АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-1810/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен июля 2014 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М. , при ведении протокола заседания помощником судьи Джанибековой Р.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (ОГРН 1088904006146 ИНН 8904059274) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о признании частично недействительным представления от 23.12.2013 № 82,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились,
от заинтересованного лица – не явились.
Суд установил:
федеральное государственное казенное учреждение «3 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее по тексту – заявитель, Учреждение, ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту – заинтересованное лицо, ТУ ФСБН в ЯНАО, Управление Росфиннадзора) о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 23.12.2013 № 82.
В обоснование заявленных требований Учреждение указало, что в силу положений постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 с 01.01.2005 г. на территории округа подлежал применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в ЯНАО, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,8, установленный решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов ЯНАО Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53, Законом ЯНАО от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Кроме того, заявитель указал, что при возмещении стоимости проезда к месту отдыха и обратно нормы законодательства о бухгалтерском учёте не нарушались, все хозяйственные операции соответствовали требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О Бухгалтерском учёте» (далее по тексту – Закон о бухучёте, Закон № 129-ФЗ).
Заинтересованное лицо, с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в представленном отзыве. Согласно доводам Управления Росфиннадзора, поскольку нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, до настоящего момента не принят, то в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ применению подлежат законодательные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР от 04.09.1964 № 380/П-18 на территории ЯНАО применяется коэффициент к заработной плате работников – 1,5. При этом соответствующие нормативные правовые акты в отношении учреждений, финансируемых из федерального бюджета, не издавались.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей обеспечили.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 27.11.2013 по 12.12.2013 ТУ ФСБН в ЯНАО была проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО».
В ходе проверки, Управлением Росфиннадзора выявлено неправомерное (незаконное) использование средств федерального бюджета в сумме 17 396 095,29 рублей, а именно в нарушение ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), ст. 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» в 2011 -2012 годах применялся районный коэффициент к денежному довольствию сотрудников в размере 1,8 (пункт 2 Представления).
Также установлено, что в нарушение статьи 9 Закона о бухучёте, пункта 36 приказа МЧС Российской Федерации от 06.05.2003 № 236 «Об утверждении Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МЧС России» произведено возмещение стоимости проезда к месту отдыха и обратно по авансовым отчётам на основании справки о ж/д тарифе, без учёта фактически произведённых затрат (пункт 3 Представления).
По результатам проведенной проверки 25.12.2013 ТУ ФСБН в ЯНАО составлен акт проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. и 23.12.2013 внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 82.
Не согласившись с пунктом 2 и 3 указанного представления, Учреждение обратилось в суд. В остальной части представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 82 заявителем не оспаривается.
Удовлетворяя заявление о признании оспариваемого ненормативного правового акта в оспариваемой части, суд исходит из следующего.
Трудовое законодательство в силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2 и 5 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи (часть 5). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса РФ).
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Согласно абз. 1 статьи 10 Закона РФ от 19.02.2003 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае в проверяемый период Правительством Российской Федерации не был установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса РФ суд считает, что к рассматриваемым правоотношениям применяются нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно:
- пункт 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (с изменениями от 29 октября 1992 г.), согласно которому предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются в соответствии с указанным Постановлением за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов;
- решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53, в соответствии с которым 01.03.1991 установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих бюджетных организаций и учреждений, располагающихся в населенных пунктах севернее Полярного круга – 1,8 южнее – 1,7;
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимися получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в населенных пунктах севернее Полярного круга, в размере - 1,8, южнее – 1,7;
- постановление Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», согласно которому установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Поскольку в проверяемый период действовал порядок определения районного коэффициента, установленный как постановлением администрации ЯНАО «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 № 108, решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов ЯНАО Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991 № 53, так и Законом ЯНАО от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», то в силу требований постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 с 1 января 2005 года подлежит применению на территории округа единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета (в населенных пунктах севернее Полярного круга), в размере - 1,8, южнее – 1,7, установленный указанными актами, как ввиду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, так и ввиду соответствия указанных актов конституционным нормам и нормам международного права.
Таким образом, арбитражный суд в соответствии с требованиями части 6 статьи 13 АПК РФ применяет эти нормы права по аналогии закона и аналогии права и признает обоснованным и правильным применение ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» районного коэффициента в размере 1,7 к заработной плате сотрудников Учреждения.
В свою очередь, судом отклоняется ссылка ТУ ФСБН в ЯНАО на постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, в соответствии с которым для Ямало-Ненецкого автономного округа установлен районный коэффициент – 1,5, поскольку в силу прямого указания пункта 5 данного постановления настоящее Постановление в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и части 2 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2013 г., в то время как проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» проводилась за период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в рамках дела № А81-2074/2009 судами уже давалась оценка правомерности применения районного коэффициента в размере 1,8. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2009 N Ф04-6125/2008(15334-А81-43), от 02.06.2009 N Ф04-3205/2009(7592-А81-32).
Нарушения, указанные в пункте 3 оспариваемого представления не подтверждаются проставленными в материалы дела доказательствами.
Кроме того, в соответствии с подпунктом г пункта 10 Правил осуществления ФСБН полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, должностные лица Службы имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пунктом 68 указанных правил предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Служба направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу пункта 5.1.1 Положения N 89н территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Из пункта 5.14.7 Положения N 89н следует, что территориальное управление вправе направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент N 75н), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 БК РФ).
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Административного регламента N 75н (действовавшего в момент проведения проверки) Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение (пункт 103 Административного регламента N 75н).
Цель ревизий (проверок) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 123 Административного регламента N 75н, в представлении перечисляются факты выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (ч. 2 ст. 270.2 БК РФ).
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (ч. 1 ст. 306.1 БК РФ).
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих указанные правоотношения (пункт 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании анализа перечисленных норм и норм БК РФ, суд считает, что Управление Росфиннадзора уполномочено на выдачу по итогам ревизии (проверки) представления по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства и т.п.) не относится к полномочиям Управления Росфиннадзора.
Таким образом, перечисленные в оспариваемых пунктах предписания нарушения не относятся к нарушениям в сфере бюджетного законодательства.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
заявленные федеральным государственным казенным учреждением «3 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (ОГРН 1038900601080) требования удовлетворить.
Признать недействительными пункты 2 и 3 представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе от 23.12.2013 № 82 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru.
Судья Э.М. Сеитов