ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-10665/18 от 06.03.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-10665/2018

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании марта 2019 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» (ИНН 8905056100, ОГРН 1148905000353) об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8905049600, ОГРН 1118905004008),

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Медведев А.А. по доверенности от 15.05.2018 №22/2018-П;

от Инспекции - Якубов Р.С. по доверенности от 18.12.2018 №2.2-15/18360,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением:

- «признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России  №5 по ЯНАО, выразившееся в нарушении п. 3 ч.2. ст. 101 НК РФ (в редакции № 102 от 19.02.2018 года) и неисполнении налоговым органом обязанности обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления»,

- обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по ЯНАО ознакомить ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой» ИНН 8905056100 с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа, в том числе теми, которыми подтверждается официальное получение налоговым органом следующих документов: доверенность ООО «ИнвестФинанс-НС» от 18.04.2014 года №2, доверенность ООО «ИнвестФинанс-НС» от 28.05.2014 года №4, доверенность ООО «ИнвестФинанс-НС» от 30.06.2014 года №4, протокола общих собраний учредителей ООО «ИнвестФинанс-НС» от 26.05.2014 года № 3, от 30.06.2014 года № 5, от 30.06.2014 года № 6».

В ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что налоговым органом не представлен документ, подтверждающий получение документов, на основании которых проведена почерковедческая экспертиза:

- Доверенность от 18.04.2014 № 2 ООО «ИнвестФинанс-НС»;

- Доверенность от 28.05.2014 № 4 ООО «ИнвестФинанс-НС»;

- Доверенность от 30.06.2014 № 4 ООО «ИнвестФинанс-НС»;

- Протокол общего собрания учредителей от 26.05.2014 № 3;

- Протокол общего собрания учредителей от 30.06.2014 № 5;

- Протокол общего собрания учредителей от 30.06.2014 № 6.

В отзыве на заявление Инспекция, по существу заявленных требований доводы отсутствуют.

Представитель налогового органа в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями, мотивируя тем, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ознакомление налогоплательщика с источниками получения информации по мероприятиям налогового контроля.

Также в судебном заседании пояснил, что указанные документы имеются в базе налоговых органов в электронном виде.

Заслушав представителей заявителя и налогового органа, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, с 29.06.2017 по 08.02.2018 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты различных налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

Решением от 15.06.2018 № 8 по материалам выездной налоговой проверки были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля сроком до 13.07.2018.

Уведомлением от 15.06.2018 № 2.10-15/1/8 налогоплательщик был вызван в налоговый орган для ознакомления с проведенными дополнительными мероприятиями налогового контроля в рамках проверки.

В ходе ознакомления с материалами ВНП представителю заявителя 11.07.2018 были представлены материалы ВНП, в том числе и по проведенной в рамках дополнительных мероприятий почерковедческой экспертизе.

По результатам ознакомления был составлен протокол № 8.

12 июля 2018 года Обществом в адрес налогового органа по КТКС было направлено обращение № 25 с просьбой предоставить информацию о достоверных источниках получения документов, с которыми представитель налогоплательщика был ознакомлен, а именно:

- Доверенность от 18.04.2014 № 2 ООО «ИнвестФинанс-НС»;

- Доверенность от 28.05.2014 № 4 ООО «ИнвестФинанс-НС»;

- Доверенность от 30.06.2014 № 4 ООО «ИнвестФинанс-НС»;

- Протокол общего собрания учредителей от 26.05.2014 № 3;

- Протокол общего собрания учредителей от 30.06.2014 № 5;

- Протокол общего собрания учредителей от 30.06.2014 № 6.

В связи с отсутствием ответа налогоплательщиком 19.07.2018 в налоговый орган направлено повторное обращение № 26 с просьбой соблюдения статьи 101 НК РФ, и ознакомления налогоплательщика с материалами ВНП, которыми подтверждается получение инспекцией документов, предоставленных ей в последующем на экспертизу.

Отсутствие ответа от инспекции на повторное обращение послужило основанием для обращения Общества 05.09.2018 с жалобой в вышестоящий налоговый орган Управление ФНС России по ЯНАО на бездействие должностных лиц инспекции.

Письмом от 19.09.2018 исх. № 05-20/12833@ Управление ФНС России по ЯНАО сообщило, что жалоба Общества оставлена без рассмотрения со ссылкой на пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

 В обоснование принятого решения Управление ФНС России по ЯНАО указало, что «12.09.2018 до принятия решения по жалобе, в Управление от Инспекции поступило письмо № 2.2-16/13086@, которым Инспекция сообщает, что 01.08.2018 Инспекцией рассмотрено спорное обращение Заявителя, о чем в адрес Общества посредством простой почтовой (не заказной) корреспонденции через ФГУП «Почта России» направлено письмо №2.3-15/10941, то есть об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу. Также, с целью урегулирования спора, 18.09.2018 в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи Инспекцией повторно направлено письмо налогового органа от 01.08.2018 №2.3-15/10941 по спорному обращению Общества от 12.07.2018».

18 сентября 2018 года в адрес налогоплательщика от инспекции поступил ответ (исх. № 2.3-15/1/10941 от 01.08.2018), в котором налоговый орган сообщал, что все требуемые для ознакомления материалы (светокопии документов) были получены налоговым органом в ходе проведения камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля.

Заявителем 18.09.2018 года в Управление ФНС России по ЯНАО была направлена повторно жалоба на бездействие сотрудников налогового органа.

Письмом от 15.10.2018 исх. № 05-20/14285@ Управление ФНС России по ЯНАО сообщило, что ранее письмом от 19.09.2018 исх. № 05-20/12833@ был направлен ответ по аналогичной жалобе.

Не согласившись с выводами налогового органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.

Суд полагает необходимым по данному спору поддержать налоговый орган.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В силу пункта 3.1 указанной статьи к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 100).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса.

Согласно протоколу от 11.07.2018 № 8 ознакомления с результатами мероприятий    налогового     контроля     11.07.2018    представитель    Общества    по доверенности от 15.05.2018 № 22/2018-11 Медведев Алексей Анатольевич был ознакомлен со всеми материалами выездной налоговой проверки, кроме того ему были вручены лично копии материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля в том числе и постановление о назначении почерковедческой экспертизы.

При этом каких-либо замечаний, либо претензий к налоговому органу от представителя Общества не поступало, что подтверждается подписью доверенного лица.

Согласно указанному протоколу, спорные документы по контрагенту ООО «ИнвестФинанс-НС» представлены ИФНС России № 6 по г. Москве (исх. № 124399 от 07.08.2017).

В рамках данного дела рассматривается вопрос о бездействии инспекции, выразившееся в неисполнении налоговым органом обязанности обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.

Между тем как указано ранее материалы выездной налоговой проверки были представлены для ознакомления в полном объеме, что подтверждается материалами дела.

При этом довод заявителя о необходимости подтверждения налоговым органом законности их получения не является предметом настоящего спора.

Более того, суд отмечает, что отсутствие сопроводительных документов, в частности относительно поступивших из ИФНС России № 6 по г. Москве, не свидетельствуют о бездействии Инспекции в части ознакомления с материалами ВНП, поскольку такой документооборот регулируется внутренними документами налоговых органами.

Кроме того, необходимо отметить, что при несогласии с документами, на основании которого вынесено решение по выездной налоговой проверке, заявитель не лишен права обратится с соответствующим заявлением, в том числе в судебном порядке и заявить ходатайство о фальсификации спорных документов.

Таким образом, суд не усматривает бездействие со стороны налогового органа в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд                Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья                                          А.В. Кустов