АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-1417/2022
27 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 сентября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Осиповой Ю.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эралиевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общественной организации Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании 3 161 564 рублей 63 копеек, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН <***>, ОГРН: <***>),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 по доверенности от 31.01.2022 №2;
от Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО2 по доверенности от 28.02.2022 №24; ФИО3 по доверенности от 06.05.2022 №37, ФИО4 по доверенности от 08.08.2022 №43,
от Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО5 по доверенности от 08.12.2020;
от третьего лица – представитель не явился;
установил:
региональная общественная организация Ямало-Ненецкого автономного округа "Семья Ямала" обратилась в арбитражный суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании 3 161 564 рублей 63 копеек субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа".
В отзывах на иск, ответчики, третье лицо указывают, что субсидия РОО «Семья Ямала» предоставлена из окружного бюджета в полном размере, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и условиями Соглашения №27-21, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом «Об окружном бюджете» №125-ЗАО, Законом автономного округа от 25.11.2021 №111-ЗАО «Об окружном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации – НКУ «Центр социальных технологий».
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца на исковых требованиях настаивает, представил дополнительные письменные объяснения по делу.
В судебном заседании представители Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, поддерживают доводы, изложенные в отзывах.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Региональная общественная организация Ямало-Ненецкого автономного округа «Семья Ямала» (до 09.12.2021 года – местная общественная организация многодетных семей города Муравленко «Семья Муравленко») является поставщиком социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, не участвующих в выполнении государственного задания (заказа).
На основании соглашения от 19.04.2021 года №27-21 (далее – Соглашение), заключенного с государственным казенным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее по тексту также Третье лицо, Учреждение), Истец является получателем субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг.
Субсидии предоставляются в рамках реализации мероприятия, предусмотренного подпрограммой «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы автономного округа «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года №1128-П (п.1.2 Соглашения).
Соглашение заключено в соответствии с Порядком предоставления субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 28.09.2018 № 1007-П (далее Порядок).
В силу п.2.1 Порядка субсидии предоставляются для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг согласно утвержденным организацией тарифам либо с использованием сертификата.
Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с п.5.5 Порядка.
Установленная данным пунктом Порядка процедура (применительно к социальным услугам, оказываемых Истцом) предполагает предоставление РОО ЯНАО «Семья Ямала» в уполномоченную организацию (ГКУ ЯНАО «Центр социальных технологий ЯНАО»):
- отчета об оказании социальных услуг по форме согласно приложению №2 к данному Порядку
- копии акта приемки оказанных социальных услуг, который в обязательном порядке должен содержать перечень предоставленных социальных услуг, дату предоставления социальных услуг, количество предоставленных социальных услуг и подпись получателя социальных услуг.
После получения указанных выше документов Третье лицо осуществляет их проверку в течение 10 рабочих дней (п.5.5.2 Порядка) и принимает одно из следующих решений:
- в случае выявления ошибок в представленном получателем субсидии отчете уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки направляет почтовым отправлением в адрес получателя субсидии перечень выявленных в расчетах ошибок и замечаний.
либо
- по расчетам сумм субсидии, подтвержденных документами, по которым отсутствуют разногласия, уполномоченная организация принимает решение о перечислении субсидии в форме приказа и в течение 3 рабочих дней с даты подписания приказа письменно уведомляет об этом получателя субсидии способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления, и перечисляет субсидию на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации в течение 7 рабочих дней с даты подписания приказа (пп.5.5.3 Порядка).
В октябре 2021 года Истцом получателям социальных услуг были оказаны социальный услуги, предусмотренные Соглашением, на сумму 2 840 727,02 рублей.
Письмом Учреждения от 01.12.2021 года №89-0750/01-08/364 Истец был проинформирован, что остаток не перечисленной субсидии в рамках Соглашения составляет 2 165 851,99 рублей.
По указанной причине Учреждением было принято решение о перечислении субсидии за оказанные в октябре 2021 года услуги в размере 2 165 851,99 рублей.
Субсидия в указанном размере была перечислена Истцу на основании платежного поручения от 01.12.2021 года №1184.
В ноябре 2021 года Истцом оказаны социальные услуги на сумму 2 486 689,60 рублей.
Письмом Учреждения от 15.12.2021 года №89-0750/01-08/546 от 15.12.2021 года Истец был проинформирован о том, что остаток не перечисленной суммы субсидии в рамках Соглашения составляет 0 рублей.
В связи с изложенным, перечисление субсидии в целях компенсации выпадающих доходов Учреждением не производилось.
Таким образом, полагая, что за оказанные социальные услуги за октябрь-ноябрь 2021 года перед Истцом образовалась задолженность в размере 3 161 564,63 рублей, РОО ЯНАО «Семья Ямала» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ) финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Федерального закона № 442-ФЗ).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2018 № 1007-П «О предоставлении субсидий из окружного бюджета в целях получения компенсации поставщиками социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), и сертификатов на получение социальных услуг», действовавшим в спорный период, утвержден Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок 1007-П, автономный округ).
Следовательно, в 2021 году поставщикам социальных услуг в автономном округе предоставлялась субсидия в целях компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг (далее - субсидия), в порядке и на условиях предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в Порядке № 1007-П.
Согласно Порядку № 1007-П предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом автономного округа об окружном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации - государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - ГКУ «Центр социальных технологий»), как получателя средств окружного бюджета (пункт 2.2).
Для получения субсидии поставщик не позднее 01 декабря текущего года представляет, в том числе следующие документы:
заявление о предоставлении субсидий в целях компенсации недополученных доходов, связанных с оказанием социальных услуг, с указанием получателей социальных услуг, которым поставщик планирует оказывать социальные услуги согласно принятым решениям о признании гражданина нуждающимся в оказании социальных услуг (далее - решение);
копию договора (договоров) о предоставлении социальных услуг (при оказании только срочных социальных услуг представление договора не требуется);
расчет установленных поставщиком тарифов на социальные услуги (пункт 4.1 Порядка №1007-11).
ГКУ «Центр социальных технологий» в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, осуществляет проверку полноты и правильности их оформления и принимает решение об отказе ьв предоставлении субсидий, в том числе по следующему основанию - недостаток лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации как получателя средств окружного бюджета (пункт 5.1, подпункт 5.1.5 пункта 5.1).
В случае поступления в уполномоченную организацию нескольких заявлений о получении субсидии, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств для предоставления субсидии всем обратившимся поставщикам, субсидия предоставляется тому поставщику, чье заявление и документы зарегистрированы ранее с учетом даты и времени его поступления (подпункт 5.1.5 пункта 5.1).
Законом автономного округа от 26.11.2020 № 125-ЗАО «Об окружном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Закон «Об окружном бюджете» № 125-ЗАО) на 01 января 2021 года на предоставление субсидии в 2021 году поставщикам социальных услуг предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 200 000 000 (двести миллионов) рублей, в течение 2021 года бюджетные ассигнования увеличены на сумму 58 000 000 (пятьдесят восемь миллионов) рублей.
В силу пункта 5.7 Порядка № 1007-П при увеличении количества получателей социальных услуг, которым получатель субсидии планирует оказывать социальные услуги согласно решениям в период действия соглашения, получатель субсидии обращается в уполномоченную организацию с письмом о согласовании увеличения количества получателей социальных услуг с приложением списка получателей социальных услуг, которым получатель субсидии планирует оказывать социальные услуги согласно решениям.
Уполномоченная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от получателя субсидии письма о согласовании увеличения количества получателей социальных услуг:
при наличии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченной организации как получателя бюджетных средств принимает решение об увеличения размера субсидии в форме приказа и уведомляет об этом получателя субсидии путем направления проекта дополнительного соглашения к соглашению способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления (подпункт 5.7.1 пункта 5.7);
в случае недостатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченной организации как получателя бюджетных средств, принимает решение об отказе получателю субсидии в увеличении количества получателей социальных услуг и уведомляет об этом получателя субсидии путем направления письменного отказа способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления (подпункт 5.7.2 пункта 5.7).
Как отмечалось выше, между истцом и ГКУ «Центр социальных технологий» 19.04.2021, на основании решения ГКУ «Центр социальных технологий» (приказ от 16.04.2021 № 99-ПСУ), заключено Соглашение о предоставление субсидии из окружного бюджета в целях получения компенсации поставщиком социальных услуг, который включен в реестр поставщиков социальных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа, но не участвует в выполнении государственного задания (заказа) № 27-21 (далее - Соглашение № 27-21) о предоставлении субсидии в размере 17 574 936 (семнадцать миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи девятьсот тридцать шесть) рублей 65 копеек. Размер субсидии рассчитан на 102 получателя социальных услуг (102 договора о предоставлении социальных услуг).
На основании письма РОО «Семья Ямала» от 30.04.2021 № 16 об увеличении количества получателей социальных услуг на 27 человек (из них 9 получателей социальных услуг уже были включены 19.04.2021 в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение № 1 к Соглашение № 27-21) ГКУ «Центр социальных технологий», на основании подпункта 5.7.1 пункта 5.7 Порядка № 1007-П, принято решение об увеличении размера субсидии (приказ от 21.05.2021 № 175-ПСУ) на сумму 8 966151 (восемь миллионов девятьсот шестьдесят шесть тысяч сто пятьдесят один) рубль 34 копейки на 27 получателей социальных услуг, в том числе 9 получателей социальных услуг, включенных 19.04.2021 в Соглашение № 27-21.
21.05.2021 сторонами Соглашения № 27-21 заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому размер субсидии составил 26 541 087 (двадцать шесть миллионов пятьсот сорок одна тысяча восемьдесят семь) рублей 99 копеек, количество получателей социальных услуг - 120 человек (129 договоров о предоставлении социальных услуг).
01.06.2021 в ГКУ «Центр социальных технологий» поступило обращение РОО «Семья Ямала» от 31.05.2021 № 21 (вх. № 89-0750-01-08/1035) об увеличении количества получателей социальных услуг на 12 человек. На основании подпункта 5.7.2 пункта 5.7 Порядка № 1007-П, в связи с отсутствием денежных средств на предоставление субсидий, ГКУ «Центр социальных технологий» принято решение об отказе РОО «Семья Ямала» в увеличении количества получателей социальных услуг. РОО «Семья Ямала» уведомлена об тказе в увеличении количества получателей социальных услуг письмом от 16.06.2021 № 89-0750-01-08/1125.
В августе-октябре 2021 года в адрес ГКУ «Центр социальных технологий» поступили обращения РОО «Семья Ямала» с просьбой об увеличении количества получателей социальных услуг без выделения дополнительных ассигнований из бюджета:
письмо РОО «Семья Ямала» от 05.08.2021 № 24 об увеличении количества получателей социальных услуг на 28 человек без выделения дополнительных ассигнований из бюджета (из них 8 получателей социальных услуг уже включены ранее в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение № 1 к Соглашению № 27-21);
письмо РОО «Семья Ямала» от 07.09.2021 № 36 об увеличении количества получателей социальных услуг на 11 человек без выделения дополнительных ассигнований из бюджета (из них 3 получателя социальных услуг уже включены ранее в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение № 1 к Соглашению № 27-21);
письмо РОО «Семья Ямала» от 13.10.2021 № 42 об увеличении количества получателей социальных услуг на 17 человек без выделения дополнительных ассигнований из бюджета (из них 6 получателей социальных услуг уже включены ранее в список получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания - приложение № 1 к Соглашению № 27-21).
В результате сторонами Соглашения № 27-21 заключены дополнительные соглашения об увеличении количества получателей социальных услуг на 39 человек без увеличения размера субсидии (56 договоров о предоставлении социальных услуг) установленного пунктом 2.1 Соглашения № 27-21:
дополнительное соглашение от 30.08.2021 № 2 - количество получателей социальных услуг увеличено на 20 человек, всего 140 человек (28 договоров о предоставлении социальных услуг);
дополнительное соглашение от 24.09.2021 № 3 - количество получателей социальных услуг увеличено на 8 человек, всего 148 человек (11 договоров о предоставлении социальных услуг);
дополнительное соглашение от 01.11.2021 № 4 - количество получателей социальных услуг увеличено на 11 человек, всего 159 человек (17 договоров о предоставлении социальных услуг).
В соответствии с положениями подпункта 5.5.1 пункта 5.5 Порядка № 1007-П перечисление субсидии осуществляется на расчетный счет получателя субсидии на основании решения уполномоченной организации в форме приказа по результатам рассмотрения документов, представленных получателем субсидии, в том числе отчета об оказании социальных услуг с указанием получателей социальных услуг и копии актов приемки оказанных социальных услуг, которые в обязательном порядке должны содержать перечень предоставленных социальных услуг, дату предоставления социальных услуг, количество предоставленных социальных услуг и подпись получателя социальных услуг.
Окончательный расчет с получателем субсидии за предоставленные услуги за период с января по ноябрь текущего финансового года производится не позднее 25 декабря текущего финансового года. За предоставленные социальные услуги в декабре текущего финансового года и по расчетам сумм, в которых были выявлены ошибки и замечания за предыдущий период, окончательный расчет производится до 01 февраля очередного финансового года (подпункт 5.5.6 пункта 5.5 Порядка № 1007-П).
Таким образом, за социальные услуги, оказанные 120 получателям социальных услуг (по 129 договорам о предоставлении социальных услуг) РОО «Семья Ямала» предоставлена субсидия в размере 20 071 404 (двадцать миллионов семьдесят одна тысяча четыреста четыре) рубля 39 копеек, при этом размер субсидии, определен пунктом 2.1 Соглашения № 27-21 исходя из данного количества получателей социальных услуг (количества договоров о предоставлении социальных услуг) в объеме 26 541 087 (двадцать шесть миллионов пятьсот сорок одна тысяча восемьдесят семь) рублей 99 копеек.
Следовательно, субсидия РОО «Семья Ямала» предоставлена из окружного бюджета в полном размере, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и условиями Соглашения № 27-21, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до уполномоченной организации - ГКУ «Центр социальных технологий».
При этом, из материалов дела следует, что Департаментом социальной защиты населения ЯНАО направлялись заявки в Департамент финансов ЯНАО о рассмотрении возможности увеличения бюджетных ассигнований для предоставления субсидий, которые не были удовлетворены.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Причем для наступления ответственности, установленной правилами статьи 15, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего в себя: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В силу пункта 2.1 Порядка № 1007-П субсидии предоставляются для выплаты компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг согласно утвержденным поставщиком социальных услуг тарифам либо с использованием сертификата.
При предоставлении социальных услуг бесплатно размер субсидии для выплаты компенсации поставщику социальных услуг рассчитывается в зависимости от размера тарифов на социальные услуги, утвержденных поставщиком социальных услуг, но не выше размеров тарифов на социальные услуги, утвержденных для организации социального обслуживания, находящейся в ведении автономного округа, расположенной в муниципальном образовании в автономном округе, в котором находится поставщик социальных услуг (пункт 6.2 Порядка № 1007-П).
Для получения субсидии в соответствии с требованием подпункта 4.1.3 пункта 4.1 Порядка № 1007-П РОО «Семья Ямала» предоставлен расчет тарифов на социальные услуги, размеры которых совпадают с размерами тарифов на социальные услуги, утвержденных для организации социального обслуживания, находящейся в ведении автономного округа, расположенной в муниципальном образовании г. Муравленко - ГБУ «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко».
Размер субсидии, для выплаты компенсации при предоставлении социальных услуг РОО «Семья Ямала» рассчитан на основании пункта 6 Порядка № 1007-П.
На получателя субсидии возложена обязанность вести обособленный учет операций со средствами субсидии (подпункт 5.3.4 пункта 5.3 Соглашения № 27-21.
Тарифы на социальные услуги ГБУ «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко» установлены приказом департамента социальной защиты населения автономного округа от 27.01.2020 № 16-ОД «Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые организациями социального обслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе» на основании подушевых нормативов финансирования в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановление Правительства автономного округа от 25.12.2015 № 1306-П.
Подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги (пункт 4 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1285).
Следовательно, предоставленная истцу субсидия имеет компенсационный характер и направлена на возмещение расходов, связанных с оказанием социальных услуг, рассчитанных на основании тарифов на социальные услуги, представленных РОО «Семья Ямала».
Более того, из устава РОО «Семья Ямала» следует, что одной из основных целей организации является оказание благотворительной и моральной поддержки многодетным семьям региона ЯНАО, находящимся в тяжёлых жизненных ситуациях.
При этом, по убеждению суда, при осуществлении благотворительной помощи, вопрос о целесообразности и пределах такой помощи разрешается самой организацией.
Соглашение № 27-21, дополнительные соглашения №№ 1-7 подписаны РОО «Семья Ямала» без замечаний и возражений. По инициативе РОО «Семья Ямала» заключены дополнительные соглашения №№ 2-4 согласно которым, поставщик социальных услуг добровольно принял на себя соответствующие обязательства относительно увеличения количества получателей социальных услуг без увеличения размера субсидии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт неправомерных действий ответчиков, повлекших возникновение у истца убытков, истцом не доказан. Совокупностью представленных в материалы дела доказательств, не подтверждается, что убытки причинены истцу в результате ненадлежащего исполнения ответчиком соответствующих обязательств.
Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы Департамента соцзащиты о нецелевом использовании средств не подлежат оценке судом, поскольку в силу п.8.1. Порядка № 1007-П Департамент социальной защиты населения автономного округа и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Срок проведения проверки департаментом социальной защиты населения автономного округа РОО «Семья Ямала» расходования средств на цели субсидирования запланирован на 2023 год, в связи с чем, на дату рассмотрения дела проверка соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий не проведена.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований региональной общественной организации Ямало-Ненецкого автономного округа «Семья Ямала» – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Ю.Г. Осипова