ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-10477/19 от 27.01.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-10477/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании января 2020 года .

Полный текст решения изготовлен января 2020 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи               Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Цепилова Михаила Игоревича (ИНН 526213010201, ОГРН 318527500024730) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) об оспаривании отказа, изложенного в письме от 11.09.2019 №2701-17/22112, в предоставлении информации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился;

от заинтересованного лица - Дубровина Е.Л. по доверенности от 08.10.2019 №303,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Цепилов Михаил Игоревич (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент) об оспаривании отказа, изложенного в письме от 11.09.2019 №2701-17/22112, в предоставлении информации.

В заявлении предприниматель просит:

«признать отказ Департамента в предоставлении ИП Цепилову М.И. информации о договоре аренды лесного участка с кадастровым номером 89:11:080101:627, копии решения о предоставлении этого лесного участка в аренду и копии договора аренды этого лесного участка, оформленного письмом от 11.09.2019 № 2701-17/22112 - незаконным;

обязать Департамент в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения суда произвести расчет платы за предоставление информации:

 - о договоре аренды лесного участка с кадастровым номером 89:11:080101:627, в виде выписки из государственного лесного реестра;

- заверенной копии решения о предоставлении этого лесного участка в аренду;

- заверенной копии договора аренды этого лесного участка, и обязании направить указанный расчет и банковские реквизиты для внесения платы ИП Цепилову М.И.;

обязать Департамент направить ИП Цепилову М.И., информацию:

- о договоре аренды лесного участка с кадастровым номером 89:11:080101:627 в виде выписки из государственного лесного реестра;

- заверенную копию решения о предоставлении этого лесного участка в аренду;

- заверенную копию договора аренды этого лесного участка, в течение пяти рабочих дней после внесения ИП Цепиловым М.И. платы за предоставление указанной информации;

обязать Департамент сообщить в Арбитражный суд ЯНАО об исполнении решения суда;

направить копию решения суда Губернатору ЯНАО для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших нарушению Департаментом прав и законных интересов ИП Цепилова М.И. в сфере доступа к информации о предоставлении лесов.

В обоснование требований заявитель указал, что отказ Департамента в предоставлении информации противоречит статье 8 и части 1 статьи 9 Закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Департамент в представленном отзыве не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Кроме того, Департаментом заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспаривание предпринимателем отказа государственного органа в предоставлении информации не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение Департамента относительно запрашиваемой информации относится к сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению, отзыве, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из заявления и материалов дела, предприниматель 17.08.2019 со ссылкой на статью 8 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», статьи 2-10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обратился в Департамент с запросом о предоставлении информации о том, когда, кому, на какой срок и для каких целей был предоставлен в аренду лесной участок с кадастровым номером 89:11:080101:627, когда был проведен аукцион на право заключения договора аренды этого лесного участка, когда и в каком источнике было размещено сообщение о проведении этого аукциона, кто был признан его победителем, копии решения о предоставлении лесного участка в аренду и копии договора аренды лесного участка либо информации о том, где, когда и в каком порядке он может ознакомиться с указанными документами.

Письмом от 11.09.2019 №2701-17/22112 Департамент сообщил, что лесной участок с кадастровым номером 89:11:080101:627 был предоставлен в аренду в 2014-м году для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, сроком на 49 лет без проведения аукциона.

Сведения о том, кому был предоставлен в аренду указанный лесной участок, а также копии решения о предоставлении участка в аренду и договора аренды Департамент предоставлять отказался, мотивируя это тем, что указанные документы затрагивают права и законные интересы арендатора лесного участка.

Не согласившись с отказом Департамента о предоставлении запрашиваемой информации, предприниматель обратился в арбитражный суд о признании его недействительным.

Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Пунктом 6 данной статьи Кодекса предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней уполномоченный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра или в письменной форме направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ в предоставлении такой выписки.

Перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 ЛК РФ).

Такой Перечень утвержден Приказом Минприроды России № 464 «Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления» (далее - Перечень).

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 № 282 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.15 Административного регламента предоставление информации, содержащейся в государственном лесном реестре, осуществляется в виде выписок из государственного лесного реестра по запросам заинтересованных лиц.

Для получения выписки заинтересованное лицо направляет в уполномоченный орган государственной власти заявление о предоставлении выписки из государственного лесного реестра по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Административному регламенту. Заявление подписывается заинтересованным лицом. Обращение юридических лиц составляется на фирменном бланке организации, подписывается руководителем, подпись заверяется печатью организации. Заявление направляется по почте или доставляется нарочным в канцелярию уполномоченного органа государственной власти (пункт 2.18 Административного регламента).

Пунктом 2.20 Административного регламента установлено, что срок предоставления государственной услуги не должен превышать 5 рабочих дней с даты регистрации в канцелярии уполномоченного органа государственной власти заявления заинтересованного лица о предоставлении выписки из государственного лесного реестра. В указанный срок уполномоченный орган государственной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра либо в письменной форме направляет ему уведомление об отказе в предоставлении выписки из государственного лесного реестра.

Таким образом, для получения выписки из государственного лесного реестра заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением по форме, предусмотренной вышеуказанным административным регламентом, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИП Цепилов М.И. в Департамент с заявлением в установленном порядке, определенном Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным приказом Минприроды России от 31.10.2007 № 282  не обращался.

Запрос предпринимателя о предоставлении информации о том, когда, кому, на какой срок и для каких целей был предоставлен в аренду лесной участок с кадастровым номером 89:11:080101:627, когда был проведен аукцион на право заключения договора аренды этого лесного участка, когда и в каком источнике было размещено сообщение о проведении этого аукциона, кто был признан его победителем, копии решения о предоставлении лесного участка в аренду и копии договора аренды лесного участка либо информации о том, где, когда и в каком порядке он может ознакомиться с указанными документами не подменяет собой установленный порядок получения информации из государственного лесного реестра, которая как указанно выше, предоставляется в виде выписки (содержащую информацию, установленную Перечнем) и оплачивается государственной пошлиной.

В соответствии со статьями 10, 14 Федерального закона от 09.02.2009                         № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», частью 2 статьи 2 Закона ЯНАО от 25.06.2018 № 54-ЗАО «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов ЯНАО, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», постановлением Правительства ЯНАО от 25.03.2019 № 272-П утвержден перечень информации о деятельности исполнительных органов государственной власти ЯНАО, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования к порядку информирования заявителей о предоставлении государственных услуг, информация (сведения) о деятельности ДПРР ЯНАО, являющегося исполнительным органом государственной власти ЯНАО, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих его полномочия, задачи и функции, сведения о руководителе, иная информация (общедоступная информация в форме открытых данных) подлежащая публикации, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ЯНАО размещены на официальном Интернет-сайте ДПРР ЯНАО: http:// dprr.yanao.ru.

На основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа.

Предмет запроса не относится к получению информации о деятельности Департамента как исполнительного органа государственной власти ЯНАО, а связан непосредственно с получением информации о хозяйственной деятельности компании, осуществляющей лесопользование на территории лесного участка, в котором заинтересован ИП Цепилов М.И.

Запрашиваемые заявителем документы, непосредственно его права и свободы не затрагивают, так как он не является стороной по договору аренды лесного участка, заключенного между лесопользователем и Департаментом.

Договор аренды содержит реквизиты и информацию об арендаторе, которая не относится к общедоступной информации, подлежащей публикации, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ЯНАО на официальном интернет-сайте органа власти, не включена в перечень информации о деятельности исполнительных органов государственной власти ЯНАО, утвержденный постановлением Правительства ЯНАО от 25.03.2019 № 272-П.

Таким образом, довод заявителя, о нарушении Департаментом норм Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является не состоятельным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Департамент правомерно отказал предпринимателю в предоставлении запрошенной информации, в связи с чем, заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 169-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Цепилова Михаила Игоревича отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд                Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                             А.В. Кустов