АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-2000/2012 |
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2012 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Рахимовым Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>) к Администрации муниципального образования Пуровский район об обжаловании действий (бездействия), при участии 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа; ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа»; Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа; Комитет природных ресурсов по Ямало-Ненецкому автономному округу Ноябрьский лесхоз Ноябрьское лесничество; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 20.09.2011, ИП ФИО1,
от заинтересованного лица – представитель не явился,
от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО – ФИО3 по доверенности от 09.12.2011 № 113, ФИО4 по доверенности,
от иных третьих лиц – представители не явились,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования Пуровский район (далее – заинтересованное лицо, Администрация).
В заявлении предприниматель просит суд:
- признать незаконным отказ Администрации МО Пуровский район в осуществлении выбора земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, содержащийся в письме от 17.02.2012 исх. № 01-19/333;
- обязать Администрацию МО Пуровский район провести работы по формированию земельного участка общей площадью 0,1165 га, расположенного на Карамовском перекрестке дорог Пуровского района, для строительства кафе и СТО;
- обязать Администрацию МО Пуровский район утвердить акт выбора земельного участка общей площадью 0,1165 га, расположенного на Карамовском перекрестке дорог Пуровского района, для строительства кафе и СТО;
- обязать Администрацию МО Пуровский район вынести решение о предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства объектов торговли.
Заявленные требования мотивированы тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, что подтверждается письмами Филиала ФГУП «Рослесинфорг» от 29.05.2009 и Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 18.08.2009, в связи с чем отказ Администрации в осуществлении выбора земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объектов (придорожного кафе и СТО (шиномонтаж) является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
От заинтересованного лица поступил отзыв, с заявленными требованиями Администрация не согласилась, просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя ввиду того, что испрашиваемый земельный участок не находится в собственности муниципального образования Пуровский район и в соответствии с письмом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 17.02.2012 принадлежит к землям лесного фонда, следовательно, по вопросам о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предпринимателю необходимо обращаться в Департамент.
Определением суда от 15.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа; ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа»; Комитет природных ресурсов по Ямало-Ненецкому автономному округу Ноябрьский лесхоз Ноябрьское лесничество; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе; Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент природно-ресурсного регулирования, Департамент).
От ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» поступил отзыв на заявление, из которого следует, что кафе «Дальнобойщик», принадлежащий заявителю, расположен в пределах придорожной полосы автомобильной дороги «Салехард-Сургут, участок граница ЯНАО-Губкинский» км. 265+266 (Карамовский перекресток»), являющейся дорогой общего пользования окружного значения и отнесена к III категории автодорог. Владельцем указанной дороги и земельного участка, на котором она располагается, является ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа». Какого-либо согласия на размещение и строительство объектов дорожного сервиса Дирекцией предпринимателю не давалось; предприниматель самовольно построила и эксплуатирует объект дорожного сервиса, не имея разрешения на строительство.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа также представил отзыв, из которого следует, что за ГКУ Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» закреплено право оперативного управления за автомобильной дорогой «Салехард-Сургут, участок граница ЯНАО-Губкинский», в связи с чем предприниматель с соответствующим запросом о согласовании должна была обратиться в Дирекцию.
От Департамента природно-ресурсного регулирования поступил отзыв, в заявленных требованиях просит отказать ввиду отсутствия у предпринимателя правоустанавливающих документов на разрешение использования лесного участка под размещение кафе «Дальнобойщик», что в свою очередь, влечет неправомерность предъявления требований об осуществлении выбора земельного участка к Администрации как органу местного самоуправления.
Иные третьи лица отзывы на заявление не представили.
Заинтересованное лицо и третьи лица (кроме Департамента природно-ресурсного регулирования), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, представила дополнительные документы для приобщения к материалам дела, а также письменные пояснения на отзыв Департамента природно-ресурсного регулирования, из которых следует, что Департамент в обоснование своих доводов о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда не представил правоустанавливающих документов о переводе данного земельного участка из одной категории земель в другую. Также заявителем представлена копия приказа ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» от 17.04.2012 № 110-пр об утверждении заявителю технических условий на разработку проекта реконструкции существующего объекта придорожного сервиса кафе «Дальнобойщик» в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования «Сургут-Салехард, участок граница ЯНАО-Губкинский» на км 265+080.
Представители Департамента с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве, представили в материалы дела выписку из государственного лесного реестра № 482 от 03.10.2012.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, отзывы, дополнения к отзыву, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, заявитель приобрела у индивидуального предпринимателя ФИО5 по договору купли-продажи от 19.04.2002 шиномонтажную мастерскую, расположенную на земельном участке площадью 0,11 га в районе Карамовского перекрестка на территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в квартале 1777 выдел 40, общей площадью 0, 1165 га, которую в дальнейшем в результате перепланировки приспособила для станции технического обслуживания и кафе «Дальнобойщик».
На основании обращения ИП ФИО1 издано распоряжение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2002 № 1345-р «О выборе земельного участка», в соответствии с которым комиссии по выбору земельных участков муниципального образования Пуровский район поручено определить место размещения и оформить акт выбора земельного участка под строительство СТО «Дальнобойщик» на Карамовском перекрестке дорог, а также согласовать и утвердить материалы по выбору земельного участка в установленном порядке.
Документы, необходимые для согласования акта выбора земельного участка, предпринимателем были направлены в Администрацию первоначально в 2002 году, в последующем в 2004 году, однако ответа на обращение со стороны Администрации получено не было.
В сентябре 2009 года предприниматель вновь обратилась в Администрацию с заявлением об осуществлении выбора земельного участка для строительства придорожного кафе «Дальнобойщик» и предварительном согласовании места его размещения (т.1 л.д.39).
Письмом от 06.10.2009 исх. № 01-17/2855 (т.1 л.д.40) Администрация со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (дело №Ф04-6984/2007 (38993-А81-9) от 15.11.2007 г.) отказала в выборе и предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства придорожного кафе «Дальнобойщик» общей площадью 0, 1165 га, расположенного по адресу: Пуровский район, в районе Карамовского перекреста на Карамовском месторождении, на основании того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель лесного фонда, и предложила предпринимателю обратиться с заявлением об отводе участка лесного фонда в Департамент природно-ресурсного регулирования.
Отказ Администрации в выборе и предварительном согласовании места размещения земельного участка, выраженного в письме от 06.10.2009 исх. № 01-17/2855, был обжалован предпринимателем в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.03.2010 по делу № А81-7210/2009 данный отказ Администрации признан незаконным и на Администрацию была возложена обязанность по принятию мер, направленных на рассмотрение заявления ИП ФИО1 о выборе земельного участка общей площадью 0,1165 га на Карамовском перекрестке дорог Пуровского района, расположенного в квартале 1777, выдел 40 для строительства кафе и СТО, и согласования места размещения объекта по существу и принятие по нему юридических и других значимых действий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ, либо предоставить предпринимателю мотивированный ответ на ее заявление.
Вышеуказанное решение было вынесено судом на основании установления того обстоятельства, что в соответствии с письмами Департамента природно-ресурсного регулирования от 18.08.2009 № 2701-17/11505 и Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» от 29.05.2009 № 06/1507 земельный участок, предоставленный предпринимателю под строительство придорожного кафе «Дальнобойщик», общей площадью 0,1165 га в границах по предоставленным координатам, не входит в состав земель лесного фонда, следовательно, у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком. Администрация не мотивировала свой отказ в выборе земельного участка: в ответе отсутствуют ссылки на конкретные нормы земельного, лесного, градостроительного законодательства, отсутствуют ссылки на какие-либо документы (кадастровый, ситуационный план), позволяющие идентифицировать спорный земельный участок, ссылки на градостроительную документацию, планово - картографические материалы, лесоустроительную документацию.
Письмом от 17.02.2012 исх. № 01-19/333 Администрация отказала ИП ФИО1 в осуществлении выбора земельного участка для строительства придорожного кафе и СТО общей площадью 0,1165 га и предварительном согласовании места размещения объекта. Отказ был мотивирован тем, что положениями статей 30, 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление для строительства объектов земельного участка, свободного от прав третьих лиц. Кроме того, в ходе осмотра земельного участка было установлено, что земельный участок используется без правоустанавливающих документов, на участке расположен объект недвижимости кафе «Дальнобойщик», с севера прилегающая к кафе территория огорожена забором, рядом с кафе расположен металлический гараж и туалет. Наличие данных объектов на выбираемом земельном участке исключает формирование земельного участка под строительство объектов. На основании изложенного и со ссылкой на статью 222 Гражданского кодекса РФ Администрация отказала предпринимателю в осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Вышеуказанный Отказ Администрации послужил основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из отзыва Департамента природно-ресурсного регулирования следует, что 21.07.2009 в адрес Департамента поступил запрос ИП ФИО1 о даче письменного заключения о том, что границы земельного участка, расположенного в районе Карамовского перекрестка автодороги Сургут-Новый Уренгой, испрашиваемого под строительство придорожного кафе «Дальнобойщик», исключены из состава земель лесного фонда Таркосалинского лесничества ЯНАО. Департамент с учетом предоставленных предпринимателем координат и сведений Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» в ответе от 18.08.2009 исх. № 2701-17/11505 на запрос предпринимателя, уведомил последнюю о том, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда.
23.07.2012 Департамент обратился с запросом исх. № 2701-17/12359 в ГКУ «Ресурсы Ямала» о предоставлении информации о принадлежности земельного участка, занятого под размещение кафе «Дальнобойщик», к землям лесного фонда Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества ЯНАО (т.2 л.д.81).
На вышеуказанный запрос Департамента ГКУ «Ресурсы Ямала» была предоставлена схема размещения земельного участка в разрезе лесопользования, землепользования и недропользования (т.2 л.д.83), согласно которой по материалам лесоустройства 2010 года, утв. приказом Департамента от 30.12.2010 исх. № 922 (т.2 л.д.84), действующим с 01.02.2011, участок лесного фонда, на котором расположено кафе «Дальнобойщик» входит в состав земель лесного фонда Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества ЯНАО в квартале 1777 выделе 121.
Согласно приказу Департамента от 30.12.2010 исх. № 922 в целях организации использования лесов и обеспечения соответствия материалов лесоустройства фактическому использованию земель определено ввести в действие с 01.02.2010 материалы лесоустройства, выполненные Западно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг», на землях лесного фонда Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества ЯНАО и применить данные материалы лесоустройства для внесения изменений в лесохозяйственный регламент, проектов освоения лесов и введения государственного лесного реестра.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса РФ).
Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. В то же время в силу положений Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ).
В силу положений статьи 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Лесопользование допускается с предоставлением лесных участков при условии предварительного определения их границ в соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных статьями 30, 33, 35, 37, 48, частью 8 статьи 29, статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации.
Объем передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений определен статьей 83 ЛК РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений - предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2011 года N 896-П, Департамент наделен полномочиями по распоряжению землями лесного фонда.
Материалами дела, а именно, приказом Департамента природно-ресурсного регулирования от 30.12.2010 № 922 (т.2 л.д.84), схемой размещения земельного участка в разрезе лесопользования, землепользования и недропользования (т.2 л.д.83), представленной в судебном заседании представителями Департамента выпиской из государственного лесного реестра № 482 от 03.10.2012, подтверждается, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, соответственно предпринимателю по вопросам предоставления указанного земельного участка необходимо обращаться в Департамент.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 104, 110, 167, 168, 169, 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>) требований - отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>) из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 800,00 рублей, по платёжному поручению от 27.04.2012 № 1. Возврат государственной пошлины произвести Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия (изготовления в полном объёме) арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Э.М. Сеитов