ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-10810/19 от 25.02.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-10810/2019

02 марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании февраля 2020 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2020 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Соколова С.В. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алисовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление по центральному военному округу» Минобороны России (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) к акционерному обществу «Уренгойтеплогенерация-1» (ИНН 8904057830, ОГРН 1088904004716) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта на оказание услуг теплоснабжения

при участии в судебном заседании:

от истца – Штерн Н.М., представитель по доверенности № 776/53/2020 от 25.01.2020;

от ответчика – Михеева Н.Н., представитель по доверенности № 11/19 от 16.01.2019,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление по центральному военному округу» Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к акционерному обществу «Уренгойтеплогенерация-1» об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта № 68/18 на оказание услуг теплоснабжения для государственных нужд на 2019 год.

Ответчик требования истца не признал, свои возражения изложил в отзыве на исковое заявление, в котором просит оставить требования истца без удовлетворения.

Ранее от ответчика поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  или Арбитражного суда Тюменской области.

Определением суда от 12.02.2020 ходатайство было удовлетворено и рассмотрение дела было назначено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд на основании ст. 156 АПК РФ, проводит судебное заседание с участием представителей сторон с использованием систем видеоконференц-связи.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика, доводы, изложенные в отзыве, поддержал, просит требования истца оставить без удовлетворения.

Заслушав представителей сторон, оценив представленные сторонами доказательства по делу, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Исковые требования со ссылками на статьи 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что стороны не достигли соглашения по спорным условиям государственного контракта на оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения № 68/18.

В процессе совместного рассмотрения возникших разногласий стороны к соглашению не пришли.

Не урегулирование сторонами разногласий послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Истец просит утвердить разногласия по контракту 68/18 на оказание услуг теплоснабжения для государственных нужд на финансовый 2019 год, возникшие между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и ОАО «Уренгойтешюгенерация-1» в следующей редакции:

1.в части разграничения эксплуатационной ответственности:

№ п.п.

Орган военного управления

Расположение объекта

Граница эксплуатационной ответственности

1

ФКУ «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа»          

Военный комиссариат (города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, д. 28 «Г» муниципальный)

по наружной стене административного здания

2

Призывной пункт (города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа). г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, д. 28 «Б»        

по наружной стене административного здания

3

Военный комиссариат (города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный) отдельно стоящее здание «Гараж 1» г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная

по наружной стене гаража

4

Военный комиссариат (города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальный) отдельно стоящее здание «Гараж 2» г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная

по наружной стене гаража

2.Пункт 5.2. изложить в следующей редакции:

«5.2. Цена Контракта с учетом регулируемых цен (тарифа) и заявленных Абонентом (заказчиком) плановых объемов потребления:

теплоснабжение - 790,772 Гкал/год,

горячее водоснабжение - 98,88 м3/год и составляет всего 1 870 976 руб. 60 коп., в том числе НДС по ставке 20% - 311 829 руб. 43 коп.

Оплата по настоящему государственному контракту осуществляется в российских рублях за счет средств федерального бюджета, выделенного на это цели для Министерства обороны России на 2019 год.

Цена контракта включает в себя налоги, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, которые гарантирующий поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством РФ, а также иные расходы, связанные с поставкой энергоресурса.

Цена Контракта и цена единицы не могут изменяться в ходе исполнения Контракта, за исключением случаев, прямо установленных законодательством РФ.

Цена Контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Контрактом количества и качества энергоресурса и иных условий исполнения Контракта.

При исполнении контракта по предложению заказчика допускается увеличение или уменьшение предусмотренного контрактом объема поставленного энергоресурса, но не более чем на 10 (десять) процентов. При этом стороны вправе при увеличении объема поставленного энергоресурса, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, изменить цену контракта пропорционально объему дополнительно поставленного энергоресурса, исходя из установленной в контракте цены единицы ресурса, но не более чем на 10 (десять) процентов от цены Контракта.

При уменьшении объема поставленного энергоресурса стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы контракта.»

3. Приложение № 2 к контракту № 68/18 «Договорные величины теплопотребления на 2019 год» в редакции приложения к настоящему исковому заявлению «Договорные величины потребления на 2019г. График отпуска (приема) тепловой энергии и воды 2019г.».

4. п. 7.7. контракта 68/18:

«7.7. Ограничение режима потребления допускается исключительно с учетом классификации конечного получателя услуг и в соответствии с ограничениями, установленными постановление Правительства РФ от 29 мая 2002г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо-и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства», указ Президента РФ от 23 ноября 1995 г. № 1173.

Энергоснабжающая организация (исполнитель коммунальных услуг) обязуется не производить ограничение подачи энергоресурса потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Получатель услуг (заказчик) обязуется:

- предоставить подтверждение наличия установленного ему лимита в рамках бюджетных обязательств;

- производить оплату потребленного ресурса ежемесячно в полном объеме в пределах доведенных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

- при несвоевременном поступлении средств на его лицевой счет, открытый в органе федерального казначейства, информировать главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о необходимости исполнения поставленных  в установленном   порядке  на учет в  органе  федерального казначейства обязательств по оплате тепловой энергии.

Уведомление о введении ограничения режима потребления ресурса осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ:

- посредством направления сообщения на адрес электронной почты заказчика: zhky_cvo_gksl l@mil.ru, а также

- посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленного ресурса и  (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса его   поставки,  способом, позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления.»

Ответчик с требованиями истца не согласен считает их не подлежащими удовлетворению.

Как разъяснено в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило. При отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.

Норма, содержащаяся в пункте 32 Основных положений № 442, сформулирована как императивная, так как перечень случаев для отказа гарантирующего поставщика от заключения с потребителем договора энергоснабжения является исчерпывающим.

Данная норма направлена на недопущение злоупотребления правами сильной стороной договора, какой в публичном договоре энергоснабжения является гарантирующий поставщик, к которому обращается потребитель за заключением договора, так как последний, нуждаясь в таком благе как электроэнергия, фактически лишен возможности приобрести ее у другого лица.

В то же время по смыслу данной нормы, гарантирующий поставщик ограничен ее положениями только при отсутствии договорных отношений с потребителем.

В связи с этим при рассмотрении требований потребителя о понуждении гарантирующего поставщика к заключению договора энергоснабжения судам следует выяснять действительную цель, преследуемую обратившейся с таким требованием стороны. При установлении судами обстоятельства ее несогласия с условиями заключенного договора энергоснабжения, исходя из требований статей 1 (пункты 3 и 4), 10, 11 Гражданского кодекса, статьи 4 АПК РФ, следует исходить из того, что для защиты предполагаемого нарушенного права (законного интереса) этой стороны подлежат применению правила статей 450 - 452 Гражданского кодекса. Такая сторона спора вправе требовать внесения соответствующих изменений в уже существующий договор.

В соответствии с п. 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Также п. 4 статьи 445 ГК РФ предусматривает обращение с иском к лицу, уклоняющемуся от заключения договора.

В соответствии с п. 2 статьи 450 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Исходя из положений данной статьи, суд приходит к выводу о том, что распространять действия договора к отношениям до его заключения является правом, а не обязанностью сторон.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Статьей 11 Гражданского кодекса закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса и не является исчерпывающим.

Гражданский кодекс выделяет договор энергоснабжения как самостоятельный вид договора купли-продажи (§ 6 главы 30 раздела IV части второй Гражданского кодекса). Договор снабжения электрической энергией является подвидом договора энергоснабжения и положения Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения применяются к нему субсидиарно, а именно в том случае, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса).

Договор энергоснабжения в силу ст. 426 ГК РФ является для энергоснабжающей организации публичным, т.е. его заключение для ответчика является обязательным.

Признание договора публичным влечет применение к отношениям, связанным с его заключением, правил заключения договоров в обязательном порядке (ст. 445 ГК). Сфера применения   названных   положений   о   порядке   и   сроках   заключения   договоров, обязательных для одной из сторон, ограничена случаями, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения договоров.

Порядок заключения договора теплоснабжения регламентирован п. 35 Постановления Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, а не направляется государственный контракт в редакции Абонента, так как он не может содержать все существенные условия, предусмотренные Порядком.

Так, в нарушение Порядка 17.10.2018 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны в адрес АО «УТГ-1» был направлен проект государственного контракта № 68/18, что явилось офертой, который был рассмотрен и возвращен в установленные для отказа от акцепта срок без подписания, в связи с существенным отступлением от требований законодательства РФ.

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 15 ФЗ от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Ответчик указывает на то, что в проекте госконтракта направленном Истцом отсутствовали условия и порядок предоставления услуг по горячему водоснабжению, что в свою очередь является одним из существенных условий, определенных в п. 21 Порядка.

Предоставленный проект госконтракта содержал недействующие (неутвержденные) тарифы на тепловую энергию; содержал не достоверные значения температур, неверный температурный график работы котельной, противоречащий проектной документации котельной, а также неверные значения тепловой нагрузки на объекты. Указанные условия являются существенными для заключения госконтракта на поставку коммунальных услуг.

Поэтому все вышеуказанные обстоятельства исключали возможность подписания государственного контракта со стороны АО «УТГ-1».

В то же время, в связи с окончанием срока действия государственного контракта № 68/18 от 28.12.2017г., АО «Уренгойтеплогенерация-1» 21.12.2018г. направило в адрес Жилищно-эксплуатационной (коммунальный) отдел №2 (г.Тюмень) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по ЦВО) для подписания государственный контракт теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2019 год с утвержденными тарифами на 2019 год, что явилось акцептом на новых условиях, а именно государственный контракт в редакции Теплоснабжающей организации - Ответчика.

Тарифы на горячую воду и тепловую энергию были утверждены Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018г. № 257-т «Об установлении ОАО «Уренгойтеплогенерация-1» тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями муниципального образования города Новый Уренгой и района Коротчаево муниципального образования города Новый Уренгой, на 2019-2023 годы», а также Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018г. № 253-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую ОАО «Уренгойтеплогенерация-1» и поставляемую потребителям муниципального образования город Новый Уренгой и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019-2023 годы», поэтому понимая необходимость своевременного бюджетирования средств на предстоящий год, АО «Уренгойтеплогенерация-1» без промедления оформила государственный контракт на 2019 год и направила в адрес Истца (письмо исх.№ 3537 от 18.12.2018), (получено Истцом 28.12.2018г.).

Указанный  Государственный контракт № 68/19 направленный в адрес Истца, до сегодняшнего дня так и не подписан Истцом, по неизвестным причинам, и не передан спор об его урегулировании в случае не согласия с его условиями, в порядке установленном ст. 445 ГК РФ.

О необходимости подписания Государственного контракта № 68/19 на 2019 год АО «Уренгойтеплогенерация-1» неоднократно направляла в адрес Истца письма исх.№705 от 21.02.2019г.; исх. №844 от 15.03.2019г., исх.№1102 от 04.04.2019г.

Согласно пункту 7 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Так, согласно п. 3.3.3 госконтракта 2019 (а также госконтракта №68/18 от 28.12.2017г.), Потребитель обязуется оборудовать узлы учета тепловой энергии и горячей воды средствами измерения, зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора РФ. В случае не установки и не сдачи в эксплуатацию Энергоснабжающей организации приборов учета в течении месяца со дня подписания настоящего госконтракта расчет за отпущенную Потребителю тепловую энергию будет производиться согласно Приложению №1 к настоящему госконтракту с учетом температуры наружного воздуха.

В ответ на обращение Истца, Энергоснабжающая организация выдала технические условия на проектирование и установку приборов учета на Объекты (исх.№2748 от 11.10.2018г.).

Но поскольку, в спорный период с января по март 2019г. Потребитель так и не сдал в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии и горячей воды Энергоснабжающей организации, то соответственно расчет за отпущенную Потребителю тепловую энергию и горячую воду производился из базовых показателей, указанных в Приложении №1 к госконтракту №68/18 от 28.12.2017г., с учетом температуры наружного воздуха и в соответствии с показателями по горячей воде предыдущих периодов.

Указанное правило расчета объемов тепловой энергии и горячей воды предусмотрено пунктом 11 Приказа Минрегиона РФ от 28.12.2009г. № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок».

Истец продолжал потреблять тепловую энергию и горячую воду в ранее утвержденных объемах, документов, обосновывающих иные показатели, не предоставлял.

Ответчик указывает на то, что при расчете потребления тепловой энергии он руководствовался специальными нормами, а именно:

- Приказ Минрегиона РФ от 28.12.2009г. № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок»;

- Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»;

- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014г. № 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».

Отапливаемые объекты принадлежат Ответчику с 2009 года.

Годовой объем тепловой энергии для отопления - 928 Гкал, для горячего водоснабжения (ГВС) - 384 м³ по объектам Военного комиссариата ЯНАО, а именно: Призывной пункт, по адресу Железнодорожная, 28Б и Военкомат, по адресу Железнодорожная, 28Г, как для жилых и общественных зданий, был рассчитан при заключении предыдущих государственных контрактов на основании действующего на тот момент Постановления губернатора ЯНАО от 06.04.1999г. №257 «О лимитах потребления электрической и тепловой энергии для юридических лиц, финансируемых из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа» пункт 1.1. (Таб. 1.1.1.) для г. Нового Уренгоя (действовавшего до 12.12.2016г.).

Поэтому при расчете объемов тепловой энергии АО «Уренгойтеплогенерация-1» руководствовалось исключительно действующими в соответствующий период нормативными документами: Постановлением Губернатора ЯНАО №257 от 06.04.1999г.; Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2009г. № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок»; Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»; Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014г. №99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».

Согласно пункту 11 Приказа Минрегиона РФ от 28.12.2009 № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок» величина тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления устанавливается с применением одного из следующих методов: по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре энергоснабжения.

Согласно пункту 20 Приказа Минрегиона РФ от 28.12.2009 № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок» согласованная сторонами тепловая нагрузка подлежит закреплению в договоре энергоснабжения и используется для расчета обязательств потребителя при оплате за тепловую нагрузку (мощность) до ее изменения в порядке, установленном настоящими Правилами или до прохождения процедуры подключения объекта в случае реконструкции объекта.

 Поскольку государственный контракт на 2019 год не был подписан ответчиком, АО «УТГ-1» руководствуясь пунктами 11, 20 Приказа Минрегиона РФ от 28.12.2009г. № 610 произвело расчет объема тепловой энергии и горячей воды на 2019г. на основании показателей, указанных в ранее заключенных государственных контрактах.

Утверждения Истца о нарушении АО «УТГ-1» норм и правил установления границ эксплуатационной и балансовой принадлежности, являются безосновательными.

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Поэтому в случае возникновения сомнений относительно границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, ответчику необходимо обратиться в уполномоченный орган за принятием на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

На сегодняшний день порядок признания спорного участка тепловых сетей бесхозяйными Истцом не соблюдён, оснований для исключения спорных сетей из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, не имеется.

Объект недвижимости «тепловые сети» от камеры ТК-68, ТК-79 и ТК-79' до стены здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № 89:11:020102:0081, присоединены к объектам, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, и ровно как и земельный участок, переданы для оперативного управления Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа». Соответственно, все объекты, расположенные на земельном участке, находятся в собственности Истца.

Указанное подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права от 29.12.2009г. на здание военного комиссариата, копией Свидетельства о государственной регистрации права от 29.12.2009г. на здание призывного пункта, копией Свидетельства о государственной регистрации права от 13.05.2013г. на земельный участок,

Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласованный Сторонами в подписанных ранее государственных контрактах, является на сегодняшний день действующим и оснований для его изменения не имеется, поскольку объекты Ответчика свое местоположение не изменяли, реконструкция объектов либо тепловых сетей не производилась, точки подключения также не изменялись.

Изменение границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон не повлияет на объем теплой энергии и горячей воды, поскольку в госконтракте на 2019 год, ровно как и в госконтрактах, заключенных в предыдущие годы, АО «УТГ-1» не учитывало потери тепловой энергии в сетях и не возлагало бремя расходов на потребителя.

Исходя из вышеизложенного учитывая, что ресурсоснабжающая организация полностью и безоговорочно не приняло условия контрагента, т.е. осуществить акцепт предложенных условий договора без протокола разногласий (момент заключения договора будет определяться по общим правилам - договор будет считаться заключенным с момента получения лицом, предложившим заключить его, извещения об акцепте), либо известить об акцепте на иных условиях, т.е. направило стороне, предложившей заключить государственный контракт, подписанный экземпляр государственного контракта в новой редакции Ресурсоснабжающей организацией, что явилось новым акцептом (в данном случае Абонент имел право передать разногласия, возникшие при заключении государственного контракта, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения извещения об акцепте оферты на новых условиях), либо известить об отказе от заключения государственного контракта, но не воспользовался своим правом. Пропуск данного срока лишает сторону права обращаться в суд по возникшим разногласиям, поскольку по природе своей он является пресекательным

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляюшие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

Факт получения и использования Истцом услуг теплоснабжения и горячей воды, а также отсутствие претензий относительно качества и объема потребленных услуг в 2019 году подтверждается Актами обследования технического состояния от 31.01.2019г., от 28.02.2019г., от 01.04.2019г., подписанными представителями сторон госконтракта № 68/18 на 2019 год.

В соответствии с п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ №14 от 05.05.1997 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороной, следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому, данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Решением от 06.12.2019 года Арбитражный суд города Москвы по делу А40-286841/19-63-1157 взыскал задолженности за фактически оказанные услуги по государственному контракту на 2019 год, за период январь 2019 - март 2019 года.

Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При изложенных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление по центральному военному округу» Минобороны России.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать. 

2. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы  в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

С.В. Соколов