ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-367/20 от 23.12.2020 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь

23 декабря 2020 года                                                     Дело № А80-367/2020

мотивированное решение изготовлено 23.12.2020

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Турлак Анны Владимировны, рассмотрев в судебном заседании, без ведения протокола заседания и вызова сторон, в порядке упрощенного производства дело по заявлению от 28.10.2020 № 3431-05-МГ Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к административной ответственности, предусмотренной  частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 28.10.2020 № 3431-05-МГ о привлечении непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания» (далее - АО «ЧТК», компания) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226–229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам.

АО «ЧТК» представлен письменный отзыв, в котором компания возражает по заявленным требованиям, указывая на то, что материалы административного дела не подтверждают в действиях компании наличия события административного правонарушения, поскольку ФИО1 прошел аттестацию на занятие должности лица ответственного за осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.

При рассмотрении настоящего спора, учитывая представленные возражения АО «ЧТК», суд выносит мотивированное решение по делу.

         В обоснование заявленных требований Управление указало, что АО «ЧТК», имеющее лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов обязанное в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, при осуществлении данного вида деятельности допустило нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте». Считает, что собранным административным материалом установлен факт (событие) административного правонарушения, а также доказана вина АО «ЧТК»  в его совершении. Просит привлечь АО «ЧТК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что на момент совершения правонарушения АО «ЧТК» имело лицензию серии МР-1 № 003320 от 23.05.2019 на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

В Управление поступила информация от гражданина ФИО2 от 28.09.2020 (вход. № 2913 от 28.09.2020) о прекращении трудового договора и увольнении 31.07.2020 с должности лица, ответственного за осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в АО «ЧТК».

С целью проверки данной информации был направлен запрос в аттестационную комиссию ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», из полученного ответа от 05.10.2020 № 5/5167  следует, что другие аттестованные должностные лица, ответственные за осуществление контроля  за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в АО «ЧТК» отсутствуют.

По результатам рассмотрения поступившей информации от гражданина ФИО2 от 28.09.2020 (вход. № 2913 от 28.09.2020) об увольнении 31.07.2020, ответа ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от 05.10.2020 № 5/5167 о том, что согласно реестру, аттестованным должностным лицом, ответственным за безопасность мореплавания АО «ЧТК» являете ФИО2, информации капитана порта Эгвекинот от 16.10.2020 № 1-11/9 о деятельности по перевозке опасных грузов на танкере «Чукотка+» принадлежащем АО «ЧТК» в период с 21.09.2020, главным государственным инспектором выявлен факт осуществления АО «ЧТК» деятельности по перевозке опасных грузов на танкере «Чукотка+» с нарушением лицензионных требований.

28.10.2020 должностным лицом Управления – главным государственным инспектором отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов, в присутствии законного представителя АО «ЧТК», составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с нарушением последним лицензионных требований.

По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении АО «ЧТК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

         В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении  дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

Объективная сторона вменяемого ответчику правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и  условий, предусмотренных лицензией.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.

Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.

         В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию.

         Порядок лицензирования указанного вида деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 (далее - Положение от 06.03.2012 № 193).

         В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения от 06.03.2012 № 193, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при выполнении работ по перевозкам морским транспортом опасных грузов, являются наличие у лицензиата должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок", а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов)

Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (далее - Положение о порядке аттестации). В соответствии с данным приказом лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к ее компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.

Согласно указанному перечню Управление осуществляет лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Приказом от 31.07.2020 № 447 лицом ответственным за безопасность мореплавания флота АО «ЧТК» с 01.08.2020 назначен ФИО1, приказом от 23.10.2020 назначен заместителем директора по безопасности мореплавания.

Как следует из информации, предоставленной ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от 05.10.2020 № 5/5167 аттестованным должностным лицом, ответственным за безопасность мореплавания АО «ЧТК» является ФИО2

Доказательства проведения в отношении ФИО1 аттестации в материалы дела не представлены.

         Таким образом, наличие у лицензиата должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок", а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов), является лицензионным требованием, несоблюдение которого образует объективную сторону предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На дату составления протокола об административном правонарушении доказательств прохождения аттестации в установленном порядке ФИО1 представлено не было.

Порядок прохождения аттестации утвержден совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 № 13/11.

В соответствии с пунктом 2 указанного приказа, в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о порядке прохождения аттестации, аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.

Основными задачами аттестации являются:

- проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе;

- формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Федеральные органы исполнительной власти с учетом имеющейся у них специфики производственной деятельности могут устанавливать дополнительные условия аттестации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение № 1).

Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.

Согласно пункту 3 Положения о порядке прохождения аттестации, Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого.

Досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Пунктом 8 Положения о порядке прохождения аттестации определено, что по результатам аттестации аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок: соответствует назначаемой (занимаемой) должности; не соответствует назначаемой (занимаемой) должности.

Результаты аттестации (оценка, замечания и предложения) заносятся в аттестационный лист (Приложение № 2), который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Прошедшему аттестацию работнику выдается также удостоверение установленной формы (Приложение № 3), подписанное председателем комиссии и заверенное печатью.

В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 29.10.2018  по делу № АКПИ18-954 Приказ Минтранса России и Минтруда России от 12 апреля 2018 г. № 142/230н «О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта» признан недействующим с 21.05.2018 в части признания утратившим силу Приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» (далее - приказ от 11.03.1994 № 13/11) в той мере, в которой данный приказ регламентирует порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом.

АО «ЧТК» с отзывом на исковое заявление представлены приказ от 31.07.2020 № 447 о назначении ФИО1 ответственным за безопасность мореплавания с 01.08.2020, а также удостоверение о повышении квалификации регистрационный номер 60/18 от 30.03.2018, удостоверение № 158/18-04 от 25.04.2018  сроком действия до 30.03.2023 (том 1, л. д. 125 - 126).

Согласно удостоверению № 158/18-04 от 25.04.2018 ФИО1 прошел аттестацию в аттестационной комиссии ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Артики» в соответствии с Положением о порядке аттестации, утвержденным приказом от 11.03.1994 № 13/11 в качестве лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.    

С учетом изложенного ФИО1 признан аттестационной комиссией пригодным к работе в качестве лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.   

Подпунктом «в» пункта 5 Положения от 06.03.2012 № 193 предусмотрено обязательное правило о наличии у лицензиата должностного лица, аттестованного на право занятия должности в установленном порядке.

         Административный орган, указав в качестве основания для привлечения АО «ЧТК»  к административной ответственности нарушение части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит невыполнение лицензионных требований именно в назначении должностным лицом ответственным за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды, лица, не аттестованного на право занятия такой должности именно в АО «ЧТК».

Согласно пункту 2 приказа от 11.03.1994 № 13/11 назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения.

Учитывая назначение должностным лицом ответственным за безопасность мореплавания флота АО «ЧТК» лица прошедшего проверку знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в порядке, предусмотренном приказом от 11.03.1994 № 13/11, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «ЧТК» состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств того, что указанное должностное лицо не прошло аттестацию в установленном приказом от 11.03.1994 № 13/11 порядке, в материалы дела не представлено.

Таким образом, в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, а именно отсутствие события совершения административного правонарушения являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований.

Руководствуясь статьями 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Чукотского автономного округа, в порядке, предусмотренном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

Судья                                                                                                      А.В. Турлак