ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-70/2022 от 24.05.2022 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-70/2022

24 мая 2022 года

резолютивная часть объявлена 24 мая 2022 года

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Козловой Л.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С., рассмотрев в судебном заседании

дело по исковому заявлению от 08.02.2022 № 06-12/373 Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (ОГРН 1198709000160, ИНН 8709908164)

к обществу с ограниченной ответственностью «Региональная транспортная компания» (ОГРН 1188709000105, ИНН 8709907788),

лицо, участвующее в деле в порядке статьи 52 АПК РФ, – прокурор Чукотского автономного округа,

о взыскании 752925 руб.,

при участии:

от ответчика – представитель Мезинцев Л.В. по доверенности от 19.01.2022,

от прокурора Чукотского автономного округа - старший помощник прокурора Чукотского автономного округа Чеплинскас Е.Б., служебное удостоверение;

установил:

Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (далее – истец, Департамент) обратился в арбитражный суд 15.02.2022 с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональная транспортная компания» (далее – ответчик, ООО «РТК», региональный оператор) о взыскании субсидии в размере 752925 рублей, предоставленной региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными расходами на финансовое обеспечение части затрат, возникших в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции.

Определением от 17.03.2022 исковое заявление принято к производству суда, предварительное судебное заседание назначено на 26.04.2022; к участию в деле привлечена Прокуратура Чукотского автономного округа.

Стороны исполнили определение суда от 17.03.2022, ответчик представил мотивированный отзыв на исковое заявление; Прокуратура Чукотского автономного округа представила в материалы дела правовую позицию по делу от 14.04.2022 № 8/258-2022/Исорг237-22; сторонами представлены доказательства направления / вручения иска, отзыва и правовой позиции друг другу.

Определением от 26.04.2022 судебное заседание назначено на 24.05.2022.

В судебное заседание обеспечена явка представителей ответчика и прокурора. Истец, извещенный надлежащим образом, явку в заседание не обеспечил.

Исследовав материалы дела, выслушав позиции представителей ответчика и прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды», одной из задач которой является реализация федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Указанный проект является федеральным, утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и направлен на достижение показателей национального проекта «Экология» в сфере захоронения твердых коммунальных отходов, создания условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов, накоплению, обработке (сортировке) ТКО.

Реализация проекта должна обеспечить достижение следующих результатов:

снижена доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 87,9 процента, к 2030 году - 49,8 процента;

увеличена доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 50,2 процента, к 2030 году - 100 процентов;

увеличена доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов к 2024 году - 12,1 процента, к 2030 году - 49,5 процента.

Между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа заключено 25.06.2020 соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих цели, показатели и результаты федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Средства межбюджетного трансферта предоставляются субъектом РФ региональным операторам в размере средств, предусмотренных соглашением и при условии предоставления региональными операторами коммунальной услуги по обращению с ТКО в течение месяцев, в которых региональные операторы осуществили соответствующие затраты (пункт 4.3.7.2 Соглашения от 25.06.2020).

Обязанностью субъекта РФ является принятие правового акта, регламентирующего правила предоставления субсидии юридическим лицам (пункт 6.1.2 Соглашения от 25.06.2020).

В целях реализации условий Соглашения от 25.06.2020, постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 19.08.2020 № 403 утвержден Порядок предоставления субсидии региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на финансовое обеспечение части затрат, возникших в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (далее – Порядок).

Порядок регламентирует условия, цели и порядок предоставления из окружного бюджета субсидии на финансовое обеспечение части затрат региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникших не ранее 28 марта 2020 года в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции.

Субсидия имеет заявительный характер и предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Главным распорядителем средств окружного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год, является Департамент.

К категории получателей субсидии относятся региональные операторы на территории Чукотского автономного округа, осуществляющие непрерывную деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2.1 Порядка установлен перечень документов и информации, представляемой в Департамент не позднее 26 августа 2020 года, к которым отнесены, в том числе заявка, информация о видах оказанных услуг и фактических затратах, связанных с оказанием коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, договоры, счета на оплату, накладные, акты приема-передачи товаров (акты выполненных работ и (или) оказанных услуг), связанные с оказанием коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заявление, письменное обязательство за подписью и печатью руководителя организации об обеспечении непрерывной работы регионального оператора в 2020 году с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не менее 90 процентов населения в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 2.3. Порядка Департамент:

1) регистрирует заявки и документы по мере их поступления;

2) в течение двух рабочих дней со дня поступления заявок и документов с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу запросы о предоставлении сведений:

содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;

о наличии (отсутствии) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) в течение пяти рабочих дней после окончания срока подачи документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего раздела, рассматривает документы на их комплектность в соответствии с пунктом 2.1 настоящего раздела и на предмет их соответствия требованиям, установленным пунктами 2.2, 2.11 настоящего раздела;

4) в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных подпунктами 1 - 4 пункта 2.5 настоящего раздела, принимает решение о признании регионального оператора (далее - заявитель) соответствующим требованиям и условиям предоставления субсидии и размере предоставляемой субсидии;

5) в случае наличия оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных подпунктами 1 - 4 пункта 2.5 настоящего раздела, принимает решение об отказе заявителю в предоставлении субсидии.

Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии, в силу пункта 2.5 Порядка является несоответствие заявителя требованиям, установленным в пункте 2.11, к которым отнесены следующие требования:

1) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) отсутствие просроченной или неурегулированной задолженности по возврату в окружной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная или неурегулированная задолженность перед окружным бюджетом;

3) Получатели субсидии не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность Получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

4) Получатели субсидии не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

5) Получатели субсидии не являются получателями средств окружного, и (или) федерального, и (или) местных бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами или муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляет Департамент.

Обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии Получателем субсидии проводится Департаментом и органами государственного финансового контроля.

В случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом и органами государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в окружной бюджет в полном объеме (пункт 4.2 Порядка).

Как следует из материалов дела, общество, являющееся региональным оператором, оказывающее услуги по обращению с ТКО, направило 26.08.2020 в Департамент заявку на предоставление субсидии с приложением информации и документов, предусмотренных Порядком.

В рамках межведомственного взаимодействия Департаментом от Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу 31.08.2020 получена информация об имеющейся у общества задолженности по страховым взносам и налоговым платежам согласно требованиям от 24.07.2020, 26.08.2020, 31.08.2020.

Платежными поручениями от 02.09.2020 общество оплатило указанную задолженность.

Департаментом издан приказ от 02.09.2020 № 177-д, которым общество включено в перечень региональных операторов по обращению с ТКО, имеющих право на получение субсидии.

Между Департаментом и ООО «РТК» 02.09.2020 заключено Соглашение № 18 о предоставлении из окружного бюджета субсидии в целях финансового обеспечения части затрат получателя, возникших в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (далее – Соглашение).

В связи с изменением механизма предоставления субсидии и необходимостью заключения соглашения с использованием системы «Электронный бюджет» сторонами 30.11.2020 подписано Соглашение № 10-2020-08007 в электронной форме.

При этом новая заявка на предоставлении субсидии не подавалась, процедура повторного рассмотрения заявки от 26.08.2020 не проводилась.

Размер субсидии рассчитан в соответствии с Порядком в сумме 752925 руб.

Согласно пункту 4.3 Соглашения в обязанности предприятия (получателя) входит представление документов, поименованных, в том числе в пункте 3.1 Порядка, обеспечение достижения значений показателя результата предоставления субсидии, представление отчетности, устранение фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии.

Приложением 1 к соглашению утверждены показатели результативности, в соответствии с которыми к 31.12.2020 деятельность по оказанию услуги населению по обращению с ТКО должна быть обеспечена на 90%.

Департамент 14.12.2020 перечислил ООО «РТК» платежным поручением № 263561 средства субсидии в размере 752925 руб.

Согласно представленному отчету от 25.12.2020 обществом достигнуто значение показателей результативности в размере 100 %.

На основании решения прокурора округа в Департаменте проведена проверка исполнения требований законов в сфере бюджетных отношений, по итогам которой Департаменту внесено представление от 25.06.2021№ 43-2021.

В соответствии с представлением Департаменту надлежало безотлагательно рассмотреть вопрос и принять меры к устранению выявленных нарушений, обеспечив проведение проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, и возврат в бюджет субсидии, предоставленной, в том числе ООО «РТК».

Во исполнение требований прокуратуры Департамент направил в адрес предприятия письма от 19.07.2021, от 09.11.2021, 17.12.2021 о возврате в окружной бюджет средств субсидии в размере 752925 руб., в связи с наличием на дату подачи заявки неисполненной налоговой обязанности.

Требования претензии остались неисполненными, что явилось основанием для обращения Департамента в суд.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения

В силу статьи 28 БК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) бюджетная система Российской Федерации основана на принципе эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно действующей в период спорных правоотношений редакции пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств при реализации бюджетных полномочий обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принятый субъектом РФ Порядок определяет условия предоставления субсидии. Из содержания нормативных правил следует, что на получателе средств субсидии лежит обязанность по представлению информации и документов, подтверждающих право на получение субсидии, а именно, заявка, информация и документы о деятельности предприятия в сфере обращения с ТКО.

Проверка же соответствия получателя субсидии установленным требованиям, в том числе об отсутствии неисполненных налоговых обязательств, пунктами 2.3, 2.11 Порядка возложена на Департамент.

Возврат субсидии, в силу пункта 4.2 Порядка, производится получателем субсидии только в случае допущенных им нарушений условий предоставления.

Судом установлено, что общество, обращаясь за получением субсидии, исполнило требования Порядка и представило все необходимые документы.

При наличии полученных от налогового органа сведений о задолженности общества по налогам (страховым взносам), Департамент принял решение о выделении субсидии.

Таким образом, по состоянию на 26.08.2020 (дату подачи заявки) общество имело непогашенную задолженность по обязательным налоговым платежам, что является нарушением условия предоставления субсидии, в силу требований Порядка.

Между тем из представленного отчета от 25.12.2020 о достижении обществом значений показателей результативности следует, что полученные средства субсидии израсходованы на предусмотренные Соглашением цели, достигнутое значение показателя составило 100%. Фактов нецелевого использования средств субсидии как при проведении проверки, так и в ходе судебного рассмотрения не установлено.

На дату рассмотрения заявки ООО «РТК» и заключения соглашения от 02.09.2021 общество внесло оплату в счет погашения задолженности перед бюджетом.

Учитывая, что у общества отсутствовала обязанность по представлению сведений о налоговых задолженностях, а Департамент, получив у налогового органа информацию по межведомственному запросу, не принял мер, направленных на отклонение заявки ООО «РТК», расценивать действия общества, как недобросовестные и направленные на нарушение бюджетного законодательства, оснований не имеется.

Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств Департаментом не опровергнут, результативность федерального проекта достигнута, нарушение условия предоставления субсидии обществом устранено, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

Указанный правовой подход также нашел свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 31.10.2017 № 307-ЭС17-11609.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для взыскания суммы субсидии и отказывает истцу в удовлетворении требований.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в соответствии со статьей 105 АПК РФ, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска в суде, в связи с отказом в удовлетворении исковых требования правовых оснований для взыскания государственной пошлины по настоящему делу не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

Судья Л.Д. Козлова