ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1152/2022 от 31.05.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1152/2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании мая 2022 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи               Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федерального казначейства  по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8900000174, ОГРН 1028900511529) об оспаривании представления от 27.12.2021 №90-07-10/3953, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Дубровина Е.Л. по доверенности от 10.03.2022 №100, Лосева О.С. по доверенности от 28.03.2022 №117;

от Управления - Шмидт А.А. по доверенности от 30.05.2022 №90-10-21/932, Кожевина Е.В. по доверенности от 30.05.2022 № 90-10-21/933,

от третьего лица - представитель не явился,

установил:

Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – УФК ЯНАО) об оспаривании представления от 27.12.2021 №90-07-10/3953.

В обоснование заявленных требований Департамент указал, что начисление и выплата премий сотрудникам департамента за счет средств субвенций из федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами ЯНАО не противоречит Федеральному закону № 79-ФЗ и иными указанными в представлении норм законодательства.

Кроме того, требование в представлении о проведении технологической учебы с ответственными сотрудниками, по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно-правовыми актами, федеральным законодательством не предусмотрено. 

УФК ЯНАО с заявленными требованиями несогласно по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Определением от 25.04.2022 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства, отзыв от третьего лица не поступил.

В судебном заседании представители департамента поддержали заявленные требования, представители УФК ЯНАО возражали против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве и дополнениях, с учетом представленных дополнительных пояснений и расчетов суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, УФК ЯНАО, на основании приказа от 13.09.2021 № 380, проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения целей, порядка и использования предоставления из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации (далее - РФ) субвенций на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений в рамках государственной программы РФ «Развитие лесного хозяйства». Проверяемый период: 2016 – истекший период 2021 года.

В ходе проверки УФК ЯНАО выявлено неправомерное использование средств субвенции, выделенных из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, а именно, выявлены нарушения, выразившиеся в необоснованном начислении и выплате за счёт средств целевой субвенции:

- премии по итогам работы за 2 квартал 2021 года, премия в связи с празднованием 12 июня Дня России;

- единовременных выплат к отпуску и материальной помощи за 2016-2019 годы.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт внеплановой документарной проверки от 15.10.2021 и вынесено представление от 27.12.2021 № 90-07-10/3953, которым Департамент обязывается рассмотреть информацию об указанных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий неустранимых нарушений.

По пункту 1 представления ДПРР необходимо устранить выявленные нарушения, принять меры по устранению причин и условий их совершения, а также провести технологические учебы с ответственными сотрудниками, по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно-правовыми актами.

Принять меры по обеспечению возврата в доход федерального бюджета денежных средств, в сумме 10 774 512,74 рублей.

По пункту 2 представления ДПРР необходимо устранить выявленные нарушения, принять меры по устранению причин и условий их совершения, а также провести технологические учебы с ответственными сотрудниками, по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно-правовыми актами.

Принять меры по обеспечению возврата в доход федерального бюджета денежных средств, в сумме 4 229 585,17 рублей.

По пункту 3 настоящего Представления учесть выявленные нарушения, принять меры по устранению причин и условий их совершения.

Разработать порядок выплаты государственным гражданским служащим Департамента премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет средств субвенции, выделенной из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в соответствии с пунктом 12 статьи 83 Лесного кодекса, подпункта 4 пункта 5 статьи 50 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Провести технологические учебы с ответственными сотрудниками, по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно-правовыми актами.

Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям.

Информацию о результатах исполнения настоящего Представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 01.02.2022.

Не согласившись с указанным ненормативным актом, Департамент обратился в арбитражный суд.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, исходит из следующего.

Как следует из материалов проверки, в рамках взаимодействия в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа были заключены соглашения от 12.04.2013, от 07.05.2014, от 23.07.2015.

На основании указанных Соглашений в течение проверяемого периода средства федеральных субвенций ежегодно предоставлялись бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых было передано уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации – Департаменту.

Условиями Соглашений не предусмотрен особый режим для возможности применения норм, установленных законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа для расчета и выплат денежного содержания за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета.

Так согласно пункту 1 Представления в нарушение требований статей 84, 85, части 3 статьи 133 БК РФ, подпункта 1 части 2 статьи 26.3 федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 50 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Департаментом неправомерно использованы средства субвенции, выделенные из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, а именно:

- начислены премии на общую сумму 10 774 512,74 рублей: премия в связи с празднованием 12 июня Дня России 2021 г., начислена на основании приказа Департамента от 02.06.21 № 279-ок в соответствии с распоряжением губернатора от 01.06.2021 № 157-рк в сумме 4 384 267,70 рублей;

- премия по итогам работы за 2 квартал 2021 г., начислена на основании приказа Департамента от 30.06.21 № 344-ок в соответствии с распоряжением губернатора от 29.06.2021 № 173-рк в сумме 3 891 087,71 рублей;

- страховые выплаты 2 499 157,33 рублей.

По пункту 2 Представления - в нарушение требований статей 26.3, 84, 85, части 3 статьи 133 БК РФ, федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 50 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Департаментом неправомерно использованы средства субвенции, выделенные из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, а именно: излишне начислена сумма выплат в объеме 3 248 529,32 рубля, в том числе единовременной выплаты к отпуску в сумме 2 403 982,74 рубля, материальной помощи к отпуску в сумме 844 546,58 рубля, в том числе по годам:

- за 2016 год в сумме 841 495,33 рубля (МП 20 101,77 и ЕВ 821 393,56);

- за 2017 год в сумме 1 629 081,16 рубля (МП 609 064,64 и ЕВ 1 020 016,52);

- за 2018 год в сумме 547 640,72 рубля (МП 170 122,38 и ЕВ 377 518,34);

- за 2019 год в сумме 230 312,11 рубля (МП 45 257,79 и ЕВ 185 054,32).

Согласно пункту 3 представления - в нарушение требований части 3 статьи 133 БК РФ, пункта 12 статьи 83 Лесного кодекса, подпункта 4 пункта 5 статьи 50 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Департаментом использованы средства субвенции, выделенные из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, на выплату государственным гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты по которым не разработан Департаментом, за 2016 год - истекший период 2021 года в сумме начисления с учетом страховых взносов 65 791 170,54 рубля, в том числе:

- за 2016 год в сумме 13 691 442,37 рубля;

- за 2017 год в сумме 13 066 933,12 рубля;

- за 2018 год в сумме 3 191 318,61 рубля;

- за 2019 год в сумме 4 568 832,75 рубля;

- за 2020 год в сумме 12 076 195,37 рубля;

- за 2021 год в сумме 3 936 130,73 рубля;

- страховые выплаты 15 260 317,59 рубля.

Выводы контрольного органа основаны на том, что для определения размера денежного содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих, содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета, должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства, а именно Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Суд поддерживает данный вывод по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В силу пункта 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

В случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 133 БК РФ Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838 (в ред. от 13.02.2019) утверждена «Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Методики).

При этом расходы на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лестных отношений определяются Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3 Методики).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.12.2015 № 534 утвержден Порядок определения расчета объема расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, согласно которому расчет норматива затрат на содержание одного работника органа, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя из должностного оклада главного специалиста-эксперта, установленного Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763, с учетом соответствующих повышений должностных окладов на основании законодательства Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

Следовательно, средства, выделенные из федерального бюджета в качестве субвенции субъекту Российской Федерации при отсутствии в Соглашениях особых условий, предусматривающих применение норм Ямало-Ненецкого автономного округа подлежат расходованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

При этом принятые нормативные правовые акты, регламентирующие оплату труда и дополнительные выплаты государственным гражданским служащим, Закон автономного округа от 06.12.2005 № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа» и Постановление Губернатора автономного округа от 21.06.2010 № 122-ПГ «О порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа» в данном случае не применимы так как,  к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению размеры дополнительных выплат, установленные федеральными органами государственной власти.

Аналогичный спор между Департаментом и УФК ЯНАО уже был предметом рассмотрения в рамках дела №А81-2465/2018.

Решением от 17.10.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2020 судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента без удовлетворения.

Доводы Департамента об отсутствии конкретных указаний относительно действий, которые необходимо совершить департаменту, в частности возврат денежных средств в федеральный бюджет, в связи с чем, оспариваемое представление является неисполнимым судом признаются несостоятельными, так как порядок возврата регулируется бюджетным законодательством, в том числе путем взыскания в судебном порядке.

По пунктам 1, 2 Представления от 27.12.2021 № 90-0710/3953 Управление требует провести технологические учебы с ответственными сотрудниками по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно - правовыми актами.

В силу положений частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить одновременное наличие двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта закону или иным нормативным правовым актам;

- нарушение ненормативным правовым актом прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий, в том числе, обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Требование о проведении технологической учебы побуждает изучать нормативные правовые акты, которые регулируют лесные отношения и не нарушает права и обязанности Департамента.

Доводы заявителя об отсутствии финансирования на проведение учебы не имеет значения, так как формат проведения технологической учебы оставлен на усмотрение Департамента. 

При указанных обстоятельствах суд считает требования департамента не подлежащими удовлетворению в данной части.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд                Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                            А.В. Кустов