Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь
19 июля 2016 года Дело № А80-297/2016
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи М.Ю. Овчинниковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 07.06.2016 № 01-16/867
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700603247 ИНН 8709010211)
к муниципальному предприятию городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года в размере 120326,43 руб.,
при участии в судебном заседании:
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу (далее - истец, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о взыскании с муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (далее - ответчик, предприятие) платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2015 года в размере 120326,43 руб.
Определением арбитражного суда от 09.06.2016 заявление принято судом к производству, предварительное судебное заседание назначено на 19.07.2016.
Определением и.о. председателя суда от 04.07.2016 произведена замена судьи Приходько С.Н. на судью Овчинникову М.Ю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Явка представителей сторон в судебное заседание по делу не обеспечена, судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик определение суда от 09.06.2016 не исполнил, мотивированный письменный отзыв по сроку представления - до 11.07.2016 не представил, равно как и доказательства добровольного погашения взыскиваемой задолженности.
Заявление обосновано тем, что предприятие, являясь плательщиком неналоговых доходов, не в полном размере перечислило в соответствующие бюджеты плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года.
Претензия от 14.04.2016 № 01-16/552 о добровольном перечислении образовавшейся недоимки в размере 120326,43 руб. с приложением контрольного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года (получено предприятием 15.04.2016), оставлена ответчиком без ответа и без удовлетворения.
Невыполнение названного требования явилось основанием для Управления Росприроднадзора, наделённого полномочиями по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду (Бюджетный кодекс РФ, Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780, постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717, приказ Росприроднадзора от 29.02.2016 № 109 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 № 496), обратиться в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 137 АПК РФ судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, в котором указывается, в том числе время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции. Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в суде первой инстанции.
Возражений относительно невозможности перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание суда первой инстанции от сторон не поступило.
Суд считает, что доказательств для рассмотрения дела достаточно, в связи с чем, протокольным определением завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание с рассмотрением исковых требований по существу спора по имеющимся материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив все представленные заявителем доказательства в соответствии с требованиями статей 64 – 68, статьи 71 АПК РФ, суд находит доводы истца обоснованными и подтвержденными материалами дела, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что МП «Горкоммунхоз» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>.
Основным видом деятельности предприятия является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), к дополнительным относится, в том числе - распределение воды, деятельность автомобильного грузового транспорта, сбор и очистка воды, удаление и обработка сточных вод и т.д.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пунктов 1, 3 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ).
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного Федерального закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 № 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее - Порядок № 632).
Действие Порядка № 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка № 632).
В силу пункта 5 Порядка № 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Плательщик, осуществляющий сброс загрязняющих веществ в водные объекты, производит расчет платы посредством заполнения раздела 3 «Сброс загрязняющих веществ в водные объекты», утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Приказ № 204), по каждому объекту негативного воздействия отдельно, исходя из фактического сброса загрязняющих веществ.
В силу пункта 6 названного Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования установлен в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологией России 29.12.1998, действовавших в спорный период.
Пунктом 1.2 Методических указаний установлено, что они содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности.
Методические указания носят рекомендательный характер и в случае если рассчитанные по указанной методике данные о загрязнении не соответствуют фактическому загрязнению, используются данные о фактическом сбросе.
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2006 № 8077) срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, наступает не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела следует, что предприятие имеет два разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - № Ч-15-0090-400-Р со сроком действия до 10.02.2020 и № Ч-15-0091-400-Р со сроком действия до 05.03.2020, которыми утверждены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Казачка и Анадырский лиман Берингова моря.
Очистные сооружения на территории г. Анадырь и с. Тавайваам отсутствуют, сброс сточных вод в водные объекты: реку Казачка (выпуски 1,2,3) и Анадырский лиман Берингова моря (выпуски 4,5,6) производится предприятием без предварительной очистки.
Согласно представленному предприятием в Управление Росприроднадзора 15.01.2016 расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер платы за 4 квартал 2015 года составил: плата за выбросы стационарными объектами - 0 руб.; плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС - 2,89 руб., плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ - 37,17 руб.; плата за сверхлимитное размещение отходов - 2678,83 руб.
Разделом 3 представленного расчета ответчик указал, что осуществляя сброс загрязняющих веществ в водные объекты на основании имеющихся разрешений по каждому выпуску, оплата за негативное воздействие на окружающую среду по его данным составила 40,06 руб.
Платежными поручениями от 19.01.2016 № 74, № 75, № 76, предприятие перечислило рассчитанный сбор в бюджет.
Управлением Росприроднадзорана основании представленных предприятием сведений, в том числе и по водоотведению за 4 квартал 2015 года, протоколов количественного химического анализа проб воды, установлено, что ответчик за отчетный период – 4 квартал 2015 года обязан был произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 120366,49 руб., из них: за сбросы в водные объекты в пределах ПДС – 8519,35 руб.; за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – 111847,14 руб.
Как следует из искового заявления МП «Горкоммунхоз» при ежеквартальном расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду по показателю - сброс вредных веществ в водные объекты не принимает в расчет объемы сточных вод, принимаемых от жилфонда и сторонних организаций.
Управлением, в адрес предприятия 14.04.2016 № 01-16/552 направлена претензия с предложением добровольной уплаты выявленной задолженности в размере 120326,43 руб. (получена ответчиком 15.04.2016), которая осталась без ответа.
Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы по данному виду негативного воздействия, суд пришел к выводу об обоснованности данного расчета.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Поскольку, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено доказательств, опровергающих фактические обстоятельства, возражений не заявлено, доказательств добровольной уплаты задолженности суду не представлено, суд на основе исследования и оценки всех доказательств, имеющихся в материалах дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, считает требование законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51, статьями 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена в состав неналоговых доходов с нормативом отчислений в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта - 40%, в местный бюджет - 40%.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Управление Росприроднадзора, действуя в интересах государства, освобождено от уплаты государственной пошлины в настоящем споре.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм, не оплаченная Управлением Росприроднадзора при обращении с иском в суд государственная пошлина подлежит взысканию с предприятия в доход федерального бюджета.
Расчет государственной пошлины произведен в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ и составил 4610 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002, ИНН <***>, в доход соответствующего бюджета, с зачислением в соотношении, установленном пунктом 1 статьи 51, статьями 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года в размере 120326 (сто двадцать тысяч триста двадцать шесть) руб. 43 коп.
Взыскать с муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002, ИНН <***>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4610 (четыре тысячи шестьсот десять) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьёй 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья М.Ю. Овчинникова