Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь
19 апреля 2016 года Дело № А80-45/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2016 года. Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи М.Ю. Овчинниковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Юдиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению от 25.12.2015 № 1663 муниципального предприятия «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к акционерному обществу «Чукотэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о понуждении к изменению условий договора,
при участии:
от истца – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика – представитель ФИО1 по доверенности от 01.12.2015 № 131, представитель ФИО2 (после перерыва) по доверенности от 01.12.2015 № 129;
установил:
25.01.2016 муниципальное предприятие «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением от 25.12.2015 № 1663 к акционерному обществу «Чукотэнерго» (далее – ответчик) об изменении условий договора теплоснабжения № 1 от 01.07.2014 путем подписания Дополнительного соглашения № 3 от 01.12.2015 в редакции истца, а именно, внесения изменений в пункты 6.3, 8.7 Договора.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что до 01.03.2015 предприятие выступало во взаимоотношениях с теплоснабжающей организацией как сетевая организация, но с 01.03.2015 на основании договоров управления многоквартирными домами № 5 и № 6 от 27.02.2015 и двух договоров без номера от 27.02.2015 предприятие стало управляющей организацией, в связи с чем, порядок оплаты тепловой энергии, установленный действующим договором в соответствии с пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ № 808 от 08.08.12 (далее - Правила теплоснабжения № 808), в силу абзаца 2 пункта 34 Правил теплоснабжения № 808, не применим. Кроме этого, истец считает, что в случае неисполнения одной из сторон условий договора, должен быть применен досудебный претензионный порядок в форме направления письменной претензии.
Определением суда от 26.01.2016 исковое заявление принято к производству с назначением предварительного судебного заседания на 02.03.2016. Определением суда от 02.03.2016 судебное заседание назначено с рассмотрением спора по существу на 18.04.2016 на 11.00 час. В судебном заседании объявлялся перерыв до 17.20 18.04.2016.
Ответчик обеспечил в заседание явку своих представителей.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил.
От истца 08.02.2016 через систему «Мой Арбитр» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании протокольным определением объявлен перерыв и оно продолжено в 17.20 час.
Ответчиком 02.03.2016 представлен отзыв № 20/53-04-827 от 01.03.2016, 11.04.2016 - дополнения к отзыву № 20/53-04-1447, которыми он возражает по заявленным требованиям, указывая, что договор заключен с соблюдением обязательных требований, установленных пунктом 33 Правил теплоснабжения № 808, и основания для изменения его условий отсутствуют. Кроме этого ответчик указал и на то, что включение в условия договора условия о досудебном претензионном порядке приведет к нарушению законодательства о сфере теплоснабжения и затягиванию обращения теплоснабжающей организации с исками в арбитражный суд о взыскании задолженности за потребленные ресурсы.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа создано 23.04.2014, ОГРН <***>. Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код по ОКВЭД 40.30.14). Предприятие осуществляет еще 57 видов дополнительной деятельности, среди которых: деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций (ОКВЭД 40.10.41), деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (ОКВЭД 40.30.5), деятельность различного вида транспорта и оказание услуг по его ремонту, оказание услуг, разработка гравийных и песчаных карьеров (ОКВЭД 14.21) и другие. По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами городского поселения Певек, проведенного Администраций Чаунского муниципального района, между Администрацией Чаунского муниципального района и Предприятием заключены договоры управления многоквартирными домами: от 27.02.2015 № 5, от 27.02.2015 № 6. Кроме этого, Предприятие, как управляющая организация 27.02.2015 заключила договоры управления многоквартирными домами с товариществом собственников жилья «Певек-Центр» и с товариществом собственников жилья «Строитель».
Из установленного следует, что с 27.02.2015 Предприятие, кроме, видов деятельности, определенных учредительными документами, осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирных домов в г. Певеке, перечень которых определен в приложениях к договорам.
С 01.07.2014 между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения № 1 со сроком действия до 31.12.2014. На основании пункта 9.1 Договора действие его продлено на 2015 и 2016 годы.
30.11.2015 исх. № 1526 Предприятие направило в адрес общества дополнительное соглашение № 1 к Договору теплоснабжения № 1 от 01.07.2014, предложив энергоснабжающей организации внести изменения в пункт 6.3 и пункт 8.7 договора, изложив их в следующей редакции:
- пункт. 6.3 Договора: Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Потребитель оплачивает полученную тепловую энергию и горячую воду (теплоноситель) до 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счета-фактуры Энергоснабжающей организации, выставляемой к оплате не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации;
- пункт 8.7 Договора: Все споры и разногласия, возникающие в связи с заключением, исполнением и расторжением договора, подлежат разрешению в Арбитражном суде Чукотского автономного округа с соблюдением досудебного претензионного порядка урегулирования спора. Срок рассмотрения претензии – 30 календарных дней с даты ее получения. Споры по техническим вопросам подлежат разрешению в Чукотском отделении Ростехнадзора.
Остальные условия договора теплоснабжения № 1 от 01.07.2014. не затронутые настоящим соглашением остаются неизменными, и Стороны подтверждают по ним свои обязательства.
09.12.2015 предприятием на предложение заключить дополнительное соглашение получен ответ от общества № 20/24-2194, в котором АО «Чукотэнерго» указывает на неточности в его оформлении и на то, что с учетом имеющейся задолженности, рассмотрение дополнительного соглашения неактуально.
10.12.2015 истцом в адрес ответчика повторно направлено дополнительное соглашение под № 3 по содержанию идентичное предыдущему дополнительному соглашению № 1. Предприятие в сопроводительном письме настаивает на внесении изменений в договор, обосновывая это тем, что с 01.03.2015 МП «ЧРКХ» является управляющей организацией.
Обществом в ответ на предложение о заключении вышеназванного дополнительного соглашения направлены пояснения от 18.12.2015 № 20/24-2273, согласно которым, внесение изменений в действующий договор невозможно по причине того, что Предприятие, является, в том числе управляющей организацией, при этом осуществляет и иную деятельность, в которой используются приобретаемая по договору тепловая энергия и теплоноситель. Основная доля отпущенной тепловой энергии в жилой фонд возмещается МП «ЧРКХ» Правительством Чукотского автономного округа на основании Постановления № 623 от 15.12.2014 в виде субсидий ресурсоснабжающим организациям, которые могут предоставляться авансом, исходя из планового объема, при наличии соответствующего обращения только в части получаемых энергоресурсов. Вопрос о досудебном претензионном порядке также оставлен без рассмотрения, по причине наличия существенной задолженности МП «ЧРКХ» перед АО «Чукотэнерго».
Не урегулирование разногласий относительно внесения изменений в действующий договор теплоснабжения от 01.07.2014 № 1 дополнительным соглашением № 3 от 01.12.2015 условий, определенных пунктами 6.3 и 8.7 Договора, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 1 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Возможность пересмотра условий Договора теплоснабжения предусмотрена пунктом 9.2 данного договора.
Как видно из материалов дела, основанием возникшего между сторонами спора явилось наличие между ними разногласий по поводу возможности внесения изменений в действующий Договор теплоснабжения, заключенный между истцом, как потребителем, приобретающим ресурс для его реализации и ответчиком как энергоснабжающей организацией, при этом истец настаивая на внесение изменений в договором, рассматривает себя в рамках действующего договора только как управляющая организация, а ответчик указывает на то, что обязательства по договору теплоснабжения возникли и продолжают исполняться в отношении МП «ЧРКХ» как потребителя – сетевой организации, которая приобретает энергоресурс и перепродает его контрагентам, а также использует его для осуществления своей уставной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу пункта 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что к отношениям связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 – 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения в сфере теплоснабжения регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвердившим Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
Передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией (пункт 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении).
Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, законом признан обязательным для заключения теплосетевыми организациями (пункт 3 статьи 17 Закона о теплоснабжении), а, следовательно, является публичным.
Пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 установлен следующий порядок расчетов по договору теплоснабжения:
потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Как следует из предмета и условий договора теплоснабжения № 1 от 01.07.2014 он заключен с соблюдением всех условий, в том числе, и по порядку оплаты полученных энергоресурсов, определенных для сторон Правилами теплоснабжения № 808 и является действующим.
Абзацем 2 пункта 34 Правил теплоснабжения № 808 установлено также, что положения пунктов 33-34, устанавливающие сроки платежа за поставленные ресурсы не распространяются на бюджетные и казенные учреждения, казенные предприятия, а также на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.
Пунктами 35, 36 Правил № 808, установлен порядок заключения договора теплоснабжения, с перечнем документов, прилагаемых к заявке на заключение договора, в числе которых: для управляющих организаций -договор управления многоквартирным домом.
Как следует из частей 1, 2, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Правила № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.2.012 № 124 (далее – Правила № 124).
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, которым утверждены Правила № 124, установлено, что названные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Таким образом, отношения между истцом как управляющей организацией и ответчиком как ресурсоснабжающей организацией подлежат регулированию в соответствии с названными Правилами.
Из императивных норм Правил № 124 следует, что договор ресурсоснабжения подлежит заключению исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией в целях снабжения соответствующим коммунальным ресурсом многоквартирного дома, являющегося единым энергоснабжаемым объектом.
Согласно пункту 4 Правил № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Порядок направления оферты, перечень документов и сроки рассмотрения установлены в пунктах 5 – 7 Правил № 124.
Пунктом 17 Правил № 124 установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, в том числе: а) предмет договора (вид коммунального ресурса); б) дата начала поставки коммунального ресурса; г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; е) порядок оплаты коммунального ресурса; ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 18 Правил в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются в том числе, и следующие условия: а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса (при отсутствии данного условия, применяются Правила № 124 в этой части). Указанная граница раздела ответственности определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.; б) порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги; в) условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем); г) определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета; е) обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках; ж) обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам; з) порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг); з(1)) обязательства сторон по передаче информации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), по форме и в сроки, которые установлены такими актами, - в случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении такой социальной нормы; и) иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что исходя из сложившихся правоотношений сторон, МП «ЧРКХ» является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, принятых на обслуживание по договорам управления. Следовательно, в силу своего статуса, истец обязан заключить самостоятельный договор ресурсоснабжения (пункт 12 статьи 161 ЖК РФ, пункт 31 (б) Правил № 354).
Во исполнение статьи 2 АПК РФ, провозгласившей укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности одной из задач судопроизводства в арбитражных судах, результатом разрешения преддоговорного спора является такой судебный акт, которым отношениям сторон будет придана правовая определенность и все существенные условия договора будут определены либо соглашением сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ), либо решением суда (статья 446 ГК РФ). При этом нет необходимости регулировать в договоре условия, предписанные императивными правовыми нормами (пункт 4 статьи 421, статья 422 ГК РФ), но договор должен содержать все существенные условия, индивидуализированные к конкретному контрагенту.
Представленный договор теплоснабжения от 01.07.2014 не является тем договором, на основании которого управляющая организация является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги в соответствии с нормами ЖК РФ, следовательно, требование истца изменить порядок оплаты полученных энергоресурсов, только по тому основанию, что им заключены договоры управления многоквартирными домами, не является законным и обоснованным.
В отношении об изменении пункта 8.7 Договора теплоснабжения № 1 от 01.07.2014 об установлении претензионного порядка разрешения споров, вытекающих из обязательств по договору суд установил следующее.
Одним из принципов гражданского оборота является свобода и стабильность договора (статьи 1, 154, 310, 408, 425 ГК РФ).
Судебное изменение условий действующего договора является исключительной мерой.
Ответчик возражает по внесению данных изменений.
Изучив условия спорного договора, принимая во внимание, что нормативными актами обязательный претензионный порядок при исполнении обязательств по договорам теплоснабжения не предусмотрен, стороны первоначально согласовали все условия договора, форма и содержание договора соответствуют Правилам организации теплоснабжения № 808, и истец не привел доводов относительно необходимости включения этого условия в договор, суд считает, что требования истца в указанной части не подтверждены документально и не обоснованны.
Законные основания для включения предложенного истцом условия в текст пункта 8.7 договора отсутствуют, поскольку соглашение сторон по данному условию не достигнуто, а в принудительном порядке в текст договора подлежат включению только те положения, которые для данного вида публичных договоров законом отнесены к числу обязательных.
В материалы дела доказательства о наличии со стороны ответчика ненадлежащего исполнения условий договора истцом не представлены (статья 65 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
Государственная пошлина в сумме 6000 руб., первоначально уплаченная истцом по платежному поручению от 24.12.2015 № 1701 по неверным реквизитам, подлежит возврату ему из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска отказать.
Возвратить муниципальному предприятию «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб., уплаченную истцом по платежному поручению от 24.12.2015 № 1701, для чего выдать справку.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьей 276, частью 2 статьи 181, частью 4 статьи 228 АПК РФ.
Судья М.Ю. Овчинникова