ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-2037/14 от 09.10.2014 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-2037/2014

16 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Д.П. Лисянского, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.С. Дегтяревой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решений от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 – 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.12.2013 № 07/13-195;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 19.12.2013,

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (далее по тексту – ОАО «Тюменьэнерго», общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) об оспаривании решений 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 – 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.

В обоснование требования заявитель указал, что принадлежащие обществу объекты основных средств подлежат освобождению от налогообложения налогом на имущество организаций на основании п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ, поскольку являются неотъемлемой частью линий энергопередачи.

В отзыве на заявление заинтересованное лицо, возражая против требований заявителя, указало, что спорные объекты по функциональному назначению не относятся к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, в связи с чем в отношении имущества налогоплательщика не может применяться льгота, предусмотренная п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица против требований налогоплательщика возражал, ссылаясь на доводы отзыва.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела, изучив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 18.04.2013 общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год (2 декларации) и за 2012 год (3 декларации), в которых заявлена налоговая льгота в отношении следующих объектов:

- Административно-бытовой корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Административно-лабораторный корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Здание диспетчерской МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- ГСМ и маслохозяйство (код ОКОФ 110001140);

- Цех подготовки зданий на базе НЭС (код ОКОФ 110001190);

- Котельная РПБ НЭС (код ОКОФ 114521127);

- Асфальтовое покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Покрытие из ж/б плит (код ОКОФ 120001121);

- Ж/б покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Кабельная линия связи г. Ноябрьск (код ОКОФ 124526080);

- ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (код ОКОФ 124526080);

- Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 124526111);

- Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (код ОКОФ 143222010);

- Оборудование связи (код ОКОФ 143222260);

- Центр управления системы (код ОКОФ 143312000);

- Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» (код ОКОФ 143312000);

- Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 120001121);

- Наружное ограждение территории (код ОКОФ 123697050);

- Наружные сети тепловодоснабжения (код ОКОФ 124521125);

- Насосная станция первого подъема (код ОКОФ 124525351);

- Электрокотельная М/К-320 кВт (код ОКОФ 142897030);

- Наружные сети электроснабжения (код ОКОФ 143131000).

В период с 18.04.2013 по 18.07.2013 инспекцией проведены камеральные налоговые проверки указанных уточненных налоговых деклараций, в ходе которых сделаны выводы, что функциональное назначение указанных объектов не позволяет отнести их к имуществу, которое в соответствии со ст.381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.

По результатам налоговых проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 31.07.2013 №№ 1966, 1972, 1973, 1980, 1980 (т.1 л.д.89-124) и 26.09.2013 исполняющим обязанности заместителя начальника инспекции вынесены решения №№ 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 641 855 руб. (т.1 л.д.24-88).

Соблюдая установленный ст.101.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 03.08.2013) досудебный порядок урегулирования спора, ОАО «Тюменьэнерго» обратилось с апелляционной жалобой на решения инспекции от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 в вышестоящий налоговый орган (т.1 л.д.144-164).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31.01.2014 № 32 оспариваемые решения инспекции от 26.09.2013 оставлены без изменения, апелляционная жалоба ОАО «Тюменьэнерго» – без удовлетворения (т.2 л.д.3-18).

Кроме того, налогоплательщик, руководствуясь положениями ст.78 Налогового кодекса РФ, обратился в инспекцию с заявлениями от 30.01.2013 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций (т.2 л.д.44-48).

Посчитав, что решения инспекции от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 не соответствуют закону, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ представленные доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Частью 1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пп.3 п.1 ст.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Статьей 381 Налогового кодекса РФ установлен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество.

В соответствии с п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от обложения налогом на имущество организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504.

Таким образом, право на налоговую льготу возникало у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п.1 ст.381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу вышеуказанной нормы, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее также – Перечень).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 – раздел, XX 0000000 – подраздел, XX XXXX000 – класс, XX XXXX0XX – подкласс, XX XXXXXXX – вид.

В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.

Перечень сформирован с использованием данных ОКОФ, содержащего наиболее полную информацию по сравнению с Перечнем об объектах основных средств, используемых организациями различных отраслей.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

В соответствии с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.07.2006 № 03-06-01-04/143, объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).

При этом необходимо отметить, что неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при принятии объектов основных средств к учету не является основанием для лишения его права на налоговую льготу.

Также, в п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ не содержится ссылок на то, что применение данной нормы связано с отнесением объекта основных средств к тому или иному коду ОКОФ. Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Кроме того, основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, а не осуществление определенного вида деятельности.

В силу ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Закон № 35-ФЗ) общество является субъектом электроэнергетики.

В статье 3 Закона № 35-ФЗ определено, что электроэнергетика – это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии.

Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (п.2 ст.5 Закона № 35-ФЗ).

Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, следовательно, находящееся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, могут рассматриваться как линии энергопередачи или оборудование, являющееся его неотъемлемой технологической частью.

Осуществляемые заявителем виды деятельности неразрывно связаны с распределением и передачей электроэнергии в силу ее особых свойств как товара. На балансе заявителя находятся основные средства, необходимые для передачи и распределения электроэнергии.

Процесс передачи распределения электроэнергии невозможен без использования устройств, состоящих на балансе общества, являющихся неотъемлемой технологической частью системы энергоснабжения.

Судом установлено и следует из материалов дела, обществом заявлена льгота по налогу на имущество за 2011 и 2012 годы в отношении следующих объектов:

- Административно-бытовой корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Административно-лабораторный корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Здание диспетчерской МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- ГСМ и маслохозяйство (код ОКОФ 110001140);

- Цех подготовки зданий на базе НЭС (код ОКОФ 110001190);

- Котельная РПБ НЭС (код ОКОФ 114521127);

- Асфальтовое покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Покрытие из ж/б плит (код ОКОФ 120001121);

- Ж/б покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Кабельная линия связи г. Ноябрьск (код ОКОФ 124526080);

- ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (код ОКОФ 124526080);

- Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 124526111);

- Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (код ОКОФ 143222010);

- Оборудование связи (код ОКОФ 143222260);

- Центр управления системы (код ОКОФ 143312000);

- Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» (код ОКОФ 143312000);

- Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 120001121);

- Наружное ограждение территории (код ОКОФ 123697050);

- Наружные сети тепловодоснабжения (код ОКОФ 124521125);

- Насосная станция первого подъема (код ОКОФ 124525351);

- Электрокотельная М/К-320 кВт (код ОКОФ 142897030);

- Наружные сети электроснабжения (код ОКОФ 143131000).

Сопоставление ОКОФ, технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне, указывают на следующее.

Обществом заявлена льгота исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня.

Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе заявителя в качестве объектов основных средств инспекцией не оспаривается.

Налоговым органом в решениях №№ 443, 445 указано, что в представленной технической документации основных средств (технические паспорта, инвентарные карточки, объектов основных средств) Административно-бытовой корпус МРЭС (инв. № 40093), Административно-лабораторный корпус МРЭС (инв. № 2414), Здание диспетчерской МРЭС (инв. № 10081) описания технических характеристик и функционального назначения, позволяющего отнести указанные объекты к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью не содержится, в возражениях не представлено.

Указанные объекты правомерно включены в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 – «инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей», так как в состав объекта входят и неразрывно с ним связаны диспетчерские щиты/пульты управления; специальное оборудование электрических и тепловых сетей, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническими паспортами и инвентарными карточками учета объекта основных средств на здания: Административно-лабораторного корпуса МРЭС, Административно-бытового корпуса МРЭС, Здания диспетчерской МРЭС.

В ст.3 Закона № 35-Ф3 указано, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Таким образом, федеральным законом закреплено, что оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при условии выполнения технологически связанных действий через технические устройства электрических сетей.

Кроме того, согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2007 № 10026) в состав такого имущества входят в том числе:

- административно-бытовые здания;

- производственно-технологические здания и сооружения;

- лабораторные здания и сооружения.

Таким образом, здание административно-бытового корпуса МРЭС инв. № 40093, здание диспетчерской МРЭС инв. № 10081, здание административно-лабораторного корпуса МРЭС инв. № 2414 являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, в связи с чем, подлежат льготированию на основании п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, согласно представленной экспликации к паспорту на здание административно-бытового корпуса МРЭС (инв. № 40093), к паспорту на здание диспетчерской (инв. № 10081), к паспорту на здание административно-лабораторного корпуса МРЭС (инв. № 2414) во всех трех зданиях расположены диспетчерские (диспетчесркий щит), а одно из них (инв. № 10081) является зданием диспетчерской.

Согласно п.3.3.88 «Телемеханика» Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) средства телемеханики (телеуправление, телесигнализация, телеизмерение и телерегулирование) должны применяться для диспетчерского управления территориально рассредоточенными электроустановками, связанными общим режимом работы, и их контроля.

Обязательным условием применения средств телемеханики является наличие технико-экономической целесообразности (повышение эффективности диспетчерского управления, то есть улучшение ведения режимов и производственных процессов, ускорение ликвидации нарушений и аварий, повышение экономичности и надежности работы электроустановок, улучшение качества вырабатываемой энергии, снижение численности эксплуатационного персонала и отказ от постоянного дежурства персонала, уменьшение площадей производственных помещений и т.п.).

Из содержания данного пункта ПУЭ следует, что, во-первых, средства телемеханики внедряются, осуществляют свои технические функции посредством диспетчерского управления, то есть диспетчерский щит – основное средство телемеханики; во-вторых, средство телемеханики – диспетчерский щит всегда расположен в производственных помещениях.

Поскольку во всех трех зданиях (административно-бытовой корпус МРЭС (инв. № 40093), здание диспетчерской (инв. № 10081), здание административно-лабораторного корпуса МРЭС (инв. № 2414)) расположены диспетчерские, в которых установлены диспетчерские щиты, льгота могла быть заявлена, как по коду ОКОФ 11 4521012 «здания электрических и тепловых сетей», поскольку все три объекта являются зданиями электрических сетей, так и по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку здания являются неотъемлемой технологической частью средств телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов – диспетчерского щита.

Таким образом, налоговым органом неправомерно отказано в применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении Административно-бытового корпуса МРЭС (инв. № 40093), Административно-лабораторного корпуса МРЭС (инв. № 2414), Здания диспетчерской (инв. № 10081).

В решениях №№ 444, 446, 447 налоговым органом указано, что льгота необоснованно заявлена в отношении основных средств: ГСМ и маслохозяйство (инв. № 10073), Цех подготовки зданий на базе НЭС (инв. № 10032), Котельная РПБ НЭС (инв. № 10072), Кабельная линия связи г. Ноябрьск (инв. № 530), ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (инв. № 7410), Внутриплощадочные проезды (инв. № 1208), Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (инв. № 6083), Оборудование связи (инв. № 6108), Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» (инв. № 6536), Центр управления системы (инв. № 6432), Сети тепловодоснабжения (инв. № 1207), Асфальтовое покрытие (инв. № 1278), Покрытие из ж/б плит (инв. № 1279), Ж/б покрытие (инв. № 1469), Внутриплощадочные проезды (инв. № 7629), Наружное ограждение территории (инв. № 7633), Наружные сети тепловодоснабжения (инв. № 7631), Насосная станция первого подъема (инв. № 7626), Электрокотельная М/К-320 кВт (инв. № 7624), Наружные сети элекртоснабжения (инв. № 7630).

Так, по объекту ГСМ и маслохозяйство (инв. № 10073) налоговый орган указывает, что это оборудование предназначено для хранения, регенерации и очистки трансформаторного масла, необходимого при заливке в маслонаполненное оборудование подстанции Ноябрьских электрических сетей (НЭС). Данный объект относится к маслоочистителъной, а не к маслонаполненной аппаратуре. Поэтому льгота заявлена неправомерно.

Однако к указанному объекту правомерно применена льгота по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 «кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура». Спорный объект является сооружением электроэнергетики, которое является неотъемлемой технологической частью устройств маслоподпитывающей аппаратуры (ГСМ и маслохозяйство) – сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.

Кроме того, как указано в пояснениях общества и следует из представленных в материалы дела технических документов маслохозяйство необходимо исключительно для подпитки качественным трансформаторным маслом (прошедшим технологическую процедуру очистки и/или регенерации) трансформаторов, то есть представляет собой как маслоподпитывающую аппаратуру (трансформаторы надлежит заправлять – подпитывать, очищенным маслом), соответствующую коду ОКОФ 12 4521010, так и является неотъемлемой технологической частью трансформатора электрического силового мощного по коду ОКОФ 14 3115010, т.к. не несет ни каких иных функций кроме заправки – подпитки трансформаторов качественным (очищенным) маслом, в связи с чем технологически связана только с этим оборудованием – трансформатором.

По мнению налогового органа, цех подготовки зданий на базе НЭС (инв. № 10032) выполняет функции ремонтного и складского помещения, поэтому льгота заявлена неправомерно.

По мнению суда, льгота по налогу на имущество применена в отношении данного объекта также правомерно, поскольку имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 «здания электрических и тепловых сетей», «инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, зданий линейно-эксплуатационной службы», соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом и инвентарной карточкой учета объекта основных средств на объект Цех подготовки зданий на базе НЭС.

Согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» в состав такого имущества входят в том числе:

ремонтно-эксплуатационные здания и сооружения;

производственно-технологические здания и сооружения.

Таким образом, цех подготовки зданий на базе НЭС (инв. № 10032) является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, в связи с чем, подлежит льготированию на основании п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ.

Кабельная линия связи г. Ноябръск (инв. № 530), по мнению заинтересованного лица, соединяет объекты электроэнергетики: ПС Владимирская, ПС Летняя, ПС Комплект, ПС Городская, РДП НЭС. Представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры ЛЭП и активного каналообразующего оборудования (мультиплексоров). Предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотъемлемой частью процесса управления передачей электроэнергии. Поэтому общество не имеет право на применение льготы.

Суд соглашается с позицией налогоплательщика о том, что указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 «кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура», так как относится к сооружениям электроэнергетики, которые являются неотъемлемой технологической частью устройств сигнализации и связи (кабельная линия связи) – сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела схемами кабельных сетей и инвентарной карточкой учета объекта основных средств на объект.

Кроме того, в отношении данного объекта льгота может быть применена по коду ОКОФ 14 3222040 «системы связи оптоволоконные» – «системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи», т.к. представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры ЛЭП.

Также, льгота по указанному объекту может быть применена по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку кабельная линия связи предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи.

Таким образом, льгота в отношении объекта Кабельная линия связи г. Ноябръск (инв. № 530) применена заявителем правомерно.

Согласно позиции налогового органа объект ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (инв. № 7410) представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры, для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотъемлемой частью процесса управления передачей электроэнергии.

Суд с указанной позицией инспекции согласиться не может. В отношении указанного объекта обоснованно применена льгота по налогу на имущество организаций в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 «кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура», так как относится к сооружениям электроэнергетики, которые являются неотъемлемой технологической частью устройств сигнализации и связи (кабельная линия связи) – сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом и инвентарными карточками учета объекта основных средств.

Кроме того, в отношении данного объекта льгота может быть применена по коду ОКОФ 14 3222040 «системы связи оптоволоконные» – «системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи», т.к. представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры ЛЭП.

Также, льгота по указанному объекту может быть применена по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку кабельная линия связи предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи.

Таким образом, льгота в отношении объекта ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (инв. № 7410) применена заявителем правомерно.

Объект Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (инв. № 6083) соединяет объекты электроэнергетики: РДП МРЭС, ПС Ханупа, ПС ФИО3, ПС Барсуковский, ПС Комсомольский, ПС Победа, РДП ПРЭС. Представляет собой совокупность оптического кабеля, повешенного на опоры ЛЭП и активного каналообразующего оборудования (мультиплексоров). Предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотделимой частью процесса управления передачей электроэнергии.

Указанный объект обоснованно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 «кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура», так как является сооружениями электроэнергетики, которые являются неотъемлемой технологической частью устройств сигнализации и связи (кабельная линия связи) – сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.

Кроме того, в отношении данного объекта льгота может быть применена по коду ОКОФ 14 3222040 «системы связи оптоволоконные» – «системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи», т.к. представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры ЛЭП.

Также, льгота по указанному объекту может быть применена по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку кабельная линия связи предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи.

Таким образом, льгота в отношении объекта Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (инв. № 6083) применена заявителем правомерно.

Оборудование связи (инв. № 6108) соединяет объекты электроэнергетики: РДП МРЭС, ПС Пяку-Пур. Представляет собой активное каналообразующее оборудование для организации канала передачи данных и связи по ВЛ. Предназначено для организации каналов телемеханики, организации диспетчерских каналов связи.

Указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку оборудование связи предназначается для организации канала передачи данных и связи по ВЛ. Предназначено для организации каналов телемеханики и организации диспетчерских каналов связи.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническими характеристиками оборудования и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.

Данное оборудование является средством телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 14 3313040.

Таким образом, льгота в отношении объекта Оборудование связи (инв. № 6108) применена заявителем правомерно.

Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» (инв. № 6536) соединяет объекты электроэнергетики: ПС Янга-Яха, РДП НЭС. Представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотъемлемой частью процесса управления передачей электроэнергии. Налоговый орган считает, что льгота заявлена неправомерно, поскольку ОАО «Тюменьэнерго» не является газораспределительной или газоизмерительной станцией.

Указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» предназначена для организации канала передачи данных и связи по ВЛ, для организации каналов телемеханики и диспетчерских каналов связи.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела схемами, техническими характеристиками оборудования и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.

Указанное основное средство является оборудованием телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 14 3313040.

Действительно, ОАО «Тюменьэнерго» не является газораспределительной или газоизмерительной станцией. Общество заявило льготу в отношении оборудования Радио-релейная линия связи «Мини-Линк», которое соединяет объекты электроэнергетики: ПС Янга-Яха и РДП НЭС, то есть является устройством телемеханики подстанций, соотносимое с кодом ОКОФ 14 3313040 из раздела «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью», а не раздела «Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью».

Таким образом, льгота в отношении объекта Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» (инв. № 6536) применена заявителем правомерно.

Центр управления системы (инв. № 6432) служит для сбора и отображения сигналов телемеханики с объектов электроэнергетики НЭС. Представляет собой совокупность вычислительного оборудования и системы отображения получаемой информации. Является неотделимой частью процесса управления передачей электроэнергии. Диспетчерский щит МРЭС предназначен для оперативного визуального контроля и регистрации информации о состоянии объектов подстанций, входящих в систему диспетчерского управления, с расположенными на ней мнемоническими схемами и подвижными элементами, то есть, отнесение данного объекта к системе контроля управления может быть основанием к обозначению кодом ОКОФ 14 3313040. По мнению заинтересованного лица, представленная налогоплательщиком техническая документация и пояснения не содержат оснований для отнесения диспетчерского щита МРЭС к системе контроля управления и ни к одному объекту имущества, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 14 3313040 «средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов», поскольку система контроля управления служит для сбора и отображения сигналов телемеханики с объектов электроэнергетики НЭС.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническими характеристиками оборудования и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.

Следовательно, данное оборудование является средством телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 14 3313040.

Согласно п.3.3.88 «Телемеханика» Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) средства телемеханики (телеуправление, телесигнализация, телеизмерение и телерегулирование) должны применяться для диспетчерского управления территориально рассредоточенными электроустановками, связанными общим режимом работы, и их контроля.

Обязательным условием применения средств телемеханики является наличие технико-экономической целесообразности (повышение эффективности диспетчерского управления, то есть улучшение ведения режимов и производственных процессов, ускорение ликвидации нарушений и аварий, повышение экономичности и надежности работы электроустановок, улучшение качества вырабатываемой энергии, снижение численности эксплуатационного персонала и отказ от постоянного дежурства персонала, уменьшение площадей производственных помещений и т.п.).

Из содержания данного пункта ПУЭ следует, что средства телемеханики осуществляют свои технические функции посредством диспетчерского управления, то есть диспетчерский щит – основное средство телемеханики.

Таким образом, льгота в отношении объекта Центр управления системы (инв. № 6432) применена заявителем правомерно.

Объекты Асфальтовое покрытие (инв. № 1278), Внутриплощадочные проезды (инв. № 1208), Внутриплощадочные проезды (инв. № 7629), Ж/б покрытие на РПБ (инв. № 1469), Покрытие из ж/б плит РПБ (инв. № 1279), Наружное ограждение территории (инв. № 7633).

Из представленных налогоплательщиком пояснений следует, что указанные объекты основных средств обеспечивают ровную и твердую поверхность проездов по промплощадке технологического автотранспорта задействованного в производственной деятельности по обслуживанию электрооборудования подстанций и высоковольтных линий электропередачи; тротуаров, пешеходных дорожек для передвижения ремонтного персонала и работников предприятия по технологической территории базы, используемой в производственной деятельности и делает более удобным использование земельного участка в части содержания и эксплуатации территории промплощадки.

По мнению инспекции, представленная налогоплательщиком техническая документация и пояснения не содержат оснований для отнесения основных средств асфальтовое покрытие, покрытие из ж/б плит, ж/б покрытие, внутриплощадочные проезды к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

По названным объектам льгота может быть применена, поскольку имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня имущества по коду ОКОФ 11 4521012 «инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей», так как в состав объекта входит и неразрывно с ним связана трансформаторная подстанция (блочной комплектной трансформаторной подстанцией, закрытого распределительного устройства и т.п.); диспетчерские щиты/пульты управления – специальное оборудование электрических и тепловых сетей.

Кроме того, ремонтно-производственная база (асфальтовое покрытие), предназначена для оперативного обслуживания ПС 110 кВ Холмогорских районных электрических сетей. Также там расположен центральный диспетчерский пункт оперативного обслуживания подстанции 110 кВ и линии электропередач.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом, схемой-планом и инвентарными карточками учета объектов основных средств.

На территории РПБ расположены структурные подразделения и производственные помещения подразделений филиала НЭС. Эти структурные подразделения выполняют функции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования подстанций, зданий и сооружений и линий электропередачи филиала.

В связи с высокой интенсивностью движения транспорта и в целях пожарной и дорожной безопасности по территории РПБ организовано кольцевое движение, выполнено два въезда и площадки для стоянки автотранспорта. РПБ расположена на заболоченном участке и для проезда легкового и грузового транспорта, сделана отсыпка, выложены бетонные плиты и выполнено асфальтовое покрытие.

Внутриплощадочные проезды необходимы для проезда легковой и грузовой техники к производственным помещениям, гаражам, складам для погрузочно-разгрузочных работ, перевозки оборудования и материалов.

Кроме того, согласно приказу Минэнерго России от 30.06.2003 № 288 «Об утверждении Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 – 750 кВ», а также «Стандарт организации. Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 – 750 кВ (НТП ПС)» (утв. и введен в действие приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 13.04.2009 № 136):

Для ПС предусматриваются следующие виды автомобильных дорог: подъездная дорога для связи ПС с общей сетью автомобильных дорог; резервный подъезд к ПС (при площади ПС более 5 га); внутриплощадочные автомобильные дороги (п.14.3.1).

Для перевозки тяжелых грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) от разгрузочной площадки железнодорожной станции или причала водного транспорта до площадки ПС в случае отсутствия подъездного железнодорожного пути разрабатывается автодорожный маршрут.

Проект подъездных Автомобильных дорог ПС увязывается со схемами районных планировок и с генеральными планами населенных пунктов и промышленных предприятий при расположении площадки в пределах последних (п.14.3.2).

Автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием, предусматриваются, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: трансформаторам, шунтирующим реакторам, СК, к зданию маслохозяйства и емкостям масла, ОПУ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль батарей конденсаторов статических компенсаторов, к каждой фазе выключателей 330 – 750 кВ, компрессорной, складу хранения водорода и материальному складу, насосным резервуарам воды.

Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта (п.14.3.4).

Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше проектируются, как правило, по кольцевой системе (п.14.3.5).

Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных Автомобильных дорог выполняется (п.14.3.6):

а) для ПС 35 и 110 кВ с использованием местных дорожно-строительных материалов на основе сравнения вариантов: щебеночное или гравийное; чернощебеночное или черногравийное.

В отдельных случаях при специальном обосновании для ПС 110 кВ возможно устройство асфальтобетонного, цементобетонного покрытия.

При отсутствии местных дорожных строительных материалов покрытие дорог на ПС, расположенных в северной строительно-климатической зоне, выполняется из сборных железобетонных плит.

При благоприятных грунтовых условиях, обеспечивающих круглогодичный проезд автотранспорта для ПС 35 и 110 кВ, можно проектировать автомобильные дороги с низшим покрытием (из грунтов, улучшенных местным каменным материалом);

б) для ПС 220 кВ и выше: асфальтобетонное; с применением сборных железобетонных плит при специальном обосновании (отсутствие местных дорожных строительных материалов, асфальтобетонных заводов, неблагоприятные климатические и гидрологические условия), когда это требуется по условиям доставки тяжелого оборудования.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства ОАО «Тюменьэнерго» не имеет право эксплуатировать электросетевые объекты в отсутствие внутриплощадочного проезда. Данные объекты сооружены в соответствии с приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 288, являются неотъемлемой технологической частью инженерных сооружений для размещения специального оборудования электрических сетей и без данных объектов эксплуатация оборудования электрических сетей невозможна.

Кроме того, согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» в состав такого имущества входят в том числе:

площадки технологического оборудования;

внутриплощадочные дороги, проезды и площадки.

Таким образом, указанные объекты являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, в связи с чем, подлежат льготированию на основании п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ.

Котельная РПБ НЭС (инв. № 10072), Электрокотельная М/К-320 кВт (инв. № 7624). Основным назначением котельных является подогрев воды для создания нормативного температурного режима в эксплуатируемых энергопредприятием зданиях и сооружениях, ремонтно-механических мастерских и складских помещений и обеспечение горячим водоснабжением.

Налоговый орган указал, что в представленной технической документации и пояснениях сведений, позволяющих отнести Котельную РПБ НЭС к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, не содержится.

Однако указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 «инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей».

Согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов Приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» в состав такого имущества входят в том числе производственно-технологические здания и сооружения.

Таким образом, котельная РПБ НЭС (инв. № 10072) является неотъемлемой технологической частью линии энергопередачи, в связи с чем, подлежит льготированию на основании п.11 ст.381 Налогового кодекса РФ.

Наружные сети тепловодоснабжения (инв. № 7631), Насосная станция первого подъема (инв. № 7626). Исходя из определений, содержащихся в СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» магистральными тепловыми сетями признаются тепловые сети, предназначенные для транспортировки теплоносителя от источников теплоснабжения до вводов на территории жилых районов или до вводов на территории промышленных предприятий. 22.04.2013 в инспекцию поступил ответ на запрос (исх.№ 2.9-18/02642), в котором сообщается, что магистральные тепловые сети, находящиеся на территории города Ноябръск и микрорайона Выгапуровский, в собственности, аренде, оперативном управлении находятся у организаций, в список которых ОАО «Тюменъэнерго» не входит. В представленной технической документации сведений, позволяющих отнести сети теплоснабжения, наружные сети теплоснабжения, теплосети РПБ к имуществу, относящемуся к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью не содержится.

Между тем указанные объекты правомерно включены в состав льготы по налогу на имущество организаций в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 12 4521126 «трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной».

В соответствии с п.4.1. СНиП 41-02-2003 разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.

ОАО «Тюменьэнерго», являясь эксплуатационной организацией, установило, что вышеуказанные сети в силу их технических характеристик и функционального назначения, являются магистральными.

Исходя из понятий, содержащихся в СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» магистральными тепловыми сетями признаются тепловые сети, предназначенные для транспортировки теплоносителя от источников теплоснабжения до вводов на территории жилых районов или до вводов на территории промышленных предприятий.

Как следует из материалов дела, на балансе общества находится котельная РПБ НЭС. Соответственно, поставка тепловой энергии производится от источника теплоснабжения до ввода на территории промышленных предприятий, то есть в силу СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» сеть является магистральной.

При этом налоговым органом сделан неверный вывод об отсутствии у общества на балансе магистральных тепловых сетей, так как оно не входит в список соответствующих организаций, представленный Администрацией. Факт поставки тепловой энергии потребителям подтверждается договорами с промышленными потребителями.

Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у общества магистральных тепловых сетей опровергается представленными доказательствами, в том числе: техническими паспортами, схемами-планами сетей теплоснабжения, инвентарными карточками учета объекта основных средств.

Таким образом, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов применена заявителем правомерно.

Таким образом, заявителем подтверждено совпадение фактического наименования и функционального назначения имущества с примечаниями Перечня, а налоговым органом, соответственно, неправомерно отказано в применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов основных средств.

Суд пришел к выводу о том, что общество заявило льготу исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня, в связи с чем правомерно использовало предусмотренную пунктом 11 ст.381 Налогового кодекса РФ льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорных имущественных объектов.

Таким образом, оспариваемые решения налогового органа подлежат признанию недействительными.

Кроме того, обществом заявлено требование о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб. Данное требование заявителя также подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ.

Статьей 379 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с установленным ст.382 Налогового кодекса РФ порядком исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с указанной статьей, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Как следует из п.4 ст.382 Налогового кодекса РФ, сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п.4 ст.376 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.54 Налогового кодекса РФ, в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Налоговый кодекс РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога.

Так, в подпункте 5 п.1 ст.21 Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.

Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.7 вышеуказанной статьи заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налогового кодекса РФ.

Заявления на возврат сумм излишне уплаченного налога за 2011-2012 годы заявителем поданы в налоговый орган 29 и 30 ноября 2013 года (т.2 л.д.44-48).

Переплата у заявителя по налогу на имущество организаций образовалась за 2011 – 2012 годы в связи с тем, что налогоплательщиком были уменьшены налоговые обязательства перед бюджетом путем предъявления уточненных деклараций по этому налогу за 2011 – 2012 годы.

Положениями статьи 81 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком, кроме того, оно соотносится с обязанностью налоговых органов принять уточненную декларацию (расчет).

Согласно подпункту 2 п.4 ст.80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Принятие декларации предполагает не только подтверждение налоговым органом факта поступления декларации как документа, но и осуществление иных действий, направленных на исполнение такого заявления – отражение и учет сведений об исчисленной сумме налога и других, связанных с исчислением и уплатой налога данных.

Положения пункта 4 ст.89 Налогового кодекса РФ о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, относятся к порядку проведения выездной налоговой проверки.

При этом, нормами ст.88 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок проведения камеральной проверки, указанные ограничения не установлены.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ установлен порядок и сроки возврата излишне уплаченного налога, пеней, штрафов, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета на основании письменного заявления, представленного в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, при отсутствии недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 №6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 17750/10, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган.

Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, в отношении налога на имущество за 2011 и 2012 годы срок на возврат излишне уплаченного налога заявителем соблюден.

С учетом указанных обстоятельств, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины за подачу заявления подлежат взысканию с заинтересованного лица на основании ч.1 ст.110 АПК РФ, поскольку положение пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ, предусматривающее освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, не применяется при распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату на основании пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» удовлетворить.

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26.09.2013 № 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 13.04.2011; место нахождения: 629810, Ямало-Ненецкий АО, <...>) произвести возврат открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.01.1997; место нахождения: 628406, Ханты-Мансийский АО – Югра, <...>) излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 – 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 13.04.2011; место нахождения: 629810, Ямало-Ненецкий АО, <...>) в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.01.1997; место нахождения: 628406, Ханты-Мансийский АО – Югра, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 594 руб. 04 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья Д.П. Лисянский