АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-1888/2021 |
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Валенсия» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Доминант» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания-Брикс» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
общества с ограниченной ответственностью «Велес» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 25.12.2020 №089/01/11-421/2019,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания «Респект»»;
общества с ограниченной ответственностью «Регионтехстрой»;
общества с ограниченной ответственностью «Северстрой»;
общества с ограниченной ответственностью «Стройальп»;
общества с ограниченной ответственностью «Северстройинвестпроект»;
общества с ограниченной ответственностью «Стройконтрольюгра»;
общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная строительная компания Ямал альянс»;
общества с ограниченной ответственностью «Стройконсалт»;
некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе»;
Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска;
Управления МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу;
следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу;
при участии в судебном заседании:
от ООО «Валенсия» - ФИО1 по доверенности от 01.07.2021 № 01/21;
от ООО Строительная компания «Доминант» - представитель не явился;
от ООО «Ремонтно-строительная компания-Брикс» - представитель не явился;
от ООО «Велес» - представитель не явился;
от антимонопольного органа - ФИО2 по доверенности от 26.04.2021; ФИО3 по доверенности от 03.02.2021;
от третьих лиц - представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Валенсия», ООО Строительная компания «Доминант», ООО «Ремонтно-строительная компания-Брикс», ООО «Велес» обратились в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Ямало-Ненецкий УФАС, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 25.12.2020 №089/01/11-421/2019.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что антимонопольным органом необоснованно сделан вывод о наличии картельного сговора между заявителями при участии в электронных аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Ноябрьска.
ООО «Стройальп», ООО «РСК «Респект» поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в представленных отзывах.
Антимонопольный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа № 089/01/11-421/2019 от 25.12.2020 ООО «РСК «Респект»» (ИНН: <***>), ООО «Регионтехстрой» (ИНН: <***>), ООО «Северстрой» (ИНН <***>), ООО «Велес» (ИНН <***>), ООО «Валенсия» (ИНН <***>), ООО СК «Доминант» (ИНН: <***>), ООО «РСК «БрикС» (ИНН: <***>), ООО «СтройАльп» (ИНН: <***>) признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении (договоренности), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах в 14 открытых аукционах в электронной форме с номерами извещений № 8ВК037-180095395800014, № 8ВЯ037-180095395800013, № 8ВК037-180095395800005, № 8ВЯ037-180095395800008, № 8ВИ037-180095395800006, № ЗВК037-180095395800009, № 8ВК037-180095395800001, № ЗВК037-180095395800004, № 8ВЯ037-180095395800019, № 8ВК.037-180095395800020, № 8ВК037-180095395800010, № ЗВК037-180095395800012, № 8ВК037-180095395800015, № 8ВЯ037-180095395800007 (далее - электронные аукционы).
Из оспариваемого решения Ямало-Ненецкого УФАС следует вывод, что перед проведением электронных аукционов, проводимых в отношении многоквартирных домов в г. Ноябрьске, требующих капитального ремонта общего имущества, расположенных по следующим адресам: <...>; <...>; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №20; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №20 «А»; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №20 «Б»; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №22, между представителями строительных компаний: ФИО4 (директор «РСК «Респект»), ФИО5 (директор и учредитель ООО «Строительная компания «Доминант»), ФИО6 (директор и учредитель ООО «СтройАльп»), ФИО7 (директор и учредитель ООО «РегионТехСтрой»), ФИО8 (главный инженер ООО «Северстрой»), ФИО9 заместитель генерального директора, с 14.06.2018 учредитель и директор ООО «Велес»), ФИО10 (коммерческий директор ООО «Валенсия» и ФИО11 (директор ООО «Ремонтно-строительная компания-БрикС») было заключено соглашение (картель), направленное на ограничение конкуренции с целью извлечения дохода в крупном размере.
Указанный вывод подтверждается расшифровкой телефонных переговоров между указанными лицами, перепиской в социальной сети «Viber», переписка с использованием электронных почтовых ящиков.
Движением денежных средств - в период с 25.12.2018 г. по 18.09.2019 г. между ООО «Велес» и ООО» РСК «Респект», ООО СК «Доминант», ООО «Валенсия;
- 25.12.2018 г. между ООО «Стройальп» и ООО «Валенсия»;
- в период с 30.01.2018 г. по 03.06.2019 г. между ООО «Валенсия» и ФИО10 (79 перечислений на карту ИП ФИО10), 19.06.2018 г. ООО СК «Доминант», 25.12.2018 г. ООО «Стройальп».
Участие с единой моделью поведения в ходе электронных аукционов, для обеспечения победы определенных участников аукционов.
ООО «Валенсия», ООО Строительная компания «Доминант», ООО «Ремонтно-строительная компания-Брикс», ООО «Велес» не согласившись с решением антимонопольного органа, обратились в арбитражный суд о признании его недействительным.
В целом суть доводов в заявлениях сводится, что Ямало-Ненецкий УФАС в оспариваемом решении, признав Общества состоящим в картельном сговоре, не доказало, какие действия либо бездействие каждого участника были совершены в рамках реализации картельного сговора с целью обеспечения победы другого участника соглашения, не указало в решении, какие действия либо бездействие со стороны данного участника ограничили конкуренцию между участниками аукциона, в чем заключалась роль каждого участника в заключенном, по мнению Комиссии, картельном соглашении, какое влияние на ход аукционов, на его результаты, включая цену торгов, оказало каждое конкретное лицо.
Кроме того, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному от 25.12.2020 по делу № 089/01/11-421/2019 полностью основано на доказательствах, полученных с нарушением закона в рамках уголовного дела.
Добытые антимонопольным органом с нарушением статьи 25 Закона о защите конкуренции, части 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции и статьи 26 Закона «О банках и банковской деятельности» выписки о движении денежных средств по расчетным счетам в ПАО «Сбербанк», в силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации, не могли быть положены в основу решения УФАС, как полученные с нарушением федерального закона.
Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ).
Согласно статье 125 АПК РФ заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно содержать требования заявителя к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также обстоятельства, на которых основаны требования заявителя, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.
На основании приведенных норм арбитражный суд рассматривает требование заявителя в пределах тех доводов и обстоятельств, которые отражены в заявлении. В связи с изложенным, требование заявителя рассматривается в пределах обоснованных доводов, отраженных в заявлении.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 4 Закона № 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10); соглашение определено, как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Пунктом 18 статьи 4 Закона № 135-ФЗ установлено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно статье 8 Закона № 135-ФЗ согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются такие их действия на товарном рынке, которые заранее известны каждому из указанных лиц в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, их результат соответствует интересам каждого из них, они вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке.
Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 указано, что в силу части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона № 135-ФЗ следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.
Кроме того, в указанном выше постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулирована позиция, в соответствии с которой для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, перечисленных в части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, поскольку в силу буквального толкования названной нормы, рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ последствиям.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок. Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Таким образом, соглашением по смыслу антимонопольного законодательства может быть признана договоренность в любой форме, о которой могут свидетельствовать сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом № 135-ФЗ.
Ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, в силу закона предполагается (пункт 22 указанных разъяснений). В связи с чем следует вывод, что для квалификации действий хозяйствующих субъектов-конкурентов или субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
При возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, судам следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками (пункт 24 указанных разъяснений).
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его вынесения послужило установление антимонопольным органом нарушения ООО «РСК «Респект»» (ИНН: <***>), ООО «Регионтехстрой» (ИНН: <***>), ООО «Северстрой» (ИНН <***>), ООО «Велес» (ИНН <***>), ООО «Валенсия» (ИНН <***>), ООО СК «Доминант» (ИНН: <***>), ООО «РСК «БрикС» (ИНН: <***>), ООО «СтройАльп» (ИНН: <***>) пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, что выразилось в заключении указанными лицами и реализации соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах, проводившихся в электронной форме.
Как установлено судом, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, поступили копии материалов уголовного дела №11901711404000035, возбужденного по ч. 1 ст. 178 УК РФ (вх. 5464 от 12.08.2019 года), согласно которых в период времени с марта по декабрь 2018 года в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, представители строительных компаний ООО «РСК «Респект» ФИО4, ООО «Регионтехстрой» ФИО7, ООО «Северстрой» ФИО8, ООО «Велес» ФИО9, ООО «Валенсия» ФИО10, ООО СК «Доминант» ФИО5, ООО «РСК «БрикС» ФИО11, ООО «СтройАльп» ФИО6, с целью ограничения конкуренции в рамках электронных аукционов, проводимых в соответствии с планом выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных в городе Ноябрьске ЯНАО, заключили между собой устное соглашение (картель), в рамках которого, вопреки требованиям антимонопольного законодательства, распределили между собой указанные объекты, требующие капитального ремонта, и договорились не создавать участникам картеля конкуренцию на аукционах, что позволило им поддерживать цены на торгах, а по завершению строительных работ - извлечь доход в крупном размере на сумму не менее 81 миллиона рублей.
Приказом Ямало-Ненецкого УФАС России от 03.09.2019 № 33 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 089/01/11-421/2019 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 135-Ф3 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в отношении: ООО «РСК «Респект»» (ИНН: <***>); ООО «Регионтехстрой» (ИНН: <***>); ООО «Северстрой» (ИНН <***>); ООО «Велес» (ИНН <***>); ООО «Валенсия» (ИНН <***>); ООО СК «Доминант» (ИНН:<***>); ООО «РСК «БрикС» (ИНН: <***>), ООО «СтройАльп» (ИНН: <***>) ООО «СеверСтройИнвестПроект» (ИНН: <***>), ООО «СтройКонтрольЮгра (ИНН:<***>), ООО «Инвестиционная строительная компания «Ямал Альянс» (ИНН: <***>), ООО «Стройконсалт» (ИНН: <***>), выразившегося в заключение и реализации антиконкурентного соглашения (картеля), при участии их в открытых электронных аукционах, которые привели или могли привести к поддержанию цен на торгах.
В ходе рассмотрения дела комиссией Ямало-Ненецкого УФАС установлено следующее.
В январе 2018 года в г. Ноябрьске ЯНАО ФИО4, являясь единственным учредителем и директором общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания «Респект», ИНН <***> (далее по тексту – ООО «РСК «Респект»), решил от лица своего общества принять участие в электронных аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Ноябрьска, и с этой целью в сети интернет на официальном сайте НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО» (далее по тексту – Фонд или Региональный оператор) – fondkr89.ru – в разделе «План текущего года» ознакомился с перечнем многоквартирных домов, в отношении которых запланировано проведение капитального ремонта в текущем году.
Вслед за этим, в период января-февраля 2018 года ФИО4 объехал и обследовал объекты капитального ремонта, список которых был размещен на сайте Фонда, и выделил среди них наиболее привлекательные для себя и своего предприятия, а именно дома №№ 8, 12 и 16 по ул. 10 Киевской г. Ноябрьска, поскольку они находились недалеко от базы ООО «РСК «Респект», что снижало производственные расходы.
Затем, в период времени с февраля по март 2018 года, не позднее 14.03.2018, ФИО4, находясь в г. Ноябрьске, преследуя цель ограничения конкуренции и извлечения максимального дохода путем поддержания цен на торгах, будучи осведомленным о требованиях антимонопольного законодательства Российской Федерации (в сфере защиты конкуренции), вопреки этим требованиям решил заключить с представителями предприятий, осуществляющих свою деятельность по проведению работ в сфере капитального ремонта многоквартирных домов на территории г. Ноябрьска, тем самым выступающих относительно друг друга конкурентами, устное антиконкурентное соглашение (картель), в рамках которого распределить между этими предприятиями многоквартирные дома (МКД), выступающие в качестве лотов (объектов) электронных торгов, чтобы избежать конкурентной борьбы в рамках проводимых электронных аукционов, обеспечить победу определенных участников аукционов, выполнить минимальное шаговое понижение контрактной цены, тем самым удержать цену контракта, заявленную на электронном аукционе, что в свою очередь привело бы к ограничению конкуренции между участниками этого соглашения и извлечению ими максимально возможного дохода по результатам выполненных работ, а также, как следствие, ограничению в установлении конкурентной цены на привлекательном для заказчика уровне и созданию положения, влекущего неэффективное использование средств Фонда.
ФИО4 в марте-апреле 2018 года (не позднее 16.04.2018), находясь в г. Ноябрьске, в ходе телефонных разговоров и посредством переписки в сети Интернет, а также при личных встречах, имевших место как в офисе ООО «РСК «Респект» по адресу: <...>, так и в офисе ООО «СтройАльп», расположенном в здании по адресу: <...>, сообщил о разработанном им плане своим конкурентам, а именно: ФИО5 –единственному директору и учредителю общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Доминант», ИНН <***>, (далее по тексту – ООО «СК «Доминант»), ФИО6 – единственному директору и учредителю общества с ограниченной ответственностью «СтройАльп», ИНН<***>, (далее по тексту – ООО «СтройАльп»), ФИО7 –единственному директору и учредителю общества с ограниченной ответственностью «РегионТехСтрой», ИНН <***>, (далее по тексту – ООО «РегионТехСтрой»), ФИО8 – главному инженеру общества с ограниченной ответственностью «Северстрой», ИНН <***>, (далее по тексту – ООО «Северстрой»), наделенному доверенностью представлять интересы указанного общества, ФИО9 – заместителю генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Велес», ИНН <***>, (далее по тексту – ООО «Велес»), ставшей с 14.06.2018 единственным учредителем и директором ООО «Велес», ФИО10 – коммерческому директору общества с ограниченной ответственностью «Валенсия», ИНН <***>, (далее по тексту – ООО «Валенсия»), ФИО11 – директору общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания-БрикС», ИНН <***>, (далее по тексту – ООО «РСК-БрикС»).
В ходе указанных встреч и переговоров названные представители хозяйствующих субъектов-конкурентов поддержали предложения ФИО4, вступили между собой в сговор и в нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации согласились заключить устное соглашение (картель), направленное на ограничение конкуренции и поддержание цен на предстоящих торгах, а также договорились, что многоквартирные дома г. Ноябрьска, в отношении которых запланировано проведение капитального ремонта в текущем году и выставленные на электронные торги, будут распределены между конкурирующими хозяйствующими субъектами, при этом фирмы-конкуренты в период проведения электронных аукционов, представители которых участвуют в данном устном соглашении (картеле), не должны создавать помех той фирме, которой отведен объект аукциона и которая в конечном счете должна стать победителем торгов.
Так, 03.04.2018 в дневное время в офисе ООО «СтройАльп», расположенном в здании по адресу: <...>, произошла встреча между ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11, на которой перечисленные участники высказали свои предпочтения относительно участия и победы в аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества того или иного многоквартирного дома, с минимальным снижением или поддержанием начальной (максимальной) цены договора, после чего ФИО9 с целью систематизации поступившей информации был составлен предварительный список с указанием наименования объекта капитального ремонта и данных фирмы, которой этот объект был отведен участниками встречи по результатам картельного соглашения. 04.04.2018 в дневное время ФИО9 электронной почтой с почтового ящика «oooveles2011@mail.ru» перенаправила указанный список объектов на почтовый ящик электронной почты «shah.ov@mail.ru», используемый ФИО4
Кроме того, в указанный период времени, в марте-апреле 2018 года (не позднее 16.04.2018), участники соглашения (картеля) ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11, действуя умышленно, совместно и согласованно, в нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, в ходе общих собраний, проводимых в офисах ООО «РСК «Респект» по адресу: <...>, и ООО «СтройАльп» по адресу: <...>, а также в телефонных разговорах между собой, согласовали участие представляемых ими фирм-конкурентов и подачу ценовых предложений в следующих электронных аукционах:
ООО «РСК «Респект»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ЯНАО, <...>; ЯНАО, <...>;
ООО «Доминант»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ЯНАО, <...>; ЯНАО, <...>; ЯНАО, <...>;
ООО «СтройАльп»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ЯНАО, <...>; ЯНАО, <...>;
ООО «РегионТехСтрой»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>;
ООО «Северстрой»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>;
ООО «Велес»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>;
ООО «Валенсия»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ЯНАО, <...>; ЯНАО, <...>; ЯНАО, <...>;
ООО «РСК «БрикС»: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>.
При этом в указанный период времени, но не позднее 16.04.2018, согласно предварительному соглашению между участниками картеля ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 было устно определено, что понижение максимальной контрактной цены мог выполнять только тот участник электронного конкурса, за которым закреплен соглашением объект капитального ремонта, выставленный на торги, а остальные участники соглашения (картеля) создавали видимость своего участия в электронном аукционе – только подавали заявки на его участие, однако в период его поведения отказывались от конкурентной борьбы, не направляя ценовые предложения, либо для видимости совершали минимальные шаги на понижение максимальной цены, тем самым для участника картеля, которому был отведён лот аукциона, обеспечивались наиболее благоприятные условия участия в этом аукционе, поддержание контрактной цены на торгах и последующее заключение контракта на более выгодных для него условиях, чем исключался конкурентный способ определения подрядной организации.
Таким образом, перед проведением электронных аукционов, проводимых в отношении многоквартирных домов в г. Ноябрьске, требующих капитального ремонта общего имущества, расположенных по следующим адресам: <...>; <...>; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №20; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №20 «А»; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №20 «Б»; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом №22, между представителями строительных компаний: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 было заключено соглашение (картель), направленное на ограничение конкуренции с целью извлечения дохода в крупном размере.
Затем, вышеперечисленные участники антиконкурентного соглашения (картеля), действуя совместно и согласовано, в соответствии с разработанной схемой, направленной на ограничение конкуренции путём поддержания цен на торгах, приняли участие в электронных аукционах в отношении перечисленных лотов при следующих обстоятельствах:
1) 02.04.2018 Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации г. Ноябрьска (Далее - УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска или Заказчик) на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800014 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Киевская, дом №12; начальная максимальная цена договора – 8 639 320,44 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона 19.04.2018 поступила заявка от ООО РСК «Респект», 20.04.2018 - от ООО «СК «Доминант». 27.04.2018, в ходе проведения электронного аукциона ООО «РСК «Респект» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО «СК «Доминант» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовое предложение не заявило.
16.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800014) по несостоявшейся процедуре от 27.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «РСК «Респект» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 14-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 14-КР-2018), с ценой 8 596 123,84 рубля, заявленной ООО «РСК «Респект» в ходе электронного конкурса. Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «РСК «Респект».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 14-КР-2018 ООО «РСК «Респект» извлекло доход в размере 5 868 738, 85 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810615150000031, открытый в Банке ВТБ (ПАО), двумя переводами: 07.06.2018 в сумме 2 578 837,15 руб. и 25.12.2018 –3 289 901,70 руб.
2) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800013 с указанием предмета электронного аукциона –выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –7 539 666,64 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона 19.04.2018 поступила заявка от ООО «РСК «Респект», а 20.04.2018 - от ООО «СК «Доминант». 26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «РСК «Респект» осуществило минимальный шаг понижения цены на 0,5 % от цены контракта, а ООО «СК «Доминант» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовое предложение не заявило.
16.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800013) по несостоявшейся процедуре от 27.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «РСК «Респект» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 13-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 13-КР-2018), с ценой 7 501 968,31 рубль, заявленной ООО «РСК «Респект» в ходе электронного аукциона. Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «РСК «Респект».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 13-КР-2018 ООО «РСК «Респект» извлекло доход в размере 5 860 890,00 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810615150000031, открытый в Банке ВТБ (ПАО), двумя переводами: 07.06.2018 в сумме 2 250 590,49 руб. и 24.12.2018 –3 610 299,51 руб.
3) 31.03.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800005 с указанием предмета электронного аукциона –выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –7 402 940,04 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона 18.04.2018 поступила заявка от ООО «СК «Доминант», а 19.04.2018 от ООО «Валенсия». 26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «СК «Доминант» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО «Валенсия» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовое предложение не заявило.
16.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800005) по несостоявшейся процедуре от 26.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «СК «Доминант» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 05-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 05-КР-2018), с ценой 7 365 925,34 рубля, заявленной ООО «СК «Доминант» в ходе электронного конкурса.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «СК «Доминант».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 05-КР-2018 ООО «СК «Доминант» извлекло доход в размере 5 838 106, 57 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810600170000225,
открытый в ПАО Банк «ФК «Открытие», двумя переводами: 31.05.2018 в сумме 2 209 777,60 руб. и 26.12.2018 –3 628 328,97 руб.
4) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800008 с указанием предмета электронного аукциона –выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –7 581 859,90 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона 18.04.2018 поступила заявка от ООО «СК «Доминант», а 20.04.2018 –от ООО «Валенсия». 26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «СК «Доминант» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО «Валенсия» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовое предложение не заявило.
15.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800008) по несостоявшейся процедуре от 26.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО СК «Доминант» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 08-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 08-КР-2018), с ценой 7 543 950,60 рублей, заявленной ООО «СК «Доминант» в ходе электронного конкурса. Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «СК «Доминант».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 08-КР-2018 ООО «СК «Доминант» извлекло доход в размере 6 093 074,74 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810600170000225, открытый в ПАО Банк «ФК «Открытие», двумя переводами: 05.06.2018 в 2 263 185,18 руб. и 27.12.2018 –3 829 889,56 руб.
5) 01.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800006 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –7 440 544,28 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО СК «Доминант» - 18.04.2018 и ООО «Валенсия» - 19.04.2018. 26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «СК «Доминант» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО «Валенсия» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовое предложение не заявило.
16.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800006) по несостоявшейся процедуре от 26.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «СК «Доминант» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 06-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 06-КР-2018), с ценой 7 403 341,56 рублей, заявленной ООО «СК «Доминант» в ходе электронного конкурса. Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «СК «Доминант».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 06-КР-2018 ООО «СК «Доминант» извлекло доход в размере 5 734 168,21 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810600170000225, открытый в ПАО Банк «ФК «Открытие», двумя переводами: 31.05.2018 в сумме 2 221 002, 47 руб. и 27.12.2018 – 3 513 165,74 руб.
6) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800009 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –13 210 842,22 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона 20.04.2018 поступила заявка от ООО «СК «Доминант», 21.04.2018 –от ООО «РСК «Респект» и ООО «СтройАльп».
26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «СтройАльп» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО «СК «Доминант» и ООО «РСК «Респект» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовые предложения не заявили.
16.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800009) по несостоявшейся процедуре от 26.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «СтройАльп» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 09-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 09-КР-2018), с ценой 13 144 788,01 руб., заявленной ООО «СтройАльп» в ходе электронного конкурса.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «СтройАльп».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 09-КР-2018 ООО «СтройАльп» извлекло доход в размере 8 128 814,43 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810910000291866, открытый в АО «Тинькофф банк», двумя переводами: 31.05.2018 в сумме 3 943 436,40 руб. и 28.12.2018 – 4 185 378,03 руб.
7) 21.03.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800001 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора – 1 432 947,16 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО «Валенсия» - 24.03.2018, ООО «СтройАльп» - 09.04.2018. 16.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «СтройАльп» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО «Валенсия» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовое предложение не заявило.
03.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800001) по несостоявшейся процедуре от 16.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «СтройАльп» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 01-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 01-КР-2018), с ценой 1 425 782,42 руб., заявленной ООО «СтройАльп» в ходе электронного конкурса. Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «СтройАльп».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 01-КР-2018 ООО «СтройАльп» извлекло доход в размере 1 434 925,14 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810910000291866, открытый в АО «Тинькофф банк», двумя переводами: 15.05.2018 в сумме 427 734,72 руб. и 25.12.2018 –1 007 190,42 руб.
8) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800004 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –3 780 047,40 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО «Валенсия» - 24.03.2018 и ООО «СтройКонсалт» - 10.04.2018. 16.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «Валенсия» осуществило минимальный шаг понижения цены на 0,5 % от цены контракта, а остальные участники ценовое предложение не заявили.
03.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800004) по несостоявшейся процедуре от 16.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «Валенсия» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 04-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 04-КР-2018), с ценой 3 761 147,16 рублей, заявленной ООО «Валенсия» в ходе электронного конкурса.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «Валенсия».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 04-КР-2018 ООО «Валенсия» извлекло доход в размере 4 325 246,90 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810167400001443, открытый в ПАО «Сбербанк России», двумя переводами: 22.05.2018 в сумме 1 128 344,14 руб. и 25.12.2018 –3 196 902,76 руб.
9) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800019 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –2 755 967,88 руб.
02.05.2018 в рамках процедуры данного электронного аукциона поступила заявка от ООО «Валенсия».
07.05.2018 в день проведения электронного аукциона ООО «Валенсия», будучи допущенным и являясь единственным участником, ценовое предложение не заявило.
21.05.2018 на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (о признании электронного аукциона несостоявшимся) от 07.05.2018, с учетом предоставленного обеспечения исполнения обязательств (банковской гарантии) Заказчик, Региональный оператор и ООО «Валенсия» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 16-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (далее - Договор № 16-КР-2018), с ценой 2 755 967,88 рублей, заявленной Заказчиком.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены.
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 16-КР-2018 ООО «Валенсия» извлекло доход в размере 3 169 111,14 руб., которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810167400001443, открытый в ПАО «Сбербанк России», двумя переводами: 31.05.2018 в сумме 826 790,36 руб. и 25.12.2018 –2 342 320,78 руб.
10) 12.05.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800020 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора – 7 928 291,38 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО «Системный инжиниринг» - 17.05.2018, ООО «СтройКонсалт» - 28.05.2018 и ООО «Валенсия» - 05.06.2018, остальные участники картеля заявки на участие в конкурсе не подали.
09.06.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «Системный инжиниринг» ценовые предложения не подало, и ООО «Валенсия» было вынуждено участвовать в аукционе с ООО «СтройКонсалт», которое не входило в картель, осуществив понижение цены на 25 % от цены контракта.
27.06.2018 по результатам электронного аукциона (извещение № SBR037- 180095395800020), на основании протокола проведения электронного аукциона от 09.06.2018, с учетом предоставленного обеспечения исполнения обязательств, Заказчик, Региональный оператор и ООО «Валенсия» (Подрядчик) заключили между собой Договор № 17-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (Далее - Договор № 17-КР-2018), с ценой 5 496 218,38 руб., заявленной ООО «Валенсия» в ходе электронного аукциона.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона с остальными участниками картеля и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «Валенсия».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 17-КР-2018 ООО «Валенсия» извлекло доход в размере 6 594 687,08 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810167400001443, открытый в ПАО «Сбербанк России», двумя переводами: 10.07.2018 в сумме 1 783 865,51 руб. и 28.12.2018 – 4 810 821,57 руб.
11) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800010 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –6 820 311,96 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО «СтройКонсалт» - 18.04.2018, ООО «Велес» - 19.04.2018, ООО СК «Доминант» -20.04.2018 и ООО «Валенсия» - 21.04.2018. 26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО «СК «Доминант» и ООО «Валенсия» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовые предложения не подали, и ООО «Велес» участвовало в конкурсе только с ООО «СтройКонсалт», которое не входило в картель, осуществив понижение цены на 2,5 % от цены контракта.
16.05.2018 по результатам электронного аукциона (извещение № SBR037- 180095395800010), на основании протокола проведения электронного аукциона от 26.04.2018, с учетом предоставленного обеспечения исполнения обязательств, Заказчик, Региональный оператор и ООО «Велес» (Подрядчик) заключили между собой Договор № 10-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (Далее - Договор № 10-КР-2018), с ценой 6 649 804,16 руб., заявленной ООО «Велес» в ходе электронного конкурса.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона с остальными участниками картеля и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «Велес».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 10-КР-2018 ООО «Велес» извлекло доход в размере 7 511 032,31 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810167400003043, открытый в ПАО «Сбербанк России», двумя переводами: 08.06.2018 в сумме 1 994 941,25 руб. и 25.12.2018 –5 516 091,06 руб.
12) 02.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru). размещено извещение № SBR037-180095395800012 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –10 665 269,52 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО «РСК «Респект» - 18.04.2018, ООО «Северстрой» - 19.04.2018, ООО СК «Доминант» и ООО ИСК «Ямал Альянс» - 20.04.2018. 26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона - ООО СК «Доминант» и ООО ИСК «Ямал Альянс» ценовые предложения не подали, ООО «РСК «Респект» выполнило понижение цены на 0,5%, а ООО «Северстрой» - на 1% от цены контракта.
16.05.2018 по результатам электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800012), на основании протокола проведения электронного аукциона от 26.04.2018, с учетом предоставленного обеспечения исполнения обязательств, Заказчик, Региональный оператор и ООО «Северстрой» (Подрядчик) заключили между собой Договор № 12-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (Далее - Договор № 12-КР-2018), с ценой 10 558 616,82 руб., заявленной ООО «Северстрой» в ходе электронного конкурса.
Тем самым, картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона с остальными участниками картеля и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «Северстрой».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 12-КР-2018 ООО «Северстрой» извлекло доход в размере 7 998 201,63 рублей, которые были перечислены Фондом двумя переводами: 24.05.2018 в сумме 3 167 585,05 руб. на расчетный счет данного предприятия № 40702810600000304822, открытый АО «Экономбанк», и 25.12.2018 в сумме 4 830 616,58 руб. на расчетный счет № <***>, открытый в ПАО «Росбанк».
13) 11.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800015 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –15 317 587,08 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона поступили заявки от ООО «СК «Доминант» - 20.04.2018, ООО «Валенсия» - 26.04.2018, ООО «РегионТехСтрой» - 28.04.2018, ООО «СтройКонсалт» - 28.04.2018.
07.05.2018 в ходе проведения электронного аукциона ООО СК «Доминант» и ООО «Валенсия» согласно антиконкурентному соглашению (картелю) ценовые предложения не заявили, и ООО «РегионТехСтрой» участвовало в конкурсе только с ООО «СтройКонсалт», которое не входило в картель, осуществив понижение цены на 11 % от цены контракта.
25.05.2018 по результатам электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800015), на основании протокола проведения электронного аукциона от 07.05.2018, с учетом предоставленного обеспечения исполнения обязательств, Заказчик, Региональный оператор и ООО «РегионТехСтрой» (Подрядчик) заключили между собой Договор № 15-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (Далее - Договор № 15-КР-2018), с ценой 13 632 652,40 руб., заявленной ООО «РегионТехСтрой» в ходе электронного аукциона.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона с остальными участниками картеля и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «РегионТехСтрой».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 15-КР-2018 ООО «РегионТехСтрой» извлекло доход в размере 9 541 846,19 рублей, которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810430990010705, открытый в ПАО «Запсибкомбанк», двумя переводами: 05.06.2018 в сумме 4 089 795,72 руб. и 26.12.2018 –5 452 050,47 руб.
14) 01.04.2018 УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска на официальный сайт оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» в сети интернет (www.sberbank-ast.ru) размещено извещение № SBR037-180095395800007 с указанием предмета электронного аукциона – выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенного по адресу: ЯНАО, <...>; начальная максимальная цена договора –14 470 208,35 руб.
В рамках процедуры данного электронного аукциона 19.04.2018 поступила заявка от ООО «РСК-БрикС», 20.04.2018 – от ООО СК «Доминант» и ООО ИСК «Ямал-Альянс».
26.04.2018 в ходе проведения электронного аукциона - ООО «РСК-БрикС» осуществило минимальный шаг понижения контрактной цены на 0,5 %, а ООО СК «Доминант» и ООО ИСК «Ямал-Альянс» ценовые предложения не заявили.
15.05.2018 на основании протокола проведения электронного аукциона (извещение № SBR037-180095395800007) по несостоявшейся процедуре от 26.04.2018 Заказчик, Региональный оператор и ООО «РСК-БрикС» (Подрядчик) в соответствии с п. 165 Положения заключили между собой Договор № 07-КР-2018 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <...> (Далее - Договор № 07-КР-2018), с ценой 14 397 857,31 руб., заявленной ООО «РСК-БрикС» в ходе электронного конкурса.
Тем самым картельным сговором было предопределено исключение конкурентной борьбы в рамках проведенного электронного аукциона и поддержание контрактной цены, заявленной ООО «РСК-БрикС».
По завершению работ на объекте в соответствии с Договором № 07-КР-2018 ООО «РСК-БрикС» извлекло доход в размере 9 241 346,90 руб., которые были перечислены Фондом на расчетный счет данного предприятия № 40702810367030100572, открытый в ПАО «Сбербанк России», двумя переводами: 23.05.2018 на сумму 4 319 357,19 руб. и 29.11.2018 – 4 921 989,71 руб.
По мнению УФАС, в результате умышленных действий ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, вступивших между собой в картельный сговор, направленный на ограничение конкуренции и поддержание цен на торгах, в ходе реализации разработанной и согласованной ими схемы, общий доход компаний ООО «РСК «Респект», ООО «СК «Доминант», ООО «СтройАльп», ООО «РегионТехСтрой», ООО «Северстрой», ООО «Велес», ООО «Валенсия» и ООО «РСК-БрикС» составил 87 340 190,09 рублей.
Материалами дела подтверждается совокупность действий ООО «РСК «Респект», ООО «СК «Доминант», ООО «СтройАльп», ООО «РегионТехСтрой», ООО «Северстрой», ООО «Велес», ООО «Валенсия» и ООО «РСК-БрикС» с учетом устных договоренностей исходя из расшифровок телефонных переговоров, перепиской в социальной сети «Viber», переписка с использованием электронных почтовых ящиков.
Движением денежных средств - в период с 25.12.2018 г. по 18.09.2019 г. между ООО «Велес» и ООО» РСК «Респект», ООО СК «Доминант», ООО «Валенсия;
- 25.12.2018 г. между ООО «Стройальп» и ООО «Валенсия»;
- в период с 30.01.2018 г. по 03.06.2019 г. между ООО «Валенсия» и ФИО10 (79 перечислений на карту ИП ФИО10), 19.06.2018 г. ООО СК «Доминант», 25.12.2018 г. ООО «Стройальп».
Перечисленные доказательства отражают сведения о распределении лотов электронных аукционов на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенных в г. Ноябрьск, между участниками соглашения; использование единой модели поведения, с целью минимального снижения начальной (максимальной) контрактной цены. Исходя из обстоятельств проведенных электронных аукционов имел место отказ компаний - участников торгов от конкурентной борьбы на торгах, конкуренты уступали победу в электронных аукционах друг другу по максимально возможной цене либо вовсе не участвовали.
Наблюдаемое в электронных аукционах поведение указанных организаций не может быть рационально объяснено в предположении об их независимости и отсутствии согласованной стратегии. Именно осведомленность о поведении друг друга позволили этим участникам уверенно проводить стратегию, которая в условиях отсутствия сговора была бы заведомо проигрышная.
Данные обстоятельства подчеркивают, в том числе синхронность (единообразие) действий (поведения) участников аукциона, которые являются результатом реализации устного соглашения, целью которого являлось заключение контракта с минимальным снижением начальной максимальной цены, путем введения в заблуждение остальных участников аукциона.
Данное поведение участников при проведении электронных аукционов ограничивало состязательность между собой в установлении конкурентной цены на привлекательном для заказчиков уровне и создавало положение, влекущее неэффективное использование средств фонда капитального ремонта, полученные в виде платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Участие хозяйствующих субъектов в рассматриваемых аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишило аукционы их существенного назначения.
В виду согласованности действий участников аукционов ООО «РСК «Респект», ООО «Регионтехстрой», ООО «Северстрой», ООО «Велес», ООО «Валенсия», ООО СК «Доминант», ООО «РСК «БрикС», ООО «СтройАльп» большинство аукционов признано несостоявшимися, а контракты заключены с теми подрядными организациями, которым картельным сговором, предшествовавшим проведению аукционов, были распределены объекты, выставленные в качестве лотов.
Вышеуказанные действия вышеназванных хозяйствующих субъектов содержат признаки нарушения п.2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителей о недоказанности антимонопольным органом заключения картельного соглашения не принимаются судом как несостоятельные и противоречащие материалам дела.
Доводы заявителей о том, что антимонопольным органом незаконно использовались материалы уголовного дела не состоятельны в силу следующего.
Согласно пункту 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учетом положений статьи 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)). При этом необходимо иметь в виду, что материалы (копии материалов) уголовных дел могут использоваться в качестве доказательств по делам о картелях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновность/невиновность лица в совершении преступления.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 447 УПК РФ член избирательной комиссии отнесен к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Между тем, решение принятое антимонопольным органом в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу законодательством Российской Федерации, а именно пунктами 1 и 4 статьи 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Отдельный порядок для членов избирательной комиссии антимонопольным законодательством не предусмотрен.
В материалах дела в том числе имеются, стенограммы телефонных переговоров, интернет переписка, компьютерная экспертиза, судебная фоноскопическая экспертиза, которые по настоящее время не признаны судом незаконными.
В данном случае следует исходить не от нарушения (не нарушения) уголовно-процессуального законодательства при расследовании уполномоченными органами уголовного деда, а от законности или незаконности получения антимонопольным органом материалов этого дела.
Доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства получены Управлением в соответствие с действующим законодательством РФ с учетом требования статьи 161 УПК РФ, и могут быть использованы в соответствие со ст. 64 АПК РФ. (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 18002/12 по делу № А47-7950/2011).
Доводы заявителей о том, что антимонопольным органом незаконно использовались информация полученная от ПАО «Сбербанк» не состоятельны в силу следующего.
Информация предоставленная ПАО «Сбербанк» запрошена антимонопольным на основание ст. 25 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», коммерческие организации (и, следовательно, на кредитные организации в том числе) и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Согласно ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Таким образом, положения ч. 6 ст. 44 Закона № 135-ФЗ предоставляют антимонопольному органу право запрашивать у соответствующих организаций (органов, лиц) документы с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019), у банков отсутствует обязанность исполнять запрос антимонопольного органа о представлении сведений, содержащих банковскую тайну.
Между тем, законом не установлено запрета на право кредитных организаций предоставить в антимонопольный орган сведений, содержащих банковскую тайну по мотивированному запросу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 169-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Валенсия» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Доминант» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания-Брикс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Велес» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания-Брикс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 19.03.2021 №36 государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Кустов