ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1751/17 от 23.05.2017 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1751/2017

23 мая 2017 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 7202127274, ОГРН: 1047200609213) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазсвязь» (ИНН: 8905032518, ОГРН: 1038900945995) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазсвязь» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 04.04.2017 дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Согласно определению суда от 04.04.2017 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, для ответчика был установлен срок для предоставления отзыва на исковое заявление – до 26.04.2017, а для сторон дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – до 22 мая 2017 года.

Заявление и приложенные к нему документы были опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: http://kad.arbitr.ru в режиме ограниченного доступа для ознакомления сторон с материалами судебного дела.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, находящимся в материалах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

От ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» поступил отзыв на заявление.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, отзыв, письменные возражения, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Из заявления усматривается, ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии № 144069 от 18.03.2015 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее -лицензия), с нарушением п. 5 условий указанной лицензии (лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации).

Во исполнение с п. 5 ст. 46 Закона о связи ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» обеспечило установку на своей сети связи технического средства контроля АС «Ревизор» (ID: ЕС086ВЕ22890—2484F79B3AB9),. IP-адрес установки: 46.8.74.10, заводской номер: 2163061000499, место установки: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 59.

С 04.03.2017г. 00:00:00 до 06.03.2017 г. 10:16:35 в результате проведения филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Уральском федеральном округе планового мониторинга по осуществлению ограничения доступа к ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым на территории РФ запрещен с использованием автоматизированной системы контроля (АС «РЕВИЗОР») (сертификат соответствия ОС-1-СУ-0496 от 05.10.2016, установленной на узле связи оператора связи ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь», было установлено, что оператором связи не осуществляется ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Законом об информации и Правилами реестра.

В связи с выявленным нарушением филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Уральском Федеральном округе составлен Акт мониторинга № 89/43 от 06.03.2017, который направлен в Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Акту мониторинга № 89/43 от 06.03.2017 ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» не осуществляет ограничение доступа к Интернет-ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (перечень ссылок приведен в приложенном к Акту протоколе мониторинга).

13.03.2017 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Оцелюком Владиславом Валерьевичем в отсутствие генерального директора ООО «ННГС» Гулевича Руслана Владимировича в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28.1, ст. 28.2, ч. 3 и ч. 4 ст. 28.3, ст. 28.5 КоАП РФ, приказа Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16 составлен протокол № АП-72/3/529.

Указанные в протоколе мониторинга адреса интернет-страниц включены в Единый реестр запрещенных ресурсов на основании решения Уполномоченных органов. Даты и номера решений о включении записей в Единый реестр, а также наименование уполномоченных органов, представлены в приложении № 4 к протоколу об административном правонарушении.

В соответствии п.п. 7.1.2.6 п.п. 7.1.2 п.п. 7.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 16, Управление осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере связи, за соблюдением операторами связи правил оказания услуг связи.

От ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» поступил отзыв на заявление, согласно которому указывает, что Общество с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазсвязь» (ООО «ННГС») на основании лицензии №144069 от 18.03.2015г. осуществляет деятельность по предоставлению телематических услуг связи.

ООО «ННГС» имеет электронную подпись и ежечасно получает информацию из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и принимает все возможные меры по ограничению и возобновлению доступа к данной информации.

По факту доступа к запрещенной информации поясняет: специализированное программное обеспечение SkyDNS Zapret ISP ежечасно получает реестр запрещенных ресурсов и постоянно в цикле сопоставляет домены из реестра с текущими IP-адресами. Процесс сопоставления доменов и IP адресов происходит в течение 10 минут, ввиду значительного количества записей в полученном реестре запрещенных ресурсов. Во время очередного сопоставления доменов и IP-адресов специализированным программным обеспечением SkyDNS Zapret ISP произошла смена IP-адреса у запрещенных ресурсов и в это же самое время автоматизированная система «Ревизор» осуществляла мониторинг сети связи ООО «ННГС» на предмет выявления информационных ресурсов в сети Интернет, доступ к которым не ограничен. Соответственно, из-за не совпадения IP-адресов, известных АС «Ревизор» и специализированному программному обеспечению SkyDNS Zapret ISP произошел факт доступа к запрещенной информации в сети Интернет.

В настоящее время смонтировано оборудование, обеспечивающего функции фильтрации трафика на основе технологии DPI для 100% блокирования запрещённых сайтов и введено в опытную эксплуатацию. По мере завершения опытной эксплуатации и консолидации услуги, оборудование будет введено в работу.

Так же Общество заключило с ПАО «Ростелеком» соглашение на оказание услуги по идентификации сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно материалам дела, в целях оказания услуг связи, оператор связи, Общество в соответствии с условиями лицензии №112640 и пункта 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:

а) доступ к сети связи лицензиата;

б)доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) прием и передачу телематических электронных сообщений.

Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

На основании части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).

Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме (пункт 4 Правил ведения ЕАИС).

Согласно пункту 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В пункте 10 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ установлено, что в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

По результатам мониторинга было установлено, ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» не осуществляет ограничение доступа к Интернет-ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, оператор связи ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь» не осуществило ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», чем нарушило пункт 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

В соответствии с подп. «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

На основании пункта 5 условий осуществления деятельности, в соответствии с лицензией № 144069, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Факт выявленных нарушений подтверждается материалами административного дела, в том числе, Актом мониторинга № 89/43 от 06.03.2017, протоколом об административном правонарушении от 13.03.2017 № АП-72/3/529.

Суд, оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения лицензионных требований.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Так, санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Поскольку нарушение совершено Обществом впервые, то при таких обстоятельствах назначение лицу, привлекаемого к административной ответственности, наказания в виде предупреждения будет соразмерным и отвечающим целям наказания за административные правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, суд считает необходимым заявление Управления Роскомнадзора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазсвязь» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворить.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 2.1, 3.4, 4.5, 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 205, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

РЕШИЛ:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазсвязь» (ИНН: 8905032518, ОГРН: 1038900945995) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде предупреждения.

2. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

3. Разъяснить сторонам, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья

М.Б. Беспалов