ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-324/18 от 03.09.2018 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-324/2018

03 сентября 2018 года

Резолютивная часть объявлена 03.09.2018

В полном объеме изготовлено 03.09.2018

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: Овчинниковой М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению от 09.06.2018 № б/н

общества с ограниченной ответственностью «РемСтрой», ОГРН 1128709001156, ИНН 8709014255

к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, ОГРН 1028700587310, ИНН 8709008847

о взыскании задолженности по выплате субсидии на возмещение недополученных доходов в размере 2626658,06 руб.,

при участии:

от истца - представитель Ефременко Д.А. по доверенности от 01.05.2018 № б/н;

от ответчика - представитель Сулыма Ю.М. по доверенности от 27.12.2017 № 16-02-12/8515-Д,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РемСтрой» (далее – истец, ООО «РемСтрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением от 09.06.2018 к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа с требованием о взыскании за счет средств бюджета Чукотского автономного округа задолженности по выплате субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг в 2017 году по соглашению от 10.05.2017 № 135 в размере 2626658,06 руб.

Определениями суда:

- от 18.06.2017 иск принят, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание по делу назначено на 02.08.2018;

- от 02.08.2018 подготовка дела к рассмотрению в судебном заседании суда первой инстанции завершена, судебное разбирательство назначено на 03.09.2018 на 11 час. 00 мин.

Лица, участвующие в деле, о возбуждении производства по делу и начавшемся процессе извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

В судебное заседание обеспечена явка представителей сторон.

В обоснование заявленных требований общество указало, что на основании заключенного между обществом и Департаментом Соглашения о предоставлении субсидий на 2017 год от 10.05.2017 № 135 для истца был определен размер субсидии на покрытие межтарифной разницы при оказании населению услуг по водоотведению в размере 18966300 руб., при этом условия указанного Соглашения ответчиком частично не были исполнены, а именно: обществу не перечислена компенсация недополученных доходов за ноябрь - декабрь 2017 года в размере 2626658,06 руб. Фактически Департамент прекратил выплату субсидии в одностороннем порядке.

Ответчиком представлен письменный отзыв, которым он возражает по заявленным требованиям, обосновывая отказ в выплате субсидии за спорный период тем, что в 2017 году Счетной палатой Чукотского автономного округа в адрес Департамента было направлено представление по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств окружного бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы Чукотского автономного округа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы», согласно которому Счетной палатой было установлено, что ООО «РемСтрой» своим приказом от 03.12.2015 № 6/1 неправомерно установил экономически обоснованный тариф на водоотведение (очистка выгребных ям) по категориям потребителей на 2016 год, в результате чего сумма излишне предоставленной ООО «РемСтрой» из окружного бюджета субсидии в 2016 году составила 1790100 руб. Указанные средства на основании требования от 27.06.2017, направленного обществу, добровольно в бюджет не перечислены, вследствие этого было приостановлено финансирование Соглашения о предоставлении субсидий из окружного бюджета, оформленное на период 2017 года, до момента урегулирования спорного вопроса по выплаченным субсидиям в 2016 году.

До начала судебного заседания истцом представлена правовая позиция на отзыв, в которой, истец указал, что ни постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.02.2016 № 92, ни самим Соглашением от 10.05.2017 № 135 не предусмотрена взаимосвязь выплат субсидий с имеющимися задолженностями за периоды действия иных правоотношений в иные периоды. Поскольку Порядком предоставления субсидий предусмотрен судебный механизм взыскания субсидий за 2016 год, истец полагает, что юридического значения для настоящего дела наличие споров по ранним периодам правового значения не имеет. К представленной правовой позиции на отзыв истец приложил документы, обосновывающие заявленные требования.

Ответчиком во исполнение определения суда от 02.08.2018 представлены запрошенные судом документы.

Дело рассматривается по правилам главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, между Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент) и обществом с ограниченной ответственностью «РемСтрой» (далее - Получатель) 10.05.2017 было заключено Соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета ООО «РемСтрой» на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2017 году № 135 (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 1 Соглашения предметом настоящего Соглашения является предоставление из окружного бюджета в 2017 году субсидии:

- в целях возмещения недополученных доходов Получателя, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг и (или) электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей по тарифам для населения (далее - Субсидия) (подпункт 1 пункта 1 Соглашения);

- в целях реализации Получателем следующего мероприятия: субсидия на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по тарифам для населения (подпункт 2 пункта 1 Соглашения).

Размер субсидии на 2017 год определен Соглашением и составил 18966300 руб. (пункт 2 Соглашения).

Условия и порядок предоставления Субсидии определен в разделе III Соглашения:

- на цели, указанные в пункте 1 Соглашения;

- при предоставлении Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт осуществления Получателем населению коммунальных ресурсов (услуг) до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в том числе:

а) сопроводительное письмо на бланке Получателя;

б) справки о компенсации недополученных доходов по форме, указанной в приложении № 1 к Соглашению;

в) отчетов о компенсации недополученных доходов по видам коммунальных ресурсов (услуг) по формам, установленным в приложении 2 к настоящему Соглашению;

г) в случае, если Получатель осуществляет предоставление коммунальных ресурсов (услуг) исполнителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, к указанным отчетам прилагаются копии счетов-фактур и актов об оказании услуг.

Пунктом 7.2 Соглашения определен срок его действия - с 01.01.2017 и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Соглашению.

Разделами III и IV Соглашения определены условия, порядок предоставления Субсидии и взаимодействие сторон.

В силу пункта 3.3 Соглашения перечисление Субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на счет Получателя, открытый в Северо-Восточном отделении № 8645 ПАО Сбербанк: в соответствии с предоставленными Получателем документами, указанными в пункте 3.1 Соглашения и не позднее пятого рабочего дня, следующего за днем доведения объемов финансирования до Департамента.

Для получения Субсидии по предоставленным населению услугам по водоотведению по тарифам для населения Общество представило в Департамент предусмотренный пунктом 3.1 Соглашения пакет документов: сопроводительные письма; ежемесячные отчеты о компенсации ООО «РемСтрой» недополученных доходов, связанных с предоставлением услуг; справки о компенсации обществу недополученных доходов за ноябрь и декабрь 2017 года.

Согласно отчетам ООО «РемСтрой» сумма причитающихся к возмещению недополученных доходов за спорный период за оказанные населению услуги водоотведения, составила:

- за ноябрь 2017 года 1319709,97 руб. (с. Марково, Анадырский район - 941864,28 руб., с. Ваеги, Анадырский район - 377845,69 руб.);

- за ноябрь и декабрь 2017 года 2626658,06 руб. (сводный отчет) (с. Марково, Анадырский район - 1914258,60 руб., с. Ваеги, Анадырский район - 712399,46 руб.).

В сроки, определенные Соглашением (пункт 3.1 Соглашения), денежные средства, выделенные в качестве Субсидии, выплачены не были, в связи с чем 22.03.2018 ООО «РемСтрой» направлена претензия исх. № 26 о добровольной оплате возникшей задолженности, которая оставлена без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нецелевое использование бюджетные средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), только в этом случае соблюдается принцип эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ).

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (пункт 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).

В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которого субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных статьей 78 БК РФ условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 БК РФ.

Из материалов дела следует, что истцом заявлено требование о взыскании (компенсации) фактически недополученных доходов (экономических потерь), образовавшихся ввиду разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты общества на оказание услуг по водоотведению (межтарифная разница).

ООО «РемСтрой» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого являются: сбор и обработка сточных вод, сбор отходов.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.02.2016 № 92 утверждена «Государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы», предусматривающая (раздел 2) для реализации подпрограммы «Государственная поддержка жилищно-коммунального хозяйства» предоставление субсидий из окружного бюджета юридическим лицам в соответствии с порядками, утвержденными Правительством Чукотского автономного округа.

В целях реализации мероприятия «Субсидии на компенсацию ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек» подпрограммы «Государственная поддержка жилищно-коммунального хозяйства» Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.02.2016 № 92, постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18.04.2017 № 149 (далее - Постановление № 149) утвержден «Порядок предоставления из окружного бюджета субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат, не учтенных при установлении тарифов на коммунальные услуги, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 (пункт 2 Постановления № 149).

Во исполнение Постановления № 149, между Департаментом и ООО «РемСтрой» заключено Соглашение «О предоставлении субсидии из окружного бюджета ООО «РемСтрой» на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2017 году» от 10.05.2017 № 135.

Субсидия обществу на 2017 год определена в размере 18966300 руб.

За январь-октябрь 2017 года Департамент перечислил обществу (Получателю) субсидию в размере 12694589,83 руб., что подтверждается непосредственно самим истцом.

Доказательств иного ответчик не представил.

Согласно пункту 4.1 Соглашения перечисление субсидии на счет Получателя на основании предоставленных Получателем документов и не позднее пятого рабочего дня, следующего за днем доведения объемов финансирования до Департамента является обязанностью Департамента (подпункт 3 пункта 4.1 Соглашения).

Между тем, что не оспаривается Департаментом, свои обязательства по возмещению получателю субсидии разницы (фактически недополученных доходов) за период ноябрь - декабрь 2017 года в размере 2626658,06 руб. посредством перечисления ее из окружного бюджета ни в текущем 2017 финансовом году, ни в 2018 году не исполнил.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Все необходимые документы для получения субсидии, подтверждающие выполнение своих обязательств ООО «РемСтрой» за период с ноября по декабрь 2017 года, согласно условиям Соглашения, общество ежемесячно предоставляло в Департамент, а именно: отчеты о компенсации ООО «РемСтрой» недополученных доходов, связанных с предоставлением услуги водоотведения по тарифам для населения за ноябрь и декабрь 2017 года, справки о компенсации ООО «РемСтрой» недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (план) на ноябрь и декабрь 2017 года, подписанные руководителем общества, главным бухгалтером общества; счета-фактуры и акты выполненных работ, подписанные сторонами Соглашения без замечаний и возражений.

Материалами дела подтвержден факт предоставления указанных документов в Департамент, о чем имеются сопроводительные письма ООО «РемСтрой», к которым были приложены вышеуказанные документы.

К обязанностям Департамента по исполнению Соглашения, что следует из подпункта 5 пункта 4.1 Соглашения, относится только то, что если в случае установления Департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка. Целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в окружной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Кроме этого, подпунктом 6 данного пункта Соглашения определено, что Департамент обязуется в случае, если Получателем не достигнуты значения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или Департаментом, осуществлять расчет объема средств, подлежащего возврату в окружной бюджет с обязательным уведомлением Получателя в течение пяти дней с даты принятия указанного решения.

Департаментом доказательства выявленных каких-либо нарушений со стороны общества, при получении субсидии в 2017 году, не представлено.

При установленных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.

Суд не принимает возражения ответчика о правомерности его действий по приостановлению перечисления субсидии за оказанные коммунальные услуги в 2017 году ввиду выявленных нарушений при получении обществом субсидий в 2016 году, исходя из следующего.

Основанием для перечисления субсидии в спорном периоде является заключенное сторонами Соглашение на 2017 год, условиями которого не предусмотрено приостановление выплаты субсидии в случае, если по результатам контрольных мероприятий за предыдущий год выявлено незаконное (в большем размере) возмещение недополученных доходов, полученных обществом по другому Соглашению.

Право Департамента приостанавливать предоставление субсидии установлено подпунктом 2 пункта 4.2 Соглашения, заключенного на 2017 год, а именно: в случае установления Департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с настоящим соглашением недостоверных сведений, до устранения указанных нарушений с обязательным уведомлением Получателя не позднее пятого рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении.

Вместе с тем, в рассматриваемом деле предметом иска является разница в стоимости коммунального ресурса (услуги), подлежащего поставке (оказанию услуги) по экономически обоснованному тарифу, но поставленному по заниженному тарифу, установленному для населения регулирующим органом субъекта Российской Федерации в 2017 году. Принимая во внимание принципы тарифообразования (включение только обоснованных расходов в необходимую валовую выручку регулируемой организации) и установленные законодательством полномочия регулирующих органов установить «льготный» тариф для населения, эта разница по существу является реальными расходами ресурсоснабжающей организации (истца), понесенными при поставке коммунальных ресурсов (оказании услуг), не компенсированными ей в связи с установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного именно в 2017 году.

При таких обстоятельствах, отнесение спорных сумм к выплаченным в 2016 году по предыдущему Соглашению, срок действия которого окончен, в связи с заключением Соглашения на 2017 год, является неправомерным, а довод ответчика несостоятельным.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика 2626658,06 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входят как государственная пошлина, так и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Положением пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», разъяснено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

Уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Таким образом, в связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Чукотского автономного округа в лице Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, д. 4, ОГРН 1028700587310, созданного как юридическое лицо 14.12.2001, ИНН 8709008847) за счет казны задолженность в размере 2626658,06 руб., судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 36133 руб., а всего 2662791 (два миллиона шестьсот шестьдесят две тысячи семьсот девяносто один) руб. 06 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья М.Ю. Овчинникова