АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-163/2011
07 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 07 марта 2011 года.
Арбитражный суд Ямало – Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Ноябрьска о привлечении ООО «Лотос» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, сл. Удостоверение ТО № 094470,
от привлекаемого лица – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ноябрьска обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Лотос» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленного требования прокурор г. Ноябрьска указывает на то, что ООО «Лотос» под осуществляется деятельность по проведению азартных игр без соответствующего разрешения (лицензии), то есть совершает административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Ответчик, извещенный надлежащим о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечил. Суд в силу ст. 156, ч.3 ст. 205 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого лица.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Ноябрьска на основании обращения ФИО2 проведена проверка законности деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов на территории города Ноябрьска.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что ООО «Лотос» на территории города Ноябрьска по адресам: ул. Советская, д. 81, павильон № 3, ул. Изыскателей, д. 43, павильон № 4 организованы и проводятся азартные игры под видом стимулирующей лотереи «Играй и выигрывай с Лотос!» в период с 01.10.2010. Иная деятельность по указанным адресам не ведется.
По результатам проверки в отношении ООО «Лотос» 16.12.2010 было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного закона, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 этого Федерального закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (подпункт 2 пункта 3 статьи 3 Закона о лотереях).
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 Закона о лотереях и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
Игровой автомат - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18 статьи 4 Закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ).
Исходя из изложенных положений, определяющих понятие лотереи и азартной игры, а также, определяющих понятия лотерейного оборудования и игрового автомата суд приходит к следующим выводам.
Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша.
Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и (или) выдачей денежного приза по выигрышным билетам.
В отличие от игрового автомата на лотерейном нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Игровой автомат предполагает непосредственное участие игрока, его управление процессом игры, комбинацией символов. Суть азартной игры состоит в случайном выпадении последовательности условных символов, в зависимости от комбинации которых клиент либо теряет денежные средства, зачисленные на его баланс, либо его баланс увеличивается, то есть клиент получает выигрыш. Лицо самостоятельно управляет игрой при помощи нажатия клавиши клавиатуры. Сумма, оставшаяся на балансе клиента после окончания игры, выплачивается оператором клиенту. Клиент имеет право забрать зачисленные им средства в любое время, если на счете будет положительный баланс.
Напротив, проведение лотереи не допускает участие физического лица в качестве лица, определяющего условия выпадения выигрышной комбинации, данное лицо не может влиять на проведение лотереи, не может управлять лотерейным оборудованием.
Игровой автомат предполагает наличие в его корпусе устройства, определяющее выигрыш случайным образом без участия организатора азартных игр или его работников.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления Обществом в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.
В ходе проведения проверки законности деятельности ООО «Лотос» на территории города Ноябрьска по адресам: ул. Советская, д. 81, павильон № 3, ул. Изыскателей, д. 43, павильон № 4 организованы и проводятся азартные игры под видом стимулирующей лотереи «Играй и выигрывай с Лотос!» в период с 01.10.2010.
Прокуратурой г. Ноябрьска в ходе проведенной проверки установлен факт нахождения игровых аппаратов в количестве 56 штук без номеров и без документов
К данному выводу заявитель пришел в результате непосредственного осмотра места помещений и опроса работника клуба, адвоката и граждан, играющих на игровых автоматах.
Из объяснений посетителей лотерейного клуба ФИО3 и ФИО4 следует, они играли на игровых автоматах, выбирали нужную им игру и загружали денежные средства в купюроприемник данного автомата. В ходе игры на данном оборудовании они проиграли денежные средства, после стукав дверь сотрудников прокуратуры нас попроси выйти через запасной выход.
При этом, опрошенные свидетели пояснили, что они никогда не приобретали лотерейных билетов и выигрыш определялся самим игровым автоматом, деньги опускалась именно в игровой автомат.
Из объяснений адвоката ООО «Лотос» ФИО5 следует, что Общество осуществляло деятельность по проведению азартных игр с использованием 56 игровых автоматов без номеров и документов, с выявленным правонарушением Общество согласно, свою вину признает.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, без разрешения является нарушением Федерального закона № 244-ФЗ и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данный вывод суда согласуется с судебной практикой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №5889/10 от 05.10.2010 года).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Из представленных документов усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ и Федерального закона от 29.12.2006 №138-Ф3 и за нарушения которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В этой связи суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, а поэтому заявление прокурора г. Ноябрьска подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 169-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Лотос» (адрес место нахождения: 117593, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей 00 копеек с конфискацией игрового оборудования, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 09.12.2010, а именно: лотерейный аппарат с купюроприемником в количестве 17 ед.; лотерейный аппарат с отсутствующим купюроприемником в количестве 5 ед.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель административного штрафа: Прокуратура ЯНАО, счет 40101810500000010001 в РКЦ г. Салехарда, БИК 047182000, ИНН <***>, КПП 890101001, КБК 11690010010000140
Судья А.В. Кустов