АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
629008, г.Салехард, ул.Чубынина,37-а
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
06 апреля 2010 года Дело № А81-1040/2010
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» МО г. Салехард к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора по сводному исполнительному производству № 83/1/812/13/2010,
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 06.11.2009 года №1148/20,
от ответчика - ФИО2 – судебный пристав-исполнитель – служебное удостоверение ТО №139423,
от третьего лица – представитель не явился.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие «Салехарджилстройсервис» Муниципального образования г. Салехард обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора по сводному исполнительному производству № 83/1/812/13/2010.
Определением суда по делу от 22.03.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка его представителя в получении копии судебного акта от 25.03.2010 года. Учитывая данные обстоятельства, суд считает возможным в силу ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном в суд отзыве на заявление предприятия от 30 марта 2010 года №01/1140.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив представленные сторонами в суд доказательства, суд считает необходимым учесть следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09.11.2009 на исполнение судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯНАО поступили исполнительные документы, а именно исполнительные листы арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, выданные по делам: №№А81-2040/2009; №А81-1330/2009; №А81-2461/2009; №А81-2653/2009; №А81-2039/2009.
10.11.2009 на основании вышеуказанных исполнительных документов судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства о взыскании с должника Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» Муниципального образования г. Салехард в пользу взыскателя – Муниципального предприятия «Салехардэнерго» Муниципального образования г. Салехард денежных средств в общей сумме 27 017 136,72 рублей.
Так, постановлением от 10.11.2009 года на основании исполнительного листа арбитражного суда ЯНАО по делу №А81-2461/2009 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №83/13/995/13/2009 о взыскании с должника – Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» в пользу взыскателя – Муниципального предприятия «Салехардэнерго» долга в размере 1 757 489 руб. 36 коп.
Постановлением от 10.11.2009 года на основании исполнительного листа арбитражного суда ЯНАО по делу №А81-2653/2009 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №83/13/998/13/2009 о взыскании с должника – Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» в пользу взыскателя – Муниципального предприятия «Салехардэнерго» долга в размере 2759 руб. 40 коп.
Постановлением от 10.11.2009 года на основании исполнительного листа арбитражного суда ЯНАО по делу №А81-2040/2009 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №83/13/994/13/2009 о взыскании с должника – Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» в пользу взыскателя – Муниципального предприятия «Салехардэнерго» долга в размере 2 774 526 руб. 09 коп.
Постановлением от 10.11.2009 года на основании исполнительного листа арбитражного суда ЯНАО по делу №А81-1330/2009 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №83/13/993/13/2009 о взыскании с должника – Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» в пользу взыскателя – Муниципального предприятия «Салехардэнерго» долга в размере 13714523 руб. 05 коп.
Постановлением от 10.11.2009 года на основании исполнительного листа арбитражного суда ЯНАО по делу №А81-2039/2009 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №83/13/997/13/2009 о взыскании с должника – Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» в пользу взыскателя – Муниципального предприятия «Салехардэнерго» долга в размере 8767838 руб. 82 коп.
Исходя из требований ст. 34 ФЗ «Об исполнительном производстве» возбужденные в отношении должника исполнительные производства №83/13/998/13/2009; №83/13/997/13/2009; №83/13/995/13/2009; №83/13/993/13/2009; №83/13/994/13/2009 10.11.2009 объединены в одно сводное исполнительное производство №83/13/281/13/2009-СД.
В соответствии с указанными постановлениями о возбуждении исполнительных производств должнику установлен трехдневный срок на уплату долга.
В виду того, что исполнительные документы в установленный для добровольного исполнения срок не исполнены, 18 ноября 2009 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, который исчислен в размере 7% от суммы долга, что составило 1896006 руб. 41 коп.
В ходе исполнения 26.01.2010 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о прекращении исполнительного производства №83/13/997/13/2009 о взыскании с должника – Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» денежных средств в размере 8767838,82 руб. в пользу взыскателя МП «Салехардэнерго» в связи с отменой решения суда по делу №А81-2039/2009 постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2009 года и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд ЯНАО.
В связи с указанным обстоятельством размер исполнительского сбора уменьшился и составил 1282257 руб. 70 коп.
03.02.2010 года исполнительныепроизводства№83/13/995/13/2009; №83/13/993/13/2009; №83/13/994/13/2009, входящие в состав сводного исполнительного производства №83/13/281/13/2009-СД, окончены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» на основании заявления взыскателя МП «Салехардэнерго» МО г. Салехард.
Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства согласно ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель 03.03.2010 возбудил исполнительныепроизводства №83/1/812/13/2010; №83/1/813/13/2010; №83/1/794/13/2010 по неисполненным постановлениям о взыскании исполнительского сбора и присоединил к сводному №83/13/281/13/2009-СД.
Как следует из отзыва судебного пристава-исполнителя по состоянию на 30.03.2010 года в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам в отношении должника Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» Муниципального образования город Салехард ведется два исполнительных производства №83/1/813/13/2010, №83/1/812/13/2010 о взыскании исполнительского сбора в общей сумме 1 154 233,44 руб. (194 216 руб. 83 коп. и 960016 руб. 61 коп. соответственно)
Данный факт подтвердил представитель заявителя в судебном заседании.
Муниципальным предприятием «Салехарджилстройсервис» Муниципального образования г. Салехард заявлено требование об уменьшении исполнительского сбора на одну четверть по исполнительному производству №83/1/812/13/2010 о взыскании исполнительного сбора в сумме 960016 руб. 61 коп., поэтому суд рассматривает спор в рамках заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении № 13-П от 30.07.2001, установление конкретных размеров штрафных санкций и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ. Пункт 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со ст. 85 и 87 названного Федерального закона эта норма должна применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силе статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции РФ недопустимо.
Таким образом, в силу п. 7 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 30.07.2001, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при наличии соответствующих оснований.
Оценив представленные заявителем доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, с учетом положений частей 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, предусматривающих право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, суд считает возможным с учетом социальной значимости предприятия и сложного финансового положения, уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с предприятия на одну четверть от его размера 960016 руб. 61 коп.
При этом, тяжелое материальное положение обусловлено отсутствием имущества и достаточных денежных средств для погашения долга.
Так, согласно распоряжению Администрации Муниципального образования - Управления имущественных отношений от 30.06.2009 года №174 имущество должника Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» МО г. Салехард, которое было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения и находилось в его владении и пользовании, передано Муниципальному предприятию «Салехардэнерго Муниципального образования г. Салехард.
Согласно справкам Акционерного Западно-Сибирского коммерческого банка Открытое акционерное общество («Запсибкомбанк» ОАО) от 26.02.2010 года исх. №18/09-113-88 и от 27.02.2010 года №18/09-113-83 остатки денежных средств на расчетном счете должника в банке составляли 105267 руб. 51 коп. и 3150 руб. 11 коп. соответственно. Также в справках банка сообщается о наличии картотеки №2 к расчетному счету. Данный факт свидетельствует об отсутствии достаточных денежных средств для уплаты исполнительского сбора в полном объеме.
Также о тяжелом материальном положении свидетельствует и представленный в материалы дела отчет о прибылях и убытках предприятия за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 год, согласно которому предприятие за отчетный период не имеет прибыли, то есть деятельность заявителя явилась убыточной.
Размер кредиторской задолженности предприятия составляет 25 555 675 руб. 78 коп.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что предприятие фактически не осуществляет деятельности по оказанию коммунальных услуг, все имущество и транспортные средства были переданы МП «Салехардэнерго МО г. Салехард. В настоящее время, численность работников предприятия составляет четыре человека, в подтверждение суду представлена справка от 06.04.2010 года исх. №152/20. Также представитель заявителя пояснил, что в настоящее время предприятие лишь осуществляет работу по взысканию с должников задолженности по ранее оказанным коммунальным услугам.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель не имел возможности исполнить требования исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с тяжелым финансовым положением.
Данное обстоятельство подтверждается бухгалтерским балансом на 31.12.2009 года, отчетами о прибылях и убытках за период 2009 и другие доказательства.
Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, факт принятия заявителем мер для частичного исполнения исполнительных документов, исходя из принципа справедливости и соразмерности применяемой санкции, оценки характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда и того факта, что взыскание исполнительского сбора в максимальном размере может привести к ухудшению его финансового положения, суд считает взыскание исполнительского сбора в размере 7% не соответствующим характеру совершенного правонарушения, степени вины заявителя за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа, поэтому приходит к выводу о наличиях в действиях должника оснований для применения положений законодательства об исполнительном производстве, позволяющих снизить размер исполнительского сбора.
Суд снижает размер исполнительского сбора по исполнительному производству №83/1/812/13/2010 о взыскании исполнительного сбора в сумме 960016 руб. 61 коп. на одну четверть, что составляет 240004 руб. 15 коп.
Руководствуясь ст.ст. 168-170, 329 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» МО г. Салехард к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора по сводному исполнительному производству № 83/1/812/13/2010 – удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 83/1/812/13/2010 о взыскании исполнительского сбора в сумме 960016 руб. 61 коп. в отношении должника Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» Муниципального образования г. Салехард на одну четверть, что составляет 240 004 руб. 15 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова