АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-1455/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 июня 2015 года.
Полный текст решения изготовлен июня 2015 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) об оспаривании действий (бездействия) УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу; об обязании устранить допущенные нарушения, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц: УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу; государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мацаков В.Б. по доверенности от 26.03.2015 №52;
от УГИБДД УМВД по ЯНАО - представитель не явился;
от ООО «Ямалгосснаб» - Мацаков В.Б. по доверенности от 04.02.2015 №22;
от УМВД - Тарковский Д.В. по доверенности от 16.01.2012 №12,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в арбитражный суд с заявлением:
а) о признании неправомерными действия (бездействие) УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу выразившееся в невыдаче дубликата паспорта на транспортное средство;
б) об обязании устранить препятствия к осуществлению прав и обязать Управление ГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу выдать дубликат паспорта транспортного средства на автомобиль УРАЛ - 4320-30, Уральского автомобильного завода, назначение - бензовоз, модель - 4320-30, двигатель - ЯМЗ-238М2-6, номер двигателя - 98039043, номер рамы - VIN (Х1Р) 432000 W0236908, заводской номер цистерны (VIN) - X 49564020 W0000021, год выпуска - 1998.
Заявителем УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу указан как ответчик, а УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу и ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» как заинтересованные лица.
Вместе с тем, процессуальное положение «ответчик» предусмотрено в гражданском процессе.
В рамках рассмотрения дела, об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, лицо, к которому заявлено требование, именуется как заинтересованное лицо.
Кроме того, УГИБДД УМВД России по ЯНАО является структурным подразделением УМВД России по ЯНАО, следовательно, заинтересованным лицом является УМВД России по ЯНАО.
Также требования ко второму заинтересованному лицу ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» не заявлены.
Учитывая, что заявитель не согласился на уточнение заинтересованного лица, суд рассматривает дело по заявленным требованиям в соответствии с ч. 5 ст. 47 АПК РФ.
В обоснование требований заявитель указал, что оснований для отказа в выдаче дубликата ПТС у заинтересованного лица (УМВД России по ЯНАО) не имелось.
УМВД России по ЯНАО с заявленными требованиями несогласно по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 по делу № А81-5330/2014 установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Ямало-Ненецким автономным округом движимым имуществом - УРАЛ - 4320-30, Уральского автомобильного завода, назначение - бензовоз, модель - 4320-30, двигатель - ЯМЗ - 238М2-6, номер двигателя - 98039043, номер рамы - VIN (Х1Р) 432000 W0236908, заводской номер цистерны (VIN) - Х49564020 W0000021, год выпуска - 1998.
На основании указанного решения, генеральный директор ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» 11.02.2015 года обратился в УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о выдаче паспорта (дубликата) транспортного средства (ПТС) на вышеуказанное движимое имущество (исх. №05.1-15/23).
Письмом от 16.02.2015 за исх. №74/10-472 УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу пояснило ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб», что для совершения регистрационных действий с транспортным средством, собственнику необходимо обратиться в регистрационное подразделение Госавтоинспекции по месту пребывания, с предоставлением документов, указанных в п.п. 15,17 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 605. Также указано, что в соответствии с требованиями п. 10 Положения о паспортах транспортных средств, утвержденного приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 года, на ранее не зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства, дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов транспортных средств, выдаются организациями и предпринимателями на изготовленные ими транспортные средства после 1 июля 1993 года.
Учитывая, что ПТС транспортного средства был утрачен до передачи транспортного средства заявителю, а само транспортное средство после получения с завода изготовителя на регистрационный учет в Госавтоинспекции не ставилось, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием к УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о выдаче дубликата паспорта на транспортное средство.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления № 938 и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
Согласно пункту 3 Правил № 1001 не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предусмотрены случаи, при которых транспортные средства не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и с ними не проводятся регистрационные действия.
Указанные Правила соответствуют также положениям пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Пунктом 39 Правил регистрации транспортных средств определено, что при регистрации транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями до введения в действие паспортов транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, а также при отсутствии паспортов транспортных средств на транспортные средства, реализованные торговыми организациями на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами военного управления, либо изготовленные как единичные транспортное средство, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств.
На зарегистрированные транспортные средства выдается, в том числе, паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Административным регламентом (пункт 40 Правил).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 "О введении паспортов транспортных средств" введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления СМ - Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 паспорта транспортных средств выдаются:
организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842).
В соответствии с пунктом 7 данного Положения подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
Исходя из вышеизложенного, при регистрации спорного транспортного средства, МРЭО ГИБДД должно было решить вопрос о выдаче паспорта транспортного средства.
Вместе с тем, заявитель не оспаривает отказ в регистрации, а просит признать незаконным отказ в выдаче дубликата ПТС и обязать УГИБДД по ЯНАО выдать дубликат ПТС на спорное автотранспортное средство.
Паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль был утерян, а также транспортное средство ни когда не ставилось на регистрационный учет в Госавтоинспекции.
Дубликат это второй экземпляр документа, обладающий той же юридической силой, что и подлинник, в связи с отсутствием оригинала паспорта транспортного средства дубликат не может быть выдан заявителю.
Руководствуясь статьями 169-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Кустов