ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-369/16 от 27.09.2016 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
 РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-369/2016

28 сентября 2016 года

Резолютивная часть объявлена 27.09.2016

В полном объеме изготовлено 28.09.2016

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: судьи Овчинниковой Марии Юрьевны

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора г. Анадырь советника юстиции С.В. Алексеева

к обществу с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 служебное удостоверение ТО № 138846 от 23.05.2016

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности № 87АА 0016293

Установил:

прокурор г. Анадырь Чукотского автономного округа обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Анадырская транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ООО «АТК», заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 03.08.2016 заявление принято, возбуждено производство по делу.

Явка представителей заявителя и заинтересованного лица в судебное заседание обеспечена.

Представитель заявителя требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против заявленных требований возражал, указав на то, что лицензируемый вид деятельности по размещению и утилизации твердых бытовых отходов, не осуществляет. У общества отсутствует вина во вменяемом ему административном правонарушении, так как оно предпринимает все зависящие от него меры для получения лицензии на размещение и утилизацию отходов, для того чтобы начать осуществлять эту деятельность.

В ходе судебного разбирательства в суд от заинтересованного лица представлены дополнительные доказательства, которые не были запрошены и исследованы при проведении проверки прокурором г. Анадыря и не нашли своего отражения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

ООО «АТК» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 23.04.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу за основным государственным регистрационным номером <***>.

Из материалов дела следует, что в период с 25.07.2016 по 28.07.2016 органом прокуратуры проведена проверка деятельности ООО «АТК», место нахождения: г. Анадырь, Чукотского автономного округа, ул. Отке, 55, по вопросам соблюдения действующего законодательства в области лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению опасных отходов.

В ходе проверки органом прокуратуры установлено, что в период с 02.07.2015 по 25.07.2016 обществом по договорам с предприятиями, организациями осуществлялась деятельность по сбору в г. Анадыре бытовых отходов IV класса, их транспортирование и последующее размещение на земельном участке, используемом для складирования твердых бытовых отходов (санкционированная свалка), предоставленном на основании договора аренды № 5 от 13.05.2015 с Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир санкционированная свалка (на горе Михаила), почтовый адрес ориентира. АО Чукотский, г. Анадырь, с разрешенным использованием под санкционированную свалку, общей площадью 78000 кв.м.

На момент проверки у общества имелась лицензия от 26.01.2016 № 87 00038, на основании которой ООО «АТК» разрешено осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов от жилищ несортированных, мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного, мусора от сноса и разборки зданий несортированного.

Лицензия на осуществление деятельности размещению отходов IV класса опасности, у ООО «АТК» на момент проверки отсутствовала.

Указанные факты расценены органом прокуратуры, как осуществление заинтересованное лицом предпринимательской деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отсутствие необходимой лицензии, в связи с чем, 29.07.2016 постановлением прокурора г. Анадырь в отношении ООО «АТК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Зафиксированные в постановлении обстоятельства явились основанием для обращения органа прокуратуры в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении ООО «АТК» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заслушав представителей прокурора и общества, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Судом проверено наличие соответствующих полномочий прокурора г. Анадырь на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 25.11, частей 1 и 2 статьи 28.4, части 3 статьи 28.2, части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 29.07.2016 в отношении ООО «АТК» вынесено уполномоченным лицом, с соблюдением установленной процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе с участием законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, директора ФИО3

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение органом прокуратуры процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом указанных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.

Юридическое лицо, осуществляющее вид предпринимательской деятельности, требующей наличия лицензии, может быть субъектом ответственности за названные выше правонарушения.

Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что в качестве нарушения заинтересованному лицу вменяется осуществление предпринимательской деятельности по размещению опасных отходов без соответствующей лицензии.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.11.2011 № 22313) утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к IV классу опасности относятся: отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (7 31 110 01 72 4), мусор и смет уличный (7 33 200 01 72 4), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (7 33 100 01 72 4), мусор и смет производственных помещений практически малоопасный (7 33 210 02 72 4), отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные (7 36 210 01 72 4).

Выпиской из ЕГРЮЛ и пункта 3.2 Устава ООО «АТК» подтверждается факт того, что одним из видов деятельности общества является удаление и обработка твердых отходов.

Пунктом 3.3. Устава ООО «АТК» предусмотрено, что отдельные виды деятельности могут осуществляться обществом только на основании специальных разрешений (лицензий). Право осуществлять лицензируемый вид деятельности возникает у общества с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между ООО «АТК» и индивидуальным предпринимателем ФИО4, ООО «Автотранспортник Севера», Банком России, ОАО «Чукотрыбпромхоз», АО «ЧГГК», муниципальным предприятием пассажирского автотранспорта городского округа Анадырь, ГУЗ ЧОБ, муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь», ООО «Антарес и КО» и рядом других предприятий (л.д. 58 -148 т. 1, л.д. 2-85 т. 2) заключены договоры от 09.12.2014 № 58/2014-ТБО, от 23.12.2014 № 74/2014-ТБО, № 4 от 19.08.2015, № 35/2015-ТБО от 02.11.2015, № 15/ЧГГК/804-ТБО от 23.11.2015, № 36-ТБО от 22.12.2015, № 28/2015-ТБО от 22.12.2015, № 39/2015-ТБО от 22.12.2015, № 40/2015-ТБО от 22.12.2015 и др., соответственно, в соответствии с условиями которых ООО «АТК» обязалось оказывать услуги по сбору, транспортировке и размещению отходов производства и потребления, (включая крупногабаритный мусор) IV-V класса опасности. Из условий договоров следует, что право собственности на отходы производства и потребления (включая крупногабаритный мусор), с момента сбора отходов Исполнителем с объектов Заказчика, указанных в договоре передается от Заказчика к Исполнителю.

На основании протокола о результатах аукциона № 1 от 08.05.2015 между Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского круга Анадырь и ООО «АТК» заключен договор аренды земельного участка, используемого под санкционированную свалку. Срок аренды земельного участка определен сторонами с 13.05.2015 по 13.05.2020. Арендная плата за участок установлена 218369 руб. Участок передан в пользование обществу на основании Акта передачи земельного участка 13.05.2015.

Собранные в ходе проведения проверки прокурором г. Анадырь доказательства подтверждают факт того, что общество фактически осуществляло деятельность по размещению отходов в виде их хранения на земельном участке, переданном в аренду с назначением – санкционированная свалка.

В данном случае ООО «АТК» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию отходов, которая непосредственно связана с целью их дальнейшего размещения и является специализированной деятельностью для ООО «АТК».

Кроме выше установленного, факт размещения отходов на санкционированной свалке, подтверждается материалами дела, в том числе: постановлением от 29.07.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении, справкой о проведении проверки исполнения ООО «АТК» природоохранного законодательства от 25.07.2016, договором аренды № 5 от 13.05.2015, объяснением работника общества ФИО5 от 25.07.2016, из которого следует, что начиная с 01.07.2015 общество производило накопления отходов на свалке, при этом суд констатирует что, на дату проверки одиннадцатимесячный срок при котором возможно временное складирование отходов в специально обустроенных местах, истек 01.06.2016, следовательно, после этого накопленные отходы переходят в разряд «хранение отходов», объяснением руководителя общества ФИО3 от 28.07.2016, Уставом ООО «АТК» (раздел 3), выпиской из ЕГРЮЛ от 27.06.2016 № ЮЭ9965-16-3974600.

При изложенных обстоятельствах в указанных действиях (бездействии) ООО «АТК» имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ООО «АТК» о том, что на территории городского округа Анадырь на момент проведения прокурорской проверки и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и подачи заявления в арбитражный суд отсутствовал объект размещения отходов, соответствующий требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, что подтверждается договором аренды № 5 от 13.05.2015, объяснениями сотрудников общества, пояснительной запиской ООО «АТК» в адрес Комитета государственного регулирования цен и тарифов от 29.05.2015 № 01-05/232, и в связи с отсутствием объекта размещения отходов общество не осуществляло деятельность, связанную с размещением отходов в значении, придаваемом этой деятельности нормами действующего законодательства, отклоняется судом, поскольку факт невыполнения органом местного самоуправления работ по оформлению и подготовке земельного участка под размещение опасных бытовых отходов не освобождает ООО «АТК» от ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по сбору и размещению опасных отходов без лицензии.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие данной возможности анализируется судами при рассмотрении дел в отношении юридических лиц.

С учетом предусмотренных статьей 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Частью 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено правило, согласно которому юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другие).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4.11 ГОСТа 30772-2001 объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Согласно пункту 4.17 ГОСТа 30772-2001 полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

В пункте 3.5 СП 2.1.7.1038-01 установлено, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.

Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (пункт 2.2 СП 2.1.7.1038-01).

Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением правительства РФ 03.10.2015 № 1062 установлено, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

Как следует из материалов дела, после передачи в аренду земельного участка с назначением – санкционированная свалка, общество сразу начало проводить мероприятия по обустройству полигона твердых бытовых отходов, что подтверждается представленным в материалы дела договором № ЭП-51/08/15 от 14.08.2016, заключенным между ООО «ЭкоСфера» и ООО «АТК» на выполнение работ по проектированию полигона твердых бытовых отходов. Календарным планом работ по договору стороны предусмотрели сроки выполнения услуг, в которые не входят сроки сопровождения (рассмотрения и согласования) проектной документации в уполномоченные органы Роспотребнадзора по ЧАО, ГЭЭ, негосударственную экспертизу.

27.11.2015 ООО «АТК» обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке. утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В период с 11.12.2016 по 22.12.2016 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка Управлением Росприроднадзора и как следует из Акта проверки от 22.12.2015 № 03-051/2015-Лц, в ходе проверки было установлено, что на момент проверки срок эксплуатации санкционированной свалки, переданной по договору аренды превысил шесть месяцев, в связи с чем Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу определило, что на дату проверки «санкционированная свалка» на горе Михаила является несанкционированной свалкой и подлежит обустройству.

22.12.2015 обществу отказано в предоставлении лицензии, что подтверждается уведомлением об отказе № 06-25/05, на основании Акта проверки от 22.12.2015 № 03-051/2015-Лц, а именно, в связи с отсутствием объекта размещения отходов I - IV классов опасности соответствующего установленным требованиям.

25.12.2015 ООО «АТК» направлено в адрес Управления Роспотребнадзора по Чукотскому АО уведомление исх. № 1-05/460, в котором общество разъяснило сложившуюся ситуацию по обустройству полигона ТБО, приложив документы, свидетельствующие, о том, что все необходимые действия предпринимаются, но в связи с большим объемом работ, ввести в эксплуатацию и зарегистрировать объект размещения твердых бытовых отходов ранее первой половины июля 2016 года не представляется возможным.

07.04.2016 общество обратилось в Управление Росприроднадзора за разъяснениями о возможности включении земельного участка, с разрешенным использованием под санкционированную свалку в государственный реестр размещения отходов, получив ответ которым Управление разъяснило, что в реестр включаются только объекты размещения отходов, которые специально оборудованы для этих целей.

Как следует из Постановления Администрации городского округа Анадырь от 09.08.2016 проведение общественных обсуждений по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов в г. Анадырь» определено только на 16.09.2016.

01.09.2016 генеральный директор общества обратился в Совет депутатов городского округа Анадырь с письмом исх. № 01-05/323 из которого следует, что работы по строительству полигона ТБО находятся в стадии «Завершенный проект» и просит согласовать возможность передачи нового земельного участка для строительства полигона ТБО, в связи с тем, что только в случае предоставления земельного участка возможна передача проектной документации по полигону на государственную экологическую и градостроительную экспертизу.

Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о том, что общество предпринимает все возможные меры для соблюдения законодательства о лицензировании, но в силу причин, от него не зависящих исполнить требование о получении лицензии на размещение ТБО I-IV классов опасности, на день судебного разбирательства реально не могло.

Представленные заинтересованным лицом доказательства свидетельствуют об объективной невозможности выполнить требования закона.

На основании установленного суд пришел к выводу о том, что общество предприняло достаточные зависящие от него меры для получения лицензии на размещение отходов, но по независящим от него причинам в срок до 01.07.2016, не смогло ее получить.

Таким образом, суд считает, что в действиях (бездействии) общества вина отсутствует, а, следовательно, и отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отсутствуют.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья М.Ю. Овчинникова