АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
629008, г.Салехард, ул.Чубынина,37-а
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард Дело № А81-1866/2008
21 июля 2008 года
Судья Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Садретинова Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ямал» к Администрации Муниципального образования город Салехард, к Муниципальному предприятию «Салехарджилстройсервис» о признании победителя открытого конкурса по отбору управляющей организации №04-ОК (Лот №2) от 12 марта 2008 года МП «Салехарджилстройсервис» уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами; о признании договора управления многоквартирными домами, заключенным с нарушением Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с МП «Салехарджилстройсервис» недействительным, о понуждении ответчика - Администрации МО г. Салехард заключить договор управления многоквартирными домами с ООО УК «Ямал», сделавшим предыдущее предложение по наибольшей стоимости работ и услуг по результатам открытого конкурса №04-ОК (Лот №2) от 12.03.2008 года,
в заседании приняли участие:
от заявителя - ФИО1 - генеральный директор ООО УК «Ямал»
от ответчиков:
Администрации Муниципального образования город Салехард – ФИО2 по доверенности №21 от 29.04.2008 года,
Муниципального предприятия «Салехарджилстройсервис» - ФИО3 по доверенности №02 от 09.01.2008 года,
от третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы России по ЯНАО – ФИО4 по доверенности от 12.02.2008 года №12,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ямал» (далее ООО УК «Ямал») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Муниципального образования город Салехард, к Муниципальному предприятию «Салехарджилстройсервис» о признании победителя открытого конкурса по отбору управляющей организации №04-ОК (Лот №2) от 12 марта 2008 года МП «Салехарджилстройсервис» уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами; о признании договора управления многоквартирными домами, заключенным с нарушением Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с МП «Салехарджилстройсервис» недействительным, о понуждении ответчика - Администрации МО г. Салехард заключить договор управления многоквартирными домами с ООО УК «Ямал», сделавшим предыдущее предложение по наибольшей стоимости работ и услуг по результатам открытого конкурса №04-ОК (Лот №2) от 12.03.2008 года.
От ответчиков суд поступили отзывы на заявленные требования.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители ответчиков с требованиями ООО УК «Ямал» не согласились по основаниям, изложенным в представленных в суд отзывах на заявленные требования.
Представитель третьего лица поддержал свою позицию, изложенную в решении №02-01/15-2008 от 25 апреля 2008 года, принятом по жалобе заявителя на действия Администрации Муниципального образования город Салехард.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, отзывы ответчиков, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Из материалов дела следует, 12 марта 2008 года Муниципальным образованием город Салехард (Организатор конкурса) был проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по двум лотам. Победителем конкурса по двум лотам был признан участник конкурса – Муниципальное предприятие «Салехарджилстройсервис»; участником конкурса, сделавшим предыдущее предложение наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, признан участник конкурса – Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ямал» г. Салехард. В ходе конкурса конкурсной комиссией велся протокол, который был подписан 12.03.2008 года.
Кроме того, из материалов дела следует, ООО УК «Ямал», руководствуясь п. 95 раздела 9 «Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75 (далее Правила), в соответствии с которым средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса и участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, в течение 5 рабочих дней с даты представления организатору конкурса подписанного победителем конкурса проекта договора управления многоквартирным домом и обеспечения исполнения обязательств, обратилось 28 марта 2008 года к организатору конкурса с письмом №5 (л.д. 48 том 1), в котором просил вернуть денежные средства в размере 68540 руб., внесенные организацией в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лоту №2 на счет, указанный в конкурсной заявке.
Администрация Муниципального образования город Салехард в ответ на обращение ООО УК «Ямал» направило в адрес организации письмо от 07.04.2008 года №780-ГС (л.д. 49 том 1), из содержания которого следует, что денежные средства в размере 68540 руб., внесенные Обществом в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами будут возвращены после того как победитель представит организатору конкурса подписанный проект договора управления многоквартирными домами и обеспечение исполнения обязательств (л.д. 49 том 1).
Полученный ответ, по мнению ООО УК «Ямал» свидетельствует о том, что МП «Салехарджилстройсервис» нарушило п. 90 раздела 9 Правил, в соответствии с которым победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом; в рассматриваемом случае подписанный проект договора управления многоквартирными домами должен был быть предоставлен органу местного самоуправления в срок до 27.03.2008 года, что не было сделано МП «Салехарджилстройсервис».
По мнению заявителя, орган местного самоуправления города должен был признать победителя конкурса - МП «Салехарджилстройсервис» уклонившимся от заключения договора и в силу п. 93 Правил предложить заключить договор управления многоквартирным домом участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, то есть ООО УК «Ямал».
Что не было сделано Администрацией Муниципального образования город Салехард. Тем самым, по мнению заявителя, ответчик (орган местного самоуправления) создал преимущественные условия для МП «Салехарджилстройсервис», что запрещено Законом «О защите конкуренции» и нашло свое подтверждение в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28.04.2008 года №02-01/15-2008, принятом по жалобе заявителя (л.д. 53-56 том 1).
Вышеизложенное, по мнению Общества, свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, что в свою очередь послужило основанием обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Так, заявитель предъявил в арбитражный суд следующие требования: 1)признать победителя открытого конкурса по отбору управляющей организации №04-ОК (Лот №2) от 12 марта 2008 года МП «Салехарджилстройсервис» уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами; 2)признать договор управления многоквартирными домами, заключенным с нарушением Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с МП «Салехарджилстройсервис» недействительным, 3)понудить ответчика - Администрацию МО г. Салехард заключить договор управления многоквартирными домами с ООО УК «Ямал», сделавшим предыдущее предложение по наибольшей стоимости работ и услуг по результатам открытого конкурса №04-ОК (Лот №2) от 12.03.2008 года.
Суд считает необходимым требования заявителя оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе проект договора управления многоквартирным домом, составленный в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 83 Правил организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.
В силу вышеуказанных правил, именно организатор конкурса, в рассматриваемом случае это Администрация Муниципального образования город Салехард, составляет проект договора управления многоквартирными домами, который должен отвечать требованиям ст. 162 Жилищного кодекса РФ, и передает в течение 3 дней разработанный проект договора управления многоквартирными домами победителю конкурса.
В соответствии с п.п. 90, 92 Правил победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный пунктом 90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.
В силу изложенных норм и применительно к рассматриваемой ситуации, протокол конкурса был утвержден 12 марта 2008 года, в течение 3 дней с даты утверждения протокола, проект договора предоставляется победителю конкурса, то есть не позднее 17 марта 2008 года; в течение 10 рабочих дней данный проект должен быть подписан победителем конкурса, то есть в срок до 27 марта 2008 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, подписанный проект договора управления, а также договор страхования гражданской ответственности победителем конкурса предоставлены организатору конкурса 15 апреля 2008 года, то есть с пропуском 10 - дневного срока.
Исходя из требований пункта 92 Правил, в случае непредоставления в 10-дневный срок организатору конкурса подписанного договора управления многоквартирным домом, а также обеспечения исполнения обязательств, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.
Указанный пункт Правил не регламентирует порядок признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора, не определяет, кем должно быть принято указанное решение о признании уклонившимся.
Вместе с тем, в силу п. 93 Правил в случае признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса предлагает заключить договор управления многоквартирным домом участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
По мнению суда, содержания пунктов 92, 93 Правил во взаимосвязи, предоставляют возможность именно организатору конкурса принимать соответствующее решение о признании победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами либо не признавать его таковым, а также предоставляют возможность организатору конкурса в случае признания победителя конкурса уклонившимся, предложить заключить договор управления участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, для которого в свою очередь заключение договора управления многоквартирным домом является обязательным (п. 93 Правил).
Как следует из материалов дела, победитель конкурса – Муниципальное предприятия «Салехарджилстройсервис» не был признан организатором конкурса, уклонившимся от заключения договора, более того, Администрация Муниципального образования город Салехард, как организатор конкурса, как собственник многоквартирных домов, как лицо, с которым подлежал заключению договор управления, исходя из содержания дополнений к отзыву на заявленные требования, утверждает о том, что результаты переговоров не позволяли ему усомниться в желании МП «Салехарджилстройсервис» осуществлять обслуживание многоквартирных домов, включенных в лот №2, более того, победитель конкурса ранее осуществлял обслуживание домов, включенных в лот №2 и с 01.04.2008 года приступил к исполнению обязанностей возложенных на управляющую компанию по обслуживанию данных домов. Указанный факт нашел свое подтверждение в дополнительно представленных Муниципальным предприятием «Салехарджилстройсервис» документах, а именно подтверждается договором №33 от 20.03.2008 года управления многоквартирным домом, заключенным МП «Салехарджилстройсервис» и собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, ФИО5, договором №27 от 17.03.2008 года, заключенным МП «Салехарджилстройсервис» с собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, ФИО6
МП «Салехарджилстройсервис» поясняет в отзыве на заявленные требования (л.д. 2 том 2), что причинами задержки заключения договора являются следующие: проект договора, включенный в конкурсную документацию не подходил по своему содержанию для юридических лиц, в связи с чем, предприятию пришлось данный проект договора дорабатывать, также задержка произошла из-за заключения договора страхования гражданской ответственности.
Учитывая изложенное, организатор конкурса в пределах полномочий (как установлено судом выше), не принял решение о признании победителя конкурса уклонившимся от заключения договора, поэтому и не последовало предложение к заключению договора к участнику конкурса, сделавшего предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. Суд не усматривает в указанных действиях Администрации Муниципального образования город Салехард нарушений пунктов 92, 93 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Более того, после утверждения протокола конкурса, в случае отсутствия споров по результатам конкурса, до того момента пока организатор конкурса не признает победителя конкурса уклонившимся от заключения договора, в преддоговорных отношениях участвуют только организатор конкурса и победитель конкурса.
Участник конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг вступает в правоотношения после проведения конкурса только с момента признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора и с момент поступления к нему предложения от организатора конкурса заключить договор управления многоквартирными домами именно с ним. До этого момента у участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг имеется право лишь обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, что не было сделано в рассматриваемом случае, а также обратиться с соответствующим заявлением за возвратом денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в установленные сроки. Что и было сделано ООО УК «Ямал».
Факт не возврата организатором конкурса в установленные Правилами сроки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, в настоящем судебном заседании не оспаривается.
В силу ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав или законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Так как заявитель не оспаривает результаты конкурса, не оспаривает срок возврата денежных средств, вынесенных в качестве обеспечения заявки, суд считает, что в рассматриваемом случае на стадии преддоговорных отношений между организатором конкурса и победителем конкурса, отсутствуют нарушения прав и законных интересов ООО УК «Ямал» как участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Нарушение срока представления победителем конкурса организатору конкурса подписанного проекта договора управления многоквартирными домами не затрагивает прав и интересов заявителя, участвовавшего в конкурсе и не ставшего победителем.
Кроме того, правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не предусматривают такое последствие нарушения 10-дневного срока, предусмотренного п. 90 Правил, как признание договора управления многоквартирным домом недействительным.
Иных оснований признания договора управления недействительным заявитель в исковом заявлении не привел.
В силу ст. 421 ГК РФ, юридические лица свободны в заключении договора.
В данном случае суд считает необходимым указать на то, что истец, заявляя требования о признании гражданско-правовой сделки недействительной, сам не является стороной в указанном договоре, а нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Правил проведения конкурса не предусмотрено право лица, проигравшего в конкурсе предъявлять в суд требования о признании сделки, заключенной между организатором конкурса и победителем конкурса, недействительной.
Также, как следует из материалов дела и обратное не доказано, до настоящего времени договор управления многоквартирными домами между Администрацией Муниципального образования город Салехард и Муниципальным предприятием «Салехарджилстройсервис» не заключен, так как со стороны правового управления Администрации Муниципального образования город Салехард, Управления жилищной политики Администрации Муниципального образования город Салехард, Муниципального учреждения «Салехардская дирекция единого заказчика», Управления экономики Администрации Муниципального образования город Салехард имеются замечания и предложения к проекту договора управления многоквартирными домами. Таким образом, отсутствует предмет спора.
При данных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований о признании победителя конкурса уклонившимся от заключения договора, о признании недействительным договора управления многоквартирным домом.
Отказ в удовлетворении требования о признании победителя конкурса уклонившимся от заключения договора влечет отказ в удовлетворении требования о понуждении Администрации Муниципального образования город Салехард к заключению договора с ООО УК «Ямал».
Не принимается довод заявителя о нарушении ответчиком положений Федерального Закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4)участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Заявитель не приводит каких-либо фактов, свидетельствующих об ограничении конкуренции со стороны Администрации Муниципального образования город Салехард в процессе проведения конкурса, более того, заявитель не оспаривает результаты конкурса, то есть ООО «УК «Ямал» согласно с тем, что Общество признано по результатам торгов участником конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Суд считает, что в случае, когда результаты конкурса утверждены, никем не оспорены, заявлять об ограничении конкуренции, о предоставлении преимуществ, на стадии заключения договора управления многоквартирным домом между организатором конкурса и победителем конкурса, необоснованно.
Суд не принимает довод заявителя о том, что ответчик препятствовал осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта – ООО УК «Ямал» в виду его необоснованности и отсутствия документально подтверждения.
Как установлено судом выше признание победителя конкурса уклонившимся от заключения договора, последующее заключение договора с участником конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, является правом организатора конкурса – Администрации муниципального образования город Салехард, а не его обязанностью. Поэтому утверждать о препятствиях в осуществлении деятельности неправомерно.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 168-170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ямал» к Администрации Муниципального образования город Салехард, к Муниципальному предприятию «Салехарджилстройсервис» о признании победителя открытого конкурса по отбору управляющей организации №04-ОК (Лот №2) от 12 марта 2008 года МП «Салехарджилстройсервис» уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами; о признании договора управления многоквартирными домами, заключенным с нарушением Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с МП «Салехарджилстройсервис» недействительным, о понуждении ответчика - Администрации МО г. Салехард заключить договор управления многоквартирными домами с ООО УК «Ямал», сделавшим предыдущее предложение по наибольшей стоимости работ и услуг по результатам открытого конкурса №04-ОК (Лот №2) от 12.03.2008 года – ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова