоченным лицом администрацией муниципального образования Чукотский муниципальный район был согласован расчет стоимости нецентрализованного водоотведения (вывоз жидких нечистот) ООО «Ирбис» на 2017 год в населенных пунктах Чукотского муниципального района - с. Лаврентия и с. Лорино, с учетом планового годового объема вывоза 90160,55 куб. м. по стоимости 687,30 руб. за куб.м в селе Лаврентия, 40786,60 куб.м по стоимости 1410,21 руб. за куб.м в селе Лорино. Тарифы для категории «население» на водоотведение нецентрализованное для ООО «Ирбис» на 2017 год утверждены Постановлением Правления Комитета по ценам от 20.010.2017 № 1-к/1  по участку Лаврентия в размере 13,28 руб./куб.м (с 01.01.2017 по 30.06.2017) в размере 13,63 руб./куб.м (с 01.07.2017 по 31.12.2017), по участку Лорино в размере 55,33 руб./куб.м (с 01.01.2017 по 30.06.2017), в размере 56,77 руб./кб.м (с 01.07.2017 по 31.12.2017).

Третье лицо, не заявляющее требований относительно предмета спора - Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, в отзывах на иск указал, что Департамент не является стороной Соглашения о предоставлении субсидии из окружного бюджета, но при этом истец заявляя требование о взыскании убытков, должен доказать факт совершения неправомерных действий, причинение вреда и наличие причинной связи между противоправными действиями и наступившим вредом. Истец, заявляя иск в суд, данные основания по отношению к ответчику не привел.

Определением от 23.10.2019 суд предложил рассмотреть вопрос о привлечении в качестве соответчика по иску Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Истец во исполнение определения от 23.10.2019 представил согласие на привлечение в настоящее дело соответчика по иску - публично-правовое образование Чукотский автономный округ в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Относительно вопроса привлечения в качестве соответчика по иску Департамент  финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа высказал возражения. Полагает, что в соответствии с Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623 и Законом о бюджете, надлежащим ответчиком по иску является именно Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа.

При рассмотрении настоящего спора судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Постановлением Главы муниципального образования Чукотский муниципальный район от 23.12.2016 № 18 «Об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса Чукотского муниципального района на 2017 год» установлены тарифы на услуги нецентрализованного водоотведения для сторонних организаций, оказываемых ООО «Ирбис», без НДС:

- по сельскому поселению Лаврентия - 687,30 руб./м.куб;

- по сельскому поселению Лорино - 1410,21 руб. м/куб.

Постановлением Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 17.01.2017 № 14 функции по нецентрализованному водоотведению (отведение стоков - очистка выгребных ям) в сельских поселениях Лаврентия и Лорино переданы ООО «Ирбис».

Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 19.11.2016 № 2464-р для Чукотского автономного округа установлен индекс роста платы за все коммунальные услуги в целом 3,4%, в отношении тарифов на коммунальные услуги (отопление, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение) тариф повышен на 2,6 %.

Исходя из утвержденного администрацией муниципального образования Чукотский муниципальный район экономически обоснованного тарифа (расчет стоимости услуг) для ООО «Ирбис» на 2017 год, с учетом индексов изменения размера вносимой гражданами платы, Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 20.01.2017 № 1-к/1 «О тарифах на водоотведение» для ООО «Ирбис» установлены тарифы на водоотведение (население) на 2017 год с календарной разбивкой:

- с 01.01.2017 по 30.06.2017  участок Лаврентия - 13.28 руб./куб.м; участок Лорино - 55,33 руб./куб.м;

- с 01.07.2017 по 31.12.2017  участок Лаврентия - 13.63 руб./куб.м; участок Лорино - 56,77 руб./куб.м.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623 (с изменениями, внесенными Постановлением от 20.05.2016 № 267) утвержден порядок компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015-2018 годах» (далее - Постановление Правительства ЧАО № 623, Порядок).

 В соответствии с Порядком, на основании заявления и приложенных документов, планового расчета недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов, между ООО «Ирбис» и Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа заключено Соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета ООО «Ирбис» на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2017 году № 144 от 19.05.2017  (далее по тексту - Соглашение).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Соглашения  Департамент предоставляет ООО «Ирбис» субсидию в 2017 году за счет средств окружного бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств доведенными Департаменту, с целью компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением населению услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по тарифам для населения в размере 50026700,00 руб.

Пунктами 3.1, 4.3, Соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при предоставлении Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт осуществления Получателем населению коммунальных услуг до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Перечень обязательных к представлению документов перечислен в указанных пунктах Соглашения.

Пунктом 3.3 Соглашения предусмотрено, что субсидия перечисляется не позднее пятого рабочего дня, следующего за днем доведения объемов финансирования до Департамента на основании представленных Получателем обязательных документов, перечисленных в подпункте 2 пункта 3.1 Соглашения.

Пунктом 3.3 Соглашения установлено, если сумма субсидии, рассчитанная исходя из планового объема, меньше суммы, рассчитанной исходя из фактического объема предоставления населению коммунальных услуг и (или) поставки электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей, недополученные суммы субсидии за декабрь подлежат перечислению из окружного бюджета в срок до 01 апреля года, следующего за годом финансирования, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на соответствующий финансовый год.

Данное условие соответствует пункту 2.7 Порядка, согласно которому при наступлении указанных условий, сумма субсидии подлежит возмещению  в период январь-ноябрь при выплате субсидии предстоящего месяца, за декабрь до 01 апреля года, следующего за годом финансирования.

Согласно пункту 4.4 Соглашения Получатель вправе направлять в департамент предложения о внесении изменений в настоящее Соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера субсидии с приложением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения.

Действие Соглашения в соответствие с пунктом 7.2 распространено на правоотношения возникшие с 01.01.2017, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.

Во исполнение Соглашения истец 02.06.2017, 31.09.2019, 20.10.2017, 31.10.2017, 30.11.2017, 31.11.2017, 31.12.2019  направил в адрес Департамента заявки на предоставление субсидии с прилагаемыми к ним документами, перечень которых определен пунктом 3.1 Соглашения:

- за январь 2017 года в сумме 7807011,80 руб.;

- за февраль 2017 года в сумме 7803014,84 руб.;

- за март 2017 года в сумме 7795022,36 руб.;

- за апрель 2017 года в сумме 7804506, 52 руб.;

- за май 2017 года в сумме 4792410,60 руб.;

- за июнь 2017 года в сумме 5103712,08 руб.;

- за сентябрь 2017 года в сумме 7004105,40 руб.;

- за октябрь 2017 года в сумме 6901579,46 руб.;

- за ноябрь 2017 года в сумме 6902841,40 руб.;

- за декабрь 2017 года в сумме 6954211, 12 руб.

Для выплаты субсидии по Соглашения за отчетные периоды июль, август 2017 года истцом представлено в Департамент:

- за июль 2017 года справка (3 экземпляра) о компенсации ООО «Ирбис» недополученных доходов, форма которой определена Приложением № 1 к Соглашению на сумму компенсации за июль -  3447970,38 руб.;  отчет о компенсации (3 экземпляра) по форме, установленной Приложением № 2 к Соглашению; Акты приемки исполненных услуг водоотведения за июль 2017 года по договорам от 01.01.2017 № 6-В. № 7-В, счета-фактуры от 31.07.2017 № 78, № 79 выставленные ООО «Ирбис» покупателю МУП «Айсберг» на сумму 26851,10 руб. и на сумму 163832,13 руб.

За август 2017 года были представлены: справка (3 экземпляра) о компенсации ООО «Ирбис» недополученных доходов, форма которой определена Приложением № 1 к Соглашению на сумму компенсации за август 5278404,58 руб.;  отчет о компенсации (3 экземпляра) по форме, установленной Приложением № 2 к Соглашению; Акты приемки исполненных услуг водоотведения за август 2017 года по договорам от 01.01.2017 № 6-В. № 7-В, счета-фактуры от 31.08.2017 № 88, № 89 выставленные ООО «Ирбис» покупателю МУП «Айсберг» на сумму 42389,30 руб. и на сумму 133523,04 руб.

ООО «Ирбис» в 2017 году осуществляло предоставление коммунальных услуг исполнителю коммунальных услуг в МКД с. Лаврентия, с. Лорино Чукотского района – МУП «Айсберг» (управляющая компания) на основании договоров от 01.01.2017 № 6В и 7В.

 Исходя из сведений, указанных в справках и отчетах о компенсации недополученных доходов (приложения 1, 2 к Соглашению) и представленных в Департамент первичных подтверждающих документов (счетов-фактур, актов оказанных услуг по договорам с МУП «Айсберг» от 01.01.2017 № 6В и №7В), общее количество объема оказанных услуг населению за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, составило 80952 куб.м., в том числе по селу Лаврентия с 01.01.2017 по 30.06.2017  24570 куб.м, по селу Лорино с 01.01.2017 по 30.06.2017 18116 куб.м, по селу Лаврентия с 01.07.2017 по 31.12.2017 22510 куб.м, по селу Лорино с 01.07.2017 по 31.12.2017 15756 куб.м.

Так  истцом оказано услуг населению по нецентрализванному водоотведению в населенных пунктах Чукотского района всего на сумму 2529927,30 руб., рассчитанную по льготным тарифам для населения, утвержденным Постановлением Правления Комитета по ценам от 20.01.2017 № 1-к/1.

Стоимость оказанных услуг ООО «Ирбис» по нецентрализованному водоотведению исходя их объема 80952 куб.м и экономически обоснованного тарифа, установленного администрацией Чукотского муниципального района, фактически составила сумму в размере 80124717,12 руб.

Таким образом, сумма недополученных доходов, составляющая разницу между стоимостью услуг по тарифам, утвержденным для населения (льготным) и тарифам для ООО «Ирбис» (экономически обоснованным) за спорный период составила 77594789,82 руб.

В спорный период ответчиком дважды произведена оплата по Соглашению в сумме 31209554.80 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.07.2017 № 147659 на сумму 15610025,92 руб. и от 27.10.2017 № 223681 на сумму 15599528,88 руб.

Задолженность Департамента по возмещению недополученных доходов по данным истца составила 46385235,02 руб.

21.01.2019 Общество обратилось в Департамент с досудебной претензией, в которой указано, что по состоянию на дату направления претензии у Департамента образовалась задолженность  перед ООО «Ирбис» по субсидии в сумме 46385235,02 руб., которая оставлена без ответа и удовлетворения.

В связи с отказом Департамента в добровольном порядке перечислить Обществу образовавшуюся задолженность, ООО «Ирбис» обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в силу следующего.

         В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

         Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

         Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

  Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как возмещение убытков.

         Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (действовавшего в спорный период) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса  в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ, Закон о водоснабжении) деятельность в сфере  водоснабжения и водоотведения является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг.

При этом согласно части 5 статьи 1 Закона № 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона о водоснабжении оплата услуг по водоотведению осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

Пункт 6.1 статьи 14 Закона о водоснабжении устанавливает, что тарифы в сфере водоотведения, используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за услугу водоотведения, предоставляемую организациям.

Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, а также реализацию полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Законом № 416-ФЗ (подпункты 55 м 67.1 пункта 2 статьи 26.3).

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 05.06.2006 № 108 «О государственном регулировании цен и тарифов в Чукотском автономном округе», в целях упорядочения и обеспечения единой государственной политики в области ценообразования в энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве в соответствии, в том числе и  с Законом № 416-ФЗ утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок осуществляет Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа. В указанный перечень  включено холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623 «Об утверждении порядка компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных см предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015-2018 годах» Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа определен уполномоченным органом по компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015 -2018 годах.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2016 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - Постановление № 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

В пункте 1 Постановления № 87 указано, что данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Также необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

         Законом Чукотского автономного округа от 08.10.2012 № 82-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Чукотского автономного округа» установлена обязательная компенсация организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление, в случае установления пониженных (льготных) цен (тарифов).

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.02.2016 № 92 утверждена государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы, которая предусматривает в числе мероприятий выплату субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение части расходов, не учтенных при установлении тарифов и недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

         В соответствии с Постановлением Правительства ЧАО № 623 (действовавшим в спорный период) компенсация предоставляется Организациям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг и (или) электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей по тарифам для населения (далее - недополученные доходы).

  Компенсация осуществляется путем предоставления Субсидии.

         Предоставление Субсидий осуществляет Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (правопредшественник ответчика) в соответствии с соглашениями, заключенными между Департаментом и Организациями, в отношении которых принято решение о предоставлении Субсидии, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

         Условием предоставления Субсидий является соответствие Организации критериям, указанным в пункте 1.2 Порядка.

         Решение о предоставлении Субсидии Организации или об отказе в предоставлении Субсидии принимается Департаментом не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, при этом при соответствии Организации условиям настоящего Порядка Департамент принимает решение о предоставлении Субсидии и в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляет Получателю субсидий проект соглашения о предоставлении Субсидий.

         Для перечисления Субсидии Получатели субсидий ежемесячно, в установленные соглашением сроки предоставляют в Департамент с сопроводительным письмом на бланке Получателя субсидии отчеты о возмещении недополученных доходов по видам коммунальных ресурсов (услуг) по формам, установленным в соглашении.

  В случае если Получатель субсидий осуществляет предоставление коммунальных ресурсов (услуг) исполнителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, к указанным отчетам прилагаются копии счетов-фактур и актов об оказании услуг.

  В соответствии с Порядком допускается авансирование предстоящих расходов по выплате Субсидий исходя из планового объема ресурсов (услуг). В случае если сумма Субсидий, рассчитанная исходя из планового объема, меньше суммы, рассчитанной исходя из фактического объема предоставления населению коммунальных услуг и (или) поставки электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей, недополученные суммы Субсидий:

  за период с января по ноябрь - возмещаются при выплате Субсидий предстоящего месяца;

  за декабрь - подлежат перечислению из окружного бюджета в срок до 1 апреля года, следующего за годом финансирования, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на соответствующий финансовый год.

  По своему смыслу, межтарифная разница представляет собой реальные расходы, которые ресурсоснабжающая организация несет вследствие применения в расчетах тарифов на уровне ниже экономически обоснованных (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2014 N 302-ЭС14-1779) и их величина определяется как разница между стоимостью фактически поставленного объема ресурса по установленному для РСО тарифу и стоимостью того же объема по льготному тарифу, в рассматриваемом случае для населения.

  Как установлено судом в соответствии с Уставом Общество в 2017 году осуществляло основной вид деятельности для целей предоставления услуг населению (потребителям) по нецентрализованному водоотведению в сельских поселениях Чукотского муниципального района по тарифам, установленным для него уполномоченным государственным органом, которые были меньше размера установленного экономически обоснованного тарифа, что повлекло образование на стороне Общества недополученных доходов.

         Задолженность, основанная на неисполнении обязанности по соглашению от 19.05.2017 № 144 о предоставлении субсидии из окружного бюджета, заключенному в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства ЧАО № 623, Департаментом не погашена.

         Материалами дела подтверждается и не оспорено Департаментом и иными лицами, что обязательства по Соглашению Департаментом не исполнены.

         Задолженность, составляющая разницу между суммой оказанных услуг ООО «Ирбис» по их фактической стоимости (установленной для Общества органом местного самоуправления) и стоимостью услуг, рассчитанной по тарифам, утвержденным для населения Комитетом по ценам (льготный тариф), составила 46385235,02 руб. и ответчиком, в нарушение условий Соглашения и Порядка, не возмещена.

         Истцом представлены доказательства, подтверждающие расчет суммы задолженности, первичные документы и с учетом положений статьи 65 АПК РФ размер задолженности проверен судом и признается доказанным.

         Департамент, возражая против требований истца, расчет и сумму задолженности истца не опроверг, доказательств компенсации потерь Общества иным способом, а равно принятия мер, влияющих на установление предельных индексов изменения тарифов либо иных обязательных показателей, не представил.

         Доводы Департамента о невозможности возмещения издержек Общества при оказании услуг по нецентрализованному водоотведению сверх суммы, указанной в Соглашении, установленной как размер лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту в 2017 году, противоречат фактическим обстоятельствам, условиям Соглашения и Постановлению Правительства ЧАО № 623, а также не соответствуют компенсационной природе затрат ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги на коммунальном рынке услуг по установленным публично-правовым образованием тарифам.

         Иные доводы Департамента, в том числе касающиеся субсидии, предоставленной в 2016 году, в 2018 году иным лицам, отклоняются судом, поскольку не относятся к спорному периоду. Указанные ответчиком обстоятельства не связаны с предоставлением Обществу субсидии в 2017 году по спорному Соглашению и не имеют отношения к обязательствам Департамента по выплате указанных средств.

         Из содержания искового заявления следует, что требования истца направлены к публично-правовому образованию Чукотскому автономному округу, при этом в просительной части и при определении ответчика по иску указан Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа (правопреемник Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа).

         Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно разъясняли, что неправильное определение истцом ответчика либо выступающего от имени казны органа не препятствует осуществлению судебной защиты, поскольку в этом случае суд сам привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

         При этом, в силу статей 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В связи с этим замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13, Постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

         Исследовав материалы дела, мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 19.12.2016 № 133-ОЗ «Об окружном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623,  арбитражный суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование Чукотский автономный округ в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа. Оснований для определения Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, как органа в лице которого субъект должен отвечать по иску не имеется, поскольку в отношении компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов по коммунальным ресурсам, главным распорядителем выступает именно Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа.

         В соответствии сПостановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.01.2018 N 2 (ред. от 27.09.2019) "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на компенсацию ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", действующим на момент рассмотрения спора, Ведомственной структурой расходов окружного бюджета на 2019 год, утвержденной Законом Чукотского автономного округа от 10.12.2018 N 81-ОЗ "Об окружном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа (ГРБС 902) также определен главным распорядителем средств окружного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии на возмещение ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

         Поскольку Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа (правопреемник Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа)  изначально был определен и участвовал в рассмотрении спора в качестве ответчика от имени публично-правового образования в силу своих полномочий, оснований для замены ответчика по настоящему спору в порядке статей 46, 47 АПК РФ, не имеется.

Судебные расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110,167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Взыскать с публично-правового образования Чукотского автономного округа в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (место нахождения 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, 4, ОГРН 1168709050080, дата государственной регистрации 03.03.2016, ИНН 8709906858) за счет казны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (место нахождения 980030 г. Хабаровск, ул. Постышева, д. 16, каб. 206, ОГРН 1162724089560, дата государственной регистрации 09.12.2016, ИНН 2721228326) субсидию на компенсацию недополученных доходов по соглашению от 19.05.2017 № 144 в размере 46385235,02 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 200000 руб., а всего взыскать 46585235,02 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 АПК РФ.

         Судья                                                                                                      Ю.В. Дерезюк