ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1571/2018 от 16.05.2018 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1571/2018

23 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 мая 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 23 мая 2018 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Белоусовой Натальи Анатольевны (ИНН 890511171005, ОГРН 308890523400011) об оспаривании бездействия Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОГРН 1028900710563), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента финансов Администрации города Ноябрьска; Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился;

от заинтересованного лица - Ташбулатов Д.М. по доверенности от 23.03.2018 №9702/108;

от Департамента финансов - представитель не явился;

от Департамента образования ЯНАО - Зинина С.С. по доверенности от 27.03.2018 №10, Медных А.В. по доверенности от 15.01.2018 №3,

установил:

индивидуальный предприниматель Белоусова Наталья Анатольевна обратилась в арбитражный суд с заявлением:

а) «признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город Ноябрьск, выраженное в не финансировании возмещения затрат индивидуального предпринимателя Белоусовой Натальи Анатольевны (ИНН 890511171005, ОГРН 308890523400011), осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, в части возмещения расходов, фактически понесенных в январе 2018 года, на оплату труда педагогических работников, не осуществляющих образовательный процесс, замещающих инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные должности и иные должности в частном детском саду, а именно помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара, документы по которым представлены письмом от 29.01.2018 года №12;

б) обязать Администрацию города Ноябрьска перечислить фактически понесенные в январе 2018 года затраты на оплату труда педагогических работников, не осуществляющих образовательный процесс, замещающих инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные должности и иные должности в частном детском саду, а именно помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара, документы по которым представлены письмом от 29.01.2018 года №12, на расчетный счет индивидуального предпринимателя Белоусовой Натальи Анатольевны (ИНН 890511171005, ОГРН 308890523400011) в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу».

В обоснование заявленного требования Предприниматель указала, что нормативные правовые акты ЯНАО (постановление Правительства ЯНАО от 14.02.2014 № 121-П приложение 1, постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2015 № 1299-П) предусматривают предоставление субсидии дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на оплату труда работников, не отнесенных к педагогическим работникам.

Администрации города Ноябрьск (далее – Администрация) с заявленными требованиями не согласилась, указав в отзыве, что постановление Правительства ЯНАО от 14.02.2014 № 121-П (приложение 1) и постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2015 № 1299-П распространяются на общеобразовательные, а не на дошкольные образовательные организации.

ИП Белоусова Н.А., реализующая исключительно программы дошкольного образования, приравнивается к дошкольным образовательным организациям и не может быть приравнена к общеобразовательным организациям (школам, гимназиям, лицеям и т.п.), поскольку она не осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Определением от 16.03.2018 суд привлек к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Департамент финансов Администрации города Ноябрьска;

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

Кроме того, от Администрации города Ноябрьска поступили ходатайства:

- о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования Администрации города Ноябрьска;

- о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента образования ЯНАО.

Суд отказывает в удовлетворении указанных ходатайств по следующим основаниям.

Департамент образования Администрации города Ноябрьска как указано в ходатайстве является структурным подразделением Администрации города Ноябрьска с правами юридического лица.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года №145-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе отдельными государственными полномочиями автономного округа по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенных на территории автономного округа» указанными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в автономном округе.

В данном случае заинтересованным лицом является Администрация, как орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями, и кроме того, судом также в качестве третьего лица к участию в деле привлечен муниципальный финансовый орган в лице департамента финансов, в связи с чем необходимости в привлечении к участию в деле департамента образования Администрации города Ноябрьска суд не усматривает.

В части ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент образования ЯНАО суд отмечает, что заявителем к Департаменту образования ЯНАО каких либо требований не предъявлено, в связи с чем, указанное ходатайство также не подлежит удовлетворению.

К судебному заседанию от Департамента образования по Ямало-Ненецкому автономному округу поступил отзыв.

Согласно представленному отзыву, Департамент образования ЯНАО, возражая против заявленных требований, поддержал позицию Администрации.

По мнению Департамента, в соответствии с Законами ЯНАО № 117-ЗАО и № 145-ЗАО, приложением № 2 к постановлению Правительства ЯНАО № 121-П, приложением № 3 к постановлению Правительства ЯНАО № 1299-П не предусматривает предоставление субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, на возмещение расходов на оплату труда работников, не отнесенных к категории педагогических работников.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, предприниматель на основании лицензии №2717 от 25 октября 2017 года осуществляет образовательную деятельность посредством организации частного детского сада «Умка».

На основании Соглашения от 17.01.2018 года №60 «О порядке и условиях предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии» заключенным между Департаментом образования Администрации города Ноябрьска и предпринимателем Белоусовой Н.А. предпринимателю из бюджета муниципального образования предоставлена субсидия в размере 12 964 000 руб. на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда педагогическим работникам, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с порядком предоставления субсидии, утв. Постановлением Администрации города Ноябрьск от 15.02.2017 № П-90.

ИП Белоусовой Н.А. в адрес Департамента образования Администрации города Ноябрьска, письмом от 29.01.2018 представлены документы для проверки и возмещения затрат, произведенных в январе 2018 года.

К возмещению расходов за январь 2018 представлены документы не только педагогических работников, но и прочего персонала (помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара).

Согласно Справке о результатах проверки отчетности об использовании субсидии от 06.02.2018 года к возмещению приняты только расходы, связанные с педагогическими работниками.

Предприниматель полагая, что Администрация в данном случае бездействует, так как не принимает к возмещению расходы за январь 2018 в части оплаты труда персонала, не отнесенных к категории педагогических работников (помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, повара), обратился в соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация, согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ, это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии частями 1, 2 статьи 91 названного закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Как установлено судом, предприниматель на основании лицензии №2717 от 25 октября 2017 года осуществляет образовательную деятельность посредством организации частного детского сада «Умка».

Статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

В частности, пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.

Аналогичная норма закреплена в Законе ЯНАО от 27 июня 2013 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (пункт 7 части 2 статьи 3 Закона).

На основании ст.1 Закона ЯНАО от 25 декабря 2013 № 145-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в абзаце втором настоящей статьи (далее - отдельные государственные полномочия).

Субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, рассчитываются с учетом нормативов, в соответствии с которыми осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, определенных в соответствии с Законом автономного округа от 01 декабря 2015 года № 117-ЗАО «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Порядок определения расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций на одного воспитанника для расчета норматива, в соответствии с которым осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях утвержден постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года №1299-П.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должности помощника воспитателя, главного бухгалтера, заместителя заведующего по АХЧ, а также повара не отнесены к должностям педагогических работников.

Учитывая вышеизложенное, установленный Законом №117-ЗАО норматив, в соответствии с которым осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, не включает в себя расходы на содержание работников образовательной организации, замещающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников.

Относительно довода заявителя о необходимости учета расходов на оплату труда работников, осуществляющих вспомогательные функции, основания для которого, по мнению заявителя, предусмотрены пунктом 2.2 Приложения №1 к постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года №121-П «О порядке расходования субвенций, предоставленных из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа» суд исходит из следующего.

Условия и порядок расходования субвенции, предоставленной из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий автономного округа по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, в том числе у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии, регламентированы Приложением №2 к постановлению Правительства №121-П.

Согласно приложению № 1 получателями субсидии являются частные общеобразовательные организации, индивидуальные предприниматели (п.1.2 приложения), в то время как согласно приложению № 2, получателями субсидии являются частные дошкольные образовательные организации, индивидуальные предприниматели.

Таким образом, пункт 2.2 Приложения №1 к постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года №121-П не регулирует финансовые отношения с заявителем.

При этом положения раздела 2 указанного Приложения предусматривают основания для компенсации расходов на оплату труда исключительно педагогических работников.

Также необходимо отметить, что Порядок предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии, утв. постановлением Администрации от 15.02.2017 № П-90, также не предусматривает предоставление субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, на возмещение расходов на оплату труда работников, не отнесенных к категории педагогических работников, как и Соглашение от 17.01.2018 года №60 «О порядке и условиях предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии» заключенным между Департаментом образования Администрации города Ноябрьска и предпринимателем Белоусовой Н.А.

Таким образом, указанные нормативные правовые акты ЯНАО, муниципальные правовые акты, соглашение от 17.01.2018 года №60 не предусматривают предоставление субсидии дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на оплату труда работников, не отнесенных к педагогическим работникам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Белоусовой Натальи Анатольевны отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А.В. Кустов