ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-85/13 от 29.05.2013 АС Чукотского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-85/2013

30 мая 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.05.2013

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Прохорова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киященко А.А.,

рассмотрев заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от административного органа – ФИО1, доверенность от 20.02.2013 № 1,

от лица, привлекаемого к административной ответственности, – ФИО2, доверенность от 13.05.2013,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу (далее – административный орган, Управление Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу), обратилось с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (далее – общество) к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявления административный орган указал, что в ходе проведенной плановой выездной проверки 11.03.2013 магазина «Овощная палатка», принадлежащего обществу, расположенного по адресу: <...>, были установлены нарушения порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14. 45 КоАП РФ в отношении общества.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просит суд удовлетворить заявление и привлечь общество к ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ.

Представитель общества заявил, что протокол по делу об административном правонарушении № 33/3ПП-3 от 11.03.2013 составлен в отсутствие законного представителя общества, приказом № 07/02-13 от 27.02.2013 продавец ФИО3 назначена ответственным лицом на проведение проверки, а не законным представителем юридического лица, административный орган обязан был известить общество в лице его законного представителя – директора ФИО4 или замещающее ее лицо о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

По существу выявленных нарушений представитель общества пояснил, что все декларации о соответствии находились у общества,

Заслушав представителей административного органа, общества исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства по делу.

На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу от 18.02.2013 № 33 должностным лицом административного органа проведена плановая выездная проверка общества с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей.

О начале проведения проверки (11.03.2013) уведомлена представитель общества ФИО3.

В материалы дела об административном правонарушении (л.д. 25, т. 1) представлена копия приказа общества № 07/02-13 от 27.02.2013, согласно которому продавец ФИО3 назначена ответственным представителем общества (с правом подписи материалов проверки и дачи объяснений) для участия в плановой проверке магазина «Овощная палатка».

Проверкой выявлены нарушения требований Правил продажи отдельных товаров, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», в соответствии с которыми без сертификатов (деклараций) соответствия реализовывались следующие товары, подлежащие обязательному декларированию:

- cигареты Парламент Super Blue, сигареты Мальборо фильтр, сигареты Винстон Blue, сигареты Camэl фильтр, сигареты Bond Street, сигареты LD Street, папиросы Беломор;

- пиво «Козел», вода минеральная «Данай», вода минеральная «Кристалл», вода минеральная «Шхельда», вода минеральная «Святой источник»;

- горбуша натуральная, сайра т/о, шпроты;

- свинина тушеная Петровская, баранина тушеная, мясо кур в собственном соку, птица по-сибирски;

- огурцы по-русски, ассорти из томатов и огурцов.

Нарушения зафиксированы в акте проверки № 33/ЗПП от 11.03.2013.

Усмотрев в указанных действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ, 11.03.2013 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № 33/ЗПП-3, в котором зафиксировано правонарушение.

Материалы дел об административных правонарушениях по ст. 14.45 КоАП РФ в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

В силу пункта 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения и интересы граждан в сфере торговли.

Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-

ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Формой подтверждения соответствия является определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Согласно статье 20 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия); обязательной сертификации.

В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила).

Пунктом 12 Правил установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительством РФ утвержден единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно разделам 9270 «Консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов», 9180 «Продукция ликеро-водочной, спиртовой, пивоваренной, производства безалкогольных напитков, крахмало-паточной промышленности» - «Воды минеральные питьевые столовые», 9216 «Консервы мясные», 9161 «Консервы овощные (кроме паст, пюре, соусов и консервов детских томатных, соков, напитков сокосодержащих, нектаров овощных и овощефруктовых, сиропов, соусов и приправ овощных)» единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, указанные товары подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствия.

Согласно ст. 12. 13 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» оценка соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона производится в формах:

1) подтверждения заявителем декларации о соответствии (далее также - заявитель) соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона;

2) проведения государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции.

Подтверждение соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии.

Из приведенных норма следует, что у продавца при реализации товаров должны иметься соответствующие документы, продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя с товарно-сопроводительными документами. Отсутствие этих документов (не только фактическое, но и в момент реализации продукции), не позволяет покупателям определить надлежащую ли продукцию они приобретают.

Таким образом, продавец обязан не просто иметь необходимые, предусмотренные действующим законодательством документы на пищевые продукты, но и иметь их в месте реализации данных пищевых продуктов и, соответственно представить их покупателям, а также лицам, проводящим проверку соблюдения законодательства о техническом регулировании.

Как установлено судом, на момент проведения проверки, декларации о соответствии в месте розничной торговли отсутствовали.

Довод представителя общества о том, что часть деклараций о соответствии находилась неподалёку от реализуемых продуктов, судом отклоняется, поскольку проверяющему они представлены не были.

Довод представителя общества о том, что не все виды табачных изделий, указанные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, находились на реализации, что подтверждается счет-фактурой № 366957 от 05.10.2012, судом также отклоняется, поскольку на реализации находились иные виды табачной продукции.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.

Наряду с этим, судом установлены и административным органом не оспариваются следующие существенные нарушения, исключающие привлечение к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП).

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.

Из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ вытекает, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица при условии наличия доказательств, подтверждающих, что надлежащее извещение имело место.

В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

При этом доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Приказом общества № 07/02-13 от 27.02.2013 не предусмотрено право ФИО3 представлять интересы общества при составлении протокола по статье 14.45 КоАП РФ,

Каких-либо доказательств уведомления общества, а также его уклонения от получения извещения административного органа и от участия в составлении протокола материалы дела не содержат.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).

Руководствуясь статьями 176, 205, 206 АПК РФ,

решил:

отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу в привлечении общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.45 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в шестой арбитражный апелляционный суд в порядке части 4.1 статьи 206 АПК РФ, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьей 276, частью 2 статьи 181, частью 4 статьи 288 АПК РФ

Судья А.А. Прохоров