ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-12893/2021 от 07.02.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-12893/2021

07 февраля 2022 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Джахангирова Расима Тарлан оглы (ИНН: 890500139017, ОГРН: 304890504100055) об оспаривании постановления Административной комиссии в муниципальном образовании город Ноябрьск от 30.11.2021 № 902 по делу об административном правонарушении,

без участия представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Джахангиров Расим Тарлан оглы (ИНН: 890500139017, ОГРН: 304890504100055) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии в муниципальном образовании город Ноябрьск от 30.11.2021 № 902 по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 16 декабря 2021 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.

Указанным определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Ноябрьска.

Из материалов дела следует, что стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству.

Кроме того, исковое заявление и приложенные к нему документы были опубликованы в сети интернет на сайте: http://kad.arbitr.ru для ознакомления сторонами с материалами дела.

10.01.2022 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Административной комиссии в муниципальном образовании город Ноябрьск.

13.01.2022 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Администрации города Ноябрьска.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 26.10.2021в 14 часов 10 минут установлено, что у гражданина Джахангирова Р.Т. о. отсутствуетпаспорт фасада на нежилое здание, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ: г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 109/1, кадастровый номер 89:12:110601:88, что является нарушением п. 8 ст. 27 Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 19.10.2017 №448-Д (далее - Правила).

Указанный объект находится в собственности у Джахангирова Р.Т.о, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2008, выданным ГУ ФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.

Согласно письму управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ноябрьска от 12.10.2021 N- 178-09/09-01-13/25568 с заявлением о согласовании паспорта фасадов здания, расположенного по адресу: ул. Советская, д. 109/1 заинтересованные лица не обращались.

В силу указанных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях Джахангирова Р.Т.о. признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 3.4 Закона ЯНАО № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях».

12.11.2021 года в отношении Джахангирова Р.Т.о. составлен административный протокол №3 по ч. 1 ст. 3.4 Закона ЯНАО № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях».

30.11.2021 года Административной комиссией в муниципальном образовании город Ноябрьск вынесено постановление №902, которым Джахангиров Р.Т.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3.4 Закона ЯНАО № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, Джахангиров Р.Т.о. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административной комиссии незаконным.

В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из статей 1.1, 1.3, 1.8 КоАП РФ следует, что административная ответственность за административные правонарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации. Дела о таких правонарушениях возбуждаются уполномоченными должностными лицами и рассматриваются, в частности, административными комиссиями в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22.1, часть 6 статьи 22.2, часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ).

В силу положений пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Закона N 131-ФЗ).

Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Закона N 131-ФЗ).

Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.

Заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 года № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях», которой предусмотрена административная ответственность за необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением благоустройства территории муниципального образования, а объективная сторона заключается в нарушении требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования г. Ноябрьск от 19.10.2017 года №448-Д.

В настоящих Правилах изложены основные принципы благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование), требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству территории муниципального образования и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; порядок организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); установлены общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования (п.2 ст. 1 Правил).

В соответствии с п. 8 ст. 27 Правил решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории муниципального образования оформляется в виде паспорта фасадов.

Собственники, владельцы зданий, сооружений и иные лица, на которых в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами возложены обязанности по содержанию надлежащим образом внешнего вида фасадов зданий, сооружений, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, обязаны иметь паспорт фасадов здания или сооружения.

Форма паспорта фасадов устанавливается постановлением Администрации города Ноябрьска.

Как установлено судом, у гражданина Джахангирова Р.Т.о. отсутствует паспорт фасада на нежилое здание, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ: г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 109/1, кадастровый номер 89:12:110601:88. При этом, указанный объект находится в собственности у Джахангирова Р.Т.о, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2008, выданным ГУ ФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Согласно письму управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ноябрьска от 12.10.2021 N- 178-09/09-01-13/25568 с заявлением о согласовании паспорта фасадов здания, расположенного по адресу: ул. Советская, д. 109/1 заинтересованные лица не обращались.

Доводы Джахангирова Р.Т.о. о том, что само по себе отсутствие у заявителя паспорта фасада здания не свидетельствует о наличии в его бездействии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.4 Закона ЯНАО №81-ЗАО, принадлежащее ему здание не является объектом благоустройства и оформление паспорта фасада может осуществляться сугубо по желанию собственника объекта, являются несостоятельными, судом отклоняются.

Пунктом 2 статьи 1 Правил благоустройства установлено, что в них изложены основные принципы благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, установлены общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования.

В силу пункта 4 статьи 1 Правил благоустройства они являются обязательными для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, под действия Правил благоустройства попадают все здания, жилые дома, сооружения и земельные участки любых форм собственности, находящиеся на территории муниципального образования город Ноябрьск и Правила благоустройства обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическим лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Правил благоустройства собственники, владельцы зданий обязаны иметь паспорт фасадов здания или сооружения, форма которого устанавливается Администрацией.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 Правил благоустройства, благоустройство территории это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Пунктом 9 статьи 27 Правил благоустройства установлено, что содержание фасада (в том числе переоборудование, окраска фасада, устройство и оборудование отдельных его элементов, размещение на фасаде дополнительного оборудования, рекламных и информационных конструкций, знаков адресации) и ремонт фасада должны осуществляться в соответствии с паспортом фасада.

Отсутствие паспорта фасада здания, расположенного по адресу: город Ноябрьск, улица Советская 109/1, не отрицается Джахангировым Р.Т.о.

Таким образом, собственник здания, расположенного по вышеуказанному адресу, Джахангиров Р.Т.о. не обеспечил возложенную на него обязанность, предусмотренную частью 8 статьи 27 Правил благоустройства, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 3.4 Закона ЯНАО № 81-ЗАО.

Таким образом, наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.4 Закона N81-ЗАО, является доказанным.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по своевременному выполнению требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Джахангировым Р.Т.о. приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд считает доказанным наличие в действиях (бездействии) заявителя состава вмененного административного правонарушения.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения не имеют свойства исключительности, природа допущенных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к возложенным на него обязанностям, что в рассматриваемом случае исключает возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.

Оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в виде предупреждения.

Таким образом, поскольку факт нарушения и вина заявителя подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления административного органа требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого постановления, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования судом отказано.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова