ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-2106/2021 от 07.10.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-2106/2021

09 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2021 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Чалбышевой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухариной Н.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "ГеоИнТэк" (ИНН: <***>)

о взыскании,

третье лицо - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

при участии в судебном заседании: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "ГеоИнТэк" (далее - ответчик) о взыскании 7 849 353, 10 руб. убытков, в том числе - 2 339 641, 70 руб. за 2019 год и 5 509 711, 40 руб. за 2016 год, по договору № Д/2103/14-1956 от 30.12.2014.

Кроме этого, по результату рассмотрения спора истец просит взыскать с ответчика 62 247 руб. расходов по госпошлине.

Ответчик представил отзыв с возражениями по иску, в удовлетворении просит отказать. Согласно представленному отзыву, ответчик ссылается на то, что в ходе приемки отчетов за 2016 и 2019 годы у истца отсутствовали замечания по ходу выполнения работ, а также к методике и результатам анализов проб. Ответчик также указывает на то, что по условиям спорных договоров он вправе привлекать дополнительных специалистов, заключать договоры субподряда, в связи с чем он заключил договоры с ООО «Медлайн», ООО «ЛЕКС», ФГБУ «ЦЛАТИ».

Ответчик также ссылается на то, что вывод о недостоверности результатов наблюдений сделан с грубым нарушением установленных законом требований, поэтому не может являться доказательством нарушений, допущенных ответчиком.

Третье лицо представило в порядке статьи 81 АПК РФ пояснения, согласно которым третье лицо поддерживает позицию истца; на дату подачи пояснений, сведения о результатах локального экологического мониторинга по спорным лицензионным участкам исключены их ИАС «ТСЭМ ЯНАО», как недостоверные.

В судебном заседании принимают участие представители истца (онлайн), ответчика (посредством видео-конференц-связи), третьего лица.

Лицам, участвующим в деле разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.

В судебном заседании рассмотрены ходатайства представителя ответчика:

Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора – ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технический измерений по УФО» отклонено, с учетом мнения представителей истца и третьего лица, в связи с непредставлением пояснений относительно того – какие права, обязанности и законные интересы данного лица могут быть нарушены и каким образом.

Ходатайство о запросе у истца оригиналов спорных протоколов, положенных в основание иска отклонено, с учетом пояснений представителя истца о том, что такие оригиналы протоколов у истца отсутствуют; кроме этого, представитель истца пояснила, что именно на ответчике лежит обязанность по направлению оригиналов документов в адрес истца, доказательства такого направления ответчик не представил. При этом, ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания для предоставления доказательств направления подлинных протоколов истцу также отклонено, ввиду оснований для оценки действий представителя, как направленных на затягивание судебного процесса: при вынесении определения от 15.03.2021 о принятии иска к производству, ответчик не обеспечил явку ни в одно из четырех состоявшихся судебных заседаний – при наличии указания на обязание ответчика обеспечить явку своего представителя.

Ходатайство о назначении судебной технической экспертизы с предложением ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технический измерений по УФО» представить свободные образцы оригиналов протоколов по периодам, соответствующим спорным, для сравнения оттисков печати также отклонено. При этом суд принимает во внимание основания возражений истца и третьего лица о том, что решение Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора № 217 от 21.09.2020 о выявленных фактах предоставления ООО МП «ГеоИнТЭК» подложных документов о результатах экологического мониторинга ответчиком не оспорено; действия ответчика направлены на затягивание судебного процесса.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Рассмотрев исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов настоящего дела, истец является владельцем ряда лицензий на право пользования недрами на геологическое изучение и добычу углеводородного сырья в Ямало-Ненецком автономном округе.

Во исполнение ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 10 и 11 Закона ЯНАО от 27.06.2008 № 53-ЗАО «Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе» на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2013 № 56-П «О территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» сформирована территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Территориальная система наблюдений), состоящая из локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков.

Территориальная система наблюдений функционирует в соответствии с Положением о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению (далее - Положение). В силу пунктов 1.3, 1.5 Положения, локальный экологический мониторинг проводится пользователями недр, осуществляющими деятельность на территории лицензионных участков, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки, освоения, эксплуатации и ликвидации (пробная или опытно-промышленная эксплуатация) месторождений нефти и газа.

В целях выполнения требований об организации локального экологического мониторинга на месторождениях истец привлек ответчика по договорам на оказание услуг по локальному экологическому мониторингу месторождений № Д/2103/14-1956 от 30.12.2014 и №ННГ-19/10924/00876/Р от 23.05.2019.

В рамках заключенного договора на оказание услуг по локальному экологическому мониторингу месторождений №Д/2103/14-1956 от 30.12.2014, ответчик обязался по заданию истца оказать услуги по локальному экологическому мониторингу окружающей среды в границах Восточно-Пякутинского, Пякутинского, Суторминского, Западно-Суторминского, Северо-Карамовского, Крайнего, Северо-Романовского, Романовского, Сугмутского, Меретояхинского, Умсейского, Муравленковского, Северо-Янгтинского, Северо-Пямалияхского, Восточно-Вынгаяхинского, Еты-Пуровского, Валынтойского и Вынгаяхинского лицензионных участков, расположенных в Пуровском и Надымском районах Ямало-ненецкого автономного округа в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к договору), а заказчик принять надлежаще оказанные услуги и оплатить в соответствии с условиями договора (п.2.1).

При этом исполнитель гарантировал осуществление всего комплекса услуг в соответствии с п. 2.1 договоров, включая проведение исследований компонентов природной среды, включая полевые, лабораторные и камеральные работы; оценку состояния окружающей среды, а также прогноз ее изменения (в виде отчета).

Результат оценки окружающей среды используется заказчиком при организации охраны окружающей среды в качестве научной и информационной основы, при составлении проектов разработки и обустройства месторождений нефти, а также в качестве отчетных материалов по выполнению лицензионных соглашений для территориального агентства по недропользованию ЯНАО и других надзорных органов (п. 2.4 договора).

Согласно п.1 технического задания, реализация поставленной цели осуществляется в два последовательных этапа: проведение исследований компонентов природной среды, включая полевые, лабораторные и камеральные работы в соответствии с утвержденной программой экологического мониторинга; составление и согласование отчета по результатам локального экологического мониторинга окружающей среды Восточно-Пякутинского, Пякутинского, Суторминского, Западно-Суторминского, Северо-Карамовского. Крайнего, Северо-Романовского, Романовского, Сугмутского, Меретояхинского, Умсейского, Муравленковского, Северо-Янгтинского, Северо-Пямалияхского, Восточно-Вынгаяхинского, Еты-Пуровского, Валынтойского и Вынгаяхинского лицензионных участков в соответствии с требованиями Постановления правительства ЯНАО №56-П от 14.02.2013г., в том числе: нанесение полученного при обследовании территории фактического материала на бумажный и магнитный (формат Microsoft Word, Microsoft Excel) носители; нанесение на топографическую основу масштаба 1:50000 местоположения всех площадок наблюдения и отбора проб на территории лицензионного участка в формате Mapinfo на бумажный и магнитный носители; составление карты оценки (картосхемы) состояния компонентов природной среды по итогам локального экологического мониторинга окружающей среды за 2015 и 2016 гг., масштаб 1:50000; представление информации по выполнению локального экологического мониторинга в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, информационно-аналитическую систему ЯНАО в соответствии с требованиями Постановления №56-П; оформление отчета; согласование отчета локального экологического мониторинга окружающей среды с Ямало-Ненецким ЦГМС - филиалом «Обь-Иртышского УГСМ» и Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.

Результатом услуг по договорам является согласованный отчет о результатах проведенного локального экологического мониторинга окружающей среды в границах вышеперечисленных лицензионных участков за 2015 и 2016 годы - 2 экз. на бумажном носителе и в электронном виде (пункт 2.1, 5.4 договора, п. 7 технического задания).

При этом отбор проб по каждому компоненту окружающей среды производится исполнителем самостоятельно с использованием собственного транспорта.

Исполнитель самостоятельно представляет промежуточные и итоговые отчеты по проведению локального экологического мониторинга (электронные протоколы КХА, сводные таблицы, итоговый отчет, электронные карты и т.д.) в информационно-аналитическую систему ЯНАО, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО №56-П от 14.02.2013 (далее - Постановление).

Итоговые отчеты по локальному экологическому мониторингу за 2016 год на территории 17 лицензионных участков, подготовленные ответчиком, направлены в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО для загрузки ИАС «ТСЭМ ЯНАО». Услуги приняты заказчиком по актам сдачи-приемки услуг №4 от 10.05.2016, №5 от 23.09.2016 и №6 от 13.12.2016 и оплачены платежными поручениями № 2874 от 14.06.2016, № 4999 от 24.10.2016, № 3658 от 13.02.2017г. на сумму 5 509 711,4 руб.

По состоянию на 03.09.2020 в адрес истца поступило письмо третьего лица о необходимости проведения работ по исключению недостоверных результатов ЛЭМ за 2016год. Согласно письму, в соответствии с подпунктом 10.1.1 Положения о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2013 года № 56-П) в третьем квартале 2020 года Департаментом проведена проверка подлинности результатов локального экологического мониторинга (далее - ЛЭМ) за 2016 год по 17 лицензионным участкам АО «Газпромнефть-ННГ», в частности, протоколов количественного химического анализа и достоверности представленных в них сведений, с привлечением Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области (далее - лаборатория).

По итогам проверки установлено, что все скан-копии протоколов КХА, предоставленных ответчиком третьему лицу в составе отчетов ЛЭМ для территорий Валынтойского, Восточно-Вынгаяхинского, Восточно-Пякутинского, Вынгаяхинского, Еты-Пуровского, Западно-Суторминского, Крайнего, Меретояхинского, Муравленковского, Пякутинского, Романовского, Северо-Янгтинского, Северо-Карамовского, Северо-Романовского, Сугмутского, Суторминского и Умсейского лицензионных участков, следует считать недействительными.

Поскольку услуги оказывались ответчиком во исполнение обязательств по предоставлению информационных отчетов о локальном экологическом мониторинге, возложенных на истца, как недропользователя, законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2013 года № 56-П, исключение результата таких услуг из ИАС «ТСЭМ ЯНАО» повлекло невозможность использования подготовленных ответчиком итоговых отчетов в целях их непосредственного назначения, а именно для исполнения недропользователем обязательств, предусмотренных действующим законодательством.

В результате неисполнения ответчиком обязательств по договору истцу причинены убытки в виде стоимости оплаченных услуг на сумму 5 509 711,40 руб.

По состоянию на 30.10.2020 ответчику направлено требование о возврате оплаченной стоимости услуг; получен ответ, в котором исполнитель требования не признал, посчитал незаконными, не подлежащими удовлетворению; сослался на подписание актов выполненных работ без замечаний. При этом, доказательства подлинности протоколов КХМ и соответствие итоговых отчетов требованиям и условиям договора ответчиком не представлены.

В соответствии с условиями договора №ННГ-19/10924/00876/Р от 23.05.2019 ответчик (исполнитель) обязался по заданию истца оказать услуги по локальному экологическому мониторингу окружающей среды в границах Холмистого, Чатылькинского, Западно-Чатылькинского, Равнинного и Воргенского лицензионных участков в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к договору), а истец (заказчик) - принять надлежаще оказанные услуги и оплатить в соответствии с условиями договора (п. 2.1).

Согласно п. 2.4 договора, результат услуг используется истцом при организации охраны окружающей среды в качестве научной и информационной основы, при составлении проектов разработки и обустройства месторождений нефти, а также в качестве отчетных материалов по выполнению лицензионных соглашений для территориального агентства по недропользованию ЯНАО и других надзорных органов.

Пунктом 5.1.2 предусмотрена обязанность исполнителя самостоятельно представлять промежуточные и итоговые отчеты по проведению локального экологического мониторинга (электронные протоколы КХА, сводные таблицы, итоговый отчет) в информационно-аналитические системы субъектов РФ. Согласно п. 6.1 договора, услуги считаются оказанными после согласования отчета по результатам локального экологического мониторинга в соответствии с приложением №1 к договору и принятыми истцом после подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что исполнитель несет ответственность за качество предоставляемых услуг, компетентность сотрудников, объективность и законность выдаваемых заключений. Надлежащим оказанием услуг является согласованный отчет о результатах проведенного экологического мониторинга окружающей среды в границах Холмистом, Чатылькинском, Западно-Чатылькинском, Равнинном и Воргенском месторождениях лицензионных участков, расположенных в районах ЯНАО/ХМАО-Югры (пункт 2.1, 5.4. договора 2, п. 7 технического задания).

В адрес истца 31.01.2020 поступило письмо о загрузке отчетов в информационно-аналитическую систему «ТСЭМ» ЯНАО». По состоянию на 31.01.2020 сторонами подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг №1, в соответствии с которым, платежным поручением № 8665 от 27.02.2020 и путем взаимозачета взаимных денежных требований по соглашению от 31.01.2020 истец оплатил услуги в сумме 2 339 641,70 руб.

Впоследствии, 04.03.2020 в адрес истца поступило письмо третьего лица о необходимости доработки отчетов и направления на повторное рассмотрение в Департамент, о чем сообщено ответчику 26.03.2020 письмом 10/2/1/004033. Для доработки отчетов установлен срок до 01.04.2020, однако об устранении выявленных недостатков ответчик сообщил в Департамент 07.07.2020.

Истец обратился к ответчику 16.07.2020 с требованием о выполнении договорных обязательств и незамедлительном предоставлении подтверждения направления в адрес третьего лица откорректированных отчетов, на что 21.07.2020 получен удовлетворительный ответ.

Однако из письма третьего лица от 27.07.2020 истец узнал о недействительности результатов наблюдений: в результате рассмотрения материалов Департаментом выявлены факты предоставления подложных документов и умышленного искажения информации о состоянии окружающей среды.

Таким образом, итоговые отчеты по локальному экологическому мониторингу за 2019 год также не приняты, в связи с недостоверностью представленной информации, результат услуг по договору не достигнут, обязательства не исполнены. В связи с этим, 31.08.2020 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении причиненных убытков в виде стоимости оплаченных услуг в размере 2 339 641,70 рублей. Претензия получена ответчиком 09.09.2020, ответ на претензию не направлен.

В материалы дела представлено решение Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора № 217 от 21.09.2020г. о проведении проверки в отношении АО «Газпромнефть-ННГ» по факту нарушения закона при осуществлении локального экологического мониторинга по сообщению Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в 2016 и 2019 годах.

По результатам проверки вынесено представление №07-06-2020 от 30.09.2020 о принятии мер к устранению нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, согласно которому «результаты экологического мониторинга в 2016 году в границах Валынтойского, Восточно-Вынгаяхинского, Восточно-Пякутиского, Вынгаяхинского, Еты-Пуровского, Западно-Суторминского месторождения, Крайнего, Меретояхинского, Муравленковского, Пякутинского, Романовского, Северо-Янгтинского, Северо-Крамовского, Северо-Романовского, Сугмутского, Суторминского и Умсейского лицензионных участков и в 2019 году в границах Холмистого, Чатылькинского, Западно-Чаталькинского, Равнинного и Воргенского лицензионных участков, проведённого в рамках территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей, содержат недостоверные данные.

Как следует из выводов прокуратуры, изложенных в представлении, итоговые отчеты по локальному экологическому мониторингу за 2016 год, подготовленные ООО МП «ГеоИнТЭК» были направлены в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО для загрузки ИАС «ТСЭМ ЯНАО». Вместе с тем, все копии протоколов КХА, предоставленных в составе отчетов локального экологического мониторинга по вышеуказанным месторождениям являются подложными, поскольку лабораторией исследования не проводились и протоколы с соответствующими реквизитами не выдавались.

Также на основании договора на оказание услуг по локальному экологическому мониторингу месторождений от 23.05.2019 ООО «МП «ГеоИнТЭК» для АО «Газпромнефть-ННГ» оказало услуги по подготовке отчетов экологического мониторинга в границах Холмистого, Чатылькинского, Западно-Чаталькинского, Равнинного и Воргенского лицензионных участков, подготовлены отчеты мониторинга с приложением результатов лабораторных исследований.

Всего в 2019 году в филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области от ООО МП «ГеоИнТЭК» поступило на исследование 18 отобранных проб, по которым проведены исследования. Копии протоколов КХА, включенные в состав отчетов экологического мониторинга, не соответствуют выданным лабораторией, в копиях изменены даты отбора, даты поступления, даты выдачи протоколов, номера проб. Остальные копии протоколов, приобщенные к отчетам, филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области не выдавались и являются также подложными.

Суд принимает во внимание пояснения представителя истца о том, что 18 отобранных за 2019 год проб, по которым проводились исследования филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области, не представляют ценности, поскольку в целом результат, отвечающий требованиям договора, не получен, а предоставление недостоверных сведений по проведенному локальному экологическому мониторингу приводит к искажению данных государственного экологического мониторинга, что влечет невыполнение его задач по обеспечению органов власти и граждан информацией о состоянии окружающей среды (ст. 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а также нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В результате неисполнения ответчиком своих обязательств по договорам, истцу причинены убытки в виде стоимости оплаченных услуг на сумму 7 849 353,10 руб. (2 339 641,70 руб. за 2019 год и 5 509 711,40 руб. за 2016 год), в связи с чем иск признается судом как обоснованный и законный, подлежащий удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "ГеоИнТэк" (625000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.05.2009, ИНН: <***>, КПП: 720301001) в пользу акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (629807, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ноябрьск город, Ленина улица, 59/87, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2002, ИНН: <***>, КПП: 890501001) 7 849 353, 10 руб. убытков, а также 62 247 руб. расходов по госпошлине.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://yamal.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Западно-Сибирского округа http://faszso.arbitr.ru.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

И.В. Чалбышева