г. Салехард Дело №А81-1973/2008-4
30 октября 2008г.
Резолютивная часть объявлена 30 октября 2008г.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2008г.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе:
судьи, председательствующего в судебном заседании Холявко А.Д.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Холявко А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Электростройизмерения» к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» о понуждении к заключению договора электроснабжения с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации муниципального образования Аксарковское
В судебном заседании участвуют представители:
От истца – ФИО1, юрисконсульт по доверенности №б/н от 03.09.2008г. (в деле);
От ответчика – не явился;
От третьего лица – не явился;
Общество с ограниченной ответственностью «Электростройизмерения» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о понуждении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» к заключению договора энергоснабжения №1/Э от 01.01 2008г.
Определением суда от 07 августа 2008г. по ходатайству ответчика при отсутствии возражении со стороны истца Администрация муниципального образования Аксарковское привлечена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
В ходе судебной подготовки истец в порядке части 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет иска на об урегулировании разногласий по пунктам 5.2, 5.3 договора электроснабжения №1/Э от 01.01.2008г.(далее – Договор), предложив п.5.2 Договора в следующей редакции: «Расчет стоимости электрической энергии, потребленной Абонентом, производится по тарифу, установленному органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов - 9,26 руб. с учётом НДС за 1 кВт/час.
Сумма договора согласно расчету потребления электроэнергии в местах общего пользования. (Приложение № 1) составляет 624 372 руб. 81 коп. (Шестьсот двадцать четыре тысячи триста семьдесят два) руб. 81 коп.
Сумма настоящего договора является ориентировочной и подлежит изменению в случае регистрации (прописки, выписки, убытия) граждан на постоянное (временное), изменение места жительства».
Редакцию п.5.3 предлагает изложить в редакции: ««Расчеты стоимости потребленной Абонентом электрической энергии производятся согласно расчёту потребления
расчета потребления электроэнергии в местах общего пользования согласованной сторонами.
Расчет произведен согласно Постановлению Администрации ЯНАО от 28.04.2007г. №216-А «О нормативах потребления электроэнергии населением и потребителями, отнесенными к группе «население» в Ямало-Ненецком автономном округе» и Постановления Администрации ЯНАО от 14.02.2008г. №56-А «О нормативах потребления электроэнергии населением Ямало-Ненецкого автономного округа».
Основанием для изменения предмета иска послужили возражения ответчика на предложенную истцом редакцию пунктов 5.2 и 5.3 Договора, а не категоричный отказ от заключения Договора. Кроме того, срок действия Договора ограничен действием контракта по 31.05.2008г., в связи с чем сумма договора уменьшена до 624 372 руб. 81 коп. в соответствии с расчётом потребления электрической энергии в местах общего пользования (приложение №1 к Договору).
Представитель истца также пояснила, что согласно заключённому между Администрацией муниципального образования Аксарковское и ООО «Коммунальщик» муниципальному контракту №6 на выполнение муниципального заказа по обеспечению коммунальными услугами на 2008г. от 01.01.2008г. (далее – Контракт) ответчик обязался как Исполнитель по данному контракту предоставлять услуги населению по содержанию, обслуживанию, текущему ремонту жилищного фонда на 2008г., в том числе и услуги по содержанию внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях.
Понятие коммунальных услуг поясняет представитель ситца дано в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства №307 от 23.мая 2006г.(далее – Правила). Об этом говорится в ст. 155 ЖК РФ. Истец как гарантирующий поставщик электроэнергии напрямую не может заключать договоры с населением о продаже электроэнергии, Администрация также не может этого делать, так как у неё другие функции. В соответствии с п.в) п.49 Правил в обязанности Исполнителя входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Ответчик не соглашается с заключением договора на условиях тарифа, предоставления электроэнергии населению, установленным Приказом Службы по тарифам ЯНАО №163/1 от 25.10.2007г. в сумме 7850 руб. без учёта НДС. Ответчик хочет, чтобы был заключён договор на условиях по утверждённому постановлением Главы администрации МО Приуральский р-он от 19.12.2007г. в размере 0,23 коп.. Предложенный расчёт ответчиком не может быть применим в договорных отношениях, так как приказом №163/1 от 25.10.2007г. «Об установлении тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую обществом с ограниченной ответственностью «Электроизмерения», муниципальное образование Приуральский район и отпускаемую потребителям на 2008 год» установлен тариф в размере 7850 руб. за 100 кВт.час. Для того, чтобы компенсировать затраты, ответчик обязан был обратиться в Администрацию для разрешения данного вопроса.
Возражая против пунктов 5.2 и 5.3 Договора ответчик в отзывах на исковое заявление ссылается на постановление Главы администрации муниципального образования Приуральский район №350 от 19.2007г. «Об утверждении эталонных (предельных тарифов на содержание и ремонт жилого помещения на 2008 год», которым ответчик руководствовался в своей деятельности при предоставлении коммунальных услуг населению муниципального образования Аксарковское. Расчёт затрат на содержание и текущий ремонт освещения общего пользования в местах общего пользования и придомовой территории составляет 0.23 руб. за 1 кв. м Оплата по обслуживанию освещения мест общего пользования жилищного фонда муниципального образования Аксарковское в тариф на 2008г. не была заложена.
Кроме того, поясняет ответчик, осуществляя деятельность по обслуживанию мест общего пользования ООО «Коммунальщик не занималось сборами платежей с населения, в том числе за пользование электроэнергией в местах общего пользования. Все расчёты происходили через муниципальное учреждение «Служба заказчика». В связи с чем, считает, ответчик, договор электроснабжения №1/Э от 01.01.2008г. не может быть заключен.
Администрация муниципального образования Аксарковское (третье лицо) в письме №1911 от 27.10.2008г. пояснила следующее. В связи с тем, что собрание собственников не было проведено, и отсутствовала управляющая организация, а населению необходимо было предоставлять услуги, с ООО «Коммунальщик» был заключен муниципальный контракт №6 от 01.01.2008гю без проведения конкурса на размещение муниципального заказа. В апреле был проведён конкурс по отбору управляющей организации. Заключённый контракт с ООО «Коммунальщик» был продлён до 31.05.2008г. С 01 июня 2008г. заключен муниципальный контракт с ООО «Жилсервис».
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела известно, что ООО «Коммунальщик» 15.04.2008г. (абонент, ответчик) был получен проект договора энергоснабжения №1/Э от 01.01.2008г., направленный обществом с ограниченной ответственностью «Электростройизмерения» (гарантирующий поставщик, истец).
В письме №42 от 25.04.2008г. ответчик изложил своё несогласие с редакцией п.5.2 Главы 5 «Тарифы и расчёт стоимости электрической энергии», указав на отсутствие приложенного к проекту договора тарифа, на который ссылается гарантирующий поставщик, приложив свой расчёт.
Ответчик также не согласился с приложением №2 «Расход электрической энергии на технические цели жилых зданий», с приложением №3 - Приказом №163/1 от 25.10.2007г. «Об установлении тарифа на электрическую энергию на 2008г.».
В этом же письме ответчик предлагал истцу создать рабочую комиссию с участием представителей организаций с целью уточнений Приложений №№2,3 к проекту договора.
Кроме того, ответчик указал на срок заключения договора с 01.10.2008г. по 30.04.2008г., так как в дальнейшем жилищный фонд будет передан управляющей организации.
Пятого мая 2008г. письмом №468 истец повторно направил с учётом внесённых изменений в оспариваемые Приложения., не принял расчёт ответчика о затратах на содержание и ремонт жилых помещений с учётом компенсации разницы стоимости, как не относящий к расчёту стоимости приобретаемой ответчиком электроэнергии.
Письмом №54 от 12.05.2008г. ответчик отказался от заключения договора.
Общество с ограниченной ответственностью «Элетростррой измерения» обратилось с упомянутым заявлением в арбитражный суд
В соответствии с п/п а) п.17 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребитеями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов – являются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
Таким образом, законодатель указал конкретных субъектов, являющимися потребителями коммунальных услуг, в том числе электроснабжения.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006г. №530 «Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей».
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В деле имеется муниципальный контракт №6 на выполнение муниципального заказа по обеспечению коммунальными услугами на 2008г. (содержание и эксплуатация жилищного фонда в с.Аксарка) от 01.10.2008г., заключенного между Администрацией муниципального образования Аксарковское (Управляющая организация) и ООО «Коммунальщик» (Исполнитель).
В соответствии с названным контрактом (далее – Контракт) ответчик обязан предоставлять своими силами услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, в том числе услуги по внутридомовому освещению мест общего пользования в жилых зданиях.
В связи с чем, доводы ответчика в том, что он не является абонентом потребления электроэнергии в местах общего пользования, противоречат названным Законам и нормативным актам, а также обстоятельствам дела.
Из переписки между истцом и ответчиком (отношения №8 от 29.01.2008г., №62 от 28.05.2008г., письмо №75 от 05.06.2008г., расчётом на содержание и текущий ремонт 1 кв. м жилого помещения, в котором указано об освещении мест общего пользования и домовой территории) следует, что ответчик получал электрическую энергию для населения в соответствии с заключённым муниципальным контрактом.
исполнитель (ответчик)обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, ответчик в силу закона обязан заключить договор с гарантирующим поставщиком электроэнергии для обеспечения населения, обязанности перед которым он исполняет в силу заключённого муниципального контракта.
В проекте договора электроснабжения №1/Э от 01.01.2008г. предметом его является продажа гарантирующим поставщиком Абоненту (ответчику), присоединённому к сети истца электроэнергии и покупка (потребление) её ответчиком на условиях, предусмотренным настоящим договором.
В соответствии с п.4ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Расчёт стоимости в размере 9.26 руб. за 1 кВт/час с учётом НДС, указанный в п. 5.2 Договора, установлен органом, осуществляющий государственное регулирование тарифов. В Ямало-Ненецком округе таким органом является Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, которая своим Приказом за №163/1 от 25.10.2007г. установила такой тариф – 7,650 руб. за 1 кВт/час. без учёта НДС.(п.5.2 Договора).
Расчёты потребления электроэнергии в местах общего пользования произведены на основании постановлений Администрации ЯНАО от 28.02.2007г. №216-А «О нормативах потребления электроэнергии населением и потребителями, отнесенными к группе «население» в Ямало-Ненецком автономном округе» и Постановления Администрации ЯНАО от 14.02.2008г. №56-А «О нормативах потребления электроэнергии населением Ямало-Ненецкого автономного округа». (п.5.3 Договора)
Предложенный расчёт ответчиком 0,23 руб. за 1 кв.м затрат на содержания и текущий ремонт освещения в местах общего пользования не может быть применён, так как он не компенсирует стоимость продаваемой истцом ответчику электроэнергии и не соответствует выше названному приказу Службы по тарифам.
Взаимоотношения по вопросам компенсации ответчику затрат на покупаемую для населения энергию регулируются заключённым между ними контрактом №6 от 01.01.2008г. и соответствующими актами Администрации округа и местными органами самоуправления.
На основании статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 167-170,176,180,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Электростройизмерения» к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения №1/Э от 01.01.2008г.удовлетворить.
Принять п.5.2 Договора в редакции истца: «Расчет стоимости электрической энергии, потребленной Абонентом, производится по тарифу, установленному органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов - 9,26 руб. с учётом НДС за 1 кВт/час.
Сумма договора согласно расчету потребления электроэнергии в местах общего пользования. (Приложение № 1) составляет 624 372 руб. 81 коп. (Шестьсот двадцать четыре тысячи триста семьдесят два) руб. 81 коп.
Сумма настоящего договора является ориентировочной и подлежит изменению в случае регистрации (прописки, выписки, убытия) граждан на постоянное (временное), изменение места жительства».
Принять п.5.3 Договора в редакции истца: «Расчеты стоимости потребленной Абонентом электрической энергии производятся согласно расчёту потребления
электроэнергии в местах общего пользования согласованной сторонами.
Расчет произведен согласно Постановлению Администрации ЯНАО от 28.04.2007г. №216-А «О нормативах потребления электроэнергии населением и потребителями, отнесенными к группе «население в Ямало-Ненецком автономном округе» и Постановления Администрации ЯНАО от 14.02.2008г. №56-А «О нормативах потребления электроэнергии населением Ямало-Ненецкого автономного округа».
Взыскать с ООО «Коммунальщик» в пользу ООО «Электростройизмерения» расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в г.Омск в течение месяца со дня его изготовления путём подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья А.Д.Холявко