ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-11714/2021 от 02.03.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-11714/2021

06 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2022 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев дело по заявлению Департамента по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (ИНН 8911016017, ОГРН 1028900897497) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901003347, ОГРН: 1028900704250) об оспаривании решения от 03.09.2021 № 089/01/17-109/2021, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа; индивидуального предпринимателя Сорокина Евгения Анатольевича,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Шарипова Н.А. по доверенности;

от антимонопольного органа - Мухаметханов М.М. по доверенности от 10.01.2022; Алеев Р.Ф. по доверенности от 10.01.2022;

от прокурора - представитель не явился;

от предпринимателя - представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (далее – Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Ямало-Ненецкое УФАС) об оспаривании решения от 03.09.2021 № 089/01/17-109/2021 (с учетом уточнения заявленного требования).

В обоснование заявленного требования, Департамент указал, что характеристики объекта закупки (объект незавершенного строительства) сформированы исходя из фактической потребности.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители антимонопольного органа возражали против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном отзыве.

Определением от 01.12.2021 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа; индивидуальный предприниматель Сорокин Евгений Анатольевич.

Индивидуальный предприниматель Сорокин Е.А. не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзывах, суд установил следующее.

19 октября 2020 года на официальном сайте в сети «Интернет» (http://zakupki.gov.ru) уполномоченным органом (Администрация города Губкинского) по заявке заказчика (Департамент по Управлению муниципальным имуществом города Губкинского опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0190300001920000432.

Наименование объекта закупки – приобретение объекта незавершенного строительства в муниципальном образовании город Губкинский. Местоположение объекта закупки - Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, селитебная зона города. Цель приобретения в муниципальную собственность объекта закупки - для дальнейшего завершения строительства и использования по целевому назначению под размещение учреждений социальной сферы.

Техническое задание на приобретение объекта незавершённого строительства в муниципальном образовании город Губкинский содержало требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, в том числе: земельный участок под объектом закупки - не менее 4680 кв.м., площадь объекта - не менее 3900 кв.м., этажность - не менее 3 не более 4 этажей, степень готовности объекта – не менее 70%.

На дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана одна заявка – от ИП Сорокина Е.А., в связи с чем, аукцион был признан несостоявшимся. В результате рассмотрения аукционной комиссией единственной заявки был заключен муниципальный контракт № 25 от 17.11.2020 года, предметом которого является объект незавершенный строительством общей площадью 3956,5 кв.м. и земельный участок площадью 4766 кв.м., расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, 9 микрорайон, дом 66.

02.12.2020 года по фактам, изложенным в публикации информационного агентства «Ямало-PRO», Прокурором города Губкинского начата проверка соблюдения Администрацией города Губкинского и Департамента по имуществу требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и бюджетного законодательства.

26.02 2021 года Ямало-Ненецким УФАС в результате рассмотрения материалов по письму Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа о проведении проверки на предмет наличия (отсутствия) нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Губкинского по фактам, изложенным в публикации информационного агентства «Ямало-PRO», возбуждено дело №089/01/17-109/2021 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента по имуществу по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

27.08.2021 года по результатам рассмотрения материалов дела комиссией антимонопольного орган оглашено, а 02.09.2021 года изготовлено в полном объеме решение по делу №089/01/17-109/2021 от 02.09.2021 года о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства, в соответствии с которым в действиях Департамента установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в предоставлении ИП Сорокину Е.А. преимущественных условий участия в аукционе путем установления в аукционной документации требований к приобретаемому объекту незавершенного строительства, которым на момент объявления аукциона обладал только ИП Сорокин Е.А.

Не согласившись с решением антимонопольного органа Департамент, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к допущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольких участников торгов, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Из материалов настоящего дела следует, что в рассматриваемом случае закупка производилась в виде электронного аукциона в электронной форме на приобретение объекта незавершенного строительства.

Одновременно на официальном сайте была размещена аукционная документация, содержащая требования к объекту, приобретаемому по результатам аукциона.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Ямало-Ненецкое УФАС установило, что техническое задание к спорному аукциону содержало такие требования к предмету закупки, которым на момент аукциона обладал только ИП Сорокин Е.А., что создало ему преимущественные условия при проведении торгов.

Согласно разделу 3 техническое задание на приобретение объекта незавершённого строительства в муниципальном образовании город Губкинский, заказчиком установлены следующие Требования к техническим и функциональным характеристикам объекта незавершённого строительства.

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя

1.1.

Земельный участок, на котором расположен объект закупки, м2

Не менее 4680

1.2.

Год начала строительства объекта закупки

Не ранее 1997

1.3.

Площадь объекта закупки, м2

Не менее 3900

1.4.

Этажность объекта закупки

Не менее 3 не более 4 этажей

1.5.

Степень готовности объекта закупки, %

Не менее 70 %

1.6.

Требования к строительным материалам объекта закупки

Фундамент – железобетонные сваи;

Материал стен – кирпич, пеноблоки;

Перекрытия – железобетонные плиты;

Лестницы – по металлическим косоурам ступени бетонные;

Кровля – металлочерепица.

1.7.

Конструктивное решение объекта закупки

Несущие конструкции здания выполнены из стальных прокатных профилей собранных на сварке. Жесткость здания обеспечивается жесткими узлами установки колонн, рамными узлами примыкания силовых балок к колоннам.

1.8.

Допустимые дефекты конструкций объекта закупки

Допустимы дефекты строительных конструкций, соответствующие году начала строительства объекта, с учетом фактического влияния окружающей среды.

1.9.

Объект закупки на момент закупки и заключения контракта никому не отчужден, не заложен, не обещан, в споре, под арестом не состоит, в доверительное управление, в аренду, в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц не передан, иными правами третьих лиц не обременен.

2. Общие требования:

2.1.

Требования к объекту закупки

Продавец обладает правом собственности или имеет доверенность на право продажи Объекта НЗС от других собственников (при наличии иных собственников) на Объект НЗС и правом собственности на земельный участок, на котором расположен Объект НЗС на момент подачи заявки.

2.2.

Документы необходимые для государственной регистрации перехода права собственности к муниципальному образованию город Губкинский

- правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на объект НЗС и земельный участок, на котором данный объект НЗС расположен;

- техническое описание объекта НЗС;

- технический план объекта НЗС;

- межевой план земельного участка под Объектом НЗС;

- выписка из ЕГРН на Объект НЗС;

- выписка из ЕГРН на земельный участок под Объектом НЗС;

- разрешение на строительство Объекта НЗС;

- технические условия для подключения (технологического присоединения) Объекта НЗС к инженерным сетям;

- проектно-сметная документация с инженерными изысканиями по Объекту НЗС и земельному участку, на котором он расположен;

- строительно-техническая экспертиза Объекта НЗС;

- положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на Объект НЗС.

Указанные в техническом задании характеристики приобретаемого объекта незавершенного строительства полностью соответствуют тем характеристикам, что были представлены ИП Сорокиным Е.А. в адрес Администрации 25.09.2020 до даты утверждения документации на приобретение объекта незавершённого строительства в муниципальном образовании город Губкинский (документация об аукционе. утверждена 16.10.2020).

При этом как было указано выше, на момент проведения аукциона, объектом незавершенного строительства полностью соответствующим характеристикам аукционной документации обладал только ИП Сорокин Е.А., в том числе и потому, что указанный объекта незавершенного строительства был зарегистрирован в органе государственной регистрации недвижимости как следовало из требований аукционной документации.

Следовательно, принять участие в проводимом Департаментом по управлению муниципальным имуществом города Губкинского аукционе мог только ИП Сорокин Е.А.

Таким образом, Департамент по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (заказчик) до 19.10.2021г., момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона, располагал информацией о том, что в территориальных границах муниципального образования г. Губкенский (селитебная зона города), присутствует только 1 объект незавершенного строительства, идентичный объекту, описанному в техническом задании. (Указанное в том числе подтверждается выписками из протоколов представленными Администраций МО г. Губкинский).

Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается, что изложенным Департаментом требованиям к приобретаемому объекту незавершенного строительства, содержащиеся в аукционной документации, на момент объявления аукциона обладал только ИП Сорокин Е.А., что свидетельствует о предоставлении ИП Сорокин Е.А. преимущественных условий при проведении закупки по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заявителем не обоснована потребность в приобретении объекта незавершенного строительства именно с таким характеристиками, какие отражены в техническом задании, в том числе - требования к этажности, требования к конструктивным особенностям приобретаемого объекта, и т.д.

Таким образом, формирование аукционной документации, фактически содержащей описание конкретного объекта незавершенного строительства, свидетельствует о предоставлении конкретному участнику рынка преимущественных условий при проведении закупки.

Понятие создания преимущественных условий в антимонопольном законодательстве отсутствует и является оценочным, создание преимущественных условий устанавливается в каждом конкретном деле путем анализа всех собранных доказательств, и, как правило, выражается в любых обстоятельствах, которые ставят конкретного участника торгов в привилегированное положение, диктующее его превосходство над своими, в том числе потенциальными, конкурентами. Создание преимущественных условий - это нарушение субъективного конституционного права хозяйствующего субъекта на самостоятельное и равное соперничество с другими хозяйствующими субъектами.

В рассматриваемом деле под созданием преимущественных условий понимается создание заказчиком таких условий участия в публичной процедуре и установление соответствующих требований к предмету закупки, при которых победителем закупки может стать только один участник, заранее известный заказчику.

Создание преимущественных условий может выражаться в различных действиях, главным результатом которых будет неравенство участников торгов. При этом преимущественные условия участия в торгах проистекает из действий, совершаемых именно в ходе организации торгов.

Нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Департаменту по управлению муниципальным имуществом города Губкинского отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

А.В. Кустов