АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-1893/2013
11 июля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 11 июля 2013 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пучковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Хантымансийсгеофизика» (ОГРН 1028600508628 ИНН 8601001356) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 16.04.2013 № 130-Н,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился,
от административного органа – Кривицкая Т.А. по доверенности от 28.01.2013 № 08 ,
установил:
открытое акционерное общество «Хантымансийскгеофизика» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «ХМГ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 16.04.2013 № 130-Н по делу об административном правонарушении.
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
От административного органа поступил отзыв и материалы административного производства, с заявленными требованиями Департамент не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает, что Обществом в ходе проведенной проверки не представлены документы, однозначно свидетельствующие о фактическом проведении работ по размещению или обезвреживанию отходов I-IV обществами «СибЭкоСервис» и «Урал-Эко».
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Общества.
Представитель Департамента с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в заявлении, а также в отзыве, оценив доказательства, суд установил следующее.
На основании приказа Департамента от 22.01.2013 № 108 в период с 01.02.2013 по 04.03.2013 в отношении Общества была проведена плановая документарная и выездная проверка соответствия осуществляемой деятельности ОАО «ХМГ» требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В ходе проведенной проверки установлено, что в процессе осуществления деятельности у Общества в 2012 году образовывались производственные отходы 1, 2, 3, 4, 5 класса опасности.
Должностным лицом Департамента выявлен факт несоблюдения со стороны Общества экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, а именно действий, выразившихся в передаче (отчуждении) отходов 1-го класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак и других опасных отходов 3 и 4 класса опасности, предприятию, не имеющему лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов, оформленной в соответствии с требованиями пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Результаты проверки отражены в акте от 04.03.2013 № 50-Н.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства послужили основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 03.04.2013 № 22-Н и вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 16.04.2013 № 130-Н в отношении ОАО «ХМГ» по статье 8.2 КоАП РФ, в соответствии с которым Обществу назначен административный штраф в размере 100 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В статье 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в том числе с отходами потребления. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Пунктом 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
При этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (пункт 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Из материалов дела следует, что Общество 10.01.2012 заключило договор № 101-05/12 (т. 1 л.д. 61-63) возмездного оказания услуг по приему, транспортировке и передаче на утилизацию промышленных отходов с ООО «СибЭкоСервис».
Из пункта 1.1. указанного договора следует, ООО «СибЭкоСервис» (исполнитель) обязуется по заданию ООО «ХМГ» (заказчик) оказать услуги по приему, транспортировке, передаче на утилизацию, обезвреживанию, ликвидацию промышленных отходов, а Заказчик оплатить эти услуги.
ООО «СибЭкоСервис» является держателем лицензии от 03.05.2011 серии 089 № 00008 сроком действия до 03.05.2016. В соответствии с указанной лицензией общество может осуществлять сбор и транспортировку отходов I-IV класса опасности (т.1 л.д. 64).
В свою очередь у ООО «СибЭкоСервис» был заключен договор от 01.08.2011 № 267У/2011 (т.1 л.д. 69-70) с ООО «Урал-ЭКО», в соответствии с условиями которого, ООО «Урал-ЭКО» по поручению ООО «СибЭкоСервис» осуществляет сбор, обезвреживание отходов 1 класса опасности (люминесцентные ртутьсодержащие лампы отработанные всех типов, их брак или бой). ООО «Урал-ЭКО» является держателем лицензии от 29.05.2010 № ОП-54-002430 (66) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (т. 1 л.д. 72-73).
Также ООО «СибЭкоСервис» 23.05.2012 заключило договор с ООО «Экология-Сервис» № 23/05 на оказание услуг по приему отходов производства (т. 1 л.д. 74-75), в соответствии с которым ООО «Экология-Сервис» принимает на себя обязанности по приему отходов производства. ООО «Экология-Сервис» является держателем лицензии от 15.07.2010 № ОП-55-000747 (45) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (т. 1 л.д. 76-91).
Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности предусмотрено подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Закон № 99-ФЗ).
С вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля" сбор и использование отходов I - IV класса опасности выведены из перечня лицензируемых видов деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования письмом от 28.11.2012 № ВК-03-03-36/16141 сообщила следующее.
Ранее, Законом № 99-ФЗ транспортирование отходов I - IV класса опасности выведено из перечня лицензируемых видов деятельности, а Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) было отменено лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами V класса опасности.
Учитывая все изменения, положения, предусмотренные частью 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, необходимо выполнять в случае отчуждения, передачи отходов собственником отходов другому лицу в целях их обезвреживания и размещения.
В иных случаях, в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 93-ФЗ, Законом N 99-ФЗ, Законом N 309-ФЗ, наличие лицензии у хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя), которому собственником отходов отчуждаются, передаются отходы для использования, транспортирования, сбора, не требуется.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом Росприроднадзор обращает Ваше внимание на то, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, согласно части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, а также соблюдать и иные требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Учитывая изложенное, деятельность по сбору, использованию, транспортированию отходов в настоящее время не лицензируется, однако, если отходы I - IV класса опасности будут переданы собственником отходов для использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их использования (сбора, транспортирования) произведет размещение или обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, то будет допущено нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 89-ФЗ со стороны собственника отходов. При этом собственник отходов будет нести всю предусмотренную действующим законодательством ответственность.
До настоящего времени вопрос о порядке подтверждения на стадии отчуждения отходов цели их дальнейшего сбора, использования, транспортирования, а не приобретения для иных целей, в том числе захоронения или обезвреживания, не урегулирован.
Росприроднадзор считает, что таким подтверждением, наряду с заключением прямых или трехсторонних договоров, в частности, может являться комплект документов, однозначно свидетельствующих о намерении собственника обеспечить доставку отходов I - IV класса опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I - IV класса опасности.
Росприроднадзор также сообщает, что в Минприроды России направлено письмо с предложениями о внесении поправок в пункт 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ с целью урегулирования данного вопроса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из действующих норм Закона № 89-ФЗ и позиции изложенной в письме Роприроднадзора, суд приходит к выводу о том, что для вменения ООО «ХМГ» статьи 8.2 КоАП РФ административному органу с учетом того, что вопрос о порядке подтверждения на стадии отчуждения отходов цели их дальнейшего сбора, использования, транспортирования, а не приобретения для иных целей, в том числе захоронения или обезвреживания, не урегулирован, необходимо было доказать что контрагент Общества ООО «СибЭкоСервис» или соответственно его контрагенты - ООО «Урал-ЭКО» и ООО «Экология-Сервис» произвели размещение либо захоронение отходов Общества.
Счет фактура от 13.11.2012 № 000119, сама по себе не является надлежащими доказательствами виновности Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и не свидетельствуют о том, что ООО «СибЭкоСервис» осуществляло размещение или обезвреживанию отходов I - IV класса опасности.
Иных доказательств совершения заявителем административного правонарушения в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенного суд признает оспариваемое постановление незаконным и отменяет его в полном объеме.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
постановление Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2013 № 130-Н, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Хантымансийсгеофизика» (ОГРН 1028600508628 ИНН 8601001356), признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Э.М. Сеитов