ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-11379/19 от 17.03.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г. Салехард

Дело № А81-11379/2019

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи               Кустова А.В., рассмотрев ходатайство акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) о составлении мотивированного решения по настоящему делу,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее – заявитель, Общество, АО «Ямалкоммунэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления от 05.12.2019 №092-5911-2019.

Определением суда от 25.12.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). Указанным определением в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений, а также привлечен к участию в деле прокурор Пуровского района.

В установленный срок административным органом и прокурором представлены отзывы, согласно которым  с заявленными требованиями указанные лицв не согласно, по изложенным в отзыве доводам.

По результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения по настоящему делу вынесена судом 04.03.2020.

10.03.2020 заявитель обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по настоящему делу.

В связи с чем, суд составил настоящее мотивированное решение.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд принял во внимание следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, помощником прокурора Пуровского района юристом 3 класса Давыдовым Р.Ю. была проведена проверка исполнения филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» требований законодательства о подготовке к предстоящему осенне-зимнему отопительному периоду.

28.10.2019 заместителем прокурора Пуровского района Резниченко Е.А. в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением нарушение со стороны Общества законодательства о теплоснабжении и требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

05.12.2019 и.о. начальника отдела энергетического надзора по ЯНАО Ростехнадзора Мальцевой Т.А. в отношении Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении №092-5911-2019, которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

В силу статьи 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует несоблюдение либо нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

В силу требований пунктов 2.3.44, 6.2.65, 11.3 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, зарегистрированном Минюстом Российской Федерации 02.04.2003 № 4358 (далее - Правил) работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей проверяются в контрольной противоаварийной тренировке один раз в три месяца.

По разработанным схемам переключений с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом тепловых сетей регулярно по утвержденному графику (но не реже 1 раза в квартал) проводятся тренировки с отработкой чёткости, последовательности и быстроты выполнения противоаварийных операций с отражением их на оперативной схеме. При подготовке к отопительному периоду, дли обеспечения надежной и безопасной работы систем теплоснабжения, своевременного устранения аварий и недопущения их развития в организациях проводятся тренировки по взаимодействию персонала при ликвидации аварийных ситуаций, разрабатываются организационно-технические мероприятия (инструкции).

Из материалов дела следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» не обеспечило проведение в период с 20.08.2019 по 24.08.2019 очередной противоаварийной тренировки в соответствии с графиком проведения тренировочных занятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей на опасном производственном объекте «Котельная ДЕ-16» пос. Ханымей на 2019, утвержденный и.о. начальником участка филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» С.В. Дециком 09.01.2019.

Последняя, зарегистрированная в журнале тренировка проведена 14.05.2019.

При  этом суд критически относится к представленным Обществом копиям журнала, поскольку на момент проведении прокурорской проверки данные записи представлены не были и не приобщались к материалам административного дела.

Кроме того, факт непроведения Обществом противоаварийных тренировок, подтверждается копией журнала тренировочных занятий, а также объяснениями начальника участка в п. Ханымей филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» Децика СВ., который пояснил, что противоаварийные тренировки в августе 2019 года в действительности не проводились, что согласуется с полученной копией журнала. При этом Дециком СВ. указано на отсутствие последующих записей о проведенных тренировках после совершенной 14.05.2019.

В соответствии с 6.2.63 Правил в п. Ханымей должен был начаться отопительный сезон, выполнение работ по капитальному ремонту сетей тепловодоснабжения на участке «ТК 181- ТК182» протяженностью 130 м в п. Ханымей, не завершено до начала отопительного сезона.

Согласно письму и.о. директора Филиала Турина М.А. от 08.08.2019, ремонт указанных сетей запланирован в период с 05 по 25 августа 2019 года, и согласно письму Главы поселка Ханымей от 13.09.2019, указанный ремонт завершился лишь 06.09.2019, то есть АО «Ямалкоммунэнерго» не обеспечило выполнение ремонта в намеченные сроки, чем нарушены требования пункта 6.2.63 Правил.

В объяснительной и.о. начальником участка филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» СВ. Децика от 28.08.2019 по данному факту поясняется, что на завершение ремонта повлияла несвоевременная поставка материалов.

Между тем, в соответствии с требованиями п. 6.2.63 Правил ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность. График ремонтных работ составляется исходя из условия одновременного ремонта трубопроводов тепловой сети и тепловых пунктов. Система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях (п. 2.7.3 Привил). То есть материалы должны поставляться заблаговременно, перед началом запланированного ремонта. Изложенные факты нарушений Правил создают угрозу обеспечения бесперебойного, безаварийного и надежного теплоснабжения потребителей, а также препятствует надлежащей технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Довод Общества о том, что мероприятия по капитальному ремонту сетей ТВС на участке «ТК-181 до ТК-182» выполнялись без ограничения теплоснабжения потребителей в п. Ханымей, так как в процессе ремонта старые сети функционировали до момента подключения создаваемых тепловых сетей, не может подтверждать отсутствия у Общества вины в части не соблюдения сроков выполнения ремонта тепловых сетей (в соответствии с утвержденными планами ремонта), так как нарушение связано не с прекращением или ограничением теплоснабжения, а с нарушением срока выполнения работ.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем требований пунктов 2.3.44, 6.2.63, 6.2.65 и 11.3 Правил, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Ямалкоммунэнерго» события вмененного ему в вину административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемой ситуации у заявителя имелась возможность исполнения обязанности по проведению тренировки по взаимодействию персонала при ликвидации аварийных ситуаций, разрабатываются организационно-технические мероприятия (инструкции) и мероприятий по капитальному ремонту сетей ТВС.

В то же время доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения заявителем указанной обязанности, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от Общества причинам, в материалах дела отсутствуют.

В связи с этим, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем административного правонарушения, суд не находит оснований для квалификации допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Суд считает, что назначенное Обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 20 000 руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, совершенному заявителем.

Наличие полномочий у административного органа на вынесение оспариваемого постановления, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности установлено судом и заявителем не оспаривается.

Поскольку факт нарушения и вина Общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

Руководствуясь статьями 168-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» отказать.

Известить стороны, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

А.В. Кустов