ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-10334/20 от 23.03.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-10334/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной Е.Ю., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901015913, ОГРН: 1048900005252) к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300, ОГРН: 1048900005890) о признании невозможной к взысканию налоговым органом задолженности по налогам и пеням в общей сумме 13 881 руб. 75 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу - Почернин В.В. по доверенности от 21.08.2020 №520 (диплом 1043040003799 от 07.02.2019 года);

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Джаишев З.Т. по доверенности №47 от 25.12.2020 года (диплом ВСГ 4729195 от 25.06.2010 года);

                                                       УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901015913, ОГРН: 1048900005252) обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300, ОГРН: 1048900005890), в котором просило:

-признать невозможной к взысканию задолженность по налогам и пеням,  числящиеся в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу за  Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в общей сумме 13 881,75 руб., в том числе:

- задолженность по пеням, начисленным на сумму по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 766 рублей 51 копейка;

 - недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 588,01 руб.;

 - пени, начисленные на сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в сумме 6 313,33 рублей;

-  задолженность по пеням по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 6 213,90   руб.

-признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу утратившей право на взыскание указанной задолженности с Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика.

-признать обязанность Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по уплате недоимки и задолженности по пеням в общей сумме 13881,75 руб. прекращенной в полном размере.

Ходатайством, заявленным в судебном заседании 01.03.2021 года, заявитель уточнил заявленные требования, в соответствии с которыми просит:

-признать невозможной к взысканию задолженность по налогам и пеням, числящиеся в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу за Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в общей сумме 13 122 руб. 41 коп., в том числе:

- недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 588 руб. 01 коп.;

- пени, начисленные на сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемом, в ФСС РФ в сумме 6 320 руб. 50 коп.,

- задолженность по пеням по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 6 213 руб. 90 коп.,

-признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу утратившей право на взыскание указанной задолженности с Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика.

-признать обязанность Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по уплате недоимки и задолженности по пеням в общей сумме 13122,41 руб. прекращенной в полном размере.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к рассмотрению уточненные требования заявителя.

В судебное заседание по делу, состоявшееся 18.03.2021 года, явились стороны.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Представитель налогового органа возражал против удовлетворения предъявленного требования.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 23 марта 2021 года до 11 часов 30 минут. Судебное заседание по делу продолжено 23.03.2021 года в 11 часов 30 минут.

В судебном заседании представитель заявителя отказался от заявленного требования  о признании обязанности ГУ-МЧС России по ЯНАО по уплате недоимки и задолженности по пеням в общей сумме 13122 руб. 41 коп. прекращенной.

Суд в силу ст. 49 АП РФ принял частичный отказ заявителя от заявленных требований.

23.03.2021 года от налогового органа в суд поступил отзыв на заявленные требования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно акту  совместной сверки  от 25.02.2021 года №2021-57843 за Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу  числиться следующая задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам:

- недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 588,01 руб.;

- задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в размере 6 320 руб. 50 коп.;

- задолженность по пеням по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 6 213,90 руб.

Как полагает Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу, налоговым органом пропущены сроки на взыскание вышеуказанного долга, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ:

-признать невозможной к взысканию задолженность по налогам и пеням, числящиеся в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу за Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в общей сумме 13 122,41 руб., в том числе:

-недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 588,01 руб.;

- задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в размере 6 320 руб. 50 коп.;

- задолженность по пеням по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 6 213,90 руб.

-признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу утратившей право на взыскание указанной задолженности с Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика.

Суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.

Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Из положений статьи 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Налоговому органу предоставлена возможность обращения в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, в случае если данное решение в указанный срок не принято.

К пеням и штрафам применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

В соответствии с подпунктами 4, и 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

- вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

а) ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

б) судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 (далее - постановление N 57), по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию.

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

В пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Как следует из материалов дела, в настоящем случае налогоплательщик обратился с требованием о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, а именно просил признать невозможной к взысканию налоговым органом задолженности истца, в том числе:

-недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 588,01 руб.;

- задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в размере 6 320 руб. 50 коп.;

- задолженность по пеням по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 6 213,90 руб.

В части ЕСН, зачисляемый в ФСС, суд отмечает следующее.

Меры принудительного взыскания в отношении единого социального налога в размерах  588,01 руб., 6 320,50 руб. налоговым органом не применялись, в материалы дела не представлены копии принятых решений о взыскании долга по налоговым платежам за счет денежных средств на счетах в банках, копии решений о взыскании долга за счет иного имущества налогоплательщика и т.д.

Более того, следует принимать во внимание, что ЕСН отменен законодателем с 01.01.2010.

Информация о принятии налоговым органом в период до 2010 году мер к взысканию с налогоплательщика единого социального налога документально не подтверждена.

При данных обстоятельствах, суд соглашается с доводами заявителя о пропуске налоговым органом срока на взыскании суммы единого социального налога в следующих размерах 588,01 руб., 6 320,50 руб. В отношении спорной задолженности меры принудительного взыскания в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ в установленные законом сроки не применялись, срок на взыскании указанных  сумм единого социального налога пропущен, следовательно, данная задолженность по ЕСН подлежит признанию безнадежной к взысканию.

В п. 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" особое внимание обращается на то, что пени могут взыскиваться, только если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Поскольку налоговым органом меры принудительного взыскания в отношении ЕСН в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ в установленные законом сроки не применялись, налоговым органом пропущен срок на взыскание основного долга (налога), следовательно, имеются основания для признания указанной задолженности по пени по единому социальному налогу также безнадежной к взысканию.

В части земельного налога суд отмечает следующее.

В указанной части требований о признании безнадежным к взысканию суммы долга по земельному налогу, суд признает требования законными и обоснованными.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что у налогоплательщика имеется неисполненная обязанность по уплате пени по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 6213,90 руб. в материалы дела не представлено, в том числе не представлены доказательства образования данного долга по пени по земельному налогу, причины образования (выездная, камеральная налоговые проверки, неуплата текущей задолженности по налогу и т.д.), не представлено доказательств  предъявления к уплате долга, принятия мер принудительного взыскания долга в соответствии со ст.ст. 46, 47 НК РФ.

Таким образом, обоснований факта возникновения задолженности по пени по земельному налогу в размере 6 213,90 руб., налоговым органом не представлено.

Как утверждает заявитель, данный долг образовался в период до 01.01.2017 года.

Между тем, доказательств того, что налоговым органом в отношении задолженности по пени по земельному налогу в размере 6 213,90 руб. принимались меры принудительного взыскания в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ и в установленном Налоговым кодексом сроки, в материалы дела не представлено.

В силу чего, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанной задолженности по пени по земельному налогу в размере 6 213,90 руб. безнадежной к взысканию.

Более того,  решением арбитражного суда от 15.03.2021 года (не вступило в законную силу) арбитражный суд в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу к  Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании суммы задолженности по налогу и пени в размере 13 117 руб. 74 коп. - отказал, виду истечения срока для взыскания долга в судебном порядке и отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении данного срока.

В силу изложенных обстоятельств и норм права, суд пришел к выводу об  удовлетворении предъявленных требований ГУ МЧС РФ по ЯНАО.

Руководствуясь статьями 167-170, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                               РЕШИЛ:

Признать безнадежной к взысканию задолженность Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901015913, ОГРН: 1048900005252) в общей сумме 13 122 руб. 41 коп. в том числе:

-в части недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 588 руб. 01 коп.;

-задолженности по пеням, начисленным на сумму недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ в размере 6 320 руб. 50 коп.;

- задолженности по пеням по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 6 213 руб. 90 коп.

Признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу утратившей право на взыскание указанной задолженности с Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, обязать исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика.

Производство по делу №А81-10334/2020 в части требования признать обязанность Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по уплате недоимки и задолженности по пеням в общей сумме 13 122 руб. 41 коп. прекращенной - ПРЕКРАТИТЬ.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова