ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-400/15 от 03.12.2015 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

 РЕШЕНИЕ

г. Анадырь

03 декабря 2015 года Дело № А80-400/2015

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи М.Ю. Овчинниковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Платоновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению от 28.10.2015 № 01-16/1289 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу ОГРН <***> ИНН <***>

к муниципальному предприятию городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» ОГРН <***>, ИНН <***>

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года в размере 153397,34 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца - представитель ФИО1 по доверенности от 24.02.2015 (до перерыва), представитель ФИО2 по доверенности от 27.10.2015 № 01-16/1292 (до перерыва);

от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу, зарегистрированное в качестве юридического лица 17.09.2004 МИФНС России № 1 по Чукотскому автономному округу, место нахождения ул. Южная, д. 15, г. Анадырь, Чукотский автономный округ, 689000, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - истец, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением о взыскании с муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», зарегистрированного в качестве юридического лица 30.08.2000 Администрацией муниципального образования г. Анадырь, место нахождения ул. Ленина, д. 45, г. Анадырь, Чукотский автономный округ, 689000, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ответчик, предприятие) платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2015 года в размере 153397,34 руб.

Определением арбитражного суда от 29.10.2015 заявление принято судом к производству, предварительное судебное заседание назначено на 30.11.2015. Явка представителей истца в судебное заседание обеспечена.

Ответчик явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о получении почтового отправления № 68900052223904.

Ответчиком определение суда от 29.10.2015 не исполнено, мотивированный письменный отзыв по сроку представления – до 25.11.2015 не представлен, равно как и доказательства добровольного погашения взыскиваемой задолженности.

Заявление обосновано тем, что предприятие, являясь плательщиком неналоговых доходов, не в полном размере перечислило в соответствующие бюджеты плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года.

Претензия о добровольном перечислении образовавшейся недоимки в размере 153397,34 руб. от 06.10.2015 № 01-16/1181 с приложением контрольного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года (получено предприятием 06.10.2015), оставлена ответчиком без ответа и без удовлетворения.

Невыполнение названного требования явилось основанием для Управления Росприроднадзора, наделённого полномочиями по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду (Бюджетный кодекс РФ, Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780, постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717, Приказ Росприроднадзора от 20.05.2013 № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 № 496), обратиться в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно статье 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, в котором указывается, в том числе время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции. Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в суде первой инстанции.

Возражений относительно невозможности перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание суда 1 инстанции от сторон не поступило.

Суд считает, что доказательств для рассмотрения дела достаточно, в связи с чем, протокольным определением завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание с рассмотрением исковых требований по существу спора по имеющимся материалам дела.

В судебном заседании объявлен перерыв и оно продолжено 03.12.2015.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, оценив все представленные заявителем доказательства в соответствии с требованиями статей 64 - 68 и 71 АПК РФ, суд находит доводы истца обоснованными и подтвержденными материалами дела, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что МП «Горкоммунхоз» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>.

Основным видом деятельности предприятия является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), к дополнительным относится, в том числе - распределение воды, деятельность автомобильного грузового транспорта, сбор и очистка воды, удаление и обработка сточных вод и т.д.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу пунктов 1, 3 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу 3 названного Федерального закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 № 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 № 632 – Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632).

Действие Порядка № 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка № 632).

Согласно пункту 5 Порядка № 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В силу пункта 6 названного Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования установлен в Методических рекомендациях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологией России 29.12.1998.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлено, что они содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности.

Методические указания носят рекомендательный характер и в случае если рассчитанные по указанной методике данные о загрязнении не соответствуют фактическому загрязнению, используются данные о фактическом сбросе.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что общество является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды.

Предприятие имело два разрешения №№ Ч-10-0060-400-Р, Ч-10-0061-400-Р на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Срок действия разрешений истек 11.12.2014.

07.05.2015 Предприятием получены новые разрешения №№ Ч-15-0090-400-Р, Ч-15-0091-400-Р со сроком действия до 10.02.2020 и до 05.03.2020, которыми утверждены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Казачка и Анадырский лиман Берингова моря.

Очистные сооружения на территории г. Анадырь и с. Тавайваам отсутствуют, сброс сточных вод в водные объекты: реку Казачка (выпуски 1,2,3) и Анадырский лиман Берингова моря (выпуски 4,5,6) производится предприятием без предварительной очистки.

Согласно представленным Предприятием в Управление расчетам размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2015 года составил: плата за выбросы стационарными объектами – 0 руб.; плата за выбросы передвижными объектами - 139,08 руб.; плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС – 8,33 руб., плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ – 104,79 руб.; плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов – 5118,52 руб., плата за сверхлимитное размещение отходов – 492,15 руб.

Платежными поручениями от 15.07.2015 № 943, № 944, № 945, № 946, № 947 предприятие перечислило рассчитанный сбор в бюджет.

Управлением Росприроднадзора на основании представленных предприятием сведений выполнен контрольный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и её размер за 2 квартал 2015 года составил 159260,21 руб., в том числе: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (КБК 04811201010016000120) - 0,00 руб.; за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами (КБК 04811201020016000120) - 139,08 руб.; за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 04811201030016000120) - 153510,46 руб.; за размещение отходов производства и потребления (КБК 04811201040016000120) – 5610,67 руб.

Как следует из искового заявления МП «Горкоммунхоз» при ежеквартальном расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду по показателю – сброс вредных веществ в водные объекты не принимает в расчет объемы сточных вод, принимаемых от жилфонда и сторонних организаций.

Установленная Управлением сумма задолженности за 2 квартал 2015 года по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты составила 153397,34 руб.

Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы по данному виду негативного воздействия, суд пришел к выводу об обоснованности данного расчета.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).

Поскольку, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено доказательств, опровергающих фактические обстоятельства, возражений не заявлено, доказательств добровольной уплаты задолженности суду не представлено, суд на основе исследования и оценки всех доказательств, имеющихся в материалах дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, считает требование законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу части 3 статьи 110 АПК РФ госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты госпошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Управление Росприроднадзора, действуя в интересах государства, освобождено от уплаты государственной пошлины в настоящем споре.

При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм, не оплаченная Управлением Росприроднадзора при обращении с иском в суд государственная пошлина подлежит взысканию с предприятия в доход федерального бюджета.

Расчет государственной пошлины произведен в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ и составил 5602 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002, ИНН <***>, в доход соответствующего бюджета, с зачислением в соотношении, установленном разделом 2 части 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года в размере 153397 (сто пятьдесят три тысячи триста девяносто семь) руб. 34 коп.

Взыскать с муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002, ИНН <***>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5602 (пять тысяч шестьсот два) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьёй 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья М.Ю. Овчинникова