ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1182/11 от 10.05.2011 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1182/2011

22 мая 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2011 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пичуговой Е.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Нортгаз» (ИНН: 8904045666, ОГРН: 1048900318312) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления от 25.02.2011 № 14 о назначении административного наказания,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель не явился;

от ответчика – Колесников Р.А. по доверенности от 26.01.2011 № 234, Елита Е.В. по доверенности от 01.04.2011 № 12,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Нортгаз» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 25.02.2011 № 6 о назначении административного наказания.

В обоснование заявленных требований заявитель приводит доводы о том, что снижение объема добычи газа и газового конденсата в 2010 году связано с ограничением приема газа в единую газотранспортную систему, что свидетельствует об отсутствии вины в его действиях.

Кроме того, Обществом с февраля 2010 подготовлены и направлены в Роснедра изменения (дополнения) в проектный документ «Авторский надзор за реализацией «Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» которые утверждены 11.04.2011, что свидетельствует о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о недрах.

От административного органа в суд поступили копии административного материала, составленного в отношении заявителя, а также отзыв на заявленные требования.

В судебном заседании представители административного органа с заявленными требованиями не согласны по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей Управления, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, отзыв на заявленные требования, дополнения к заявлению, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Нортгаз» является владельцем лицензии СЛХ 13513 НЭ на право добычи газа, конденсата, нефти из залежей пластов группы АУ, БУ (неоком) Северо-Уренгойского месторождения. Лицензия зарегистрирована 06.03.2006г. на срок до 2018г.

В 2010 году разработка пластов группы АУ, БУ (неоком) Северо-Уренгойского месторождения велась на основании утверждённого в установленном порядке проектного документа «Авторский надзор за реализацией «Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения». Проектный документ рассмотрен на заседании ТО ЦКР Роснедра по ЯНАО (протокол № 09-08 от 17.06.2008 утвержден председателем ЦКР Роснедра 31.07.2008). Указанный проектный документ принят сроком на три года (2008, 2009, 2010 гг.).

По результатам внеплановой документарной проверки ЗАО «Нортгаз» проведенной на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 18.01.2011 № 6-р, 15 февраля 2011 года, что ЗАО «Нортгаз» в 2010 году не выполнило требования утверждённого в установленном порядке технического проекта «Авторский надзор за реализацией «Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения», тем самым нарушило пункты 4 и 9 лицензионного соглашения лицензии СЛХ 13513 НЭ согласно которых уровни добычи устанавливаются в соответствии с проектом разработки (пункт 4), владелец лицензии обязуется при проведении работ обеспечить рациональное освоение месторождения, а также соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр (пункт 9).

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении 15.02.2011 и 25.02.2011 вынесено постановление № 14 которым Общество признано виновным в допущенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулирует Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов. Согласно ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» в целях рационального использования и охраны недр разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Согласно части 2 статьи 7.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Представленный при проведении проверки «Авторский надзор за реализацией «Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» был рассмотрен на заседании ТО ЦКР Роснедра по ЯНАО и утверждён в установленном порядке (протокол № 09-08 от 17.06.2008 утвержден председателем ЦКР Роснедра 31.07.2008). Указанный проектный документ принят сроком на три года (2008, 2009, 2010 гг.).

Данным проектным документом установлены следующие показатели разработки:

- объём добычи газа сепарации на 2010 год - 4770 млн. м3;

- объём добычи нестабильного конденсата на 2010 год - 652 тыс. тонн;

- действующий фонд эксплуатационных скважин - 49 ед.

Фактические показатели разработки в 2010 году составили:

- газ сепарации - 3031,35 млн. м , отклонение от проекта 36 %;

- нестабильный конденсат - 401,045 тыс. тонн, отклонение от проекта 35 %;

- действующий фонд эксплуатационных скважин на конец 2010 года - 45 ед.

При этом пунктом 111 «Правил охраны недр», утвержденными Постановлением Госгортехнадзор России от 06.06.2003 № 71 допускается отклонение фактической годовой добычи газа от проектной не более 20%.

В связи с ограничением приема продукции в единую газотранспортную систему в 2009, 2010 году произошло снижение итоговых (годовых) показателей разработки месторождения.

В целях корректировки основных технологических показателей разработки Западного купола Северо-Уренгойского месторождения на 2009, 2010 и 2011 годы проектным институтом ООО «ТюменНИИгипрогаз», по договору № 357/2009 с Обществом, была подготовлена работа «Авторский надзор за реализацией Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения ».

В соответствии с действующим на тот момент законодательством - Приказом МПР РФ от 21.03.2007, указанная 01.02.2010 работа была направлена на рассмотрение и утверждение в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

16.06.2010 ЗАО «Нортгаз» получило ответ Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр) с предложением доработки «Авторский надзор за реализацией Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» в связи с изменением законодательства:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 «Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» Авторский надзор не является проектным документом и не подлежит согласованию Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья.

На базе «Авторского надзора за реализацией Проекта разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» был разработан проектный документ «Дополнения к проекту разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» (далее - «Дополнения»).

«Дополнения» с новыми показателями разработки Северо-Уренгойского месторождения на три года были готовы к рассмотрению и согласованию уполномоченными государственными органами уже в начале июля 2010 года (протокол секции по разработке Комиссии газовой промышленности по разработке месторождений и использованию недр ОАО «Газпром» № 38-р/2010, утвержден 01.07.2010г.

Однако, только в августе 2010 года Приказом Федерального агентства по недропользованию № 942 от 27.08.2010г «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по недропользованию от 27.05.20Юг №536 «Об организации рассмотрения и согласования технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья» была окончательно установлена нормативно-правовая база по рассмотрению и согласованию проектной документации, и лишь в конце сентября 2010 года начала работу по приему и рассмотрению проектно-технологической документации Западно-Сибирское отделение Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (письмо ЗС ТО ЦКР Роснедр по УВС № б/н от 21.09.2010.

После согласования рассмотрения «Дополнений» в ЗС ТО ЦКР Роснедр по УВС 24.11.2010 они были приняты на рассмотрение и согласование (исх. № НГ-11/1142).

В соответствии с Протоколом заседания (нефтегазовой секции) по проектному документу «Дополнение к «Проекту разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения», утвержденный 11.04.2011 г. Председателем ЦКР Роснедр по УВС проектный документ «Дополнение к «Проекту разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» согласован в авторском варианте. Минэнерго России дано положительное заключение о согласовании указанного проектного документа в авторском варианте.

В соответствии с утвержденным проектным документом «Дополнение к «Проекту разработки нефтегазоконденсатных залежей Западного купола Северо-Уренгойского месторождения» (таблица 8.1) в 2010 году должны были быть достигнуты следующие показатели разработки месторождения:

- добыча газа сепарации - 3 020 млн.м3;

- добыча нестабильного конденсата - 405,9 тыс.тонн;

- действующий фонд эксплуатации скважин 46 ед.

Что соответствует фактическим показателям разработки за 2010 год, и влечет отсутствие события правонарушения.

Таким образом, Общество предприняло все зависящие от него меры для утверждения и согласования нового проектного документа и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 168-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Постановление управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.02.2011 № 14 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья

А.В. Кустов