ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-58/2018 от 01.03.2018 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Анадырь. Дело № А80-58/2018

01 марта 2018 года

Резолютивная часть объявлена 01.03.2018.

В полном объеме изготовлено 01.03.2018.

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: судьи Овчинниковой М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания», ОГРН <***>, ИНН <***>

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу, ОГРН <***>, ИНН <***>

об отмене постановления от 19.01.2018 № 1293 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.,

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 05.12.2017 49 АА 0232060 (зарегистрирована в реестре: № 5д-2739);

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 04.09.2017 № 02-36/08404,

установил:

акционерное общество «Чукотская горно-геологическая компания» (далее – заявитель, АО «ЧГГК», общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением от 06.02.2018 без номера к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) об отмене постановления от 19.01.2018 № 1293 о привлечении АО «ЧГГК» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб., ссылаясь на то, что при наличии состава правонарушения в действиях заявителя, совершенное правонарушение отвечает признакам малозначительности, а именно: с момента открытия счета (07.12.2011) не было допущено ни одного нарушения Порядка предоставления банковских документов по счету; нарушение допущено, в том числе, по причине отсутствия технической возможности формирования клиентами банка самостоятельно с использованием технических средств банковских выписок при отсутствии движения денежных средств по счетам, а банк при такой ситуации выписок не направляет; общество предпринимало меры для получения выписки, которая была направлена незамедлительно в адрес налогового органа при получении соответствующего запроса; нарушение законодательства не носило умышленный характер; несвоевременное предоставление выписки по счету не повлекло искажения данных, представленных обществом в отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках; отчет сдан своевременно; возражений или дополнительных требований от налогового органа до 23.06.2017 не поступало. Заявитель просит суд освободить его от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.

Налоговый орган в отзыве от 20.02.2018 № 02-36/01720 с заявлением не согласен, указывая на непринятие заявителем всех необходимых мер для выполнения российского валютного законодательства, в связи с чем совершенное административное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Определением суда от 08.02.2018 заявление принято судом, возбуждено производство по делу № А80-58/2018 с назначением предварительного судебного заседания на 14 час. 30 мин. 01.03.2018.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

В предварительное судебное заседание обеспечена явка представителей сторон.

В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

В связи с тем, что представители общества и налогового органа в предварительном судебном заседании выразили согласие на переход из предварительного судебного заседания в судебное заседание с рассмотрением дела по существу 01.03.2018, от законных представителей сторон возражения не поступили, суд, руководствуясь статьей 137 АПК РФ, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, протокольным определением завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель общества и представитель административного органа поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, АО «ЧГГК» 07.12.2011 открыт счет GB91SOGE23639119012370 в банке SOCIETE GENERALE, LONDON BRANCH, расположенном за пределами территории Российской Федерации, страна нахождения Великобритания.

Общество обязано было представить отчет о движении средств по счету GB91SOGE23639119012370 и подтверждающие банковские документы за 1 квартал 2016 года 02.05.2016.

26.04.2016 исх. № 237 АО «ЧГГК» в Межрегиональную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 представлены отчеты о движении средств за первый квартал 2016 года по счетам в банке за пределами территории Российской Федерации с указанием того, что по счетам GB38SOGE23639119012354, GB91SOGE23639119012370, GB98SOGE23639119018646 подтверждающие документы не прилагаются, так как остаток по счету нулевой, а в этом случае выписки по данным счетам, при отсутствии движения средств, Банком не предоставляются.

На основании поручения № 9975201706230017 от 23.06.2017, оформленного заместителем начальника Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5, в отношении общества проведена проверка соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 и в адрес АО «ЧГГК» направлен запрос о предоставлении пояснений и документов, которым обществу предложено пояснить причину не представления выписок, подтверждающих отсутствие движения денежных средств по счетам, а также представить соответствующие банковские документы.

04.07.2017 АО «ЧГГК» в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 представлены выписки по счету за 1 квартал 2016 года, из которых следует, что за период с 01.01.2016 по 31.02.2016 банковских операций не проводилось, остаток денежных средств - 0 руб.

30.10.2017 заместителем начальника отдела камеральных проверок № 2 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5, в отсутствие законного представителя общества, заблаговременно извещенного о месте и времени рассмотрения материалов проверки и составлении протокола и ходатайствующего о его составлении в отсутствие представителя, составлен протокол об административном правонарушении № 997520171009001201/2, которым установлен факт несоблюдения АО «ЧГГК» установленного порядка предоставления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Копии документов по делу об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении 02.11.2017 исх. № 56-18-16/17856 направлены в Межрайонную ИФНС России № 1 по Чукотскому АО для их рассмотрения по месту нахождения постоянно действующего органа АО «ЧГГК».

19.01.2018 руководителем Межрайонной ИФНС России № 1 по Чукотскому АО ФИО3, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения материалов административного дела и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, было вынесено постановление № 1293 о назначении административного наказания, которым АО «ЧГГК» за нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000,00 рублей.

Несогласие с указанным постановлением в части назначения наказания за совершение административного правонарушения в виде штрафа, явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с действующим законодательством заинтересованное лицо, в том числе осуществляет функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.

Правонарушение, к ответственности за которое привлечено общество, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, - несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в редакции, действовавшей в период предоставления отчета).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 г. № 819 утверждены «Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.

В силу пункта 4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала (пункт 5 Правил).

Как следует из материалов дела и фактически не оспаривается обществом, им был представлен в налоговый орган в сроки, установленные Правилами № 819, отчет за 1 квартал 2016 года о движении средств по счету (вкладу) GB91SOGE23639119012370, открытому в банке SOCIETE GENERALE, LONDON BRANCH, расположенном за пределами территории Российской Федерации, страна нахождения Великобритания, без подтверждающих банковских документов.

Согласно пункту 9 Правил № 819 днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:

- для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

- для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Фактически выписка по счету GB91SOGE23639119012370 за 1 квартал 2016 представлена в налоговый орган 04.07.2017, что подтверждает дата, указанная в отметке налогового органа об ее принятии.

Таким образом, суд считает событие правонарушения доказанным.

В статье 25 Закона 10.12.2003 № 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АО «ЧГГК» допущено нарушение требований пункта 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 и пункта 4 Правил, выразившееся в нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статьи 2.2) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует несовершения им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые оно должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки. Доказательства принятия заявителем мер, направленных на своевременное выполнение требований, за нарушение которых он привлечен к ответственности, в материалах дела отсутствуют.

Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обязано обеспечить их выполнение.

Заявителем не приведено обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих исполнению надлежащим образом обязанности по своевременному выполнению обязанности по представлению банковских документов к отчету о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Вопрос вины исследован административным органом и отражен в оспариваемом постановлении.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, не установлено.

Постановление вынесено в срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность административного правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Именно на основании полученной от банка информации обществом должен составляться отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации для последующего представления его в налоговый орган по месту своего учета.

Таким образом, при открытии банковского счета отчет представляется и при нулевом балансе и при отсутствии движения денежных средств.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Состав указанного правонарушения является формальным. Виновное лицо подлежит административной ответственности за сам факт нарушения срока представления отчета о движении средств, независимо от факта совершения (несовершения) каких-либо операций по счету и наступления последствий.

Действующее законодательство не содержит условий о необходимости совершения каких-либо операций по счету для предоставления отчета.

Информация, содержащаяся в представляемых инспекции отчетах, необходима ей, как агенту валютного контроля, для осуществления своих контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Непредставление, либо несвоевременное представление документов, препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.

Объектом контроля являются именно сведения о движении денежных средств, и именно они должны быть в первую очередь представлены государственному органу валютного контроля.

В данном случае, нарушение срока представления подтверждающих документов не могло не повлиять на надлежащее исполнение контрольных функций. Кроме того, объективных причин, препятствующих исполнению своей обязанности, общество не представило.

Указание обществом в заявлении о невозможности получения банковских документов и на длительные переговоры и переписку с банком о необходимости направления в адрес общества выписок по счету не подтверждены доказательствами, отказы кредитной организации в предоставлении выписок в материалы дела не представлены.

Общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности при выполнении требований валютного законодательства Российской Федерации в целях своевременного предоставления обязательных документов к отчету и уже при его направлении в налоговый орган указано на непредставление выписок по счету.

Доводы заявителя об отсутствии движения денежных средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации, а также добровольном исполнении обязанности по предоставлению банковских документов до возбуждения дела об административном правонарушении не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, в связи с этим вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.

Каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения судом не установлено.

Наказание обществу назначено в минимальном размере, установленном санкцией правовой нормы.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания», место нахождения: 689000, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации 13.09.2002, ИНН <***> о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 1 по Чукотскому автономному округу № 1293 от 19.01.2018 о назначении административного наказания отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья М.Ю. Овчинникова