ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-10507/19 от 05.02.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-10507/2019

05 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., рассмотрев ходатайство акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) о составлении мотивированного решения по настоящему делу,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее – АО «Ямалкоммунэнерго», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 30.10.2019 №248/19 по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 26.11.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). Указанным определением в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений.

В установленный срок административным органом представлен отзыв, согласно которому с заявленными требованиями административный орган не согласен, по изложенным в отзыве доводам.

По результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения по настоящему делу вынесена судом 27.01.2020.

В удовлетворении заявления акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» отказано.

31 января 2020 заявитель обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по настоящему делу.

В связи с чем, суд составил настоящее мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, Департаментом на основании коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Губкинский, мкр. 14, д. 41 в соответствии с приказом от 05.09.2019 № 1805-од в отношении Общества проведена внеплановая проверка. По результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований, в том числе предусмотренных частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, и выразившихся в том, что АО «Ямалкоммунэнерго» не приступило к эксплуатации прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский, мкр. 14, д. 41 (далее – Многоквартирный дом), до истечения двух месяцев с момента выявления нарушений с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Указанное бездействие АО «Ямалкоммунэнерго» содержало признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Во исполнение требований статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностным лицом Департамента, проводящим проверку, составлен акт проверки от 20.09.2019 № 1805 в двух экземплярах. Экземпляр акта направлен заказным письмом 25.09.2019 года, получен адресатом, согласно отслеживанию почтового отправления РПО № 62985139004658 – филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский 01.10.2019.

В адрес Общества было выдано предписание от 20.09.2019, которым предписано обеспечить надлежащую эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии - выполнить поверку общедомового прибора учета тепловой энергии, произвести его установку и ввод в эксплуатацию.

18.10.2019 в отношении Общества составлен протокол № ТС-263 об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Ямалкоммунэнерго», предусмотренным частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

30 октября 2019 года административным органом вынесено постановление № 248/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.6 КоАП РФи ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлено, что необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также отказе от заключения или исполнения соответствующего договора.

Субъектом административного правонарушения являются организации, обязанные осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

До 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 названной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из представленных в заявлении АО «Ямалкоммунэнерго» сведений следует, что 15 января 2019 года указанной ресурсоснабжающей организации было проведено обследование общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Губкинский, мкр. 14, д. 41.

По результатам обследования было выявлено, что расходомеры на узле учета тепловой энергии работают с погрешностью (большая разность показаний между подающим и обратным трубопроводами, что приводит к недостоверным показаниям прибора учета).

АО «Ямалкоммунэнерго» был выведен из эксплуатации общедомовой прибор учета тепловой энергии, что подтверждается актом обследования узла учета от 15.01.2019.

АО «Ямалкоммунэнерго» при выявлении факта невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления (15 марта 2019 г.) не приступили к эксплуатации общедомового прибора учета.

Таким образом, общедомовой прибор учета теплоснабжения в многоквартирном доме с 15.01.2019 г. до даты окончания проверки не был введен в эксплуатацию.

Ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию приборов учета, выразившееся в неустранении нарушений в части обеспечения учета коммунальных ресурсов в двухмесячный срок собственниками, либо привлеченными на основании договора лицами, является в соответствии с положениями части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ основанием для возникновения соответствующей обязанности ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, в бездействии АО «Ямалкоммунэнерго» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

При этом доводы заявителя о том, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, следовательно, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в рассматриваемом случае на управляющую компанию, отклоняются судом, поскольку частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае невыполнения собственниками приборов учета используемых ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета указанная обязанность переходит к ресурсоснабжающей организации.

Утверждения заявителя о том, что обязанность по первичному оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета исполнена в 2015 году, в связи с чем указанная обязанность не может быть возложена на Общество, отклоняются судом ввиду того, что оспариваемым постановлением АО "Ямалкоммунэнерго" вменяется нарушение, выразившееся в ненадлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии, а именно, неосуществление ввода его в эксплуатацию. Обществу не вменяется невыполнение обязанности по установке в многоквартирном доме общедомового прибора учета.

Так, Общество ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии не произведен, поверка указанного прибора учета не выполнена.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, учитывая, что факт нарушения Обществом требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, выразившегося в необеспечении надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии, подтверждается материалами дела, доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о наличии в действиях АО «Ямалкоммунэнерго» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения заявителем указанных обязанностей, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от Общества причинам, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, суд считает, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, установлено и подтверждается материалами дела.

Существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении предприятия к административной ответственности не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в минимальном размере в пределах санкции, установленной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 168-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» отказать.

Известить стороны, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

А.В. Кустов