ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-66/2022 от 14.07.2022 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-66/2022

21 июля 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2022 года

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Руникиной Н.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акпасовой З.К.

рассмотрев в судебном заседании посредством веб-конференции дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – публично-правовое образование сельское поселение Лаврентия в лице Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия (ОГРН <***>, ИНН <***>).

о признании бездействия незаконным,

при участии посредством веб-конференции (до оглашения резолютивной части решения суда): представителя заявителя – ФИО2, доверенность от 23.10.2020, диплом,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ФИО1) обратился в арбитражный суд с требованиями к Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район (далее – заинтересованное лицо, Администрация) и Управлению финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный (далее – заинтересованное лицо, Управление):

- признать не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и незаконным бездействие Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район, Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный, выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- обязать Управление финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении следующего имущества: нежилое здание общей площадью 582,0 кв., расположенное по адресу: 689300, Чукотский АО, <...> а именно обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, в двухмесячный срок с даты вступления в силу решения суда; направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества;

- обязать Администрацию муниципального образования Чукотский муниципальный район устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем принятия решения об условиях приватизации в отношении следующего имущества: нежилое здание общей площадью 582, 0 кв., расположенное по адресу: 689300, Чукотский АО, <...>.

Определением суда от 16.02.2022 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено публично-правовое образование сельское поселение Лаврентия в лице Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия (далее – третье лицо, Администрация сельского поселения Лаврентия), предварительное судебное заседание назначено на 28.03.2022.

Определением от 28.03.2022 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, судебное разбирательство назначено на 19.04.2022, судебное разбирательство неоднократно откладывалось.

О принятии заявления, возбуждении производства по делу стороны извещены судом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Судебные акты размещены в сервисе «Картотека арбитражных дел».

Доказательства надлежащего извещения сторон имеются в материалах дела.

В судебном заседании посредством веб-конференции принимает участие представитель заявителя.

Заинтересованные лица и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах отсутствия в судебном заседании суд не проинформировали, ходатайств об отложении не заявили.

Судебное заседание проводится в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 АПК РФ, в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица надлежащим образом извещенных о начавшемся судебном процессе.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что между Управлением и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор аренды нежилого здания муниципальной собственности муниципального образования Чукотский муниципальный район от 28.04.2018 № 16, предметом которого является объект недвижимости - общей площадью 582 кв.м., расположенный по адресу: Чукотский АО, <...>, сроком с 28.04.2018 по 28.04.2027, земля (кадастровый номер 87:08:060003:124), на которой расположен арендуемый объект, принадлежит сельскому поселению Лаврентия. Заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства, 02.12.2021 и 20.12.2021 обратился к заинтересованным лицам с заявлениями о намерении выкупить арендуемое помещение, в ответ получил отказ. Полагая отказ необоснованным, бездействие заинтересованных лиц по неосуществлению юридически значимых действий по предоставлению преимущественного права выкупа арендуемого помещения незаконным, ФИО1 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Управлением в электронном виде, через систему подачи документов «Мой Арбитр» представлен отзыв на заявление, выражающий несогласие с заявленными требованиями. В обоснование заинтересованное лицо указывает, что обращения ФИО1 Управлением рассмотрены, в установленные сроки даны ответы. Отказ в предоставлении преимущественного права на выкуп арендуемого объекта связан с тем, что Управление не является уполномоченным органом на принятие решений о продаже муниципального имущества муниципального образования Чукотский район. Кроме того, указанный объект включен в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), вследствие чего предоставить право преимущественного выкупа арендуемого имущества не представляется возможным.

Администрацией в электронном виде, через систему подачи документов «Мой Арбитр» представлен отзыв на заявление, выражающий несогласие с заявленными требованиями. В обоснование заинтересованное лицо указывает, что рассмотрев обращение ФИО1 Администрация отказала в предоставлении преимущественного права на выкуп арендуемого объекта в связи с тем, что указанный объект включен в Перечень, где находится менее 5 лет, в связи с чем, право преимущественного выкупа арендуемого имущества у заявителя на момент обращения не возникло.

Администрация сельского поселения Лаврентия в электронном виде, через систему подачи документов «Мой Арбитр» представила отзыв, выражающий несогласие с заявленными требованиями по следующим основаниям. Арендуемое заявителем здание находится в границах земельного участка с кадастровым номером 87:08:060003:124, одновременно на данном земельном участке расположено нежилое здание – завод ЖБИ, с кадастровым номером 87:08:000000:233, общей площадью 5361 кв.м., находящееся в муниципальной собственности муниципального образования Чукотский муниципальный район. Отдельно земельный участок под арендуемым зданием на кадастровом плане территории не выделен, на кадастровый учет не поставлен. Кроме того, третье лицо указывает, что территория сельского поселения Лаврентия ограничена в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Заявителем представлены возражения на отзывы заинтересованных лиц, с указанием, что Постановление Администрации от 20.10.2020 № 404, утвердившее Перечень, в установленном порядке не опубликовано, настаивает, что оно принято незаконно, задним числом и является недопустимым доказательством.

Апеллируя к доводам возражений заявителя, заинтересованными лицами представлены дополнительные доказательства в подтверждение своей правовой позиции по спору в части подтверждения публикации Постановление Администрации от 20.10.2020 № 404.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Иных заявлений, ходатайств от сторон на момент рассмотрения спора по существу, в материалы дела не поступило.

Суд исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ правовые позиции сторон и представленные в их обоснование доказательства, пришел к убеждению о необходимости удовлетворить заявленные требования, по следующим основаниям.

Между Управлением (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Арендатор) заключен договор аренды нежилого здания муниципальной собственности муниципального образования Чукотский муниципальный район от 28.04.2018 № 16 (далее – Договор аренды), в соответствии с которым Арендодатель предоставляет Арендатору во временное владение пользование за плату объект недвижимого имущества – нежилое здание, общей площадью 582,0 кв. м, расположенное по адресу: 689300, Чукотский АО, <...>. Целевое назначение – складское (пункт 1.1 Договора аренды).

Срок действия договора установлен с 28.04.2018 по 28.04.2027 (пункт 2.1 Договора аренды).

28.04.2018 сторонами подписан акт приема-передачи недвижимого имущества, являющийся Приложением № 1 к Договору аренды.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.04.2022 № КУВИ-999/2022-392564 подтверждается, что собственником нежилого помещения общей площадью 582,0 кв. м, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <...>, кадастровый номер 87:08:000000:910 является Чукотский муниципальный район, в отношении объекта зарегистрировано обременение в виде аренды на основании договора аренды нежилого здания муниципальной собственности муниципального образования Чукотский муниципальный район от 28.04.2018 № 16, сроком действия с 28.04.2018 по 28.04.2027. Объект аренды расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 87:08:060003:124.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.11.2021 № КУВИ-999/2021-1170325 подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 87:08:060003:124 зарегистрированы сведения о том, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, публичного сервитута, в том числе установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сведениями из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 08.02.2022 № ИЭ9965-22-6017363 подтверждается, что индивидуальный предприниматель ФИО1 с 01.08.2016 включен в реестр по категории микропредприятие. В соответствии с открытыми сведениями, размещенными на официальном сайте налогового органа на момент рассмотрения спора заявитель из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не исключен.

Постановлением Администрации от 20.10.2020 № 404 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 15.04.2016 № 102» арендуемый объект, расположенный по адресу расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <...>, общей площадью 582,0 кв. м, внесен в Перечень (строка № 43 Приложения № 1 к Постановлению Администрации от 20.10.2020 № 404).

02.12.2021 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Управление с заявлением о намерении выкупить объект аренды.

Письмом от 13.12.2021 № 05-22/1679 Управление ответило отказом, мотивировав его отсутствием полномочий по принятию решения о продаже муниципального имущества. Факт получения ответа заявителем не оспаривается.

20.12.2021 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с аналогичным заявлением в Администрацию.

Письмом от 13.01.2022 № 04-01-12/61 Администрация ответила отказом на заявление, мотивировав его нахождением спорного имущества в Перечне. С указанием, что по истечению пяти лет нахождения спорного имущества в Перечне, заявление будет рассмотрено повторно.

В доказательство направления указанного письма в адрес заявителя Администрация представила почтовые чеки, датированные 18.01.2022 о направлении корреспонденции простыми письмами. Заявитель факт получения ответа оспаривает.

Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации постановлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества урегулированы Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества определен статьей 4 Федерального закона № 159-ФЗ.

Уполномоченный орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ).

В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ).

Из положений статьи 3 Закона от 22.07.2008 от 159-ФЗ следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании положений части 2 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 этого Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В силу части 2.1. Федерального закона № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:

1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.

Таким образом, Федеральным законом № 159-ФЗ предоставлено право выкупить арендованное имущество тем лицам, чье имущество не включено в упомянутый перечень (в этом случае субъект малого (среднего) предпринимательства должен арендовать указанное имущество непрерывно в течение двух и более лет); так и для включенных в перечень, если такое имущество арендовалось непрерывно в течение трех и более лет и находилось в перечне в течение пяти и более лет до подачи такого заявления.

В силу части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В части 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ перечислены два основания, по которым уполномоченный орган имеет право отказать заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: если заявитель не соответствует установленным статьей 3 этого Федерального закона требованиям и (или) если отчуждение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Законом или другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3.2 решения Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район от 20.02.2006 № 99 «О приватизации имущества муниципального образования Чукотский муниципальный район» (в редакции от 10.12.2018, далее – Положение о приватизации) решения об условиях приватизации муниципального имущества принимаются Администрацией.

Пунктом 1.6.3 раздела 1 Положения о приватизации установлено, что Управление осуществляет подготовку к приватизации и приватизацию муниципального имущества района в соответствии с действующим законодательством; является уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом Чукотского муниципального района, осуществляет функции продавца муниципального имущества от имени муниципального образования Чукотский муниципальный район, в том числе заключает договора купли-продажи муниципального имущества, осуществляет передачу муниципального имущества согласно актам приема-передачи.

В соответствии с пунктом 1.1 положения об Управлении, утвержденного решением Совета депутатов Чукотского муниципального района от 30.11.2010 № 171 «Об утверждении Положения об Управлении финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район» (далее - Положение) Управление является органом проводящим единую государственную политику, регулирование в области имущественных отношений.

В силу пункта 2.3 Положения к задачам Управления относиться обеспечение проведения инвентаризации и оценки муниципального имущества в установленном порядке.

Постановлением Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 15.07.2013 № 42 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Проведение торгов по продаже муниципального имущества муниципального образования Чукотский муниципальный район» (в редакции от 15.08.2019) утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1.1), муниципальная услуга предоставляется Управлением (пункт 2.2.1).

Таким образом, Администрация и Управление являются надлежащими уполномоченными органами по реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендованного муниципального имущества Чукотского муниципального района.

Материалами дела подтверждается, что заявитель является арендатором объекта недвижимого имущества – нежилое здание, общей площадью 582,0 кв. м, расположенное по адресу: 689300, Чукотский АО, <...> на основании договора аренды нежилого здания муниципальной собственности муниципального образования Чукотский муниципальный район от 28.04.2018 № 16, непрерывно с 28.04.2018 года, то есть более трех лет на момент обращения с заявлениями о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества (02.12.2021 и 20.12.2021).

Индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства, критерии которого определены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не имеет задолженности по арендным платежам, что не оспаривается лицами участвующими в деле. Доказательств обратного, материалы дела не содержат.

Отказывая в предоставлении преимущественного права на выкуп спорного помещения, Администрация сослалась на то, что арендуемое имущество, Постановлением Администрации от 20.10.2020 № 404 включено в Перечень, пятилетний срок с момента включения арендуемого имущества в указанный Перечень не прошел, что является препятствием для предоставления преимущественного права выкупа арендуемого имущества на момент обращения с заявлением. Иных оснований для отказа заинтересованными лицами не приводится.

Оценивая указанный довод заинтересованных лиц, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Информационное письмо ВАС РФ № 134), суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

Материалами дела подтверждается, что арендуемое предпринимателем имущество включено в Перечень, Постановлением Администрации от 20.10.2020 № 404, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ и на момент включения в указанный Перечень помещение уже находилось в аренде у заявителя с 28.04.2018 на основании действующего договора аренды.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора аренды целевое назначение арендуемого здания – складское. Иных требований к назначению и использованию арендуемого имущества Договор аренды не содержит. В пункте 1.3 Договора аренды указано, что данное здание не обременено залогом, сервитутом, не передано в аренду третьим лицам. Выпиской из ЕГРН подтверждается, что иных обременений, кроме действующего Договора аренды в отношении арендуемого здания, не имеется.

Таким образом, нахождение спорного имущества в Перечне менее пяти лет на момент обращения заявителя, как единственное основание для отказа в реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества, не является препятствием для приватизации этого имущества при соответствии заявителя всем требованиям и критериям Федерального закона № 159-ФЗ.

Заинтересованными лицами не приведены иные доводы и не представлены доказательства, свидетельствующие о безусловном препятствии для удовлетворения требования заявителя.

В этой связи суд признает, что действия по включению арендуемого имущества в Перечень и отказ Администрации не отвечают целям и задачам Федерального закона № 159-ФЗ, а также создает предпринимателю препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, отказ заинтересованными лицами заявителю в реализации его преимущественного права на выкуп арендуемых помещений в качестве основания для нахождения арендуемого имущества в Перечне менее пяти лет на момент обращения, расценивается судом как незаконный и необоснованный в силу вышеприведенных норм и разъяснений.

Доводы заявителя об отсутствии доказательств опубликования Постановления Администрации от 20.10.2020 № 404, и документы, представленные заинтересованными лицами в доказательство обратного, с учетом установленных обстоятельств, не имеют самостоятельного правового значения для разрешения настоящего спора и не влияют на выводы суда в части необоснованности отказа заявителю в реализации его преимущественного права выкупа спорных помещений.

Оценив довод третьего лица о наличии обременений земельного участка, на котором расположен арендуемый объект, а также наличие на участке иных объектов недвижимости, как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Следовательно, по смыслу названной нормы в случае, если земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте, приватизация зданий, строений, сооружений возможна и без отчуждения земельных участков, на которых они расположены.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок, на котором расположено арендуемое здание, ограничен в обороте.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае заявитель не обращается в суд с требованиями предоставить ему земельный участок в собственность или на ином праве, а лишь просит предоставить преимущественное право на приобретение арендуемого объекта (здания) муниципальной собственности.

Обращение ФИО1 с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого объекта осуществлено в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ.

В пункте 1 Информационного письма ВАС РФ № 134 разъяснено, что при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Федеральном законе № 159-ФЗ исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.

Действие Закона не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации.

Таким образом, решение вопроса о выкупе объекта недвижимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ, не может быть поставлено в зависимость от решения вопроса об отчуждении земельного участка, на котором расположен этот объект, поскольку сфера этих правоотношений различна и регулируется разными федеральными законами.

Заявителю известно о наличии обременений в отношении земельного участка, на котором расположен арендуемый объект, о чем свидетельствует представленная заявителем в составе приложений к рассматриваемому судом заявлению выписка из ЕГРН на земельный участок, с указанием на обременения земельного участка.

Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил, что обстоятельства по наличию обременений земельного участка ему известны, правовые последствия, влияющие на оформление прав на земельный участок, понятны.

Риски, связанные с оформлением прав на земельный участок под объектом недвижимости, в отношении которого заявитель желает реализовать преимущественное право на выкуп, должны оцениваться предпринимателем самостоятельно в соответствии с положениями статьи 1 ГК РФ.

Решение вопроса о порядке оформления прав на земельный участок в связи с нахождением на нем нескольких объектов недвижимости, так же является преждевременным, и не подлежит рассмотрению судом исходя из предмета заявленных требований.

В данном случае спорный объект недвижимости и земельный участок под ним относятся к одному уровню публичной собственности (муниципальной).

Таким образом, предприниматель после выкупа арендуемого имущества в порядке Федерального закона № 159-ФЗ вправе реализовать свое право на оформление прав на земельный участок под объектом, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации.

Иные доводы сторон, при совокупной оценке имеющихся в деле доказательств, не влияют на выводы суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении ФИО1 условий реализации преимущественного права выкупа арендуемого нежилого помещения, предусмотренных статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ, отсутствии оснований для отказа заинтересованными лицами заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ, а бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ суд признает незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности.

В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Способ восстановления права, выбранный заявителем и изложенный в просительной части заявления, соответствует требованиям части 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ, вследствие чего подлежат применению в качестве надлежащего и законного.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Заявителем при обращении в суд платежным поручением от 09.02.2022 № 13 уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб.

Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче физическими лицами заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.

Соответственно, 5700 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, расходы заявителя на уплату государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд составляют 300 рублей, которые подлежат взысканию в пользу ФИО1 с Администрации и с Управления в равных долях, по 150 рублей соответственно.

Руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и незаконным бездействие Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать Управление финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>), совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении следующего имущества: нежилое здание общей площадью 582,0 кв. м., расположенное по адресу: 689300, Чукотский автономный округ, <...>, а именно обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, в двухмесячный срок с даты вступления в силу решения суда; направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Обязать Администрацию муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) путем принятия решения об условиях приватизации в отношении следующего имущества: нежилое здание общей площадью 582,0 кв. м., расположенное по адресу: 689300, Чукотский автономный округ, <...>, в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 09.02.2022 № 13 в размере 5700 руб.

Взыскать с Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район (место нахождения: 689300, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.06.2000, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Взыскать с Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (место нахождения: 689300, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации при реорганизации юридического лица 30.01.2003, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

Судья Н.П. Руникина