АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-2098/2011
12 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корецкой С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Ноябрьска к Отделу надзорной деятельности по МО г. Ноябрьск УНД ГУ МЧС России по ЯНАО об отмене постановления от 26.04.2011 года №280, при участии заинтересованного лица: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 03.05.2011 №6-38,
от заинтересованных лиц – представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ноябрьска обратилась в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности по МО г. Ноябрьск УНД ГУ МЧС России по ЯНАО об отмене постановления от 26.04.2011 года №280, при участии заинтересованного лица: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Отзывов от заинтересованных лиц в суд не поступило.
Заинтересованные лица: Отдел надзорной деятельности по МО г. Ноябрьск УНД ГУ МЧС России по ЯНАО; Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении копий судебного акта. Суд в силу ст. 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2011 по 19.04.2011 года на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа по пожарному надзору - заместителя начальника УНД ГУ МЧС России по ЯНАО ФИО2 от 28.03.2011 № 204 проведена внеплановая проверка в отношении Администрации город Ноябрьск, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 19.04.2011 № 204.
В ходе проверки выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно:
-в нарушение пункта 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны в микрорайон Вынгапуровский составляет более 10 минут (фактически 1 час 40 минут);
-в нарушение пункта 31 ППБ 01-03 микрорайон Вынгапуровский для целей наружного пожаротушения не укомплектован пожарно-техническим вооружением;
-в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» заявителем в микрорайоне Вынгапуровский не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны.
-в нарушение пункта 17 Приказа МВД РФ от 02.04.2001 № 390 заявителем не организовано проведение первоначальной подготовки добровольных пожарных;
-в нарушение пункта 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки микрорайона Вынгапуровский до лесных массивов (расположенных по адресам: ул. 70 лет Октября, <...> Октября, <...>) составляет менее 100 метров, а от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой (ул. Энтузиастов, ул. Хвойная) до лесных массивов - менее 30 метров;
-в нарушение пункта 112 ППБ 01-03 заявителем не принимаются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружениях и сооружения (устройство защитных противопожарных полос).
По итогам проверки выдано предписание № 204/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Усмотрев в действиях Администрации города Ноябрьск признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, главным государственным инспектором г. Ноябрьска по пожарному надзору начальником ОНД по МО г. Ноябрьска майором внутренней службы ФИО3 составлен административный протокол от 19.04.2011 года по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
26 апреля 2011 года главным государственным инспектором г. Ноябрьска по пожарному надзору начальником ОНД по МО г. Ноябрьска майором внутренней службы ФИО3 вынесено постановление №280, которым Администрация МО г. Ноябрьск признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Администрация города Ноябрьск, не согласившись с вынесенным постановлением, обжаловала его в судебном порядке, предъявив требование об отмене постановления от 26.04.2011 года №280.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходит из следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности).
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под противопожарным режимом - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Федерального закона «О пожарной безопасности», пунктов 9 и 10 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 №820 государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, а также имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 названного Федерального закона).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в ППБ 01-03.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2002 №313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определены статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Так, статьей 19 Закона о пожарной безопасности установлены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, к которым, в частности относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1)реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2)разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3)разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4)разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5)установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6)обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7)обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8)организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9)социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно пункту 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Пунктом 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», установлено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
В пункте 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее по тексту - ППБ 01-03) закреплено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.
В пункте 112 ППБ 01-03 закреплено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Пунктом 17 Приказа МВД РФ от 02.04.2001 № 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.
Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе подразделений ГПС.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается событие административного правонарушения. В постановлении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Оценив материалы проверки, оспариваемое постановление, суд, руководствуясь ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ и требования Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 № 517 (далее по тексту - Административный регламент) пришел к выводу, что органом пожарного надзора должным образом не установлены факты нарушения требований пожарной безопасности, и как следствие не доказано в действиях Администрации г. Ноябрьск события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Так, в оспариваемом постановлении указано на наличие нарушения ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которое выразилось в необеспечении: условий для организации добровольной пожарной охраны в микрорайоне Вынгапуровский; условий для укомплектованности пожарно-техническим вооружением в микрорайоне Вынгапуровский.
В административном протоколе, оспариваемом постановлении нет описания события: какое действие (бездействие) вменено в вину Администрации, в чем выразилось правонарушение; отсутствуют сведения о том, какие мероприятия, действия следовало Администрации осуществить по укреплению пожарной безопасности, в какие сроки, отсутствуют сведения о месте совершения конкретных нарушений (конкретные ориентиры объекта и предмета нарушения).
В оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на конкретные пункты, (абзацы пунктов) статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые нарушены заявителем.
При этом, суд считает необходимым отметить, что статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» содержит перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, состоящий из 4 позиций, а статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» содержит перечень первичных мер пожарной безопасности, состоящий из 9 позиций. Учитывая данный факт, неуказание в протоколе и оспариваемом постановлении конкретных пунктов, абзацев пунктов данных статей, которые нарушены заявителем, лишает Администрацию права знать, какое нарушение конкретно ему вменяется в вину, и, следовательно, осуществлять надлежащую защиту своих прав, а также не позволяет суду и заявителю проверить обоснованность и правильность указания на наличие данного нарушения.
Также, в пункте 5 постановления указано на нарушение заявителем противопожарного расстояния от границ застройки микрорайона Вынгапуровский до лестных массивов (менее 100 метров) и от границ застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лестных массивов (менее 30 метров), при этом пункт 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указывает на то, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лестных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лестных массивов не менее 15 метров, таким образом, анализируя нарушение указанное в пункте 5 постановления, суд пришел к выводу о том, что органом пожарного надзора неверно определено противопожарное расстояние.
Более того, суд считает необходимым отметить, что результаты проверки в отношении Администрации Муниципального образования г. Ноябрьск были предметом судебного разбирательства по делу №А81- 2011/2011 по заявлению Администрации города Ноябрьска (ИНН: <***> ОГРН: <***>) к Отделу надзорной деятельности по МО г. Ноябрьск УНД ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 204/1/1, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.08.2011 года по делу №А81-2011/2011 заявленные Администрацией города Ноябрьска требования были удовлетворены; предписание от 19.04.2011 № 204/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности признано судом недействительным.
Решение суда по делу №А81-2011/2011 от 01.08.2011 года в вышестоящие судебные инстанции органом пожарного надзора не оспорено, поэтому в настоящее время вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.
Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившим в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Поскольку обстоятельства, касающиеся законности выявления и предъявления к исполнению нарушений норм пожарной безопасности были предметом рассмотрения арбитражного суда ЯНАО, что нашло свое отражение в судебном акте, принятом по делу №А81-2011/2011, решение суда по делу №А81-2011/2011 вступило в законную силу, данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в настоящем деле.
В частности, судебным актом по делу №А81-2011/2011 установлено, что органом пожарного надзора должным образом не установлены факты нарушения требований пожарной безопасности со стороны Администрации Муниципального образования г. Ноябрьск.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления и необходимости удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации города Ноябрьск – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить в полном объеме постановление главного государственного инспектора г. Ноябрьск по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности по МО г. Ноябрьск УНД ГУ МЧС России по ЯНАО от 26.04.2011 года №280, вынесенное в отношении Администрации Муниципального образования город Ноябрьск.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке путем подачи соответствующей жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья
Н.М. Садретинова