ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1471/15 от 02.06.2015 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1471/2015

02 июня 2015 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854) к Федеральной службе по тарифам (ИНН 7705513068, ОГРН 1047705032880) об оспаривании постановления от 27.02.2015 №195 по делу об административном правонарушении, при участии в деле прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа,

УСТАНОВИЛ:

Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд заявлением к Федеральной службе по тарифам об оспаривании постановления от 27.02.2015 №195 по делу об административном правонарушении.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что привлечен к административной ответственности за правонарушение, не отраженное в протоколе об административном правонарушении.

Определением суда от 01.04.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). Указанным определением в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ были установлены сроки для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Из материалов дела следует, что стороны и прокурор надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании информации, поступившей из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и материалов проверки должностным лицом Федеральной службы по тарифам, 16.12.2014 в отношении Департамента вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования, по факту необоснованного включения Департаментом в тарифы расходов, не подлежащих учету в соответствии с законодательством, основами ценообразования в соответствующей сфере, а также принципами регулирования цен и тарифов,

По итогам проверки установлено, что Департаментом в 2014 году при утверждении тарифов для филиалов ОАО «Ямалкоммунэнерго» на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение и водоотведение в составе внереализационных расходов, в нарушение пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, были учтены расходы на содержание исполнительной дирекции на общую сумму 227169 тыс. руб., распределенные по видам услуг и филиалам данной коммунальной организации.

По данному факту заместителем начальника контрольно-ревизионного управления ФСТ России в отношении Департамента 16.02.2015 в присутствии законного представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка регулирования тарифов.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 27.02.2015 №195 Департамент привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Департамент обратился с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации (5.3.8);

применяет меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) (5.3.9);

осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов) (5.3.10);

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (5.3.11 (5));

осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (5.12).

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной службе по тарифам Федеральная служба по тарифам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для реализации возложенных на Службу полномочий, а также для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (подпункт 6.11).

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной службой по тарифам (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.

Из пункта 3 названного Порядка следует, что государственный контроль (надзор) осуществляется, в частности, в отношении:

г) регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе;

е) регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 5 указанного нормативного акта государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проверок (подпункт а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

Согласно положению о Департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности, жилищно-коммунального комплекса, функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) и осуществлению контроля и надзора за их применением, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Как установлено административным органом, Департаментом в 2014 году при утверждении тарифов для филиалов ОАО «Ямалкоммунэнерго» на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение и водоотведение в составе внереализационных расходов, были учтены расходы на содержание исполнительной дирекции на общую сумму 227169 тыс. руб., распределенные по видам услуг и филиалам данной коммунальной организации.

При этом к внереализационным расходам на содержание исполнительной дирекции, согласно представленным ОАО «Ямалкоммунэнерго», отнесены, в том числе, расходы на аренду жилых помещений (квартир) для персонала дирекции на сумму 6000 тыс. руб., расходы на отчисления в негосударственный пенсионный фонд на сумму 400 тыс. руб., расходы на добровольное медицинское страхование на сумму 600 тыс. руб., на осуществление спортивно-оздоровительных мероприятий на сумму 1000 руб., иные расходы (организация питания, празднование мероприятий, подарки) на общую сумму 680 тыс. руб., а также прочие социальные выплаты на сумму 1175 тыс. руб., всего на общую сумму 9855 тыс. руб.

Вместе с тем, согласно пункту 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, включаются расходы по сомнительным долгам, расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей, расходы на вывод из эксплуатации (в том числе на консервацию) и вывод из консервации производственных объектов. Кроме того, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией, перечень таких расходов определен ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, включение в 2014 году при утверждении тарифов для филиалов ОАО «Ямалкоммунэнерго» на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение и водоотведение в составе внереализационных расходов, расходы на содержание исполнительной дирекции на общую сумму 227169 тыс. руб. противоречит основам ценообразования в соответствующей сфере.

Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).

Суд соглашается с выводом административного органа, что расходы на содержание исполнительной дирекции не могут быть учтены в составе внереализационных расходов при утверждении тарифов на тепловую энергию, что свидетельствует о нарушении установленного порядка регулирования тарифов и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 3369/13 по делу № А09-7558/2012 применительно к субъектному составу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложена позиция о том, что, если из содержания статьи не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, Департамент, являясь органом регулирования тарифов, может являться субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемой ситуации вина юридического лица выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены Обществом ни в ходе проверки, ни при рассмотрения дела в суде.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в действиях Департамента содержится состав административного правонарушения, охватываемого диспозицией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Департамент в заявлении, не оспаривая сам факт правонарушения, указал, что ему вменяется нарушение пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, а не пункта 47, как указано в протоколе.

Суд полагает, что данный вывод противоречит материалам административного дела.

Департаментом при рассмотрении административного дела представлено экспертное заключение по делу №13 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую филиалом ОАО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» и отпускаемую потребителям МО Пуровский район, п.Самбург на 2014 год», которое признано административным органом не соответствующим пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли, наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 169-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья А.В. Кустов