Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-486/2021
17 августа 2022 года
резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2022 года
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Руникиной Н.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акпасовой З.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 06.12.2021
общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (ОРГН 1198709000160, ИНН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия, Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
при участии:
от заинтересованного лица – представитель ФИО1 по доверенности от 14.03.2022 № 08/751, документ о наличии высшего юридического образования,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ирбис» (далее – заявитель, ООО «Ирбис») обратилось в арбитражный суд с требованиями:
- признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (далее – заинтересованное лицо, Департамент), выраженное в непринятии мер, предусмотренных соглашениями и законом, в отношении многочисленных грубых нарушений соглашений и правил обращения с ТКО третьим лицом (муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг»);
- возложить обязанность на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа принять предусмотренное соглашением меры, а именно лишить третье лицо (муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг») статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, расторгнуть соглашение № 215 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.05.2018 и соглашение № 216 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.05.2018.
Определениями суда:
- 10.12.2021 заявление оставлено без движения на срок до 11.01.2022, в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 125, пункта 1 части 1 статьи 126 АПК РФ.
- 28.12.2021 заявление принято к производству с назначением предварительного судебного заседания на 21.02.2022. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (далее – третье лицо, МУП «Айсберг»);
- 21.02.2022 предварительное судебное заседание отложено на 14.03.2022.
- 14.03.2022 отказано в удовлетворении ходатайства ООО «Ирбис» о привлечении к делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Прокуратуры Чукотского района, подготовка дела завершена, назначено судебное разбирательство на 14.04.2022;
- 14.04.2022, 13.05.2022 судебные заседания откладывались, 01.07.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 08.07.2022;
- 08.07.2022 судебное заседание отложено на 15 часов 00 минут 04.08.2022, сторонам предложено представить дополнительные доказательства по делу, в судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 11.08.2022.
О принятии заявления, возбуждении производства по делу стороны извещены судом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Судебные акты размещены в сервисе «Картотека арбитражных дел».
Доказательства надлежащего извещения сторон имеются в материалах дела.
В судебном заседании принимает участие представитель заинтересованного лица. Представители заявителя, третьего лица в судебное заседание не явились. Заявителем и третьим лицом представлены заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Ходатайств об отложении судебного заседания сторонами не заявлено.
Судебное заседание проводится в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица надлежащим образом извещенных о начавшемся судебном процессе.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что 22.06.2021 обратился в Департамент с заявлением о проверке соблюдения требований законодательства региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – МУП «Айсберг», сообщил о выявленных нарушениях: мусоровозов не было три года; никто не обезвреживает и не утилизирует мусор, просто раз в год закапывает в тундре; контейнеров нет и не было; раздельный сбор мусора не внедрялся. Департамент ответил на обращение 05.07.2021, вместе с тем, заявитель считает, что Департамент не обеспечил объективное и всестороннее рассмотрение обращения, не ответил по существу поставленных в обращении вопросов, игнорирует указанные в заявлении нарушения, не принимает меры воздействия на МУП «Айсберг», фактически допускает своим бездействием грубые нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и условий соглашений, заключенных между Департаментом и МУП «Айсберг». В связи с изложенным требует признать бездействие Департамента незаконным, возложить обязанность на Департамент лишить МУП «Айсберг» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявителем представлены пояснения, что заявленные требования направлены на защиту права заявителя на объективное, всестороннее рассмотрение обращений, на право заявителя и всех остальных физических и юридических лиц Чукотского района на безопасную окружающую среду. Заявитель полагает, что дальнейшее действие оспариваемых соглашений приведет к тому, что ТБО и дальше не будут обрабатываться, утилизироваться и обезвреживаться, лишение статуса регионального оператора, позволит занять его место тому, кто будет выполнять действия по обращению с ТКО качественно.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Департамент ссылается на положения статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», Положение о Департаменте, указывает, что проверка МУП «Айсберг» запланирована на основании обращения ООО «Ирбис» на первый квартал 2022 года. В части отсутствия мусоровозов у МУП «Айсберг», поясняет, что региональным оператором приобретена специализированная техника в количестве 2 единиц. В дополнительных пояснениях указывает, что по результатам проведенной проверки оснований для лишения статуса регионального оператора по обращению с ТКО не установлено.
МУП «Айсберг» представил правовую позицию выражающую несогласие с заявленными требованиями. В обоснование предприятие указывает, что с мая 2018 года является региональным оператором по обращению с ТКО, имеет лицензию от 19.08.2016 № 87 00044 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с указанием видов работ - сбор и транспортирование отходов IV класса опасности, в хозяйственном ведении имеет санкционированные свалки ТКО в каждом сельском поселении. Предприятие владеет двумя специализированными мусоровозами, для использования в с. Лаврентия и с. Лорино, в остальных поселках использует транспорт категории N, что обусловлено спецификой отдаленных районов, невозможностью подъезда к санкционированной свалке в силу особых климатических и дорожных условий, и соответствует разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Полагает, что со стороны регионального оператора отсутствуют нарушения в способе сбора, накопления, транспортирования ТКО, и оборудования мест (площадок) накопления ТКО, отсутствуют основания для лишения предприятия статуса регионального оператора по обращению с ТКО. Считает, что доводы в заявлении не подтверждены, обстоятельства указанные в заявлении, не нарушают права и законные интересы ООО «Ирбис» в предпринимательской и иной экономической деятельности. Указывает на интерес ООО «Ирбис» в рассматриваемом споре, ввиду того, что МУП «Айсберг» прекращены договорные отношения по аренде специализированного мусоровоза у ООО «Ирбис», в понуждении заключения нового договора аренды отказано решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа в рамках дела А80-94/2021.
В ходе судебного разбирательства представитель Департамента поддержал правовую позицию, настаивал на отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
24.06.2021 (вх. № 2025) заявитель обратился с заявлением от 22.06.2021 в Департамент, с требованием осуществить проверку деятельности МУП «Айсберг» и принять соответствующие меры реагирования, а именно, проверить условия соблюдения соглашений в связи с указанными в обращении фактами нарушений, расторгнуть соглашения с региональным оператором по обращению с ТКО МУП «Айсберг» (т. 1 л.д. 100-102).
05.07.2021 Департамент направил заявителю ответ по результату рассмотрения обращения, сообщив, что проверки региональных операторов осуществляются Департаментом в соответствии с утвержденным планом проведения контрольных мероприятий, в 2021 году осуществляется проверка четырех региональных операторов, проверка МУП «Айсберг» запланирована на 2022 год, соответствующий приказ размещен на официальном сайте Чукотского автономного округа. Дополнительно сообщил, что Северо-Восточным Межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2021 году проведена внеплановая проверка МУП «Айсберг», по результатам которой в адрес последнего выдано предписание от 27.05.2021 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 27.05.2022 (т. 1, л.д. 24).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что МУП «Айсберг» имеет лицензию от 19.08.2016 № 87 00044 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, ООО «Ирбис» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 06.09.2021 № (00)-270054-Т (т. 1, л.д. 49, 40).
Между Департаментом и МУП «Айсберг» заключены:
- соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.05.2018 № 215 зона деятельности определена на территории с. Лаврентия и с.п. Лорино (далее – Соглашение № 215), (т. 1, л.д. 25-29);
- соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.05.2018 № 216 зона деятельности определена на территории с.п. Инчоун, Нешкан, Уэлен, Энкрмоно (далее – Соглашение № 216), (т. 1, л.д. 30-34).
В соответствии с условиями Соглашений № 215, 216 региональный оператор в течение срока действия настоящих соглашений обязуется организовывать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории, определенной в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Чукотского автономного округа, утвержденная Приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственой политики Чукотского автономного округа от 27.09.2016 № 553/1-од (далее – территориальная схема ТКО) в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», а также Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Чукотского автономного округа утвержденного приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 08.08.2017 № 33 (пункт 1 Соглашений № 215, 216).
Соглашения действуют в течение 10 лет с даты подписания обеими сторонами (пункт 4.1 Соглашений № 215, 216).
Приказом Департамента от 16.11.2021 № 353-од утвержден План проведения контрольных мероприятий в 2022 году Департаментом в рамках заключенных с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО, проверка МУП «Айсберг» запланирована на март 2022 года (т. 1, л.д. 105-106).
08.04.2022 Департаментом составлен акт по результатам контрольного мероприятия «Анализ соблюдения МУП МО Чукотский муниципальный район «Айсберг» условий соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10 мая 2018 № 215, 216», установлены следующие нарушения:
- отсутствие маршрутных журналов в с.п. Инчоун, с.п. Нешкан, с.п. Энурмино;
- отсутствие указания объемов вывоза твердых коммунальных отходов в маршрутных журналах в с.п. Лаврентия, Лорино, Уэлен;
- несоответствие графиков вывоза твердых коммунальных отходов требованиям СанПиН 2.1.3684-24.
Выявленные нарушения предписано устранить в срок до 01.06.2022 (т. 2, л.д. 67-72).
Письмами от 31.05.2022 № 1399, 08.06.2022 № 1485 МУП «Айсберг» проинформировало об устранении нарушений, представило документы в подтверждение данных обстоятельств (т. 3, л.д. 4-39).
Департаментом решение о лишении МУП «Айсберг» статуса регионального оператора по обращению с ТКО на день вынесения решения суда, не принято.
Заслушав мнение представителя Департамента, изучив правовые позиции сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявитель обратился в суд с заявлением в установленный срок.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии с абзацами 5, 16 статьи 6 Федеральный закон № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
- регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
В соответствии с пунктом 2.7 раздела 2 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 01.04.2020 № 146 «Об утверждении структуры, предельной штатной численности и Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа» Департамент осуществляет следующие полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:
1) проводит мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
2) разрабатывает и реализует региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
3) участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Чукотского автономного округа;
4) разрабатывает и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие правила осуществления деятельности региональных операторов, осуществляет контроль за их исполнением;
5) участвует в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;
6) определяет в программах социально-экономического развития Чукотского автономного округа прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
7) утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
8) устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов;
9) организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
10) утверждает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
11) регулирует деятельность региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
12) разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 14.09.2020 № 04 утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чукотского автономного округа (далее – Правила, приказ от 14.09.2020 № 04).
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Соглашение), заключаемого в установленном порядке с органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в границах зоны деятельности Регионального оператора и в течение срока, указанных в Соглашении пункт 1.4 приказа от 14.09.2020 № 04).
Региональный оператор осуществляет свою деятельность при наличии действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией о конкурсном отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности. Для осуществления деятельности по обращению с ТКО Региональный оператор в установленном порядке вправе привлекать операторов по обращению с ТКО (далее - Оператор),(пункт 1.5. приказа от 14.09.2020 № 04).
Региональный оператор в целях выполнения своих функций и задач руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения с отходами производства и потребления (пункт 1.6. приказа от 14.09.2020 № 04).
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения в соответствии с Территориальной схемой и региональной программой (пункт 5.2. приказа от 14.09.2020 № 04).
Контроль за исполнением Региональным оператором настоящих Правил осуществляет Департамент в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа (пункт 7.1 приказа от 14.09.2020 № 04).
По условиям раздела 2.3 соглашений № 215, 216 Департамент обязан:
- в течение 5 рабочих дней с момента поступления письма регионального оператора, согласованного с органами местного самоуправления Чукотского муниципального района по вопросу согласования места установки контейнерной площадки, демонтажа контейнерной площадки, утверждения нового графика сбора ТКО - рассмотреть данное письмо и дать свое письменное заключение по указанным вопросам;
- по представлению регионального оператора согласовать или направить замечания по внесению изменений (дополнений) в формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не противоречащими законодательству Российской Федерации.
- разрабатывать формы отчетности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- согласовывать региональному оператору этапы внедрения раздельного сбора ТКО на территории с. Лаврентия, с. п. Лорино;
- оказывать консультационную, методическую помощь региональному оператору по организации деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- рассматривать предложения Регионального оператора для внесения изменений в Территориальную схему.
По условиям раздела 2.4 соглашений № 215, 216 Департамент вправе:
- осуществлять контроль деятельности регионального оператора в течение срока действия настоящего соглашения, в том числе путем привлечения подведомственных и специализированных организаций;
- запрашивать информацию по деятельности регионального оператора.
- определять целевые показатели деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- участвовать в процессе утверждения проектов инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
- инициировать процедуру лишения статуса регионального оператора по основаниям указанным в п. 3;
- привлекать независимых экспертов для урегулирования споров и разногласий, которые могут возникнуть между Сторонами по настоящему соглашению;
- привлекать уполномоченных лиц регионального оператора к рассмотрению обращений физических, юридических лиц и частных предпринимателей по вопросам деятельности регионального оператора.
Пунктом 3 Соглашений № 215, 216 установлены следующие основания лишения статуса регионального оператора:
- в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила) и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Правилами;
- в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил и (или) условий настоящего Соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
- задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной Правлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа;
- нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
Таким образом, Департамент является уполномоченным органом по регулированию деятельности и осуществлению контроля в отношении регионального оператора на предмет соответствия его деятельности заключенным Соглашениям и Правилам осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чукотского автономного округа, наделен полномочиями по лишению статуса регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).
Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), (далее – Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 40 Правил № 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;
д) нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Обращение ООО «Ирбис» поступило в Департамент 24.06.2021, ответ направлен 05.07.2021 по электронному адресу ООО «Ирбис», указанному в обращении от 22.06.2021, получено заявителем 05.07.2021, прочитано 06.07.2021, что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами (т. 2, л.д. 112-118).
Из текста рассматриваемого заявления следует, что ответ Департамента от 05.07.2021 ООО «Ирбис» получен. Срок получения ответа заявитель не оспаривает.
Содержание ответа Департамента от 05.07.2021 и процедура проверки доводов обращения от 22.06.2021 заявителем, в установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок, не оспорены. Рассматриваемое заявление подано в суд 06.12.2021. В связи с изложенным, и учитывая фактически заявленные требования, судом порядок проверки Департаментом доводов обращения, законность и обоснованность выводов в ответе не оценивается.
Материалами дела подтверждается, что Департамент, рассмотрев обращение ООО «Ирбис» подготовил и направил ответ, проинформировал о запланированной в 2022 году проверке МУП «Айсберг», о проведенной внеплановой проверке в мае 2021 года в отношении регионального оператора Северо-Восточным Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, Департаментом не допущено бездействие при рассмотрении обращения заявителя.
Рассматривая доводы заявителя о бездействии Департамента после получения обращения, суд приходит к следующим выводам.
Анализируя сведения, изложенные в обращении ООО «Ирбис» и приложенных к обращению документов, суд констатирует, отсутствие в обращении данных о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Что исключает со стороны Департамента принятия неотложных мер реагирования по обращению.
С учетом изложенного, принимая во внимание наличие в распоряжении Департамента сведений о проведении в мае 2021 года в отношении МУП «Айсберг» внеплановой проверки Северо-Восточным Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования суд приходит к выводу, что обращение ООО «Ирбис» от 24.06.2021 является достаточным основанием для назначения Департаментом плановой проверки соблюдения МУП «Айсберг» условий соглашения об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Из представленного плана проверок на 2022 год следует, что Департамент запланировал проверку регионального оператора по обращению с ТКО МУП «Айсберг» первым пунктом плана.
Материалами дела подтверждается, что Департаментом в отношении МУП «Айсберг» назначена и проведена плановая проверка соблюдения условий соглашений от 10.05.2018 № 215, 216, установлены нарушения, которые МУП «Айсберг» устранены. В связи с чем, Департаментом в отношении регионального оператора меры реагирования не предприняты, что признается судом обоснованным.
ООО «Ирбис» настаивает, что в действиях МУП «Айсберг» содержатся многократные нарушения положений Правил № 1156, из чего суд приходит к выводу, что основания для лишения статуса регионального оператора заявитель усматривает в подпунктах «а», «б» пункта 40 Правил № 1156.
Исходя из буквального толкования подпункта «а» пункта 40 Правил № 1156 нарушения, являющиеся основанием для лишения статуса регионального оператора должны быть многократными в течение календарного года; допущены в прямое нарушение Правил № 1156, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора; подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном Типовым договором, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Типовой договор) установлен порядок фиксации нарушений по договору.
Пунктом 16 Типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Пунктами 17-19 Типового договора предусмотрен порядок составления акта.
В соответствии с пунктом 20 Типового договора потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Определением суда от 08.07.2022 заявителю предложено представитьписьменные пояснения, осуществляет ли заявитель экономическую деятельность в зоне действия регионального оператора МУП «Айсберг», имеются (имелись) ли у ООО «Ирбис» с МУП «Айсберг» договоры в сфереобращения с твердыми коммунальными отходами, если имеются (имелись) соответствующие договоры, составлялись ли акты, фиксирующие нарушения МУП «Айсберг» по договорам в сфере обращения с ТКО, направлялись ли акты в Департамент, подавались ли ООО «Ирбис» документы на участие в конкурсе по отбору региональных операторов ТКО. Пояснения подтвердить соответствующими доказательствами (копии договоров, актов, заявок, результатов рассмотрения заявок, при наличии);
- доказательства в подтверждение довода заявителя об отсутствии утилизации и обезвреживания мусора, закапывании мусора в тундре.
На основании определения суда от 08.07.2022 ООО «Ирбис» сообщило, что осуществляет экономическую деятельность в зоне действия регионального оператора МУП «Айсберг», в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 между МУП «Айсберг» и ООО «Ирбис» действовал договор № 03/20 на оказание услуг по аренде специализированных транспортных средств, в конкурсе по отбору региональных операторов ТКО не участвовал. Иные сведения и доказательства, предложенные судом, ООО «Ирбис» в материалы дела не предоставлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Вместе с тем, ООО «Ирбис» не представлены доказательства, что МУП «Айсберг» уклонился от заключения с ООО «Ирбис» договора по обращению с ТКО, что заявителем составлялись акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору и направлялись в Департамент. Материалы дела доказательства обратного не содержат.
Доводы ООО «Ирбис» об отсутствии специализированных свалок и закапывании мусора в тундре, материалами дела не подтверждаются.
Из представленных третьим лицом договора о закреплении за муниципальным унитарным предприятием «Айсберг» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.06.2015 № 8, распоряжения Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 13.10.2015 № 603-рг, и Перечня недвижимого имущества, передаваемого в хозяйственное ведение МУП «Айсберг» следует, что в хозяйственном ведении МУП «Айсберг» имеются санкционированные свалки для хранения ТБО в с. Лаврентия, с. Уэлен, с. Нешкан, с. Лорино, с. Энурмино, с. Инчоун, (т. 2, л.д. 13-23, 25-28).
Представленные в материалы дела заявителем фотографии с грузовиком и прицепом, чей государственный номер по фото не идентифицируется, в отсутствие даты и места произведения съемки, не признается судом доказательством, относимым к настоящему делу (т. 2, л.д. 144).
В ходе судебного разбирательства Департамент подтвердил, что в отношении МУП «Айсберг» от потребителей акты о нарушении региональным оператором обязательств по договорам не поступали. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, для применения подпункта «а» пункта 40 Правил № 1156.
Для применения подпункта «б» пункта 40 Правил № 1156 необходимым условием являются многократные нарушения Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан. Материалами дела такие обстоятельства не подтверждаются.
Наличие предписаний контролирующих органов, фиксирующих нарушения регионального оператора, само по себе, вне связи с положениями пункта 40 Правил № 1156, не является основанием для принятия решения о лишении статуса регионального оператора с ТКО.
Решением управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 19.01.2021 № 087/07/3-4/2021 установлено, что в документации об аукционе отсутствуют сведения о количестве (объеме или массе) ТКО, с разбивкой по видам и классам опасности отходов, что признано нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (т. 2, л.д. 84-95).
На основании указанного решения управлением Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу в адрес МУП «Айсберг» вынесено предписание от 19.01.2021 № 087/07/3-4/2021 на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», аннулировать аукцион на право заключения договора на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия», извещение № 32009841397 (т. 1, л.д. 66).
Письмом Прокуратуры Чукотского района от 07.04.2021 № 37ж-2021 до заявителя доведены сведения, что в действиях МУП «Айсберг» допущены нарушения экологического законодательства и законодательства о закупках, вследствие чего в адрес последнего внесено представление об устранении нарушений, иные меры прокурорского реагирования не приняты, так как управлением Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу аукцион аннулирован (т. 1, л.д. 67).
Указанные документы УФАС по Чукотскому автономному округу и Прокуратуры Чукотского района, не содержат фиксацию нарушений МУП «Айсберг» требований Правил № 1156.
Актом проверки Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 27.05.2021 № 919/д/ИП1-21 в действиях МУП «Айсберг» установлены нарушения пунктов 26, 27 Правил № 1156, вынесено предписание об их устранении от 27.05.2021 № Пр/915д/ИП-1-21, установлен срок для устранения 27.05.2022.
В соответствии с пунктом 26 Правил № 1156 оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 27 Правил № 1156 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.
Анализируя нарушения указанные Северо-Восточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, судом установлено, что отсутствует многократность нарушений Правил № 1156 и (или) факт причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан.
Заявитель указывает, что многократность нарушений следует из решения Арбитражного суда Магаданской области от 25.03.2022 по делу № А37-2217/2021.
Суд ознакомился с решением от 25.03.2022 по делу № А37-2217/2021, вступившим в законную силу, размещенном в свободном доступе в Картотеке арбитражных дел, которым ООО «Ирбис» отказано в удовлетворении требований о признании бездействия Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования незаконным и возложении обязанности на ответчика обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии МУП «Айсберг» в связи с грубым нарушением лицензионных требований; обязать ответчика провести внеплановую проверку МУП «Айсберг» в связи с неисполнением предписания от 12.05.2020; обязать ответчика приостановить деятельность МУП «Айсберг» в связи с неисполнением предписания от 12.05.2020.
Указанным решением суда установлено, что Северо-Восточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было выдано предписание от 12.05.2020 № Пр/918/д/ИП-20 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в соответствии с которым предписано осуществлять деятельность по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в соответствии с общими техническими требованиями и требованиями безопасности, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
По результатам внеплановой документарной проверки был оформлен Акт проверки от 27.05.2021 № 919/д/ИП-21 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 27.05.2021 № ПР/915/д/ИП-1/21 со сроком исполнения до 27.05.2022. Предписание от 27.05.2021 № ПР/915/д/ИП-1/21 имеется в материалах настоящего дела и оценено судом по правилам статьи 71 АПК РФ.
Предписание от 29.03.2021, на которое ссылается ООО «Ирбис», в решении суда от 25.03.2022 № А37-2217/2021 в числе исследованных доказательств не указано. В материалы настоящего дела предписание от 29.03.2021 ООО «Ирбис» также не представил, в пояснениях от 18.02.2022 заявитель указал, что содержание, требование предписания, срок устранения, устранено ли, не известно, предположительно касается Правил № 1156 (т. 2, л.д. 64). Ходатайство об истребовании предписания от 29.03.2021 ООО «Ирбис» не заявлено.
Таким образом, многократные нарушения (2 раза и более) в течение календарного года со стороны МУП «Айсберг» по условиям Типового договора на обращение с ТКО, а также повлекших вред жизни и (или) здоровью граждан, материалами дела также не подтверждены.
Иные обстоятельства, являющиеся основанием, для лишения МУП «Айсберг» статуса регионального оператора, предусмотренные пунктами «в», «г», «д» пункта 40 Правил № 1156, материалами дела также не подтверждаются.
На основании изложенного, судом отклоняются доводы заявителя о безусловных нарушениях МУП «Айсберг», являющихся основанием к лишению статуса регионального оператора.
В силу прямого указания пункта 40 Правил № 1156 при установлении соответствующих оснований, региональный оператор может быть лишен статуса, таким образом, законодатель решение данного вопроса относит на усмотрение уполномоченного органа.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случаях, когда в соответствии с законодательством органу или лицу, наделенным публичными полномочиями, предоставляется усмотрение при реализации полномочий, суд в соответствии с частью 1 статьи 1 и статьей 9 КАС РФ, статьей 6 АПК РФ осуществляет проверку правомерности (обоснованности) реализации усмотрения в отношении граждан, организаций. Осуществление усмотрения, включая выбор возможного варианта поведения, вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности является основанием для вывода о нарушении пределов усмотрения и для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункты 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Материалами дела не подтверждаются безусловные основания для лишения МУП «Айсберг» статуса регионального оператора на момент обращения ООО «Ирбис» в суд. В ходе судебного разбирательства, такие основания так же, не установлены.
Таким образом, не имеется правовых оснований считать, что Департаментом нарушены пределы усмотрения, предписанные Правилами № 1156 в совокупности с нормами Федерального закона № 89-ФЗ.
Суд в ходе судебного контроля не вправе подменять своими судебными актами полномочия региональных органов власти и предопределять их решения при осуществлении ими своих властных полномочий, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.
Таким образом, в полномочия суда не входит проводить проверку деятельности МУП «Айсберг». В связи с чем, доказательства, представленные МУП «Айсберг» в обоснование отсутствия нарушений в своей деятельности, судом не оцениваются, так как не входят в предмет доказывания по настоящему спору.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что Департамент установил основания предусмотренные пунктом 40 Правил № 1156 и не принял должных мер реагирования.
При таких обстоятельствах, не имеется правовых оснований признать в качестве незаконного бездействия усмотрение Департамента не инициировать лишение МУП «Айсберг» статуса регионального оператора.
Иные доводы сторон по делу, не опровергают выводов суда.
Вместе с тем, выбранный ООО «Ирбис» способ защиты права в виде лишения статуса регионального оператора МУП «Айсберг», не приведет к автоматическому изменению правового статуса ООО «Ирбис», не повлияет на его права и обязанности по отношению к Департаменту или МУП «Айсберг».
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Департаментом нарушены права ООО «Ирбис» при рассмотрении обращения и осуществлении последующих действий при проверке регионального оператора МУП «Айсберг».
Действия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа соответствуют положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Таким образом, судом установлено отсутствие условий для удовлетворения требования заявителя: таких как отсутствие бездействия со стороны Департамента, несоответствие действий Департамента закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение действиями (бездействием) Департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ООО «Ирбис». В связи с чем, отказывает в удовлетворении заявления в полном объеме на основании пункта 3 статьи 201 АПК РФ.
По правилам статьи 110 АПК РФ, судебные расходы по делу относятся на ООО «Ирбис».
руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (ОРГН 1198709000160, ИНН <***>), выраженного в непринятии мер, предусмотренных соглашениями и законом, в отношении многочисленных грубых нарушений соглашений и правил обращения с твердыми коммунальными отходами муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» и возложении обязанности на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа принять предусмотренные соглашениями меры, а именно лишить муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, расторгнуть соглашение № 215 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.05.2018 и соглашение № 216 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.05.2018.
Действия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа проверены на соответствие Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Судья Н.П. Руникина