ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-66/2021 от 19.04.2021 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                                      Дело № А80-66/2021

19 апреля 2021 года

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Юлии Владимировны,

рассмотрев в судебном заседании, без ведения протокола заседания и вызова сторон, в порядке упрощенного производства дело по заявлению от 16.02.2021 №37/1866 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» (ОГРН 1028700588069, ИНН 8709004578)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251)

о признании задолженности безнадежной к взысканию

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» (далее – заявитель, Отдел) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным 22.03.2021, о признании задолженности, образовавшейся в период до 2012 года в размере 218274,90 руб. безнадежной к взысканию.

Заявление подано Отделом в порядке главы 24 АПК РФ и заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу данного заявления.

Определением от 20.02.2021 иск принят к производству с рассмотрением спора в упрощенном порядке, в соответствии с частями 1, 2 статьи 227 АПК РФ.

18.03.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее-налоговый орган) представлен отзыв, в котором отражена сумма задолженности, образовавшаяся до 2012 года в размере 218274,91 руб. В отношении суммы требований по задолженности, являющейся переплатой по налогу, пени, санкциям в размере 136992,63 руб. налоговым органом изложены возражения, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность списания сумм переплаты (излишне уплаченных сумм налога). При таких обстоятельствах налоговым органом указано, что требования по сумме в размере 355267,54 руб. не признаются и заявителю необходимо уточнить требования. В отзыве приведена таблица задолженности с разбивкой по ОКТМО и КБК, в разрезе сумм, являющихся недоимкой (до 2012 года) и переплатой.

22.03.2021 Отделом представлено заявление об уточнении иска, согласно которому заявитель просит признать задолженность в размере 218274,90 руб. безнадежной к взысканию.

Заявление рассмотрено судом по правилам статьи 49 АПК РФ и подлежит удовлетворению, поскольку рассматриваемые уточнения не противоречат закону и не нарушают прав иных лиц.   

При рассмотрении дела, суд установил, что ответчиком по иску указана  межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251).

 Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.01.2021 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу прекратила деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения 14.12.2020 (ГРН 2208700063240).

С 14.12.2020 Управление ФНС России по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745) является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому автономному округу, Межрайонной ИФНС России №2 по Чукотскому автономному округу, что подтверждается данными ЕГРЮЛ по состоянию на 14.01.2021.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (пункт 2 статьи 58 ГК РФ).

Частью 1 статьи 48 АПК РФ установлено, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

По предложению суда истец заявил ходатайство о замене ответчика на Управление ФНС России по Чукотскому автономному округу (далее – Управление, налоговый орган).

Поскольку представленными доказательствами подтверждается прекращение деятельности Инспекции в качестве юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения, а также переход прав и обязанностей указанного лица, Инспекция выбывает из спорного правоотношения и подлежит замене на правопреемника – Управление.

14.04.2021 судом, по рассмотрению дела №А80-66/2021 в упрощенном порядке, принято решение в виде резолютивной части.

Указанным решением суд произвел замену ответчика, принял уточнения заявленных требований. Исковые требования удовлетворил. Признал задолженность Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» по взносам, пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, по недоимке пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, единому социальному налогу, образовавшимся до 2012 года в сумме 218274,90 руб., в том числе недоимка 5074,59 руб., пени 8750,31 руб., штрафы 204450 руб., безнадежной к взысканию, подлежащей списанию, а обязанность по ее уплате прекращенной, в связи с истечением сроков для принудительного взыскания, установленных статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Истец обратился в арбитражный суд с заявлением от 17.04.2021 №37/4440 о составлении мотивированного решения по делу, что соответствует части 2 статьи 229 АПК РФ.

В обоснование доводов иска Отделом указано на утрату налоговым органом возможности взыскания сумм задолженности по налогам, страховым взносам, пени, налоговым санкциям, в связи с истечением установленного срока взыскания, поскольку указанная задолженность образовалась до 2012 года.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Отделявляется юридическим лицом с 1999 года. Отдел зарегистрирован в качестве налогоплательщика и страхователя в налоговом органе и Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования (далее – Фонды).

Как следует из материалов дела, между налоговым органом и Отделом проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2019 по 28.10.2019. По результатам сверки расчетов составлен акт № 2019-11460. Акт подписан сторонами без замечаний и разногласий.

Актом подтверждается на стороне Отдела наличие задолженности, которая образовалась в период до 2012 года и по состоянию на 01.04.2020 не погашена и не взыскана.  

06.04.2020 Отдел обратился в налоговый орган с заявлением о списании задолженности, в том числе по сумме 218274,90 руб.

13.04.2020 налоговый орган письмом № 04-07/02964 указал на отсутствие оснований для списания задолженности, поскольку отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности.

Полагая, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания задолженности, образовавшейся по срокам уплаты до 2012 года, Отдел обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Между тем, из разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что такое заявление подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

Поскольку положения главы 22 АПК РФ не устанавливают ограничительного срока для обращения в арбитражный суд с требованием о признании задолженности безнадежной ко взысканию, срок на обращение истца в суд пропущенным не считается, и отсутствуют основания для рассмотрения заявленного ходатайства о восстановлении срока.

Согласно акту сверки расчетов, справкам №№ 5200750, 5200753, по состоянию на 16.03.2021, 06.04.2020 за налогоплательщиком числится следующая задолженность, возникшая в период до 2012 года:

- ОКТМО 77603157

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (КБК 18210908020060000140) 1084,00 руб.

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210908040080000140) 0,99 руб.

- ОКТМО 77603159

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210908040080000140) 589,21 руб.

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (КБК 18210908020060000140) 688,00 руб.

- ОКТМО 77701000

Налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств (КБК 18210904020020000110) 320,00 руб.

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации (КБК 18210908030070000140) 1 525,99 руб.

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (КБК 18210908060010000140) 866,40 руб.

 Итого по недоимке задолженность: 5 074,59 руб.

- ОКТМО 77603157

Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 18210909030080000110) 2 663,64 руб. (пени)

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210909010010000110) 2 139,20 руб. (пени)

- ОКТМО 77701000

Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) 463,90 руб. (пени)

Налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств (КБК 18210904020020000110) 3 312,90 руб. (пени)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202010060000160, КБК 18210202031060000160, КБК 18210202032060000160) 170,67 руб. (пени)

Итого задолженность по пени: 8 750,31 руб.

- ОКТМО 77603157

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, статьей 1192, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126,126.1,128,129, 129.4,132, 133, 134, 135, 135.1, 135.2 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18211603010010000140) 27 500 руб.

- ОКТМО 77603159

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, статьей 119.2, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125,126, 126.1,128, 129, 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1, 135.2 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18211603010010000140) 131 650 руб.

- ОКТМО 77701000

Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК18210102010010000110) 12900 руб.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116. статьей 119.2. пунктами 1 и 2 статьи 120. статьями 125, 126, 126.1. 128, 129, 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1, 135.2 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК18211603010010000140) 32 400 руб.

Итого по штрафам: 204 450 руб.

Общая сумма заявленной задолженности составила 218 274, 90 руб.

Определением суда налоговому органу предложено представить отзыв на иск и приложить соответствующие документы в подтверждение своих возражений, применительно к предмету спора.

В отзыве на иск налоговый орган подтвердил наличие на стороне истца задолженности, образовавшейся до 2012 года, в сумме 218274,91 руб.

В нарушение статьи 65, части 3 статьи 189 АПК РФ, материалов, подтверждающих основания возникновения заявленной суммы задолженности, равно как и документов по принудительному взысканию задолженности (требования, решения) налоговый орган не представил, за принудительным взысканием указанной задолженности налоговый орган в суд не обращался.

Наличие задолженности подтверждается сведениями налогового органа, нашедшими отражение в справке о состоянии расчетов по состоянию на 06.04.2020.

В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69, 70, 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.

Данные, отраженные в справке о состоянии расчетов с бюджетом, в силу статей 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным, в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговых проверок.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09, отражение в справке о состоянии расчетов недостоверных сведений о наличии у налогоплательщика недоимки, пеней или штрафов по налогам, не соответствующим действительной обязанности по уплате либо без указания на невозможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с пропуском установленного статьями 46, 47, 70 НК РФ пресекательного срока на взыскание в бесспорном или судебном порядке является неправомерным и такие действия, в том числе по выдаче справки с недостоверными сведениями могут быть оспорены в арбитражном суде.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», положения которого подлежат применению в период до 01.01.2017 (далее - Закон № 212-ФЗ), установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Согласно статьям 19, 22 Закона № 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 212-ФЗ в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Пунктом 15 статьи 19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 19 применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно части 3.1 статьи 4 Закон № 243-ФЗ  в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из положений статей 46, 47, 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, принудительное взыскание недоимки, пени, штрафов начинается с предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате и оканчивается возможностью обратиться в суд за взысканием задолженности, при этом, срок для такого обращения установлен и составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ

Из статьи 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора (страховых взносов) за счет имущества плательщика сбора (плательщика страховых взносов) - организации или индивидуального предпринимателя.

Материалы дела не содержат сведений об образовании задолженности, о направлении требований об уплате налогов, пени, штрафов, а также документов, подтверждающих осуществление процедуры взыскания числящейся задолженности налоговым органом.

Обстоятельство возникновения задолженности ранее 2012 года, указанное Отделом, со стороны налогового органа не опровергнуто, доказательств отнесения задолженности к иному периоду не представлено.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно пункту 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 57), по смыслу положений статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа является следствием непринятия им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм (абзац 3 пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (абзац 5 пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

При установленных обстоятельствах, суд признает срок на обращение в суд за взысканием задолженности, образовавшейся до 2012 года, на дату подачи настоящего искового заявления пропущенным.

Порядок признания безнадежной к взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@, которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом утрачена возможность взыскания в принудительном порядке недоимки по налогам, взносам, пеням и штрафам в сумме 218274,90 руб.

Ответчик в установленные статьями 46, 47, 48, 69, 70 НК РФ сроки не предпринимал мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженные в справке о состоянии расчетов по состоянию на 06.04.2020, 16.03.2021 суммы в общем размере 218274,90 руб. являются безнадежными к взысканию.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о ее распределении судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 47, 49, 226-229, положениями главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Произвести замену ответчика с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251) на Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745, ИНН 8709010300).

Принять уточнения заявленных требований. Исковые требования удовлетворить. Признать задолженность Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» (ОГРН 1028700588069, ИНН 8709004578) по взносам, пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, по недоимке пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, единому социальному налогу, образовавшимся до 2012 года в сумме 218274,90 руб., в том числе недоимка 5074,59 руб., пени 8750,31 руб., штрафы 204450 руб., безнадежной к взысканию, подлежащей списанию, а обязанность по ее уплате прекращенной, в связи с истечением сроков для принудительного взыскания, установленных статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Чукотского автономного округа, в порядке, предусмотренном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья                                                                              Дерезюк Ю.В.