ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-81/2022 от 12.04.2022 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                                                         Дело № А80-81/2022

14 апреля 2022 года

резолютивная часть объявлена 12.04.2022

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 14.02.2022 №87-00-04/Э-427-2022 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1058700001480, ИНН 8709010405)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пищевой комплекс «Полярный» (ОГРН 1198709000786, ИНН 8709908510)

к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от Управления  – Макаренков А.В. начальник отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора Чукотского автономного округа г. Анадырь, служебное удостоверение № 9 от 03.04.2022, доверенность от 29.03.2022

от Общества – представитель Козлов М.С. по доверенности от 04.02.2020 87АА0046641

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пищевой комплекс «Полярный» к административной ответственности по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи, нарушение продавцом требований технического регламента к реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, создающее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.         Определением от 01.03.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 14 час. 30 мин. 29 марта 2022 года. Определением от 29.03.2022 дело назначено к судебному разбирательству на 15 часов 00 минут 12 апреля 2022 года.

Обществом представлено ходатайство от 22.03.2022 исх. № 97 о снижении размера административного штрафа. Ходатайство мотивированно несоразмерностью санкций тяжести совершенного правонарушения, незамедлительным принятием необходимых мер по устранению выявленных нарушений, а также тяжелым финансовым положением организации.

Дополнительно представлены документы, подтверждающие  устранение выявленных нарушений, в отношении продукции, не соответствующей ТР ТС 033/2013.

Заявитель в дополнении к материалам дела об административном правонарушении представил поручение на проведение лабораторных исследований и эпидемиологического обследования очага с отбором проб в ООО «ПК Полярный», акт санитарно-эпидемиологического обследования, акты отбора смывов с объектов окружающей среды на микробиологические исследования, а также протоколы лабораторных исследований.

В судебное заседание обеспечена явка представителей административного органа и Общества.

В заседании представитель Управления поддержал требования, изложенные в заявлении о привлечении лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, определение размера административного штрафа оставил на усмотрение суда, подтвердив факт признания Обществом своей вины, содействие при проведении проверки и устранение выявленных нарушений

Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве и ходатайстве о снижении суммы штрафа, указав, что предприятие осуществляет свою деятельность самостоятельно и не получает финансовую поддержку от муниципалитета и субъекта РФ, в том числе в виде субсидий.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства по делу.

ООО «ПК «Полярный» зарегистрировано в налоговом органе в установленном порядке, состоит на учете в УФНС по Чукотскому автономному округу. Основным видом деятельности Общества является – производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. Дополнительными видами деятельности являются производство молока (кроме сырого) и молочной продукции, производство прочей молочной продукции.

Письмом от 11.01.2022 87-20/13 Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии  в Чукотском автономном округе» сообщило в адрес Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу о случае отправления (рвоты, диареи) ребенка, а также его матери, которые употребляли творог и кисломолочный продукт «Снежок», приобретенный в ТЦ «Новомариинский» производства ООО «ПК «Полярный».

19.01.2022 Управление Роспотребнадзора по Чукотскому АО  выдало Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии  в Чукотском автономном округе» поручение № 02.1-Э/33 о проведении на объекте ООО «ПК «Полярный» лабораторных исследований в соответствии с программой (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью поручения, а также проведения эпидемиологического обследования очага с отбором проб на соответствие:  СанПиН 3.3686-21, СанПиН 1.2.3685-21, Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции». (ТР ТС 033/2013) Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".

Указанным поручением установлен срок его выполнения и представления в Управление Роспотребнадзора по ЧАО акта санитарно-эпидемиологического расследования очага инфекционного заболевания, протоколов лабораторных исследований, экспертного заключения до 27 января 2022 года.

В приложении № 1 к поручению поименованы место отбора; наименования объектов исследования (факторы измерений) - смывы, смывы с предметов окружающей среды, дез. средства, вода питьевая, продукция: йогурт, закваска, творог, творожная масса, наполнитель для йогурта, ряженка, снежок, сметана, актифилин, молоко сухое, кефир; количество проб, перечень определяемых показателей и документы, регламентирующие объем лабораторных испытаний и их оценку.

20 и 21 января 2022 года на основании поручения от 19.01.2022 № 02.1-Э/33 Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном кругу» у Общества проведен отбор образцов лабораторных исследований, о чем свидетельствуют Акты отбора смывов с объектов окружающей среды на микробиологические исследования  № 28, № 44.

Испытательным лабораторным центром составлены протоколы лабораторных исследований:

-24.01.2022 № 85, № 111 по образцам «смывы»;

-25.01.2022 №133 по образцам «кефир «Северное дыхание» 3,2%;

-25.01.2022 № 134 по образцам «Снежок «Северное дыхание» 2,5%;

-25.01.2022 № 135 по образцам «Актифилин Биопродукт «Северное дыхание» 1,0%.

26 января 2022 года Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном кругу» в присутствии техногола цеха по производству молочной продукции Хмарской Е.А. составлен Акт санитарно-эпидемиологического обследования № 15 на соответствие ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Экспертным заключением от 27.01.2022 регистрационный номер 15 на основании документов, в том числе материалов санитарно-эпидемиологической экспертизы (актов,  протоколов лабораторных исследований установлено:

При осмотре помещения цеха по производству молочной продукции установлены нарушения пп.1, пп. 2, пп3 п. 5 ст. 14 ТР ТС 021/20211: нарушена целостность поверхности пола и потолка - местами отсутствует отделочная плитка; остекление оконных проемов, жалюзи на окнах, решетки искусственной вентиляции на потолке с видимыми загрязнениями, покрыты пылью; на потолке старые лампы искусственного общего освещения не демонтированы, плафоны на лампах загрязнены, один светильник удерживается на креплении только с одной стороны, что создает угрозу его падения и попадания сколков на производственные линии, в т.ч. в продукцию; над оконными проемами на поверхности стен виден черный  налет (пыль с улицы или грибок?). График генеральных уборок цеха отсутствует, что не соответствует требованиям пп.7 п.З ст. 11 ТР ТС 201/2011.

Производственные линии в конце рабочего дня после освобождения от продукции подвергаются промывке при помощи С1Р-мойки (безразборная мойка). В отдельном помещении оборудованы баки и трубопроводы станции мойки CIP. В 1ом баке растворяют смесь каустической и кальцинированной соды для санитарной обработки технологического оборудования, инструкция по приготовлению раствора отсутствует, что не гарантирует качество  мытья оборудования, соответственно, не обеспечивает безопасность пищевой продукции в процессе её производства и не соответствует требованиям пп.10 п.3 ст.10. ТР ТС 021/2011. Резервуары и трубопроводы ополаскиваются холодной водой от остатков продукции. Затем подключаются все краны производственной линии к системе С1Р-мойки и в течение 7-10 минут щелочной раствор температурой до 95 град. циркулирует по резервуарам и трубам. Затем переключают на 2ой бак для полоскания холодной водой, где на сливе ведется контроль лакмусовой бумажкой до чистой воды. В последовательности санитарной обработки оборудования отсутствует этап дезинфекции (либо химическими бактерицидными препаратами, либо горячей водой или паром, что регламентировано «Инструкцией по санитарной обработке оборудования инвентаря и тары на предприятиях молочной промышленности», утв. ТК по стандартизации № 186 и согласованной МЗ РФ 10.02.1998г.), что является нарушением пп.10 п. 3 ст.10 ТР ТС 021/2011. Наружную поверхность резервуаров моют с применением хозяйственного мыла.

В холодном складе готовой продукции поддерживается температура -5-6°С, термометр имеется. Вдоль стены оборудован двухъярусный стеллаж, при этом ведра с фруктово-ягодными наполнителями, сухим молоком и др. продукцией стоят под стеллажами на полу, что может стать причиной загрязнения их поверхностей и является нарушением п. 4 ст.13 ТР ТС 201/2011. В том числе около входной двери на полу один на другом стоят уже вскрытые ведра с используемыми наполнителями (фото 2;3;4), при этом в представленной декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.НА87.В.01451/20 от 26.02.2020 в дополнительной информации указано; после вскрытия упаковки консервы хранению не подлежат, содержимое вскрытой упаковки должно быть использовано в течение 24 часов, что нарушает условия и сроки годности, установленные изготовителем, и не соответствует п.7 ст.17 ТР ТС 021/2011. Поверхность используемых ведер загрязнена (фото 2; 3; 4), в подтеках наполнителя, что также нарушает требования и. 4 ст.13 ТР ТС 201/2011, при этом в представленном сертификате качества на плодовые и ягодные «Фруктово-ягодный наполнитель для молочных продуктов», ТУ 9163-006-764615-02, изготовитель ЗАО ПО «ГАММИ», имеется особое указание: перед вскрытием транспортной тары с наполнителем снять полиэтиленовое термоусадочное кольцо и вымыть ведро раствором дезинфицирующего средства. По технологии ТУ 9222-217-00419785-00 наполнитель вносится в готовый йогурт без дополнительной обработки. По факту наполнитель из ведра в холодном складе готовой продукции набирают половниками в нужном для производимой партии объеме в емкости и переносят в цех для внесения в готовую продукцию, при этом дополнительное перетаривание может служить дополнительным фактором загрязнения продукции.

Потребительские упаковки с готовой продукцией уложены в пластиковые ящики, ящики стоят без поддонов непосредственно на полу (фото 5; 6; 7; 8), что может привести к их загрязнению, при этом не поддерживают процедуры обеспечения безопасности продукции при хранении пп.7 п.3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 и нарушаются требования к хранению готовой продукции п.7, п.9 ст. 17 ТР ТС 021/2011.

На момент обследования 20.01.2021г. в складе имеется готовая продукция - кефир с промаркированной датой изготовления 21.01.2022г. (фото 9), что является недостоверной информацией о дате изготовления и сроках годности и вводит в заблуждение потребителя, что является нарушением п.7, п.9 ст. 17 ТР ТС021/2011.

Так же в процессе обследования 20.01.2022 была изготовлена партия йогурта 50 кг, от которой 21.01.2022 были отобраны пробы на исследование, при этом дата изготовления на упаковках указана 21.01.2022., что так же не соответствует реальной дате выработки продукта и вводит в заблуждение потребителя и является нарушением п.7, п.9 ст. 17 ТР ТС 021/2011. Актифилин, снежок, ряженка, простокваша, сметана -  верхнем ящике на указанной продукции маркирована дата изготовления 20.01.2022, в ящиках под верхним маркировка даты изготовления на потребительских упаковках отсутствует (фото 10; 11; 12), что не позволяет идентифицировать дату производства и срок годности продукта и не соответствует требованиям п.7, п.9 ст. 17 ТР ТС 021/2011.

Представлены журналы контроля технологического процесса производства кисломолочных продуктов.

Журналы не прошиты, даты начала ведения журналов не проставлены, листы не пронумерованы. Последние записи по контролю за производством в журналах сделаны: сметаны - от 24.07.2021г. (фото16), творога - 25.07.2021, йогурта - 27.07.2021 (фото 13; 14), молочного напитка - 26.07.2021, биоритма – 23.12.2020, простокваши -21.07.2021, снежка -25.07.2021 (фото 17,18), кефира -26.07.2021, актифилина - 23.07.2021, ряженка - 26.07.2021 (фото 15), биокефир - 26.07.2021, сыворотки - 24.09.2021, что свидетельствует об отсутствии производственного контроля на этапах технологических операций производства продукции, за произведенной пищевой продукцией, не обеспечивает безопасность продукции в процессе её производства, не обеспечивает прослеживаемость пищевой продукции и не соответствует пп.3, пп.4, пп.6, пп.11, пп.12 п.3 ст.10 ТР ТС 021/2011.         Для упаковки готовой продукции используют потребительскую тару: упаковка из комбинированных материалов для пищевой продукции - пакеты на основе бумаги и картона (представлена декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПХ01.В.05612/20 от 26.02.2020, протокол испытаний № 543Л/3-26.02/21 от 26.02.2021г., паспорта №1142/07, №1119/07, №1118/07, №1094/07 о качестве заготовок пакетов для упаковывания пищевых и не пищевых продуктов; ПЭТ стаканы - документы, подтверждающие безопасность и качество не представлены.

Хранение транспортной тары (картонные коробки) с упаковочной потребительской тарой для молочных продуктов осуществляется в проходном помещении с выходом на улицу и в помещениях раздевалок для персонала (мужской и женской), в этом же помещении рядом со стеллажом для тары стоит рабочий стол с тисками, заточным станком и др. рабочим инструментом, на подоконниках открытые цветочные лотки с землей (фото 19; 20; 21; 22; 23), что не соответствует требованиям пп.7 п.1 ст. 14 TР ТС 021/2011.

Коробки с упаковочной тарой стоят на стеллажах, на полу, в том числе на полу стоят открытые коробки с частично израсходованными ПЭТ-стаканами, на стеллаже открытая коробка с загрязненными ПЭТ- стаканами, т.е. отсутствует мониторинг за безопасностью упаковки, как одного из опасных факторов, которые могут привести в процессе производства к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, что не соответствует пп.2 п.3 ст. 11 TР ТС 021/2011.

В экспертном заключении указаны  результаты лабораторных исследований (испытаний) на соответствие и несоответствие требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности молочной продукции».

Согласно протоколу лабораторных исследований № 111 от 24.01.2022г. в смывах (26 шт.) (123ПВБ210122ФЗ), отобранных 21.01.2022г. с оборудования производственных линий, упаковок, инвентаря, тары, спецодежды и др. предметов в молочном цехе ООО «Пищевой комплекс «Полярный», микробиологические исследования показали, в 3 (11,5%) из 26 смывов с окружающей среды обнаружены бактерии группы кишечной палочки №6 - большая основа на аппарате, №8 - переходник на насосе сметана верх, №14 линия пастеризации, что не соответствует пп.8 п.3 ст.10 гл.3 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Согласно протоколу № 85 от 24.01.2022г. микробиологические исследования пробы – Смывы (70ВБ200122ФЗ), отобранной 20.01.2022г. в молочном цехе ООО «Пищевой комплекс «Полярный», показали - в 1 (7, 7%) из 13 смывов с окружающей среды обнаружены бактерии группы кишечной палочки (бак для творога), что не соответствует пп.8 п.3 ст.10 гл.3 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Согласно протоколу № 133 от 25.01.2022г. микробиологические исследования пробы – Кефир «Северное дыхание» 3,2% (72ПВБ200122ФЗ), отобранной 20.01.2022г. в молочном цехе ООО «Пищевой комплекс «Полярный», показали; в нормируемом количестве 0,1г обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП), что не соответствует требованиям п.33 гл. VII ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции";

Согласно протоколу № 134 от 25.01.2022г. микробиологические исследования пробы – Снежок «Северное дыхание» 2,5% (73ПВБ200122ФЗ), отобранной 20.01.2022г. в молочном цехе ООО «Пищевой комплекс «Полярный», показали; в нормируемом количестве 0,1г обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП), что не соответствует требованиям п.33 гл.VII ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции";

Согласно протоколу № 135 от 25.01.2022г. микробиологические исследования пробы - Актифилин  Биопродукт «Северное дыхание» 1,0% (74ПВБ200122ФЗ), отобранной 20.01.2022г. в молочном цехе ООО «Пищевой комплекс «Полярный», показали; в нормируемом количестве обнаружены группы кишечной палочки (БГКП), что не соответствует требованиям п.33 гл. VII ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции".

Экспертом сделан вывод, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, в том числе исследованная продукция цеха по производству молочной продукции ООО «Пищевой комплекс «Полярный» по адресу; 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Энергетиков, дом 17 не соответствуют ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 033/2013—  «О безопасности молока и молочной продукции».

03.02.2022 на основании вышеуказанного экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном округе» материалов начальником отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управление Роспотребнадзора  по Чукотскому АО определением №07/2022 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Определение вручено 03.02.2022 директору Общества М.В. Филипповичу, о чем свидетельствует его личная подпись на определении.

Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 03.02.2022 №07/2022 истребованы устав юридического лица и приказ о назначении директора Общества.

Уведомлением от 08.02.2022 №87-00-02-24/356-02-2022 директор ООО «Пищевой комплекс «Полярный»  уведомлен о необходимости прибыть 10.02.2022 в Управление Роспотребнадзора по Чукотскому АО для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.

Уведомление получено лично директором Общества М.В. Филиппович 09.02.2022, о чем свидетельствует его подпись на уведомлении.

10.02.2022 начальником отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по ЧАО Макаренковым В.В., в присутствии директора Общества, составлен протокол по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.

Директор Общества с выявленными нарушениями согласился, вину признал, указав, что все нарушения будут устранены, о чем имеются соответствующие записи в протоколе от 10.02.2022.

Копия протокола получена 10.02.2022 директором Общества Филипповичем М.В.

Указанный протокол и материалы дела об административном правонарушении в порядке абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО «ПК «Полярный» к административной ответственности.

В протоколе об административном правонарушении от 10.02.2022 указано, что 21.08.2021 постановлением по делу об административном правонарушении №242, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу ООО «ПК «Полярный» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, назначен штраф 150000 руб.

Платежным поручением № 527 указанный штраф уплачен  Обществом в добровольном порядке 27.10.2021.

Копии указанных документов имеются в материалах административного дела.

Рассмотрев заявление и материалы административного дела, суд полагает требование о привлечении к ответственности обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В силу части 3 статьи 14.43 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения данной статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец продукции.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.

Квалифицирующим признаком вменяемого правонарушения является повторное совершение правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В силу статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» защита жизни или здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в частности, производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ).

В соответствии с главой 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Закон № 184-ФЗ), технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ) определено, что пищевыми продуктами (пищевая продукция, продовольственные товары, продукты питания) (далее - пищевые продукты) являются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые, в том числе не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, (далее – ТР ТС 021/2011) установлены требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.

Объектами технического регулирования являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (часть 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011).

Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - это продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.

Пунктом 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 установлено, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:

определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;

проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;

            обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;

            соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;

выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;

ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

прослеживаемость пищевой продукции.

Пунктом 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.

Хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ (пункт 4 статьи 13 ТР ТС 021/2011).

В соответствии со статьей 14 ТР ТС 021/2011 при организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать: условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья, материалов упаковки и пищевой продукции.

Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям:

поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа;

поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции;

потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги.

Статьей 17 ТР ТС 021/2011 установлены требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции. При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.  Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.

Приведенные требования ТР ТС 021/2011 не были соблюдены Обществом, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 10.02.2022, нашло свое подтверждение при рассмотрении дела, и не оспаривается Обществом.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 утвержден  техническом регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее – ТР ТС 033/2013), в пункте 33 которого установлено, уровни содержания микроорганизмов в молочной продукции не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложении N 8 к настоящему техническому регламенту, а именно, допустимый уровень бактерий группы кишечной палочки в кисломолочной продукции составляет 0,01.

Экспертным заключением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотского автономном округе « от 27.01.2022 № 15 подтверждается, что в отобранной молочной продукции, изготовленной Обществом, а также в смывах с оборудования обнаружены бактерии группы кишечной палочки, с превышением допустимого уровня, что нарушает названный регламент.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом совершения названных действий в период январь-февраль 2022 года, т.е. в период привлечения Общества к административной ответственности по постановлению административного органа от  21.08.2021 №242.

Факт совершения административного правонарушения Обществом признан.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельствами дела подтверждается, что, осуществляя деятельность по изготовлению и выпуску в реализацию пищевой продукции, будучи подвергнутым административному наказанию за аналогичные нарушения, с несоблюдением обязательных требований Технических регламентов, Общество должно было осознавать, что данная деятельность осуществляется с нарушением законодательства, могло и должно было предотвратить такое нарушение, однако не предприняло обоснованных и достаточных мер для предотвращения совершения правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества вины, которая Обществом признана.

Состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ подтверждается материалами дела, наличие допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

На основании статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, который на момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек.

Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

В отсутствие совокупности всех упомянутых обстоятельств возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается.

В данном случае Общество подлежит привлечению к ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, т.е. за повторное совершение деяний, установленных частью 2 указанной нормы, что исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения свидетельствуют о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, и данное нарушение допущено Обществом не впервые.

Минимальный размер санкции, применительно к части 3 статьи 14.43 КоАП РФ установлен в 700000 руб.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Между тем административное наказание не должно влечь избыточного ограничения прав лица, привлеченного к административной ответственности, носить карательный характер.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Частью 3.2 приведенной нормы установлено, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, возможность снижения размера штрафа является правом административного органа и суда, которое реализуется ими исходя из фактических обстоятельств конкретного дела и их оценки.

В рассматриваемом случае, определяя размер ответственности для Общества и его соразмерность допущенному нарушению, с учетом позиции административного органа, принимая во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, учитывая санитарно-эпидемиологические меры, действовавшие на территории субъекта в период 2020- 2021 годы, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), безусловно повлиявшие  на экономическую деятельность всех хозяйствующих субъектов, учитывая представленные Обществом сведения бухгалтерской отчетности, с указанием убытка за 9 месяцев 2021 года, в отсутствие опровергающих представленные сведения доказательств, суд приходит к выводу о необходимости снизить размер наказания ниже низшего предела до 500000 руб.

Суд исходит из недопущения чрезмерного (избыточного) ограничения имущественных прав лица, привлеченного к административной ответственности и руководствуется вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, учитывая признание Обществом вины, его раскаяние и устранение выявленных нарушений в отношении продукции. Определенный размер ответственности отвечает  принципам справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Роспотребнадзора по ЧАО, л/с 04881788360)

ИНН 8709010405

Единый казначейский счет 40102810745370000064

Казначейский счет 03100643000000018800

БИК ТОФК 017719101 Отделения города Анадырь Банка России

КБК 141 1 16 01141 01 9002 140

ОКТМО 77701000

КПП 870901001

Штраф взыскивается в федеральный бюджет.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Пищевой комплекс «Полярный» (место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, д.17, ОГРН 1198709000786, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.12.2019, ИНН 8709908510) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение  десяти дней в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 275 АПК РФ. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

Судья                                                                                    Ю.В. Дерезюк