АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-10909/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании февраля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании решения №44791 об отказе в возврате налогоплательщику налога (сбора) «Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах» в сумме 2 039,00 руб., об обязании совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" – ФИО1 по доверенности от 01.01.2021 №06/022-21 (диплом ВСА 0323755),
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу – ФИО2 по доверенности №49 от 25.12.2020 года (диплом 104331 0021964), ФИО3 по доверенности №59 от 25.12.2020 года (диплом 104331 0021995),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), в котором просит:
-признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу № 44791 об отказе в возврате налогоплательщику налога (сбора) «Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах» в сумме 2 039,00 руб.,
-обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу вернуть ПАО «Передвижная энергетика» из федерального бюджета, в соответствии со статьей 333,40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченную по платежному поручению № 2669 от 29.09.2017, государственную пошлину в сумме 2039,00 руб., по определению Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2017 года по делу №А81-8264/2017.
02.02.2021 года от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором налоговый орган просит суд отказать в удовлетворении предъявленных требований в виду истечения срока на возврат госпошлины.
На 03.02.2021 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 03.02.2021 года на 10 часов 10 минут).
В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
В предварительное судебное заседание по делу явились стороны.
Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании по делу, состоявшемся 03.02.2020 года, представитель Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) устно уточнил заявленные требования, заявил имущественное требование об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) возвратить Обществу госпошлину в размере 2039 руб.
Суд в силу ст. 49 АПК РФ принял устное ходатайство представителя Общества к рассмотрению.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточненные требования, просил обязать Инспекцию вернуть Обществу госпошлину в размере 2039 руб.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержала доводы отзыва на заявленные требования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, 23.10.2020 года ПАО «Передвижная энергетика» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением (№ 44791) о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), для возврата государственной пошлины в соответствии со статьей 333,40 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2 039,00 руб., уплаченной по платежному поручению №2669 от 29.09.201, на основании определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2017 года по делу № А81-8264/2017.
18.11.2020 года Межрайонной ИФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу принято решение от 18.11.2020 года № 44791 об отказе в возврате налогоплательщику государственной пошлины в сумме 2 039,00 руб. по причине пропуска трехлетнего срока на подачу соответствующего заявления (абз. 7 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, ПАО «Передвижная энергетика» обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС РФ по ЯНАО №241 от 16.12.2020 жалоба ПАО «Передвижная энергетика» на решение МИФНС РФ №1 по ЯНАО от 18.11.2020 года №44791 оставлена без удовлетворения.
ПАО «Передвижная энергетика», не согласившись с отказом в возврате госпошлины, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 НК РФ государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами, является сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в гражданском и арбитражном процессе.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины приведены в статье 333.40 НК РФ, к ним относится прекращение судом производства по делу (административному делу) или оставление заявления (административного искового заявления) без рассмотрения, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункты 3 и 6 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ предусмотрен порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины.
Фактические обстоятельства данного дела указывают на то, что государственная пошлина, о возврате которой заявлено обществом, не обладает признаками излишне уплаченной, поскольку внесена в бюджет в размере, установленном соответствующей нормой главы 25.3 НК РФ.
Между тем порядок возврата государственной пошлины, приведенный в пунктах 3, 7 статьи 333.40 НК РФ, содержащий указание на возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, является единым и подлежит соблюдению, в том числе лицами, у которых право на возврат государственной пошлины возникло на основании подпунктов 3 и 6 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Как следует из пункта 3 статьи 333.40 НК РФ, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ определено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 78 НК РФ положения этой статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.
Следовательно, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 и пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ порядок возврата налога, в том числе государственной пошлины, устанавливает, что трехгодичный срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины исчисляется с момента ее уплаты.
Из материалов дела следует, что государственная пошлина в сумме 2039 руб., за возвратом которой общество обратилось в налоговый орган, уплачена в бюджет 29.09.2017 года платежным поручением №2669 и на момент обращения в налоговый орган (23.10.2020 года) с заявлением о возврате государственной пошлины трехлетний срок для возврата налога в административном порядке был пропущен.
Суд, оценив решение налогового органа, признает его правомерным и исходит из того, что инспекция, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и действующая в соответствии с его предписаниями и во исполнение возложенных функций и задач, верно исчислила срок возврата сбора в соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 и пункта 3 статьи 333.40 НК РФ, иной порядок исчисления данного срока нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Несмотря на это, лицо, уплатившее госпошлину, не лишено права возвратить государственную пошлину в судебном порядке в пределах общего срока исковой давности - трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В определении от 21 июня 2001 года N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном определении, статья 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанное право в силу правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О, подлежит реализации в рамках судебного производства.
Исходя из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Как видно из материалов дела, право налогоплательщика на возврат уплаченной в бюджет госпошлины возникло на основании определения Арбитражного суда ЯНАО от 25.12.2017 года по делу №А81-8264/2017, вступившего в законную силу 09.01.2018. В соответствии с данным определением арбитражным судом определено: принять отказ публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Передвижная энергетика» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) от заявленных исковых требований к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Лабытнангская городская больница» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании неустойки (пени) по договору энергоснабжения №32-Э от 09.01.2017 за период с 26.03.2017 по 24.05.2017 в размере 50971 рубль 92 копейки. Производство по делу №А81-8264/2017 прекратить. Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Передвижная энергетика» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 039 рублей 00 копеек, уплаченную по платежному поручению №2669 от 29.09.2017.
Суд считает, что право на обращение с заявлением о возврате спорной суммы государственной пошлины из федерального бюджета возникло у заявителя со дня вступления в законную силу вышеуказанного определения, поскольку именно с указанного момента заявителю стало известно о наличии у него подтвержденного вступившим в законную силу судебным актом права на возврат уплаченной государственной пошлины.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего спора, наличие оснований для возврата уплаченной обществом государственной пошлины признано судом 09.01.2018.
В данном случае заявитель обратился в суд 23.12.2020, то есть в пределах срока исковой давности.
Выводы суда основаны на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, а также сложившейся судебной практике разрешения аналогичных споров (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2019 г. N 05АП-2459/19 по делу N А51-1293/2019, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 г. N 13АП-38211/19 по делу NА56-104324/2019).
Уточненные исковые требования Общества подлежат удовлетворению с отнесением на налоговый орган расходов по уплате госпошлины в размере 2000 руб., поскольку в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей, уплачивается государственная пошлина в размере 4 процентов цены иска, но не менее 2 000 рублей.
При этом, при подаче заявления в суд заявителем уплачена согласно платежному поручению №5492 от 23.12.2020 года государственная пошлина в размере 6000 руб., то есть в большем размере. Излишне уплаченная при подаче заявления в суд госпошлина в размере 4000 руб. подлежит возврату предприятию из федерального бюджета.
При изготовлении резолютивной части решения от 03.02.2021 17.12.2020 судом допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании размера госпошлины, подлежащего взысканию с Инспекции и подлежащего возврату Обществу из федерального бюджета.
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Поскольку допущенная опечатка не влечет изменения содержания настоящего судебного акта, суд считает необходимым ее исправить в порядке статьи 179 АПК РФ, а именно:
- в абзаце третьем вместо: " государственную пошлину в размере 3000 руб.", следует читать " государственную пошлину в размере 4000 руб.";
- в абзаце четвертом вместо: " расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. ", следует читать " расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. ";
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Уточненные требования Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) удовлетворить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) возвратить Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) государственную пошлину в размере 2039 руб.
Возвратить Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из Федерального бюджета России уплаченную при подаче заявления в суд согласно платежному поручению №5492 от 23.12.2020 года государственную пошлину в размере 4000 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | Н.М. Садретинова |