ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1478/08 от 04.05.2008 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард Дело № А81-1478/2008

«04» мая 2008 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Малюшина А.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Малюшиным А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» о признании незаконным и об отмене постановления № 116 от 07.04.2008 года ОГПН по МО г. Лабытнанги Управления ГПН ГУ МЧС России по ЯНАО,

в заседании приняли участие:

от заявителя – Соколова Л.А. заведующая,

от административного органа – Кириллов В.В. по доверенности от 29.01.2008 № 88,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления № 116 от 07.04.2008 года Отдела государственного пожарного надзора по Муниципальному образованию г. Лабытнанги Управления ГПН ГУ МЧС России по ЯНАО по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

Не согласившись с решением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и отмене.

В обоснование заявленных требований Муниципальное учреждение ссылается на то, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не могут применяться к зданиям, которые были сданы в эксплуатацию в 1973 году; необходимость приведения существующих зданий в соответствие с указанными нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01, в соответствии с которым на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей; отсутствие недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей подтверждается выданной Департаментом образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа лицензией серия А №077770 на право осуществления образовательной деятельности; нормы СНиП 23-05-95 распространяются на проектирование освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения, мест производства работ вне зданий, в связи с чем нарушения, изложенные в постановлении также нельзя вменять в вину муниципальному учреждению. Таким образом, по мнению заявителя, в нарушение ст. 56 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ, утвержденного приказом МЧС РФ от 17.03.2003 года №132 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, инспектором ОГПН применены нормы СНиП 21-01-97, СНиП 41-01-2003.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен, считает постановление законным и обоснованным; представил в суд отзыв на заявленные требования.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, отзыв ответчика, суд считает необходимым заявленные требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

На основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору № 36 от 07.02.2008 года государственным инспектором г. Лабытнанги по пожарному надзору с 06.02.2008 года по 26.02.2008 года было проведено плановое мероприятие по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур «Теремрк».

В ходе осуществления мероприятия по контролю были выявлены следующие нарушения требований норм и правил пожарной безопасности: 1) места размещения (установки) средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара) не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности, а именно: места размещения огнетушителей; места размещения телефона по которому можно вызвать пожарную охрану; места ручного пуска установки пожарной сигнализации, места нахождения звуковых оповещателей пожарной тревоги; о запрещении курения в здании; о запрещении тушения водой при тушении горения или пожара в местах расположения электрооборудования; о запрещении загромождать проходы и (или) складировать различные предметы на пути эвакуации, у выходов, в местах размещения средств противопожарной защиты, аптечек первой медицинской помощи, в нарушение ППБ 01-03 п.51., ГОСТ Р 12.4.026-2001 п.3.4., п.6.3.3.4., приложение Ж, приложение Г.

2)ширина всех лестничных маршей в лестничных клетках менее 1,35 м (фактически 1,26-1,3м), в нарушение СНиП 21-01-97 п.6.29.;

3)ширина лестничных площадок менее ширины маршей (фактически 1,14м, 1,34м, 0,95м), в нарушение СНиП 21-01-97 п.6.31.;

4)ширина эвакуационных выходов из помещений 1-го и 2-го этажа в лестничные клетки менее 1,2м (фактически 0,76- 0,78м), в нарушение СНиП 21-01-97 п.6.16.;

5)ширина наружных дверей лестничных клеток в левом и правом крыле здания менее ширины маршей лестниц (фактически 1,18м), в нарушение СНиП 21-01-97 п.6.16.;

6)ширина эвакуационных выходов из помещений класса Ф1.1, при числе эвакуирующихся более 15 чел., менее 1,2 м (фактически 0,75- 0,85м), в нарушение СНиП 21-01-97 п.6.16.; ^

7)помещения групп класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. на 1-ом и 2-ом этаже, не имеют вторых эвакуационных выходов, соответствующих п.6.9. СНиП 21-01-97,

8)в здании на путях эвакуации допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков в вестибюле, лестничных клетках;

Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 —для отделки стен, потолков в общих коридорах;

Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках;

В2, РП2, ДЗ, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах; параметры пожарной опасности применённых материалов не подтверждены сертификатами пожарной безопасности установленного образца, заверенными в соответствии с законодательством РФ, в нарушение СНиП 21-01-97 п.6.25.

По результатам проверки составлен Акт проверки № 78 от 26.02.2008 года.

07 апреля 2008 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, было принято постановление № 116 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, которым муниципальное учреждение привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения требований пожарной безопасности и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.

Заявитель, полагая, что данное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, постановление административного органа - законным и обоснованным, по следующим основаниям.

Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федерального закона о пожарной безопасности).

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности).

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с указанными Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке.

Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.).

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Судом установлено и из материалов дела следует, что нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном учреждении, подтверждены постановлением по делу об административном правонарушении и фактически не оспариваются заявителем.

Частью 1 статьи 38 Закона от 21.12.2004 N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

В пункте 51 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Заявитель полагает, что главным государственным инспектором г. Лабытнанги по пожарному надзору Киселевым А.О. при назначении административного наказания не были изучены все обстоятельства дела.

Вместе с тем, указанные доводы заявителя нельзя признать обоснованными.

В ходе проведения планового мероприятия по контролю государственным инспектором г. Лабытнанги по пожарному надзору было выявлено, что в здании и помещениях детского сада места размещения (установки) средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара) не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности.

Таким образом, государственный инспектор по пожарному надзору в ходе мероприятия по контролю не определял места размещения знаков пожарной безопасности, а выявил, что данные места не обозначены соответствующими знаками, что является нарушением требований норм и правил по пожарной безопасности.

Наличие указанного нарушения на момент проверки не отрицается заявителем.

В силу п. 5.21 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года №18-7 (далее по тексту – СниП 21-01-97), здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» относиться в классу Ф1 для постоянного проживания и временного пребывания людей (помещения в этих зданиях, как правило, используются круглосуточно, контингент людей в них может иметь различный возраст и физическое состояние, для этих зданий характерно наличие спальных помещений): Ф1.1 Детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений.

В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В соответствии с пунктом 4.3 СНиП 21-01-97, в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм; если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.

Пункт 51 ППБ 01-03 устанавливает, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что нарушения требований СНиП 21-01-97 указанные в пунктах 3-11, напрямую относятся к эвакуационным путям и эвакуационным выходам.

В соответствии с пунктом 6.2 СНиП 21-01-97 эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы. Пунктом 6.4 СНиП установлено, что защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий. Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты. За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.

В данном случае государственным инспектором по пожарному надзору, в ходе проведения мероприятия по контролю, было установлено, что эвакуационные пути и эвакуационные выходы в здании детского сада не могут обеспечить безопасную эвакуацию людей и соответственно в случае возникновения пожара могут привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Так, в соответствии с п. 6.12 СНиП 21-01-97 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

Помещение детского сада «Теремок» не имеет вторых эвакуационных выходов, соответствующих п. 6.9 СНиП 21-01-97.

В соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Ширина эвакуационных выходов из помещений 1-го и 2-го этажа в лестничные клетки в учреждении детского сада составила менее 1,2м (фактически 0,76- 0,78м), что является нарушением п.6.16 СНиП 21-01-97.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (п.6.16 СНиП 21-01-97). Требования вышеназванных пунктов направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей.

Административным органом при проверке установлено: ширина наружных дверей лестничных клеток в левом и правом крыле здания менее ширины маршей лестниц (фактически 1,8м); ширина эвакуационных из помещений класса Ф1.1., при числе эвакуирующихся более 15 чел., менее 1,2м (фактически 0,75-0,78м), что является нарушением п. 6.16 СНиП 21-01-97.

В соответствии с п. 6.29 СНиП ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1.

В силу п. 6.31 СНиП ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

Заявитель полагает, что государственным инспектором по пожарному надзору нарушены принципы всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств.

Указанный довод не принимается судом.

В соответствии с п.6.25 СНиП 21-01-97 в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2,Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

На момент проведения мероприятия по контролю в феврале 2008 года сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы путей эвакуации предоставлены не были, что не оспаривает заявитель.

В соответствии с пунктом 51 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности);

Заявитель, не оспаривая наличие указанных выше нарушений норм пожарной безопасности, указывает на то, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не могут применяться к зданиям, сданным в эксплуатацию в 1973 году. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на п. 1.7 СНиП, в соответствии с которым необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01, который предусматривает: на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Заявитель не является собственником здания детского сада. Отсутствие недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей подтверждается, по мнению заявителя, выданной Департаментом образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа лицензией серии А №077770 регистрационный № 520 от 21 мая 2004 года.

Суд не принимает вышеуказанные доводы заявителя в виду их неправомерности.

Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 года №18-38 постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 2003 г. №164 признаны не действующими на территории Российской Федерации с 1 октября 2003 г.

Согласно пункту 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установлением порядке методикам. Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей приведен в приложении 2 к ГОСТу 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».

Заявитель не представил доказательств соблюдения предельно допустимого уровня пожарной безопасности людей по зданию детского сада.

Ссылка заявителя на п. 56 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации», утвержденной Приказом МЧС РФ от 17.03.2003 года №132, в соответствии с которым на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, неправомерна, в виду того, что указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС РФ от 31.10.2007 года №566 с 01.01.2008 года.

Выданная заявителю Департаментом образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа лицензия серии А №077770 регистрационный № 520 от 21 мая 2004 года, а также заключение Управления государственного противопожарной службы об отсутствии возражений в выдаче лицензии не могут являться основанием для вывода об отсутствии вышеуказанных нарушений норм пожарной безопасности. Данные документы датированы 2004 годом, проверка проведена в феврале 2008 года, в ходе которой и выявлены указанные выше нарушения. Заявитель не оспаривает наличие данных нарушений.

Согласно п. 1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 38 Закона от 21.12.2004 N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Таким образом, именно заявитель обязан был обеспечить выполнение правил пожарной безопасности на объекте –детский сад.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пункт 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено суду доказательств, подтверждающих принятие учреждением каких-либо мер по соблюдению требований пожарной безопасности до выявления нарушений органом пожарного надзора.

Факт нарушения учреждением правил пожарной безопасности подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности несет лицо, которое обязано соблюдать эти требования. В данном случае их обязано соблюдать дошкольное учреждение, в связи с чем, именно заявитель несет ответственность за их нарушение.

Объективная сторона правонарушения заключается именно в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

В виду того, что заявителем не обеспечено выполнение правил пожарной безопасности, не представлено суду доказательств принятие учреждением каких-либо мер по соблюдению требований пожарной безопасности до выявления нарушений органом пожарного надзора, в связи с чем суд признает доказанным факт совершения муниципальным учреждением правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также наличия вины заявителя в допущенном нарушении.

В соответствии со статьей 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов ГПН, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители, главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители, главные государственные инспектора закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору, их заместители, государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспектора закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

Приказом МЧС России от 06.02.2006 г. № 68 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2006 г., регистрационный № 7570) утверждено, что государственные инспектора городов (районов) субъекта РФ по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя юридического лица, которому были разъяснены права и обязанности; дело было рассмотрено и постановление вынесено также в присутствии законного представителя юридического лица.

При указанных обстоятельствах, при производстве по делу об административном правонарушении гарантии, предусмотренные КоАП РФ, направленные на защиту прав привлекаемого к ответственности лица, соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Размер штрафа соразмерен совершенному правонарушению.

Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного правонарушения, суд не установил нарушения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 168-170, ст.ст. 210,211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» о признании незаконным и об отмене постановления № 116 от 07.02.2008 года Отдела государственного пожарного надзора по Муниципальному образованию г. Лабытнанги Управления ГПН ГУ МЧС России по ЯНАО – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.

Судья Арбитражного суда ЯНАО А.А,Малюшин