ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-488/19 от 11.11.2019 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                       Дело № А80-488/2019

11 ноября 2019 года

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Юлии Владимировны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 03.09.2019 № ЗС-5643-03/49 Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «БЭЛком» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушений,

в отсутствие явки лиц, участвующих в деле

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее – заявитель, административный орган) 19.09.2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «БЭЛком» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение лицензионных условий и обязательных требований в области связи.

Определением суда от 20.09.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23 октября 2019 года.

Определением от 23.10.2019 в связи с отсутствием сведений о надлежащим уведомлении Общества предварительное судебное заседание отложено на 14 час. 30 мин. 11 ноября 2019 года. В заседании объявлен перерыв до 15-00 часов указанной даты.

Административный орган ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно спора по существу не заявил.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Верховный Суд Российской Федерации, давая разъяснения по вопросам судебной практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал следующее.

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения; поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату); лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу, либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное».

Телеграмма, направленная Обществу о дате и времени проведения предварительного судебного заседания вручена ФИО1  23.09.2019. Полномочия указанного лица действовать в интересах Общества, в том числе с правом получения документов, в телеграфном уведомлении не указаны.

Телеграмма об отложении предварительного судебного заседания, направленная в адрес Общества не вручена, поскольку представителя ООО «Бэлком» нет.

Почтовый конверт с определением суда от 20.09.2019, направленный Обществу, согласно адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ возвращен в адрес суда с отметкой органа почтовой связи о его возврате.

         В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта

Пунктом 3 приведенной нормы установлено, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Принимая во внимание, что судом предприняты надлежащие и достаточные меры для извещения Общества о возбуждении в отношении него административного производства, Общество  признается извещенным надлежащим образом.

Явка лиц, участвующих в деле, в настоящее заседание не обеспечена, что не является препятствием для рассмотрения дела.

Учитывая отсутствие возражений, представление всех материалов, принимая во внимание категорию рассматриваемого спора, суд полагает дело подготовленным к судебному разбирательству, в связи с чем, в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, переходит к рассмотрению спора по существу в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующему.

Общество зарегистрировано в налоговом органе в установленном порядке, состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по ЧАО с 21.01.2013. Основным видом деятельности является деятельность в области документальной электросвязи.

Общество имеет следующие лицензии:

- на оказание услуг по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, № 131245 от 04.06.2015 со сроком действия до 04.06.2020,

- на оказание телематических услуг связи №  131246 от 04.06.2015 со сроком действия до 04.06.2020.

Как следует из материалов дела, Федеральное агентство связи письмом от 15.08.2019 № РШ-П33-5735 (вх. № 142954 от 15.08.2019) представило в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу информацию  об операторе связи, не представившем в установленные приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 сроки сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года для возбуждения в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ административного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью «БЭЛКОМ».

26.08.2019 Управление Роскомнадзора в адрес Общества направило уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в области связи в отношении Общества по части 3 статьи 14.1 КоАП. Уведомление направлено телеграммой. Согласно телеграфному уведомлению, телеграмма вручена генеральному директору Общества ФИО2 29.08.2019.

На составление протокола 02.09.2019 представитель Общества не явился, ходатайств не заявил.

По результатам рассмотрения обращения Федерального агентства связи Управлением Роскомнадзора установлено, Обществом, в нарушение действующего законодательства, не представлены сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года в установленный законом срок до 30.07.2019.

По факту выявленных нарушений, 02.09.2019 Управлением Роскомнадзора, в отсутствие Общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол № АП-49/2/332 об административном правонарушении, в котором правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В протоколе зафиксировано, что Общество, являясь владельцем (лицензиатом) лицензий нарушило требования:

- пункта 11, 12 лицензионных требований лицензий № 131245 и № 131246, согласно которым лицензиат обязан представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи;

- пункта 11 раздела XVI и пункта 12 раздела XIV Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», согласно которых лицензиат обязан представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Копия протокола об административном правонарушении получена Обществом 23.10.2019.

На основании статьи 202 АПК РФ, статей 23.1, 28.8 КоАП РФ определением от 03.09.2019 административный орган передал дело вместе с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности в арбитражный суд.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статья 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) (статья 1).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о лицензировании соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В силу пунктов 12, 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) оператором связи является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, а услуга связи определена как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

В пункте 1 статьи 59 Закона о связи установлено, что в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.

В силу положений статьи 29 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Общество в проверяемый период 2 квартал 2019 года осуществляло деятельность по оказанию услуг связи, следовательно, обязанностью Общества является обязательное соблюдение требований законодательства в указанной сфере и обеспечение соблюдения лицензионных требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень наименований услуг, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, включающий услуги, оказываемые предпринимателем  (пункты 14, 16 Перечня).

Одним из лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи является представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункты 12, 11 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями).

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41, в редакции Приказа Минкомсвязи России от 23.07.2015 № 275, действующей с 30.08.2015 (далее по тексту - Порядок N 41).

В силу пункта 1 указанного Порядка оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной в приложении N 1.

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.

Порядок предоставления сведений установлен пунктом 2 Порядка № 41, в соответствии с которым сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел "Личный кабинет оператора связи" на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) (далее - Личный кабинет) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.

Электронные документы, направляемые через Личный кабинет, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Из материалов дела следует, что Обществом сведения в  установленном порядке и по форме, утвержденной Порядком № 41, не представлялись.

Поскольку доказательств направления в адрес Федерального агентства связи и получения последним сведений о базе расчёта обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года в установленном порядке и срок, не представлено, оснований полагать, что требования закона и условия лицензий соблюдены, у суда не имеется.

Таким образом, Общество в нарушение указанных требований сведения о базе расчёта обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, утверждёнными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41, за 2 квартал 2019 года не представило.

Данный факт Обществом не опровергнут. Протокол об административном правонарушении, копия заявления в суд, получены Обществом 23.10.2019. Вместе с тем к дате настоящего заседания возражения относительно требований административного органа не заявлены, доказательств, опровергающих изложенные в протоколе и заявлении обстоятельства, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Общества, выразившиеся в не предоставлении сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 

         Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

2 квартал 2019 года календарно окончен 30.06.2019, следовательно, обязанность представить указанные выше сведения возникла у Общества с 01.07.2019 по 30.07.2019 включительно (30 дней).

Допущенное Обществом правонарушение не является длящимся, поскольку выражается в непредставлении сведений к конкретному сроку, а днем совершения правонарушения в данном случае является 31.07.2019.

         Поскольку выявленное правонарушение относится к сфере предпринимательской деятельности, совершено Обществом в области соблюдения лицензионных требований, подлежит применению общий срок давности привлечения к административной ответственности, который составляет три месяца.

       Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

На момент рассмотрения арбитражным судом заявления Управления Роскомнадзора о привлечении Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.6 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ у суда не имеется в связи с истечением 31.10.2019 срока давности привлечения к ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 202, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «БЭЛком» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                          Ю.В. Дерезюк