АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-13140/2023
19 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 февраля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ругиной В.В., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании пунктов 1, 4 представления от 07.11.2023 №90-07-10/367дсп,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО1 по доверенности №11 от 08.02.2024 года, ФИО2 по доверенности №9 от 08.02.2024 года, ФИО3 по доверенности №3 от 19.01.2024 года, ФИО4 по доверенности №5 от 24.01.2024 года, ФИО5 по доверенности №8 от 08.02.2024 года, ФИО6 по доверенности №10 от 08.02.2024 года,
от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу – ФИО7 по доверенности №90-10-21/1100 от 01.01.2024 года, ФИО8 по доверенности №90-10-21/1095 от 01.01.2024 года, ФИО9 по доверенности №90-10-21/1094 от 01.01.2024 года;
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании пунктов 1, 4 представления от 07.11.2023 №90-07-10/367дсп.
12.02.2024 года от заинтересованного лица в суд поступил отзыв на заявленные требования.
На 12 февраля 2024 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 12 февраля 2024 года на 10 часов 10 минут).
В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
В предварительное судебное заседание по делу явились стороны.
Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали доводы ранее представленного в суд отзыва на заявленные требования.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 13.02.2024 года до 14 часов 30 минут. Судебное заседание по делу продолжено 13.02.2024 года в 14 часов 30 минут.
13.02.2024 года дополнения к заявленным требованиям поступили со стороны заявителя, которые приняты судом к рассмотрению.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, в соответствии с приказом Управления от 15 апреля 2023 № 157 «О назначении плановой выездной проверки департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа» (в редакции приказов Управления от 08.06.2023 № 210, от 16.06.2023 № 216, от 30.06.2023 №244, от 11.07.2023 № 253, от 28.07.2023 № 297, от 28.07.2023 № 298) на основании пункта 13 Плана контрольных мероприятий Управления на 2023 год, утвержденного 26 декабря 2022 г., в период с 10 мая 2023 года по 04 августа 2023 года в отношении департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа проведена плановая выездная проверка осуществления контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений при предоставлении и использовании в 2022 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам (малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации) для стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации за 2022 год.
Результаты проверки отражены в акте плановой выездной проверки департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 августа 2023г.
07.11.2023 года Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа выдано представление №90-07-10/367дсп, в соответствии с которым предписано:
Информацию об указанных в настоящем Представлении нарушениях:
-По пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 настоящего Представления учесть выявленные нарушения, принять меры по устранению причин и условий их совершения. Обеспечить ознакомление с положениями нормативных правовых актов, регулирующих деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением нормативных правовых актов. Представить в Управление документы, подтверждающие проведение указанных мероприятий.
-По пункту 2 настоящего Представления устранить выявленные нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения:
- принять меры по возмещению неправомерно выплаченных средств по социальному контракту ФИО10. в связи с нарушением условий выдачи денежных средств, в соответствии с пунктом 1.26 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 № 1460-П.
Обеспечить ознакомление с положениями нормативно-правовых актов, регулирующими деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением указанных нормативно-правовых актов. Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям.
По пункту 8 настоящего Представления устранить выявленные нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения:
- представить в Управление оригинал документа, подтверждающего расходы ФИО10. по средствам, полученным по социальному контракту с целью изготовления копии. Обеспечить ознакомление с положениями нормативно-правовых актов, регулирующими деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением указанных нормативно-правовых актов. Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям.
По пункту 11 настоящего Представления устранить выявленные нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения:
- принять меры по подтверждению расходов, произведенных в рамках социального контракта ФИО11, либо возмещению неподтвержденных расходов. Обеспечить ознакомление с положениями нормативно-правовых актов, регулирующими деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением указанных нормативно-правовых актов. Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям. Информацию о результатах исполнения настоящего Представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 15.12.2023.
Заявитель, частично не согласившись с выданным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием признать незаконными пункты 1, 4 представления Управления от 07.11.2023 № 90-07-10/367дсп.
По пункту 1 представления.
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено следующее. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4(a) приложения № 8(6) «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296, пунктом 1.20 приложения №1 «Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 № 1460-П, пунктом 6.1.1. Соглашений от 21.04.2020 № 149-09-2020-379, от 29.09.2022 № 149-09-2022-137, не выполнены действия главных распорядителей бюджетных средств, свидетельствующие о нарушении условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Так, Департамент, обладая бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в сфере социальной поддержки населения в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2006 № 55-3АО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе» в единственном лице, являясь уполномоченным органом, не осуществлял заключение социальных контрактов с отдельными категориями граждан.
Фактически социальные контракты заключались органами местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе, которые не обладали бюджетными полномочиями распорядителя бюджетных средств по принятию и оплате расходных обязательств субъекта.
По спорному эпизоду суд признает обоснованной правовую позицию заявителя. При этом суд исходит из следующих норм права и установленных обстоятельств.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Полномочие по оказанию государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 178–ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 52 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по организации оказания государственной социальной помощи.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2020 №152-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения» (далее – Закон № 152-ЗАО) органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделены отдельными государственными полномочиями автономного округа в сфере социальной поддержки населения, в том числе по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Законом № 55-ЗАО (пункт 2 части 2 статьи 1 Закона № 152-ЗАО).
В целях реализации Федерального закона № 178-ФЗ, Закона № 55-ЗАО постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 №1460-П утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее по тексту, Порядок № 1460-П).
Согласно п. 1.2 Порядка №1460-П социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом местного самоуправления муниципальных и городских округов в автономном округе (далее - уполномоченный орган) по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта либо об отказе в ее оказании принимается уполномоченным органом в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления с документами, указанными в пункте 1.5 настоящего Порядка (п. 1.14 Порядка №1460-П).
Частью 4 статьи 1 Закона № 152-ЗАО установлено, что осуществление отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 настоящей статьи, не включает в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для вручения гражданам.
В соответствии с правами и обязанностями органов местного самоуправления, установленными п. 7 части 2 статьи 3 Закона № 152-ЗАО, органы местного самоуправления обязаны представлять при осуществлении отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 статьи 1 настоящего Закона, выплатные документы, сформированные в ГИС «Социальный регистр», в уполномоченный исполнительный орган Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющий государственное управление в сфере социальной поддержки населения, в срок, установленный приказом уполномоченного исполнительного органа Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющего государственное управление в сфере социальной поддержки населения.
В соответствии с правами и обязанностями исполнительных органов автономного округа, установленных подпунктом 5 части 2 статьи 5 Закона №152-ЗАО, исполнительные органы автономного округа обязаны при осуществлении отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 статьи 1 настоящего Закона, перечислять денежные средства для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для вручения гражданам.
Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (далее по тексту, субсидия), субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта РФ, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ;
2) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета;
3) заключение соглашения между Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Аналогичные условия предоставления субсидии Ямало-Ненецкому автономному округу предусмотрены соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.04.2020 № 149-09-2020-379 и от 29.09.2022 № 149-09-2022-137.
Из указанных норм права следует, что:
-государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;
- социальный контракт заключается между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина;
-полномочие по оказанию государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 178–ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
-органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по организации оказания государственной социальной помощина основании социального контракта в соответствии с Законом № 55-ЗАО;
-осуществление отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 настоящей статьи, не включает в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан;
-финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления обязаны представлять при осуществлении отдельных государственных полномочий выплатные документы, сформированные в ГИС «Социальный регистр», в уполномоченный исполнительный орган Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющий государственное управление в сфере социальной поддержки населения;
-расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство позволяет наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по организации оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, который, в свою очередь, заключается между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. При этом, перечисление данных средств на счета граждан осуществляется исполнительным органом автономного округа – заявителем на основании выплатных документов, представленных органом местного самоуправления.
Как обоснованно отмечено заявителем, из указанных норм, не следует, что условием предоставления субсидии является обязательство по заключению социального контракта только получателем средств субсидии.
Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, является исполнительным органом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социального развития, семейной и демографической политики, а также охраны труда в Ямало-Ненецкого автономном округе, территориальных органов (структурных подразделений) не имеет.
Законом № 152-ЗАО органы местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе наделены полномочиями по предоставлению государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта в части заключения социального контракта по месту жительства или месту пребывания гражданина в соответствии с требованиями Федерального закона № 178-ФЗ и согласно пункту 1.20 Порядка № 1460-П.
Расходных обязательств по предоставлению гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты (единовременной денежной выплаты) у органов местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе не возникло в связи с тем, что переданное полномочие не включает в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для вручения гражданам.
Необходимо также отметить. Согласно абзацу двадцатому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В силу абзаца двадцать второго статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим лицом, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации), являются публичными обязательствами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Такое соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в нем конкретизируются условия предоставления субсидий.
Следовательно, при реализации государственной социальной помощи в виде социального контракта департамент является одновременно главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств.
Как получатель бюджетных средств департамент принимает бюджетные обязательства путем заключения соглашения с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о софинансировании расходных обязательств на оказание государственной социальной помощи в виде социального контракта (пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и постановке на учет лимитов бюджетных обязательств.
До перечисления на счета граждан денежные обязательства принимаются к учету по мере получения от органов социальной защиты населения в автономном округе документов для перечисления выплат (решения о назначении выплаты) (пункт 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как указано судом выше, в силу статьи 52 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 50 части 1 статьи 44 Федерального закона № 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Полномочие по оказанию государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации организации.
Учитывая изложенное, органы местного самоуправления в автономном округе правомерно осуществляли заключение социальных контрактов с гражданами, осуществляли выплату государственной социальной помощи путем формирования выплатных документов на основании принятого решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, а департамент перечислял денежные средства на лицевые счета граждан в кредитных организациях (организациях почтовой связи), что соответствует положениям Закона автономного округа от 30.11.2020 № 152-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения.
То обстоятельство, что стороной социального контракта являлся именно орган местного самоуправления, а не Департамент социальной защиты ЯНАО, соответствует требованиямабзаца 8 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", п. 1.2 Порядка №1460-П.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления, наделенныйотдельными государственными полномочиями, в том числе по организации оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Законом №55-ЗАО, осуществлял оформление выплатных документов, на основании которых, в свою очередь, Департамент социальной защиты ЯНАО производил соответствующие перечисления физическому лицу – получателю выплат, соответствует вышеперечисленным нормам права и не нарушает бюджетное законодательство.
В силу чего, представление заинтересованного лица в рассматриваемой части (п. 1) является необоснованным.
В части п. 4 представления.
В ходе проверки установлено следующее. В нарушение требований, установленных пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пунктами 4(a), 4 (в) приложения № 8(6) «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296, статьей 14 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2006 № 55-ЗАО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе», пунктом 1.16 приложения № 1 «Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 № 1460-П, пунктом 4.3.1 Соглашения от 21.04.2020 № 149-09-2020-379, Учреждением не осуществлен контроль за использованием средств межбюджетного трансферта, что привело к следующему: уполномоченным органом (Департаментом по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард) в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги ФИО12, ФИО13, ФИО14 приведено основание «отсутствие права на получение государственной социальной помощи» со ссылкой на нормативный документ, который не действует в отношении получения государственной социальной помощи на основании социального контракта, то есть на пункт 3.4 «Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе», утвержденного постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2006 № 599-А (в редакции от 17.01.2022), который регулирует правоотношения, связанные с процедурой обращения граждан за оказанием государственной социальной помощи (за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта).
По спорному эпизоду суд признает обоснованной правовую позицию заявителя.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Следовательно, в силу положений Федерального закона № 178-ФЗ независимо от вида оказания (денежные выплаты либо натуральной помощь) субъектами получения государственной социальной помощи являются, в том числе граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 г. N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе") установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, в том числе малоимущим, по месту жительства либо по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исходя из положений статьи 2 названного закона к малоимущим семьям для целей этого закона относятся семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства автономного округа.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2020 года N 1460-П утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Пунктом 1.1 Порядка № 1460-П установлено, что данный Порядок определяет механизм оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, по месту жительства либо по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (абзац 1 пункта 1.1).
В абзаце 2 п. 1.1 Порядка № 1460-П предусмотрено, что перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе, а также перечень документов, подтверждающих указанные причины, установлены Порядком оказания государственной социальной помощи в автономном округе, утвержденным постановлением Администрации автономного округа от 21 декабря 2006 года N 599-А.
Таким образом, перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе, а также перечень документов, подтверждающих указанные причины для заявителей, претендующих на заключение социального контракта, предусмотрен Порядком №599-А.
Так, в целях урегулирования процедуры обращения граждан за оказанием государственной социальной помощи (за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта) постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2006 № 599-А утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок № 599-А).
Таким образом, как обоснованно отмечено заявителем, закрепленная в абзаце 2 пункта 1.1 Порядка № 1460-П норма является отсылочной к нормам Порядка № 599-А, в котором названы не зависящие от граждан причины, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе, применяется при определении права граждан на получении государственной социальной помощи на основании социального контракта во взаимосвязи с пунктом 3.4 Порядка №599-А.
В соответствии с п.1.16. Порядка № 1460-П основания для отказа заявителю в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта предусмотрены статьей 14 Закона автономного округа "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе".
При этом, в соответствии с абз. 5 п. 3.2 Порядка №599-А основания для отказа заявителю в оказании государственной социальной помощи также предусмотрены статьей 14 Закона автономного округа от 27.10.2006 N 55-ЗАО.
Таким образом, и Порядок №1460-П, и Порядок №599-А предусматривают одинаковые основания отказа заявителю в оказании государственной социальной помощи, а именно основания, которые предусмотрены ст. 14 Закона автономного округа от 27.10.2006 N 55-ЗАО.
В свою очередь, статья 14 Закона автономного округа "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" от 27 октября 2006 года N 55-ЗАО предусматривает следующие основания отказа в оказании государственной социальной помощи:
1) предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, своих доходах и доходах членов своей семьи;
2) утратил силу с 1 января 2015 года. - Закон ЯНАО от 01.12.2014 N 106-ЗАО;
3) отсутствие права на получение государственной социальной помощи.
При этом, статья 14 Закона автономного округа "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" от 27 октября 2006 года N 55-ЗАО не раскрывает содержание такого основания для отказа в оказании государственной социальной помощи - отсутствие права на получение государственной социальной помощи.
Анализ указанных положенийЗакона автономного округа "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" от 27 октября 2006 года N55-ЗАО, Порядка №1460-П, регулирующего предоставление социальной помощи на основании социального контракта, Порядка №599-А, позволяет прийти к выводу о том, что одним из оснований к отказу в оказании государственной социальной помощи, является отсутствие права на получение государственной социальной помощи, в свою очередь, п. 3.4 Порядка №599-А, который в силу абзаца 2 п. 1.1 Порядка № 1460-П, применяется в случаях заключения социального контракта, содержит причины, по которымсреднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе, применяется при определении права граждан на получение государственной помощи на основании социального контракта.
Судом установлено, что в спорных решениях об отказе в предоставлении государственной услуги ФИО12, ФИО13, ФИО14 указано:
1) основание для отказа: отсутствие права на получение государственной социальной помощи;
2) причина отказа: отсутствие документов, подтверждающих независящие причины низкого дохода семьи;
3) перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который предусмотрен пунктом 3.4 Порядка № 599-А;
4) порядок обжалования вынесенного решения.
В рассматриваемых случаях ссылки на п. 3.4 Порядка № 599-А в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги соответствуют абз. 2 п. 1.1 Порядка №1460-П
Таким образом, решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта соответствуют требованиям законодательства, нарушение норм права, указанное в пункте 4 представления, отсутствует.
Поскольку оспариваемое представление возлагает на заявителя необоснованную обязанность принимать меры по устранению выявленных нарушений, руководитель Департамента социальной защиты населения ЯНАО был привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение представления в виде штрафа в размере 20000 руб., ненормативный акт заинтересованного лица в оспариваемой части признается нарушающим права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, установив, что вынесенное Управлением представление не соответствует действующему законодательству (в оспариваемой части) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1, 4 представления Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу от 07.11.2023 №90-07-10/367дсп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова