ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1459/14 от 26.05.2014 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1459/2014

26 мая 2014 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации муниципального образования город Ноябрьск о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ольвия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту – заявитель, Отдел, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением Ноябрьск о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ольвия» (далее по тексту – Общество, ООО «Ольвия») к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 27.03.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). Указанным определением в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Из материалов дела следует, что заявитель и Общество надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 04.03.2014 по 11.03.2014 на основании приказа начальника Отдела от 25.02.2014 №10, согласно плану проведения плановых проверок на 2014 год, в отношении Общества проведена плановая проверка на предмет соблюдения ООО «Ольвия» законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

В ходе указанной проверки установлено, что у Общества, в нарушение п.6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», отсутствуют документы, подтверждающие наличие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров по адресам фактического осуществления деятельности, а именно:

- отдел в магазине «Ольвия» по адресу: <...>;

- отдел в магазине «Ольвия-1» по адресу: г. Ноябрьск, промзона, панель11;

- отдел в магазине «Спутник», по адресу: <...> (цокольный этаж);

- кафе «Очаг» по адресу: г. Ноябрьск, промзона, панель 11.

Установленные обстоятельства зафиксированы административным органом в акте проверки от 18.03.2014 №9.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом Отдела 20.03.2014 составлен протокол №2 об административном правонарушении и, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон №171-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 названного Федерального закона запрещена.

Статьей 16 Закона №171-ФЗ установлены особые требования, предъявляемые к розничной торговле и потреблению алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона №171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее вопросы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции наличие у организации права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых и складских помещений, отвечающих определенным требованиям.

Из материалов дела следует, что ООО «Ольвия» арендует:

- стационарный объект общей площадью 63,1 кв.м. по адресу: <...>. Договор аренды недвижимого имущества ОАО «РЖД» № б/н от 01.01.2014, заключен на неопределенный срок с ОАО «РЖД».

- стационарный объект общей площадью 50 кв.м по адресу: г. Ноябрьск, промзона, панель 11. Договор аренды недвижимого имущества № б/н от 01.01.2014, заключен с ИП ФИО1 на неопределенный срок.

- стационарный объект общей площадью 50 кв.м. по адресу <...>. Договор аренды отсутствует. Представлен договор аренды с УК ООО «НЖСК», срок действия которого истек 31.01.2013.

- стационарный объект общей площадью 121,2 кв.м по адресу: г. Ноябрьск, промзона, панель 11. Договор аренды недвижимого имущества № б/н от 01.01.2014, заключен с ИП ФИО1 на неопределенный срок.

Таким образом, из представленных в материалы дела договоров аренды от 01.01.2014 следует, что срок действия указанных договоров не переделен, в то время как пунктом 6 статьи 16 Закона №171-ФЗ, императивно определено, что срок аренды помещений должен быть определен договором один год и более,

В связи с чем, суд приходит к выводу о несоответствии указанных договоров аренды требованиям пункта 6 статьи 16 Закона №171-ФЗ.

При этом срок действия договора аренды на стационарный объект, расположенный по адресу: <...> истек 31.01.2013.

Какие-либо документы, подтверждающие, владение указанными стационарными объектами на праве аренды, срок которой определен договором на один год и более, Обществом в материалы дела не представлено.

Таким образом, публично-правовая обязанность, установленная лицензионными требованиями, ООО "Ольвия" не исполнена.

Требования абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Закона №171-ФЗ Обществом не соблюдены, помещения, в которых лицензиат осуществляет розничную торговлю алкогольными напитками, не принадлежат ему на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды сроком один год и более.

Кроме того, из объяснений законного представителя Общества (директора ООО «Ольвия» ФИО1) следует, что с выявленным нарушением представитель Общества согласна в полном объеме.

Таким образом, суд считает, что Обществом не соблюдены лицензионные требования к розничной продаже алкогольной продукции, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что Обществом не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о виновности Общества в совершении указанного правонарушения, выраженной в пренебрежительном отношении к обязанности выполнять лицензионные требования к розничной продаже алкогольной продукции.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Так, санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание, в том числе, в виде предупреждения.

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Оценив характер и степень общественной опасности выявленных административным органом нарушений, арбитражный суд считает, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не содержит какой-либо угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; не явилось причиной человеческих жертв или причинения вреда интересам граждан, общества и государства.

Доказательства обратного административным органом в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

Таким образом, доказательства наличия оснований, исключающих применение в рассматриваемом случае такого вида наказания как предупреждение, в материалах дела отсутствуют.

В связи с этим, учитывая факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, впервые (доказательства обратного суду не представлены), отсутствие отягчающих вину обстоятельств, назначение лицу, привлекаемого к административной ответственности, наказания в виде предупреждения будет соразмерным и отвечающим целям наказания за административные правонарушения,

Таким образом, арбитражный суд считает возможным назначить ООО «Ольвия» административное наказание в виде предупреждения.

Нарушений при оформлении выявленного факта административного правонарушения суд не выявил. Сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с главой 25 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственной госпошлиной не облагаются.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ольвия» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 08.06.2006, адрес: 629811, ЯНАО, <...>) к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья А.В. Кустов