АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-2060/2013
16 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2013 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Пучковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 194/2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился,
от административного органа – ФИО1 по доверенности от 10.01.2013 № 20, ФИО2 по доверенности от 10.09.2013 № 37,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (далее по тексту – заявитель, Общество, ООО «Газпром добыча Ноябрьск») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – административный орган, Росприроднадзор) об отмене постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 194/2013.
Заявленные требования мотивированы тем, что привлечение к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) возможно только при условии фактического пользования недрами. В свою очередь, все поисковые (разведочные) скважины, пробуренные Обществом в ходе геологоразведочных работ, законсервированы или ликвидированы, т.е. по завершении разведки Общество не осуществляет деятельность по недропользованию на Ленском месторождении. Кроме того, административным органом не учтены обстоятельства, препятствующие выполнению Обществом условия лицензии: в связи с изменением геологической модели Ленского месторождения Общество не имело достаточных оснований для начала разработки технологического проектного документа первой стадии разработки месторождения.
От административного органа поступил отзыв, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя. Возражения мотивированы тем, что государственная экспертиза запасов Ленского месторождения проведена Обществом в 2009 г., запасы углеводородного сырья утверждены 25.05.2009, следовательно, Общество должно было разработать и представить на согласование и экспертизу технологический проектный документ первой стадии разработки Ленского месторождения до 25.05.2010. То обстоятельство, что Обществом не проводятся полевые геологоразведочные работы и добыча УВС, не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, поскольку Обществом уже проведены разведочные работы в соответствии с условиями лицензии.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечил.
Дело рассматривается без участия представителя заявителя на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в соответствии с которой неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал его явку обязательной.
Представители Росприроднадзора в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении требований заявителя по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей административного органа, исследовав материалы дела, материалы административного производства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
ООО «Газпром добыча Ноябрьск» является владельцем лицензии СЛХ 02177 НЭ на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Ленского месторождения, зарегистрированную 25.07.2008, со сроком действия до 10.10.2026 г.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Росприроднадзора от 14.02.2013 № 97-р в отношении ООО «Газпром добыча Ноябрьск» проведена плановая выездная проверка, задачей которой была проверка выполнения Обществом обязательных требований по геологическому изучению и пользованию, в том числе Ленским участком недр, соблюдения условий лицензионного соглашения.
В ходе указанной проверки Росприроднадзором установлено, что Обществом проведены работы по разведке Ленского месторождения. В 2008 году закончена строительством скважина № 905, в 2009 году закончены строительством скважины №№ 903, 906. По результатам исследования глубинных проб, отобранных при испытании скважин, Обществом выполнен подсчет начальных запасов нефти и растворенного газа по залежам в пластах Ю?1 Ю?1 Ленского месторождения. Начальные запасы нефти и растворенного газа Ленского месторождения утверждены на совещании при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Федерального агентства по недропользованию (протокол от 25.05.2009 № 18/280-пр).
На основании представленной информации по выполнению условий лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами Ленского месторождения за 2011-2012 гг. Росприроднадзором установлен факт нарушения Обществом пункта 4.2.4 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 02177 НЭ, выразившееся в неразработке и непредставлении в установленном порядке на согласование и экспертизу технологического проектного документа первой стадии разработки месторождения в срок до 25.05.2010.
Факт пользования Обществом недрами с нарушением условия лицензии послужил основанием для составления административным органом в отношении ООО «Газпром добыча Ноябрьск» протокола об административном правонарушении от 29.03.2013 № 194/2013 и вынесения постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 194/2013, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективной стороной правонарушения является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Согласно Закону о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение как требований технических проектов (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона), так и выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона).
В соответствии с положениями статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утв. приказом МПР РФ от 21.03.2007 № 61, проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.
В силу пункта 6 вышеуказанных Рекомендаций в качестве проектных технологических документов могут рассматриваться: проекты пробной эксплуатации, технологические схемы разработки и дополнения к ним, проекты разработки и дополнения к ним, технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах, авторские надзоры за реализацией проектных технологических документов.
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах. Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Из материалов дела следует, что ООО «Газпром добыча Ноябрьск» является владельцем лицензии СЛХ 02177 НЭ на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Ленского месторождения. Неотъемлемой составной частью лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами в пределах Ленского нефтяного месторождения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с пунктом 4.2.4 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 02177 НЭ владелец лицензии обязуется выполнить следующий комплекс работ по разведке и добыче УВС: в течение одного года с даты проведения государственной экспертизы запасов углеводородов разработать и представить в установленном порядке на согласование и экспертизу технологический проектный документ первой стадии разработки месторождения (пробной эксплуатации или опытно-промышленной разработки).
Протоколом Коллегии Миннефтепрома СССР от 15.10.1984 № 44 п. IV утверждены Правила разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (далее по тексту – Правила), которые являются практическим руководством для работников, в том числе нефтегазодобывающих предприятий при проведении работ, связанных с разведкой, подсчетом запасов нефти и газа, проектированием разработки и обустройства, разбуриванием и разработкой нефтяных и нефтегазовых месторождений, со строительством и эксплуатацией скважин и других промысловых сооружений.
Разведка нефтяного месторождения или отдельной залежи представляет собой комплекс работ, включающих бурение по определенной системе оптимального числа разведочных скважин, их испытание и пробную эксплуатацию, проведение на них промыслово-геофизических и гидродинамических исследований, лабораторные исследования отобранных из них керна и пластовых флюидов в целях подготовки запасов нефти категорий C1 + C2 в соотношениях, необходимых для составления технологической схемы разработки (пункт 1.3.1 Правил).
При определении запасов месторождений обязательному подсчету и учету подлежат запасы нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов (этана, пропана, бутанов, серы, гелия, металлов), целесообразность извлечения которых обоснована технологическими и технико-экономическими расчетами (пункт 1.7.1 Правил).
Под промышленной разработкой нефтяного и нефтегазового месторождения понимается технологический процесс извлечения из недр нефти, газа и сопутствующих ценных компонентов для использования их в народном хозяйстве. Ввод нефтяных месторождений (залежей) в промышленную разработку допускается, если, в том числе осуществлена пробная эксплуатация разведочных скважин, при необходимости, пробная эксплуатация залежей или опытно-промышленная разработка представительных участков месторождения (пункты 2.1.1, 2.1.2 Правил).
При этом под пробной эксплуатацией разведочных скважин понимается комплекс работ, проводимых с целью уточнения добывных возможностей скважин, состава и физико-химических свойств пластовых флюидов, эксплуатационной характеристики пластов (пункт 1.4.6 Правил).
Технологические схемы и проекты разработки составляются на базе балансовых запасов нефти и газа, утвержденных или принятых в соответствии с п. 2.1.2 - 2.1.4 настоящих Правил и технического задания на проектирование. Проекты разработки составляются по данным уточненных параметров пластов по результатам реализации технологической схемы разработки на базе запасов нефти и газа (пункты 2.3.1, 2.3.7 Правил).
Последовательность проведения геологоразведочных работ на нефть и газ в Российской Федерации, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа, независимо от их ведомственной принадлежности, подчинения и форм собственности, определяется Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утв. приказом МПР РФ от 07.02.2001 № 126 (далее – Положение). Деление геологоразведочного процесса на этапы и стадии имеет целью установление рациональной последовательности выполнения различных видов работ и общих принципов оценки их результатов на единой методической основе для повышения эффективности использования недр (пункты 1.1, 1.3 Положения).
Согласно пунктам 4.6, 4.7 Положения по результатам разведочных работ с учетом данных пробной эксплуатации проводится:
- уточнение геологических и извлекаемых запасов углеводородов, а также сопутствующих компонентов разведанных и выявленных залежей (продуктивных горизонтов) месторождений по категориям С1 и частично С2;
- подготовка геолого-геофизических материалов, необходимых для составления технологической схемы разработки месторождений нефти и проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождений газа, а также для выбора методов повышения коэффициентов извлечения.
Этап разведки месторождения (залежи) завершается получением информации, достаточной для составления технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождений (залежи) газа.
В соответствии с экспертным заключением № 64-09 оп на оперативный подсчет запасов нефти и газа по Ленскому месторождению от 31.03.2009 по состоянию на 01.01.2009 на государственном балансе полезных ископаемых числятся запасы УВС в количестве:
по категории С1 по категории С2
Ю12 нефть (геол/извл), тыс.т. 551/82 3979/597
раств. Газ (извл), млн.м3 51 371
Ю13 нефть (геол/извл), тыс.т. 391/78 2159/432
раств.газ (извл), млн.м3 49 269
В 2008 г. с целью уточнения характера насыщения пластов были проведены повторные испытания в скважинах 901 и 902, позволившие характеризовать пластовую систему как газоконденсатную. По данным сейсморазведочных работ уточнились структурные построения по залежам в пластах Ю12 и Ю13. Перевод залежей нефти пластов Ю12 и Ю13 в газоконденсатные экспертиза посчитала недостаточно обоснованным из-за отсутствия качественных глубинных проб. При этом подсчетные параметры по залежам в пластах Ю12 и Ю13 месторождения признаны обоснованными и рекомендованы для подсчета запасов. Роснедрам рекомендованы к утверждению начальные запасы нефти и растворенного газа по залежам в пластах Ю12 и Ю13 Ленского месторождения. ООО «Газпром добыча Ноябрьск» рекомендовано отразить изменения в состоянии запасов УВС по залежам в пластах Т1, Т2, Т3, Ю12 и Ю13 по графе «Разведка» в отчетной форме 6-гр за 2009 г., а для решения вопроса о фазовом состоянии пластовых систем залежей Ю12 и Ю13 – провести качественные и полные исследования скважин (т.1 л.д.25-31).
Заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию утвердил 22.05.2009 результаты государственной экспертизы по Ленскому месторождению, изложенные в экспертном заключении № 64-09 оп (т.1 л.д.23-24).
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что государственная экспертиза запасов Ленского месторождения проведена в 2009 г., запасы углеводородного сырья утверждены руководством Роснедра 22.05.2009.
Следовательно, с 22.05.2009 у Общества возникла обязанность разработать и представить на согласование и экспертизу технологический проектный документ первой стадии разработки Ленского месторождения. Указанная обязанность должна была быть исполнена до 22.05.2010.
Согласно акту о продлении консервации законченной строительством разведочной скважины № 903 Ленского месторождения срок первичной консервации скважины № 903 – с 27.09.2009 по 27.09.2011. В последующем срок консервации скважины продлен с 27.09.2011 по 27.09.2016. Причина продления консервации разведочной скважины № 903 – в целях дальнейшей организации добычи УВС Ленского месторождения (т.1 л.д.220).
Актом № 7 от 18.03.2010 разведочная скважина № 906 Ленского месторождения ликвидирована как скважина, доведенная до проектной глубины (т.1 л.д.221).
Заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию 21.06.2013 утверждены результаты государственной экспертизы по Ленскому месторождению, изложенные в экспертном заключении № 112-13оп, из которого следует, что в отчетный период на Ленском месторождении были пробурены и испытаны скважины №№ 903, 906, с учетом сейсморазведочных работ 3Д уточнено геологическое строение залежей: при опробовании скважины № 903 из интервала пласта Ю12 получен фонтанный приток газоконденсатной смеси, в скважине № 906 из пласта Ю13 получен приток воды со следами УВ. Подсчетные параметры по залежам пластов Ю12 и Ю13 рекомендованы к принятию для подсчета запасов УВС. Обществу рекомендовано в ходе дальнейших геологоразведочных работ уточнить положение ГНК по залежи пласта Ю12, отобразить состояние запасов УВС по пластам Ю12 и Ю13 Ленского месторождения в форме 6-грр за 2013 г. по графе «Разведка» (т.1 л.д.198-204).
При этом суд отмечает, что выполнение Обществом иных пунктов условий пользования недрами (последующие стадии разработки месторождения) возможно только при условии выполнения Обществом требований пункта 4.2.4 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 02177 НЭ.
На основании вышеизложенного суд отклоняет доводы заявителя о том, что Общество фактически не осуществляет пользование участком недр путем проведения разведочных работ и добычи УВС. Общество с 22.05.2009 продолжило разведочные работы и добычу УВС, не выполнив условие лицензионного соглашения, за что предусмотрена ответственность статьей 7.3 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Надлежащих доказательств того, что у Общества не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, а также того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено.
Судом установлено, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (пункт 10 части 2 статьи 22, статья 12 Закона о недрах).
Из положений статьи 4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушении (часть 1) При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения данного правонарушения (часть 2).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 № 9199/07, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
На момент проведения проверки деятельность Общества по добыче УВС прекращена не была, условие, содержащееся в пункте 4.2.4 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 02177 НЭ, не выполнено.
Следовательно, со дня обнаружения административного правонарушения начал течь срок давности привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае заявитель привлечен к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за действия, носящие длительный характер и заключающиеся в пользовании недрами с нарушением условий лицензионного соглашения.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Санкция применена в установленных статьей 7.3 КоАП РФ пределах (минимальный размер).
При изложенных обстоятельствах заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 194/2013 не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (ОГРН <***> ИНН <***>) требования об отмене постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 194/2013 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Э.М. Сеитов